Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дba проблеморазрешаюших свойства метафор




ЭКСПЕРИМЕНТ

 

Возьмем какое-нибудь понятие, к примеру, «пить кофе». Лицо А ищет ассоциации, связанные со смыслом этого понятия: «Пить кофе подобно тому, как,..». Лицо Б берет список субмодальностей и начинает их пере­числять. Лицо А рассказывает, какая первая ассоциация возникла у него при упоминании каждой субмодальности.

Данный эксперимент позволяет выявить несколько возможных то­чек зрения:

1. Так называемый вводный смысл: «... подобно тому, как...» направляет мысли А к переходу от области предмета.

2. Нахождение ассоциаций осуществляется на основе субмодальностей соответствия. Направление внимания на определенные субмодально­сти позволяет каждый раз вызывать у человека новые ассоциации.

Свойство 1: увеличение сферы поиска

Когда кто-то занят поиском ресурсов при репрезентации проблемы, в его моз­гу активизируются аналогичные воспоминания о данной проблеме. Все имеющиеся воспоминания, которые могут быть найдены и активизированы при воспроизведении данной проблемы, мы называем сферой поиска. Субмодальности репрезентации проблемы являются при поиске ресурсов фактором отбора. Во всяком случае, ресурсы обнаруживаются на основе суб­модальностей соответствия между проблемой и ресурсом. То, какие субмо­дальности охватывает репрезентация проблемы, определяет между какими субмодальностями может возникнуть соответствие, и, следовательно, какие потенциальные ресурсы могут быть активизированы. Таким образом, субмо­дальности репрезентации проблемы определяют, что может быть, в принципе, найдено — иными словами — насколько велика сфера поиска.

Выражаясь при помощи компьютерной метафоры, можно сказать, что на нашем «мысленном» жестком диске можно обнаружить файлы (ресурсы) по­средством субмодальностей той репрезентации, из которой мы исходили, начи­ная поиск Масса вариантов и разнообразие субмодальностей репрезентации, из которой мы исходили, начиная поиск, определяют количество файлов, которые могут быть обнаружены с их помощью. Данные субмодальности представляют собой наживку, на которую мы ловим рыбу в пруду нашего мозга. Наживка определенного вида позволяет поймать определенную рыбу. Чем больше видов наживки мы имеем, тем более разнообразную рыбу можем поймать.

Однако сфера поиска может быть ограничена не только посредством суб­модальностей репрезентации проблемы, часть субмодальностей может быть устранена собственным мозгом. Другие мыслительные процессы воздействуют на используемую при поиске последовательность субмодальностей и тем са­мым уменьшают сферу поиска.

Иными словами, внутренняя цензура может подавлятьсубмодальности, вследствие чего происходит уменьшение сферы поиска. У человека, имеющего проблему, подавленные субмодальности относятся к нерелевантным (запрет­ным, неразумным, безнравственным) мыслям. Как же это происходит?

Приведем пример. Представим себе, что к врачу попадает пациент с серь­ги ожогами, и врач хочет его немного приободрить. Что же ему сказать в таком случае? Можно ли ему сделать шутливое замечание? Может быть, стоит использовать забавную метафору? К примеру, субмодальности соответствия могут вызвать у врача приятные ассоциации с летним барбекю. Поэтому на ум приходит фраза: «Вы похожи на курицу-гриль». Однако он не про­износит вслух ничего подобного. Потому что его внутренняя цензура пресека­ет подобную ассоциацию в зародыше: слишком грубо, слишком бесчувственно слишком безвкусно. Поэтому врач не говорит ничего смешного. При этом он может подавить свою шутку вполне осознанно. Однако он также может быть настолько опытен в подобных вещах, что все это будет происходить у него автоматически и бессознательно. В таком случае он вытеснит подобную ассоциацию, даже не осознав этого.

Описывая этот процесс терминами НЛП, можно сказать, что вытеснение осуществляется посредством распознавания, а затем немедленного подавления определенных субмодальностей. Внутренняя цензура — называемая также ме­ханизмом вытеснения, механизмом подавления либо механизмом выборочно­го мышления — запрограммирована на немедленное подавление определенной группы субмодальностей, как только происходит их активизация (как прави­ло, посредством восприятия), чтобы данные субмодальности не успели про­никнуть в сознание и вызвать соответствующее поведение. Иногда мы подав­ляем одним и тем же способом целые комплексы субмодальностей; убежде­ния и ценности блокируют и устраняют наши ассоциации, вследствие чего мы можем обнаружить гораздо меньшее число ресурсов.

Репрезентация какой-то проблемы, по сути, попадает в определенную об­ласть предмета. Каждая область предмета имеет свои собственные характер­ные субмодальности, а специфическая проблема добавляет к ним еще не­сколько субмодальностей. Представим себе, к примеру, что неверные отноше­ния являются областью предмета в мышлении Карин. Карин подозревает своего партнера в неверности. Это ее проблема. Возможно, область предмета «отношения» Карин распознает посредством следующих субмодальностей: темно-розовый, нежный, теплый, мерцающий, близкий. Все это сопровождает­ся определенными запахами. Данные субмодальности определяют субъектив­ное переживание Карин: «Эта мысль об отношениях». (Это, по сути, весьма упрощенное представление вещей). Подозрение Карин состоит из нескольких внутренних образов. Эти образы также имеют определенные субмодальности, например: диссоциированный, темный, тихий, медленно передвигающийся. (Это также весьма упрощенная репрезентация). Субмодальности «отношений» заключают в себе субмодальности «подозрения в неверности». Когда Карин начинает искать ресурсы для того, чтобы справиться с данной проблемой, у нее появляются всевозможные родственные воспоминания; родственные том смысле, что они имеют общие субмодальности области предмета и/или субмодальности проблемы. Если Карин будет вести поиск подобным образом ее сфера поиска будет ограниченной. Слишком ограниченной, так как она ни­чего не найдет и отправиться выплакаться к своей подруге Джессике.

«Отношения — это стол для игры в пинг-понг, но только с одной полови­ной», замечает Джессика «Да», — говорит Карин, - «Ты постоянно пребываешь в сомнении, ты видишь только то, что возвращается на твою половину».

Данная метафора сразу же добавляет несколько субмодальностей к репре­зентации проблемы, пути выхода из которой стремится найти Карин. Перевод области предмета сказывается на поиске решения, основываясь на сущест­вующих нерелевантных, неразумных или запретных мыслях. Потому что на самом деле отношения не имеют ничего общего со столом для игры в пинг- понг. Увеличение сферы поиска посредством перевода области предмета по­зволяет обнаружить решения проблемы, основанные на метафоре. Это реше­ния, которые должны быть переведены обратно, чтобы стать понятными и применимыми в рамках области предмета.

К Карин неожиданно приходит решение: «Подержу-ка я свой мячик неко­торое время на своей половине... Просто попробую одну неделю пожить так, как мне хочется. И посмотрю, что из этого выйдет. По крайней мере, мне больше не придется сидеть и ждать».

Когда кто-то ищет пути решения проблемы и при этом ограничивает себя тем, что является важным для его внутренней цензуры, в этом случае в его распоряжении может оказаться лишь часть потенциальных ресурсов. Поэтому переступание границ области предмета, как правило, означает увеличение возможностей человека разрешить проблему. В его распоряжении оказывается больше ресурсов, и он может использовать большее число «решающих про­блему стратегий» («coping strategies»).

Свойство 2: диссоциация проблемы

Характерные метафоры способны кратко воспроизвести проблему. Как в при­мере с Карин и Джессикой. Джессика охарактеризовала отношения при по­мощи метафоры «пинг-понг». Приведем другой пример... Ревность — это воз­душный змей, которого ты всегда запускаешь сам, чтобы потом закричать. «Как он отвратителен, как он жутко отвратителен!».

Когда кто-то переводит проблему в метафору, это дает некоторую дистанцию. Когда ты погружен в проблему чувствами, и эта проблема переводится в метафору, это сразу же меняет твою перспективу. Часто люди способны представить метафору визуально; при этом они видят себя как бы со стороны.

Приведем пример.

У одного руководителя предприятия большие проблемы с сотрудниками, едящими на предприятии стажировку. НЛ-программист рассказывает ему метафору о волчице и ее волчатах. Пока НЛ - программист рассказывает свою историю, руководитель предприятия осознает, что предметом данной метафоры является его проблема, и представляет себя в образе волчицы. О своих собст­венных волчатах она заботится хорошо, а вот назойливые волчата ее соседки ей неприятны. Это создает проблемы. В то время как НЛ-программисг рассказывает дальше, на лице руководителя предприятия появляется усмешка. Он ощу­щает значительную дистанцию между собой и этой историей, потому что на самом деле он не волчица, не мать, и у него нет соседки. Однако он способен воспринять эту историю. Он начинает спонтанно переводить ее обратно: «Ведь волчата соседки тоже хотят чувствовать себя сопричастными...», — говорит он.

Предоставить кому-то возможность диссоциироваться от его проблемы - это весьма эффективный метод, повышающий шансы обнаружения ресурсов. Следовательно, одновременно с увеличением сферы поиска использование метафор для разрешения проблем часто сопровождается дополнительным эффектом диссоциации. Наряду с тем часто большую роль играют внутренние модели. Подобно тому, как в вышеприведенном примере волчица может быть для руководителя предприятия «моделью заботливости».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.