Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межкультурная парамагия




Представим себе, что мы были бы способны охватить взглядом мно­гие времена и многие культуры. Представим себе также, что при этом мы бы задались вопросом: Что делает человек, у которого есть проблема? Что делает человек, который зашел в тупик, из которого он не в состоянии выбраться самостоятельно? Что делает человек, который хочет изменить свою жизнь? Что бы мы ответили на эти вопросы? Он обращается к семейному врачу? Он пытается собственноручно разрешить свою проблему? Он ведет долгие эмо­циональные беседы со своими друзьями? Он прибегает к терапии? Нет, если мы охватим взором многие времена и многие культуры, мы выясним, что в подобной ситуации человек начинает вести поиск. Он отправляется к свя­щеннику или знахарю, потому что именно они способны обращаться к божествам, демонам, душам предков либо иным могущественным духовным сущ­ностям. Тот, кто намерен круто переменить свою жизнь, ищет — с транскуль­турной или трансвременной точки зрения - магические способы разрешения своих проблем. Он даже предпринимает попытки с помощью священника об­ратиться к божествам. Наше нынешнее время и наша собственная культура, определяемая христианством, при пристальном наблюдении оказываются од­ними из немногих, в которых подобной традиции нет. Глобальный паттерн заключается в том, что человек рассказывает о своей проблеме, священник, знахарь, колдун или шаман совершает определенный ритуал, и проблема раз­решается. Маг управляет, приспосабливает, усмиряет либо стимулирует кос­мическую энергию духовных существ. И это способствует тому, что больной выздоравливает, безработный находит работу, предприятие вновь получает большие заказы, семейные скандалы улаживаются, на не имеющий спроса дом находится покупатель, подросток начинает находить общий язык со своими родителями и т. д.

Магия, иными словами, направленная на результат коммуникация с боже­ствами, духами и иными нематериальными сущностями, играет во всемирном масштабе главную роль, когда речь идет о целенаправленном изменении. НЛП исходит при этом из того, что мы можем лучше оценить картину мира на основании ее практических результатов, а не с помощью ее с трудом под­дающегося определению истинного содержания. И если карта не является территорией, то карта с божествами и духами, в принципе, ничем не хуже и не лучше научно-материалистической карты, в которой все определяется теорией в движении. С точки зрения НЛП, атомы, электроны и молекулы, по сути, являются не «более реальными», чем души предков, демоны или духи. Следовательно, НЛП не имеет принципиальных возражений против модели мира, в которой присутствуют духовные сущности. Что же происходит в том случае, если кто-то верит в то, что подобные сущности определяют все чело­веческие удачи и несчастья? Не отказывается ли тем самым человек от инди­видуального самоопределения, которое предлагает ему научная картина мира? В этом случае мы снова можем применить прагматическое тестирование. Во­прос теста сформулирован следующим образом: Что происходит, когда кто-то претворяет на практике определенную идею? Или, как выразил это Пейрс (основоположник прагматизма): «Чтобы определить значение идеи, необхо­димо исследовать, какие последствия будет иметь ее претворение на практике; в противном случае, никогда не будет положен конец бесплодным спорам». С прагматической точки зрения, божества и духи ничуть не хуже и не лучше, чем биохимия и механика, выступающие в роли вершителей судеб, предос­тавляя желаемые возможности. Если кто-то верит в то, что он способен улучшить свою судьбу, обращаясь к духовным сущностям, это создает мысли­тельные возможности, которых у него, вероятно, могло бы и не быть, если бы он верил в то, что его судьбу определяют биохимические процессы в его го­ловном мозге. Это относится к духовной картине мира, но также и к естест­веннонаучной картине мира. Пациент в депрессивном состоянии, который вверяет свою судьбу фармацевтической науке и с надеждой глотает новейшие антидепрессанты, может тем самым создавать ценные мыслительные возмож­ности. Однако если мы сравним веру в божеств и духов с материалистической картиной мира, мы увидим, что многосторонняя панорама человекоподобных духовных существ позволяет получить больший обзор, большее число вариан­тов и больше контроля, чем абстрактные законы природы естественнонаучной картины мира, исключительно благодаря тому факту, что люди, как правило, обладают более богатой внутренней репрезентацией других людей, чем ато­мов, черных дыр и нейтринов. Элементы естественного окружения первобыт­ного человека, такие как другие люди, животные, растения, деревья, ветер, облака, море, огонь и ландшафты, являлись в то время еще более сильными метафорами для необъяснимого. В этом заключается психологическое пре­имущество магической картины мира по сравнению с естественнонаучной картиной мира.

Таким образом, НЛП не возражает против божеств и духов в качестве ор­ганизующих принципов. Однако НЛП признает за данными духовными су­ществами другое местожительство, в отличие от того, куда их традиционно помешают. В соответствии с традиционной космологией, которой эти духовные существа обязаны своим происхождением, они пребывают на небе, в цар­стве мертвых, в «другой реальности» и т. д. В соответствии с НЛП, божества и духи живут в нашем собственном субъективном опыте. Духовные сущности находятся в нашей собственной био-психо-социальной системе. Иными словами, божества и духи являются продуктом нашего собственного головного мозга нашего собственного организма, наших собственных отношений с другими людьми и нашего собственного соприкосновения с одной или несколь­кими культурами. Небо и преисподняя находятся в нашей центральной нерв­ной системе. Мифология и магия возникают благодаря мифологическим и магическим структурам в субъективном опыте человека. В НЛП и в парамагии «другая реальность» традиционной космологии становится «обращением внутрь».

Магия возникает тогда, когда кто-то думает, чувствует и действует на ма­гический манер. Данная точка зрения имеет различные выводы. Одним из них является то, что иногда это приводит нас к конфликту с истинными ве­рующими, отожествляющими себя с мыслью, что другой мир является «объективно реальным» или «очевидно настоящим». НЛП находится в «напряженных отношениях» с различными формами религиозного фундамен­тализма, как местного, так и чужеземного.

Другим представляющим для нас интерес выводом, исходя из точки зре­ния о том, что божества находятся в нашей нервной системе, является то, что магия может быть смоделирована, подобно любому другому человеческому опыту. При этом принимается во внимание и переносится опыт магических ритуалов. И это именно то, чем занимается парамагия. Парамагия представляет собой моделирование полезных магических ритуалов. Парамагия обра­щается к колдунам, священникам, медиумам, знахарям, шаманам и им подобным с классическим вопросом: Как они это делают? Парамагия рассматривает способности этих людей буквально как способности человека, которые, при наличии желания и определенных усилий, могут быть переняты другими людьми. Что же это означает на практике? Как правило, парамаг устанавли­вает контакт в какой-нибудь далекой стране с местными специалистами, при­меняющими магические ритуалы, с целью моделирования их способностей. Зачем же ему отправляться так далеко? Теоретически, можно было бы моде­лировать и местных нидерландских магов, однако магические ритуалы на на­шей земле под влиянием христианства свелись к фольклору. Хотя остатки наших собственных нидерландских ритуалов еще можно обнаружить повсюду вокруг нас. Вспомните пасхальное дерево с его птицами и кроликами, или яйца, которые мы едим на Пасху: характерные отголоски древних ритуалов плодородия. Или посмотрите на голову лошади, которую мы обнаруживаем на наружных стенах крестьянских построек: символ защиты от «ночной ко­былы». Почему мы чокаемся бокалами с пожеланием здоровья? Когда-то это делали для того, чтобы изгнать из питья злых духов. Как возникли спекюлаасы (фигурные пряники к празднику Синтерклаас)? Эти пряники — в форме сердечек, животных, венцов и людей — являются отголосками древних вре­мен жертвоприношений. Почему мы «стучим, чтобы не сглазить» по дереву? Вероятно, когда-то это было ритуалом, с помощью которого болезни и стра­дания передавались духу(ам) дерева (De Joode 1977). Подобный фольклор свидетельствует о множестве магических ритуалов, которые когда-то призна­вались нашей собственной культурой, а также об относительно коротком промежутке времени, прошедшем с момента их исчезновения. Однако если сегодня нам захочется исследовать еще существующие магические ритуалы, нам придется обратиться к другим — скорее всего, не христианским — куль­турам. Следовательно, мы отправимся в Бразилию, чтобы увидеть за работой священников Кандомбле, или в Марокко, чтобы понаблюдать за действиями танцоров Гнава (Gnawa), или в индейскую резервацию в Неваде, чтобы при­нять участие в ритуалах знахаря Шошоне (Shoshone).

Именно поэтому мы говорим о межкультурной парамагии. Мы моделируем ритуал в одной культуре и впоследствии переводим его в другую культуру. Межкультурная парамагия является формой межкультурного моделирования, межкультурное моделирование, в свою очередь, является средством, применяемым НЛП.

Лучше всего наблюдать за современными магами «в действии», принимая активное участие в их ритуалах. На основании непосредственного опыта, наб­людений и воздействий мы формулируем паттерны в: (а) убеждениях, (б) внут­ренних стратегиях, и (в) конкретном поведении как самого священника/мага так и верующего/клиента. Исходя из собственной психологической перспек­тивы, мы выявляем паттерны в структуре его субъективного переживания и определяем, как эти паттерны связаны с теми результатами, которых они дос­тигают. Эти паттерны мы впоследствии переводим в парамагические техники, которые могут быть использованы в нашей собственной культуре. Парамагические техники представляют собой особую разновидность техник НЛП. При этом важно учитывать, что парамагия перенимает структуру (принципы), но не конкретную форму. Ритуальное поведение не может быть необоснованно переведено в другой культурный контекст. Принципам стараются придать но­вую форму, подходящую «принимающей» культуре. Парамагия переводит магические принципы. Это нечто иное, чем имитирование или перенимание магического поведения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.