Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможности, связанные со стратегиями




СУБМОДАЛЬНОСТИ В СТРАТЕГИИ

 

В рамках выявления стратегии мы можем, как мы уже упоминали выше, при­вести более подробные разъяснения сенсорных характеристик отдельных эта­пов стратегии. В вышеназванном примере с консультантом организации мы уже видели, что субмодальности играют большую роль в установлении связи между одним этапом и остальными этапами: переход к ощущениям осуществ­ляется в тот момент, как только образ становится достаточно ясным.

Таким образом, в рамках каждой сенсорной модальности мы можем вы­явить дополнительные различия, которые называются субмодалъностями. Эти субмодальности могут оказывать большое влияние на результат образа мыш­ления. Так, консультант организации, который видит структуру организации с расстояния в сто метров, придет к иному заключению, чем его коллега, кото­рый субъективно находится в центре изображения структуры.

 

 

Зачем мы анализируем стратегии? Определение чьей-то стратегии предостав­ляет нам много интересных возможностей. Если я знаю, как работает чья-то стратегия, то я имею возможность:

1. Настроиться на эту стратегию.

2. Перевести стратегию.

3. Прервать стратегию.

4. Смоделировать стратегию.

5. Подправить стратегию.

1. Настраивание

Путем настраивания на чью-то стратегию я могу построить раппорт, словами, я могу использовать языковые паттерны с той же самой последовательностью сенсорных систем, что и у стратегии.

Пример. У кого-то есть следующая стратегия мотивации: Vc → К → Аd (визуальная конструкция → кинестетическая → аудиально-дигитальная) он смотрит, что может произойти, получает ощущение и что-то говорит об этом самому себе). Я (Я. X.) говорю этому человеку: «Когда мы смотрим на те возможности, которые у нас есть, у меня появляется ощущение, которое мож­но передать словами: Давайте просто сделаем это!».

Вот еще один пример настраивания на стратегию. Мы знакомы с муници­пальным советником одной большой общины, у которого есть следующая стратегия принятия решений:

1.Он выслушивает предложение (Ае).

2.Он формирует визуальную конструкцию данного предложения (Vc).

3. Он что-то говорит себе об этом предложении (Ad). Говоря языком I стратегии, это — мета-реакция.

4. Этапы 2 и 3 длятся до тех пор, пока он не услышит внутренний голос, который на основании различных аргументов выразит решение словами «делать» или «не делать». Это снова пример мета-реакции.

5. Как только он произнес «делать» или «не делать», он проверяет, появилось ли у него при этом ощущение удовлетворения. Если этого ощущения нет, он начинает задавать вопросы, прислушивается и начинает использовать стратегию сначала.

Я могу записать эту стратегию следующим образом:

Теперь представим себе, что я прихожу к этому муниципальному советни­ку с предложением и говорю ему следующее: «Я рад, Карел, что у тебя на­билось время спокойно меня выслушать. Смотри, это очень простой план, я, так сказать, набросал его основные идеи». (При этом я с помощью жестов перевожу его взгляд налево вверх, говорю быстро и высоким тоном.) «Я думаю, ты увидишь, какие перспективы это могло бы иметь для нашей общины. Меня бы не удивило, если бы ты серьезно сказал себе: «Этот план весьма неплох, он действительно учитывает интересы людей из нашей общины, мы сделаем это». (При этом я перевожу его взгляд налево вниз и говорю размеренным голосом.) «Этот план прекрасно согласуется с тем, че­го ты сам хочешь».

Из вышеприведенного примера видно, что я очень хорошо настроился на стратегию принятия решений определенного человека. Он начинает автомати­чески, неосознанно улыбаться и кивать головой. Я преподношу информацию в той манере, перед которой он просто не в силах устоять. По сути, это не означает, что он автоматически примет и мое предложение. Если это предложение вступает в противоречие с важным для него критерием (ценностью), это не может не отразиться на его стратегии. Но в данном случае мое исходное — предложение максимально благоприятно для принятия положительного решения, иными словами, принимая во внимание характеристики моего предложения у меня есть большие шансы на то, что оно будет принято.

Число возможностей использования стратегий, в принципе, неограниченно. Практически в любой ситуации мы можем усиливать раппорт, структурируя преподносимую информацию таким образом, чтобы она максимально со­ответствовала стратегии другого человека.

2.Перевод

В случае возникновения конфликта или помех в коммуникации двух и более людей я могу информацию одного человека перевести в стратегию другого человека. Это поможет внесению ясности и установлению взаимопонимания. Пример. У А есть стратегия принятия решений, которую можно выразить формулой Vr → К, а у В есть стратегия принятия решений, которую можно выразить формулой Ad → Vc → Ad. Я описываю для А точку зрения В с помощью образов (событий, которые произошли на самом деле) и ощущений. Для В я перевожу точку зрения А, используя словесное описание ситуации, образов (событий, которые могли бы произойти) и того, что он мог бы ска­зать об этом.

3.Прерывание

Я имею возможность прервать существенный этап неблагоприятной страте­гии, чтобы стратегия прекратила свое действие.

Пример. У кого-то имеется стратегия депрессии, которую можно выразить формулой: Vr → Vr → Ad → К — (многочисленные воспоминания о том, в чем он ошибся, говорят ему, что он плохой, что вызывает у него чувство от­чаяния). Как только я перевожу взгляд направо кверху, я указываю драмати­ческим жестом налево кверху, его взгляд следует за моей рукой. Я кричу во все горло: «Эй! Что мы будем делать сегодня днем? Давай-ка посмотрим. Что будет, если мы сделаем то, чего еще никогда прежде не делали? Как ты на это смотришь?» Я прервал его стратегию депрессии, до того как он вошел в фазу ощущений. По сути, мы не можем утверждать, что этот человек излечился от депрессии, однако мы создали для этого предпосылки.

4.Моделирование

Стратегию, которую кто-то успешно использует в определенном контексте, могу перенести на другой контекст, в котором этот человек действует не столь успешно. Это может касаться одного и того же человека: я могу проанализировать стратегию, которую он использует, когда действует успешно научить его использовать эту стратегию в тех случаях, когда он не способен успешно функционировать. Это может касаться и двух различных людей: успешной стратегии одного человека я могу обучить другого человека, которому прежде не удавалось успешно применить подобную стратегию.

Однажды мне (Я. X.) захотелось пристроить за нашим домом небольшой сарай для хранения велосипедов, но мне было трудно решить, где лучше его расположить. На занятии я случайно встретил женщину, которая хорошо раз­бирается в подобных вещах. Как же именно она работает? Я анализирую ее стратегию. Когда она планирует перепланировку, то предпринимает следую­щие действия:

1. Она посещает соответствующее строение и осматривает его (Ve).

2. Дома она думает об этом строении, мысленно представляет его и обращает внимание на свои ощущения, связанные с тем, что она видит (Vr →К).

3. Она мысленно ощупывает стены и помещения строения (К).

4. Теперь она приступает к перепланировке. Она передвигает стены, устанавливает новые двери, объединяет комнаты, встраивает лестницы и т. д. Эти действия также носят кинестетический характер она делает это буквально «на ощупь» (К)

5. Затем она смотрит на окончательный результат (Vc); она оценивает его, используя свои ощущения (К). Если у нее появилось чувство удовлетво­рения, она принимает эту идею, если у нее наблюдаются неприятные ощущения, она возвращается к этапу 3 (обследование строения).

Я могу выразить эту стратегию следующей формулой:

Примечательным в данной стратегии является то, что она кажется в большей степени кинестетической, в то время как я предполагал, что она бу­дет преимущественно визуальной.

Теперь я начинаю использовать данную стратегию применительно к пла­нированию сарая для велосипедов.

1. Я уже знаю место за нашим домом (Ve).

2. Я мысленно хожу по этому месту взад и вперед, при этом прежде всего обращаю внимание на чувство движения и на «энергию».

3. Я мысленно обследую стены вокруг этого места, я чувствую, куда выходят окна дома, где растут деревья, где расположен навес (это место кажется мне наиболее сухим) и т. д.

4. Теперь я мысленно устанавливаю сарай, при этом я замечаю, что он несколько больше, чем я себе представлял. Я пробую устанавливать его на различные места, пока не нахожу то место, которое вызывает чувство удовлетворения.

5. Затем я смотрю на окончательный результат. Я представляю себе, что я птица и смотрю на ситуацию сверху. Все выглядит весьма неплохо. Теперь я представляю себе, что я сам иду по этому месту. Это выглядит не очень хорошо, поэтому я начинаю вносить изменения. Я делаю сарай для велосипедов по возможности более маленьким.

5. Изменение

Я имею возможность изменять один или несколько этапов в неблагоприятной стратегии, с тем, чтобы вся стратегия привела к другому результату. Или: я могу упростить нормально функционирующую, но слишком усложненную стратегию.

 

Пример. В случае со стратегией депрессии, который мы рассматривали в пункте 3, мне бы хотелось добавить этап Ас, который я заякоряю с негативными образами. Вместо фразы «Я плохой», на этапе 3 теперь появляется голос, который поет: «Иногда мы побеждаем, иногда мы проигрываем!!!». Это способствует тому, что стратегия не акцентирует внимание на негативном К (негативное ощущение).

Или представим себе, что у кого-то есть стратегия принятия решений, которую можно выразить формулой: Vr → Vr → Vr → Vr → Vc → Vc→Ad I → К →Ad →К →Vc→ Vc → Ad → К → Ad→ К →Vr → Vr → V → Ar → Аr → Ar→Ad→ К → Ad. Становится ясно, что помочь этому чело­веку можно, вероятно, сделав его стратегию принятия решений чуть более компактной.

Другой пример. Ирма — менеджер большого мебельного магазина. Ее проблема заключается в том, что у нее не получается делать своим сотрудникам критические замечания. Стратегия, которая не позволяет ей этого сделать, действует следующим образом:

1. Она видит и слышит сотрудника, общающегося с клиентами (Ve-Ae).

2. У нее появляется чувство раздражения (К-). Это синестетическая реакция.

3. Она говорит себе, что бы ей хотелось сказать сотруднику, чтобы по­править его (Ad).

4. Она видит у сотрудника реакцию испуга (Vc).

5. Она слышит голос своего брата, который говорит ей: «Кто ты такая, чтобы оскорблять другого человека?» (Ad).

6. Она чувствует напряжение (К-) и снова слышит голос своего брата, ко­торый говорит ей неприятные вещи об ее неверном подходе.

Из-за этого она чувствует себя еще хуже и т. п.

Я могу записать эту стратегию следующей формулой:

Данная стратегия приводит к тому, что Ирма раздражается, но, как правило, ничего при этом не говорит. Если же она что-то и говорит, она делает это не очень решительно и понятно, а после этого у нее появляется чувство вины, что вовсе неудивительно, принимая во внимание данную стратегию.

Что я могу в этом случае предпринять? Я могу установить коммуникацию с той частью нее, которая стыдит ее и критикует (голосом ее брата). Кроме того, я могу попробовать изменить ее стратегию. Я прошу Ирму подумать о конкретном примере подобной ситуации. Прежде чем она доведет до конца всю стратегию, я ее прерываю. Я спрашиваю: «Что именно сотрудник должен делать иначе? Как это должно выглядеть?». Ирма рассказывает об этом. Затем я прошу ее мысленно рассказать об этом сотруднику (Ad) и представить себе, как сотрудник сможет впоследствии осуществить это на практике (Vc), и что она при этом будет ощущать (К +). У нее появляются приятные ощуще­ния. Я заякоряю последние три этапа. Потом я прошу Ирму начать все сна­чала. Она видит, как ее сотрудник делает что-то, что ей совершенно не нра­вится (Ve-Ae). Я оставляю начало стратегии неизменным: в тот момент, когда она видит и слышит сотрудника, я позволяю ей почувствовать раздражение. Однако в этот момент я активизирую первый якорь и прошу Ирму мысленно рассказать сотруднику, что он должен делать иначе. Затем я активизирую следующий якорь: «Как бы это выглядело, если бы он так сделал?» (Vc) Я внушаю ей, что сотруднику и самому все это могло бы понравится. Потом я прошу ее сконцентрироваться на ее ощущении (К +). В таком порядке я про­рабатываю ситуацию с Ирмой четыре раза, после чего процесс начинает про­текать более или менее автоматически. Мы изменили стратегию. Самокритика (голос ее брата) не активизируется, и стратегия отныне приводит к позитив­ному эмоциональному результату. Через несколько недель, когда я снова встретился с Ирмой, ей гораздо лучше удавалось делать своим сотрудникам критические замечания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.