Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аналогия между разрешением проблемы и излечением




ПЕРЕВОД НА ПРЕДПРИЯТИЕ И ШКОЛУ

 

Хотя термины «плацебо» и «ноцебо» и пришли к нам из медицины, те же самые принципы действуют и на предприятиях, в образовательных учрежде­ниях и во всевозможных других сферах. Классическим примером эффектов плацебо на предприятии является так называемый эффект Хосона. Работники фабрики Хосона, которым при проведении исследования было уделено особое внимание, стали демонстрировать лучшие результаты в производстве. Особое внимание стало эффектом плацебо, повлиявшим на производственные пока­затели.

Эффекты ноцебо также играют определенную роль в жизни предприятий. К примеру, специально привлеченный консультант организаций, непреднаме­ренно и сам того не осознавая, однажды посеял на предприятии раздор, в ре­зультате чего уменьшилась мотивация, а рабочие потеряли чувство контроля над ситуацией; продуктивность снизилась, а некоторые весьма способные ра­ботники перешли на конкурирующее предприятие.

На курсах по групповой динамике, на которых преподаватель не делал практически ничего, только сидел и наблюдал за присутствующими, участни­ки обучения, по их заверениям, тем не менее многому научились: в этом слу­чае можно было бы говорить об эффекте плацебо в сфере образования. Одна­ко преподаватели и тренеры способны также вызывать и эффекты ноцебо.

Так, например, педагоги обнаружили, что когда директор говорил преподавателям, что им достался «трудный» класс, показатели этого класса немедленно снижались, даже если сначала его уровень был выше среднего. Существуют также примеры того, как преподаватели непреднамеренно в такой стелек! лишали слушателей курсов уверенности в своих силах, что после окончания курсов их навыки были еще ниже, чем до начала обучения.

 

 

Фердинанд страдает от мигрени. Он наносит визит к специалисту. Тот беседует с Фердинандом об этой проблеме. Этот разговор протекает в нормаль­ном, рациональном ключе. Однако, используя термины НЛП, мы можем оха­рактеризовать эту коммуникацию как коммуникацию между тремя составляющими: Фердинандом, специалистом и неосознанными инстанциями, упра­вляющими способностью к разрешению проблем и защитной системой Фер­динанда Эта (бессознательная) часть личности Фердинанда внимательно слушает, пока Фердинанд и специалист разговаривают. Если на неосознанные инстанции Фердинанда будет осуществлено верное воздействие, это сможет благотворно повлиять на его болезнь. К сожалению для любознательных ис­следователей все, что «делают» неосознанные инстанции, остается незамет­ным и неслышным. Люди имеют минимальный интроспективный доступ к процессам подобного рода. Поэтому Фердинанд сможет рассказать об этом немного. Следовательно, может случиться так, что он избавится от своей миг­рени, даже не осознав, как именно это произошло. При этом HJI-программисты скажут, что он обнаружил и использовал новые ресурсы совершенно бессознательно.

Однако иногда люди осознают, какой именно путь может привести их к разрешению проблем. В так называемой имаджинатерапии о функционирова­нии системы физической и духовной защиты часто свидетельствуют вполне осознанные переживания. При этом клиенты, как правило, сообщают о внутренних образах, которые, как им кажется, могут быть связаны с функциони­рованием их мышечного напряжения, их кровяного давления или, например, с деятельностью их защитной системы. Клиенты не только видят цвета и об­разы, они также ощущают тепло или льющуюся энергию, а иногда слышат звуки или голоса. Создается впечатление, что изменения в подобных впечат­лениях связаны с физиологическими изменениями, а физиологические изме­нения, в свою очередь, проявляются в образах и изображениях. Убеждение в том, что при помощи воображения можно оказывать влияние на физиологи­ческие процессы, является исходным пунктом для данного метода работы. Хотя имаджинатерапевты, как правило, вызывают подобные метафористические образы при помощи внушения, часто они появляются спонтанно. Так, клиент, к примеру, сообщает: «Я вижу пару старых, изношенных башмаков, которые напоминают мне меня самого...» Услышав подобное, терапевт стремится преобразовать подобные метафоры в направлении равновесия, интегра­ции, гармонии, здоровья и т. п.: «Но ведь ты можешь отремонтировать и по­чистить свои башмаки...»

Итак, метафористическое воспроизведение физической и психической за­шиты может осуществляться полностью произвольно. В имаджинатералии переводу подобных метафор уделяется особое внимание. Необходимо заме­тить, что подобные спонтанные метафоры могут быть вызваны в процессе любой коммуникации между специалистом и клиентом. При этом они могут как оказывать содействие, так и противодействовать. Если мы хотим лучше понять воздействие внушений плацебо и ноцебо, нам необходимо серьезно воспринять тот факт, что в коммуникации между целителем и пациентом и между специалистом и клиентом, как правило, имеют место сознательные и бессознательные метафористические взаимодействия, и что это напрямую связано с психической и физической защитой человека.

Кто знает, рассказывает ли специалист Фердинанду об исцеляющей люб­ви Бога, гипнотизирует ли он его, задает ли ему сто вопросов, вызывает ли у него произвольные ассоциации, поет ли он песню, читает ли ему лекцию, пе­реносит ли его в прошлые жизни, ругает ли он его, бормочет ли он заклина­ния, выписывает ли он ему рецепт или делает укол. Каким бы ни был метод работы специалиста, если в процессе контакта бессознательные инстанции, управляющие защитной системой Фердинанда и его способностью к разреше­нию проблем, начнут «понимать», чего от них ожидают и активно приступят к делу, в состоянии Фердинанда обязательно наступит улучшение. Теперь представим себе, что врач Фердинанда рассказывает ему, что мигрень представляет собой нарушение циркуляции крови, и что при этом мышечное напряжение в шее препятствует обратному поступлению крови из головы в тело. Из-за этого происходит повышение давления в голове, что способствует появлению боли. И что же из этого? Это не имеет никакого значения для эффекта плацебо, даже если в физиологическом смысле подобное описание мигрени является верным. Речь идет о том, что Фердинанду с этим делать. Только его осознанное или бессознательное осмысление может определить, достанут ли его процессы излечения нужной скорости.

Слушая этот диагностический рассказ, Фердинанд, как и любой другой пациент, формирует свое собственное представление, свой собственный образ. Он видит свою голову в виде некоего накачанного баллона. Чем больше кро­ви в него поступает, тем более красным и натянутым он становится. Напряженные мышцы представляют собой в этом изображении две черные балки.

Вы можете сказать, что Фердинанд создал визуальную метафору на основании того, что рассказал ему врач. Однако не забывайте: Фердинанд может создать эту метафору, не привлекая к этому всего своего внимания. Поэтому на вопрос: «О чем ты при этом думаешь?», он, вероятно, ответит: «Ну просто...» Или, возможно, он даст такой ответ: «Я видел то, что ты имел в виду».

Однако данная метафора может стать исключительно эффективной в том случае, если Фердинанд бессознательно сможет соединить две черные балки реальным напряжением в шее. Возможно, Фердинанд даже сумеет научиться мысленно контролировать эти мышцы, он может подумать над тем, что они должны стать светлее и мягче. Все это он может также мысленно себе пред­ставить, и тогда он почувствует, как по его спине разливается тепло. Если по­добное произойдет, это будет означать, что описание врача предоставило Фердинанду достаточную мысленную опору для того, чтобы позволить его внутренним способностям найти ответ на его мигрень.

Однако бессознательные системы Фердинанда могут продемонстрировать подобные реакции и в результате информации, переданной невербальным пу­тем. Представим себе, например, что он отправляется к гипнотизеру. Пока он лежит на столе для пациентов, его внимание полностью сосредоточено на его мышцах шеи; в них он ощущает тепло, исходящее от рук гипнотизера. И пока руки гипнотизера издают хлопающие звуки, он чувствует, как сильно напря­жены эти мышцы. А потом он обнаруживает способ их расслабления. Сде­ланное открытие он больше никогда не забудет: «Все вдруг начало струить­ся!» Свои воспоминания об этом чуде он заберет с собой и сможет впоследст­вии воспроизводить его самостоятельно. Если он снова почувствует тяжесть, он пойдет домой, ляжет на диван и вспомнит о том, как гипнотизер освобо­дил его спину, шею и голову, и как все тогда засверкало и заискрилось.

Когда кто-то визуально представляет свое тело, он может выявить в нем больную область. Как правило, при этом проявляются цветовые различия и различия светлый/темный. Места, не располагающие достаточной защитой, часто проявляются в виде темных зон. Сильный стресс часто представляется людям в виде красного или сиреневого цвета. Изменения субмодальностеи (от темного к светлому; от красного к голубому) часто сопровождаются вос­становлением иммунной функции соответствующей части тела. Наряду с тем весьма надежными являются также изменения в кинестетических субмодаль­ностях, при которых холодное превращается в теплое, горячее в холодное, спокойное в стремительное.

Однако врачу не нужно что-то специально говорить или прибегать к гип­нозу для того, чтобы активизировать у Фердинанда внутреннюю силу исце­ления. Во время посещения врача Фердинанд может стать свидетелем того, как другие пациенты врача, страдающие мигренью, выполняют упражнения для снятия напряжения. Фердинанд может бессознательно подражать им. Ли­бо он может повторить то, как другие пациенты вступают в контакт с той ча­стью личности («духом»), которая вызывает у них боль. Другие пациенты могут выступить в роли моделей.

Как бы то ни было, у Фердинанда в процессе и после контакта с врачом могут возникнуть различные физические ощущения: жар в частях тела, нарас­тание эмоций, изменения в поведении, расслабление и выдохи. Врач и его ассистенты могут назвать подобные сигналы симптомами выздоровления.

То, что именно происходит, зависит от того, (а) в какой степени комму­никация врача затрагивает бессознательные системы Фердинанда, и (6) что данные системы создали в отношении ответной реакции. Что включает в себя его защитная система, и что она может сделать? Клетки какого типа она мо­жет уничтожить, какие клетки она может восстановить, и какие именно про­блемы может разрешить данная способность к разрешению проблем? Как за­щитная система, так и способность к разрешению проблем должны сначала уметь «распознавать» проблемы, чтобы затем «реагировать» на них соответст­вующим образом. Распознавание проблем является условием для того, чтобы иметь возможность применять по отношению к ним подходящие стратегии. Мигрень Фердинанда представляет собой стрессовую реакцию церебральной артерии. Локальное расслабление могло бы стать в этом случае подходящей реакцией.

Следовательно, возникают следующие вопросы: (а) распознают ли это бессознательные механизмы Фердинанда, и (6) имеются ли в списке его ма­нер поведения соответствующие реакции? Сумеет ли Фердинанд снова снять напряжение с сосудистых мышц? И как он сможет мысленно дать начало этому процессу? Нам известно, что существуют люди, которые могут сделать это в любое время дня. Но получится ли это у Фердинанда? Если окажется, что способность Фердинанда к разрешению проблем и его защитная система не в состоянии выполнить то, что от них требуется, сможет ли он этому нау­читься? Ответ на эти вопросы «да». Научиться расслаблению отдельных частей тела не очень сложно. Также можно научиться изменению циркуля­ции, регулированию температуры а также контролированию боли.

Психо-невро-иммунная система также представляет собой механизм, ко­торый поддается изучению и обучению. «Обучение» защите мы видим в про­цессе иммунизации. А инфекционное заболевание можно представить в виде учебного процесса, предназначенного для иммунной системы. Если человеку удается излечиться самостоятельно (без антибиотиков), значит в случае по­следующей инфекции излечение наступит гораздо быстрее.

Придерживаясь подобной точки зрения, можно заключить, что жизненный опыт также может оказывать профилактическое воздействие. К примеру, тот, кто отправляется в путешествие и переживает приключения, тем самым расширяет свой набор потенциальных средств для разрешения проблем.

Технику НЛП Изменение Личностной Истории можно рассматривать как иммунизацию с продиводействующей силой. Стратегия разрешения проблем (ресурс), которая не была кому-то доступна в прошлом, но которая доступна ему сейчас, переносится на те части личности, которые испытывали затрудниния прежде и все еще испытывают их сейчас. При этом личные психические защитные способности человека (ресурсы) используются в качестве вакцины для других частей его личности. Однако подобная профилактика может идти и извне, как в классическом примере Эриксона, «Человек из февраля»: При этом он получил недостающий опыт в гипнотической регрессии. Он позволял клиенту испытать то, что тот должен был испытать для того, чтобы стать более защищенным психически.

В свете проведения подобных параллелей между физической и психической защитой, травмирующие переживания можно представить в виде инфекцион­ных заболеваний, против которых психика еще не выработала защитные ве­щества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.