Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод работы




РАБОТА С СУБМОДАЛЬНОСТЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСА

 

Эффективным методом выявления критических субмодальностей в оп­ределенном субъективном переживании, которое должно быть подверг­нуто изменению, является систематическое сравнение этих субмодаль- ноетей с субмодальностями тщательно выбранного ресурса. Благодаря этому критические субмодальности проявляются сами в виде соответст­вующих различий. Те субмодальности, в которых проявляются разли­чия, могут быть выбраны для внесения изменений в нуждающееся в изменении переживание.

Подобный способ, в принципе, применим по отношению к любому субъективному переживанию, в котором может быть обнаружен ресурс. В качестве классических примеров применения данного способа можно назвать работу с такими параметрами, как смятение, мотивация, вина, стыдливость и неуверенность.

1. Попросите клиента отыскать внутреннее переживание X, нуждающееся в изменении; определите, в каком направлении должно осуществляться изменение данного переживания X

Пример. Внутренним переживанием, нуждающемся в изменении, явля­ется «неуверенность в А». Клиент хочет изменить это впечатление па «уверенность в А».

Другой пример. Клиент хочет «удовлетворенность В» изменить на «неудовлетворенность В».

2. Определите субмодальности X

«Проследи за тем, что ты видишь, слышишь, чувствуешь, обоняешь и ощущаешь на вкус, когда думаешь о X...».

Или: «Что ты знаешь о X? Ты это видишь, слышишь, чувствуешь, обоняешь или ощущаешь на вкус?» «Опиши то, что ты видишь».

При этом клиент приведет несколько примеров визуальных субмо­дальностей: «Оно большое или маленькое, близко или далеко, черно- белое или цветное...?» и т. д.

«Опиши то, что ты слышишь».

При этом клиент приведет несколько примеров аудиальных субмодальностей.

«Опиши то, что ты ощущаешь».

При этом клиент приведет несколько примеров кинестетических субмодальностей.

Проделайте то же самое с ощущением на вкус и обонянием.

3.Отыщите ресурс У

Это самая трудная задача. Необходимый ресурс Y имеет большое число точек соприкосновения с X, но не всегда способен вызвать желаемое внутреннее состояние. Например, если X вызывает «неуверенность», то ресурс Y должен обязательно вызывать «уверенность». Приведи в каче­стве примера то, что внешне максимально сходно с X, но при этом вы­зывает у тебя желаемое внутреннее состояние.

НЛ-программист: проверьте, действительно ли ресурс Y вызывает желаемое внутреннее состояние. Протестируйте данный ресурс на соот­ветствие требованиям экологии.

4.Проведите тестирование на соответствие требованиям экологии

«Представь себе, что отныне ты будешь думать о X точно так же, как о ресурсе Y, что в этом случае будет тебе мешать?»

НЛ-программист: этот вопрос может помочь выявить положитель­ные намерения, а также убеждения и критерии частей, которые способ­ствуют препятствиям. Поработайте с ними.

5.Определите субмодальности ресурса У

«Проследи за тем, как ты видишь, слышишь, чувствуешь, обоняешь и ощущаешь на вкус, когда думаешь о Y...».

Или: «Что ты знаешь о Y? Ты это видишь, слышишь, чувствуешь, обоняешь или ощущаешь на вкус?».

«Опиши то, что ты видишь». (См. этап 2).

«Оно большое или маленькое, близко или далеко, черно-белое или цветное...?» и т. д.

«Опиши то, что ты слышишь».

«Опиши то, что ты ощущаешь».

Проделайте то же самое с ощущением на вкус и обонянием.

6.Выявите критические субмодальности

Постарайтесь определить, в чем заключается самое большое различие в субмодальностях между впечатлением X и ресурсом Y.

Задавайте вопросы и, изменяя субмодальности X на Y, проверяйте результат. «Это способствует приближению желаемого внутреннего со­стояния?».

Помогайте клиенту продолжать работу до тех пор, пока X не будет вызывать желаемое внутреннее состояние.

7.Поупражняйтесь с изменением субмодальностей, осуществите подстройку к будущему и протестируйте экологию

Попросите клиента пять раз повторить важнейшие изменения.

Попросите клиента проверить, к чему новый способ мышления от­носительно X может привести в будущем. Какие сложности могут воз­никнуть? При необходимости произведите определенные изменения.

Попросите клиента осуществил» те же самые изменения применительно к другим, подобным переживаниям.

 

ПАТТЕРН «ВЗМАХА»

 

Показание: Избавление от нежелательной привычки (А). Этой привычке А предшествует постоянно повторяющаяся одинаковая изначальная си­туация X. Должен присутствовать момент, когда наличие у клиента силь­ной мотивации не допустит появления этой привычки А. Паттерн «взмаха» удаляет нежелательную привычку А, соединяя при помощи од­ной или нескольких субмодальностей диссоциированный образ Y (клиента), имеющий сильную мотивацию, с соответствующей цепочкой мысли. Таким образом, паттерн «взмаха» представляет собой воздействие на уровень личности (образ самого себя) и черпает из него свою силу.

1.Проверьте изначальную ситуацию X

«Проследи за тем, что предшествует проявлению нежелательной при­вычки А. Что ты при этом видишь, слышишь, чувствуешь, обоняешь и ощущаешь на вкус? Ты видишь что-то, что всегда повторяется непо­средственно перед проявлением привычки А?»

Помогите клиенту отыскать образ, который предшествует проявлению привычки А. Часто он даже не осознает, что это может быть «обычная» ситуация. Пусть клиент обратит внимание на сопровождающие ситуа­цию звуки, запахи и вкусовые ощущения.

2.Попросите клиента диссоциироваться и сформировать образ У, имеющий сильную мотивацию

Этап 1. «Посмотри на себя или представь себе, каким бы ты был, если бы избавился от привычки А».

Этап 2. «Посмотри на себя, располагающего всем необходимым для того, чтобы избавиться от привычки А. По каким параметрам это заметно?».

Этап 3. «Придумай плакат, который мог бы убедить тебя покончить с привычкой А Какой образ способен направить твои мысли по иному пути? Сделай цвета более яркими. Придумай лозунг к плакату. Сделай плакат больше, ярче, яснее... Подбери мелодию, которая сможет усилить воздействие плаката».

Создайте визуальный и аудиальный якорь (например, слово «плакат») для этого образа, имеющего сильную мотивацию. Протестируйте этот якорь при помощи вопроса: «Ты действительно можешь удержаться от привычки А?» Проверьте сигналы мотивации. Если образ имеет силь­ное мотивированное воздействие, двигайтесь дальше. Если нет, поста­райтесь сделать образ Y еще сильнее, шире, больше...

3.Определите критические субмодальности, чтобы использовать их в паттерне «взмах»

НЛ-программист: клиент должен научиться переводить начальный об­раз X в образ Y, имеющий сильную мотивацию. Перевод осуществляет­ся посредством субмодальностей, оказывающих сильное мотивирующее влияние. Часто такими субмодальностями могут быть слова «маленький/большой» и «темный/светлый».

4.Используйте паттерн «взмах»

Начните работу с начального образа X, а затем перейдите к образу Y, имеющему сильную мотивацию.

Например: «Сделай начальный образ более ясным. Затем отыщи рас­плывчатое темное пятно (соединенное с чем-то в этом образе) и дай ему возможность разрастись до очень большого и более светлого образа Y, который полностью затмит и вытеснит начальный образ». Это необходимо повторять, по меньшей мере, пять раз. Темп должен постоянно возрастать.

Прежде всего обращайте внимание на невербальные признаки мотива­ции и чувство удовлетворения.

После каждого повторения направляйте внимание клиента на что- нибудь нейтральное (отвлекайте его).

5.Протестируйте результат

«Посмотри еще раз на начальный образ X, что при этом происходит?» Если работа была проведена успешно, начальный образ X сразу же пе­рейдет в образ Y. Если этого не произойдет, необходимо повторить процедуру еще несколько раз. Если это снова не произойдет, необходи­мо исследовать позитивное намерение той части, которая препятствует этому процессу (см. «Коммуникация с частями» в главе 16, «Части»).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.