Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эксперимент: социальные обозначения




ЭКСПЕРИМЕНТ: ВНЕЗАПНОЕ БОГАТСТВО

ИГРА С СОЦИАЛЬНЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ

 

Люди подразделяют друг друга не только на категории, но и соединяют друга друга с различными обозначениями. Эти обозначения могут быть закодирова­ны посредством определенных субмодальностей. Возьмем, к примеру, обозна­чение «богатый-бедный». Когда ты слышишь, что кто-то очень богат, ты запоминаешь. Как это изменяет твое представление о человеке?

 

 

Подумайте об одном своем коллеге. Представьте себе, что вы услышали, что этот коллега получил в наследство три миллиона. Как это повлияет на ваше представление о своем коллеге?

Если понятие «богатый-бедный» является для вас важным обозначением, то это обозначение вы также закодируете посредством таких четких субмо­дальностей, как «большой-маленький» или «высокий-низкий». Зажиточный, богатый, сказочно богатый, несказанно богатый... Что именно является крити­ческой субмодальностью подобного социального обозначения?

Проблемы возникают в том случае, если вы даете людям неверное обозна­чение, либо если способ, которым вы это делаете, оказывает блокирующее воздействие. Представьте себе, например, что вы робеете перед тем, кто богат, и хотите научиться вести себя с этим человеком непринужденно. Обнаружив критическую субмодальность, посредством которой вы кодируете обозначение «богатый-бедный», вы получаете возможность изменить свое представление об этом человеке. Если вы кодируете богатого больше и выше, чем бедного, вы можете понаблюдать, что произойдет, если вы поместите богатого человека ниже и сделаете его образ меньше.

Как и при работе с другими субмодальностями (личные линии жизни; см. Список терминов), в этом случае также достаточно трудно получить действи­тельно верное представление относительно субмодальностей. Первое впечат­ление часто оказывается самым важным. Поэтому мастерство НЛ-програм­миста заключается в том, чтобы сформулировать вопросы так, чтобы добиться достаточно «чистой» первой реакции клиента.

Выявление важных социальных обозначений осуществляется примерно теми же способами, что и нахождение критических субмодальностей соответ­ствующих групп.

 

 

1.Предложите проверочные обозначения

Предложите участнику эксперимента некоторые из следующих обозна­чений и попросите его привести для каждого обозначения по три при­мера людей, к которым это может иметь непосредственное отношение:

любовь-ненависть;

сила-бессилие (сильнее, чем ты; какова твоя собственная позиция в от­ношении этого обозначения: насколько ты, по твоему мнению, силь­ный?);

крепкий-уязвимый (крепче, чем ты; какова твоя собственная позиция на этот счет?);

надежный-опасный;

доверительный-враждебный;

богатый1бедный (личная позиция);

успешный-неудачный (личная позиция).

2.Установите остальные обозначения

Спросите участника эксперимента о других важных социальных обо­значениях и проделайте с ними то же самое. Можно использовать сле­дующие формулировки: «Что ты любишь в людях?», «Какие качества в людях ты считаешь самыми важными?», «Каким людям ты завидуешь, что есть у них, чего нет у тебя?», «К каким людям ты испытываешь от­вращение, из-за каких их качеств это происходит?».

3.Проследите за тем, какое место в социальной панораме занимают наиболее важные социальные обозначения

Сравните их местоположение с местоположением в социальной пано­раме другого человека.

4.Разместите важные социальные обозначения в иерархическом порядке

При этом возникнет иерархия социальных ценностей (или социальных критериев).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.