Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая сущность теневой экономики 2 страница




Это признает и сама Н. Калаганова, что следует из разработанной ею классификации видов теневой экономики по отличительным признакам, которая дает возможность комплексно подходить к анализу теневой экономики во всем многообразии форм ее проявления. При этом теневая экономика рассматривается, как в целом, так и по отдельным компонентам, в их сочетании. Анализ подходов исследователей к структурированию теневой экономики позволяет выделить главные формы ее проявления:

Недостатком используемого Н. Калагановой подхода является то, что в его основу положен не экономический, а правовой критерий раскрытия сущности и причин возникновения теневой экономики.

В связи с тем, что, как было отмечено ранее, теневая экономика является экономическим феноменом, который отражает протекающие в обществе негативные экономические процессы, при характеристике ее сущности необходимо в первую очередь использовать экономические критерии.

В таблице 3 приведена разработанная нами структурная схема теневой экономики, которая основана на классификации, предложенной Н. Видрицкой. Данная классификация имеет обобщенный вид, поскольку отдельные виды теневой экономики утратили то значение, которое они имели в условиях административно-командной системы управления (например, спекулятивные сделки, которые в условиях рыночной экономики имеют законный характер).

 

Таблица 3 - Структура теневой экономики

 

Теневая экономика
Неформальная («серая») экономика Фиктивная экономика Экономическая преступность Криминальная («черная») экономика
1. Домашняя. 2. Социальная. 3. Скрытая. 4. Маргинальная. 5. Сетевая. 5. «Беловоротнич- ковая»; 7. Нерегулярная. 1. Приписки. 2. Хищения. 3. Спекулятивные сделки. 4.Взяточничество. 5. Мошенничество, связаннее с получением и передачей денег. 1. Торговые преступления. 2. Валютные преступления. 3. Отмывание денег. 4. Мошенничество в сфере кредитования. 5. Мошенничество в банковской сфере. 1. Контрабанда. 2. Торговля наркотиками. 3. Незаконная торговля оружием. 4. Проституция. 5. Торговля людьми. 6. Азартные игры. 7. Рэкет.

 

Теневая экономика подразделяется на следующие виды:

1) по стадиям воспроизводственного процесса:

- теневое производство: искажение экономической информации о производственных процессах, выпуск неучтенной продукции, незаконное производство товаров и услуг;

- теневое распределение: противозаконное распределение доходов, сокрытие законных доходов и доходов, полученных в результате противоправной деятельности, хищения, растраты, присвоение государственного и иного имущества;

- теневой обмен: реализация неучтенной или подпольно произведенной продукции, противозаконная оптовая и розничная торговля, реализация краденого имущества;

- теневое потребление: потребление благ, приобретенных на неучтенные доходы, незаконное пользование услугами, потребление имущества, добытого незаконным путем;

2) по характеру уклонения от официального контроля;

- правомерные виды деятельности, основанные на противоречивости правовых норм и не учитываемые государством;

- неправомерные действия, скрываемые от государственного контроля;

3) по формам собственности (теневая деятельность государственных и негосударственных предприятий);

4) по отраслям и секторам экономики (теневая экономика в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле, транспорте, в сфере услуг и др.);

5) по юридическому статусу субъектов:

- зарегистрированные субъекты, но имеющие производство, не поддающееся статистическому наблюдению или сокрытое;

- незарегистрированные подпольные предприятия. [20, с. 108-109]

Кроме того, можно четко обозначить только криминальную часть теневой экономики. Что же касается неформальной, фиктивной экономики и экономических преступлений, то они зачастую настолько пересекаются и переплетаются, что сложно отделить одно от другого.

Например, уклонение от уплаты налогов является одной из целей неформальной экономики, а скрытое производство потому и является скрытым, что охватывает деятельность, разрешенную законом и осуществляется производителем, имеющим на это право, но скрываемую от государственных органов с целью уклонения от уплаты налогов. В то же время уклонение от уплаты налогов является экономическим преступлением, за которое статьями 221 и 222 Уголовного Кодекса Республики Казахстан предусмотрена уголовная ответственность. Взяточничество, которое условно относится к фиктивной экономике, является в то же время основой неформальной экономики, а в соответствии со статьями 311-313 Уголовного Кодекса оно относится к уголовно наказуемым деяниям.

Фиктивная экономика, экономическая преступность и криминальная экономика не имеют собственной структуры и подразделяются лишь на виды деятельности, то неформальная экономика, представляющая собой самый обширный и сложный сегмент теневой экономики, имеет собственную структуру:

1. Домашняя экономика, или экономика самообеспечения – неоплачиваемая деятельность по созданию продуктов или оказанию услуг, предназначенная для собственного потребления или для членов домохозяйства. Ввиду отсутствия рыночных трансакций домашняя экономика практически не подлежит измерению.

2. Социальная экономика – обмен трудом и продуктами производства домохозяйств на нерыночной основе и благотворительная деятельность.

3. Скрытая экономика – сокрытие деятельности, осуществляемой в рамках формальных организаций (например, сокрытие части заработка, получаемого в формальном секторе экономики, от налогообложения; скрытый объем производства и реализации продукции, товаров, работ и услуг).

4. Маргинальная экономика – мелкое производство товаров и услуг силами самозанятых или небольших (преимущественно семейных) предприятий. Распространена преимущественно в развивающихся странах и в странах с транзитной экономикой.

5. Сетевая экономика – распространение продукции официальных фирм путем личной продажи посредством неформальных связей и контактов.

6. «Беловоротничковая» неофициальная экономическая деятельность работников «формальной» экономики, прямо и непосредственно связанная с их официальной профессиональной деятельностью. В основном этой деятельностью занимается руководящий персонал организаций – «белые воротнички» и чиновники. «Беловоротничковая» неформальная экономика не производит никаких товаров и услуг. Здесь происходит негласное перераспределение общественного дохода.

7. Нерегулярная экономика – производство легальной продукции, осуществляемое с нарушением норм права:

- сокрытие деятельности незарегистрированных предприятий;

- уклонение от уплаты налогов;

- уход от бюрократических требований в виде правил регистрации, лицензирования, сертификации и пр.;

- уход от экономических регуляторов (таких как социальные гарантии работников, минимальная заработная плата и пр.), который мотивирует работодателя осуществлять неформальный найм;

- обман службы социального обеспечения при неофициальном трудоустройстве безработных;

- использование труда нелегальных мигрантов.

По официальным данным, уровень казахстанской теневой экономики составляет 20-25 % ВВП, а согласно оценкам независимых экспертов, - 45-50 % ВВП [68, с. 16], или 10-11 млрд. долларов США. Каждый третий гражданин Казахстана трудится в теневом секторе экономики.

В России в теневую экономику втянуто более 40 % предприятий и около 70 % коммерческих структур страны. Общий объем российской теневой экономики официально оценивается в 20 % ВВП [21, с. 123].

Австрийские ученые Ф. Шнайдер и Д. Энсте, отмечают, что среди стран с переходной экономикой, возникших после распада СССР, лидирующее положение по размерам теневой экономики занимают Грузия, Азербайджан и Украина (63, 59 и 47 % ВВП соответственно); на противоположном полюсе находятся Узбекистан, Эстония и Белоруссия (8, 18,5 и 19 % ВВП). Размер теневой экономики России составляет 41 % ВВП [22].

В экономически развитых странах уровень теневой экономики в 3-6 раз ниже, чем в Казахстане и России: в Германии – 15,5 % ВВП, Франции – 15,2 %, Великобритании – 12,7 %. Уровень теневой экономики США оценивается в 8,7 % ВВП, а в Швейцарии он еще ниже – 8,6 %.

В Центральной Азии уровень теневой экономики достигает 30-35 %, в странах Африки и Южной Америки - до 40-42 % [23].

В соответствии с международной практикой, пороговыми индикаторами теневой экономики являются: 1) превышение оборотом теневого бизнеса 1/3 ВВП; 2) вовлечение в теневую экономику, в том числе в качестве наемных работников, 40 % от числа занятых. В этом случае экономика страны теряет управляемость.

В настоящее время внутренний рынок республики заполнен некачественной контрафактной продукцией. Низкая платежеспособность основной массы населения вынуждает его приобретать контрабандную, подпольную, фальсифицированную продукцию, поскольку она дешевле. В настоящее время фальсификация ряда товаров превращается в отдельную индустрию. Наибольшая доля такой продукции приходится на одежду и обувь (удельный вес на соответствующем рынке составляет 60-70 %), парфюмерию, косметику и моющие средства (60-70 %), безалкогольные напитки (60 %), фармацевтические изделия (40-50 %), игрушки, детскую одежду и обувь (до 80 %), музыкальную аудио- и видеопродукцию (70 %) [24, с. 43-47].

Низкие цены фальсифицированной продукции обусловлены использованием дешевых некачественных материалов (сырье, красители и т.п.), нарушением технологических режимов и параметров, что представляет прямую угрозу для здоровья потребителей. Легальные товаропроизводители не могут конкурировать с поставщиками подделок из-за низких цен последних, что является серьезным препятствием развития отечественного рынка.

Поскольку спрос и предложение взаимоувязаны, то формирование массового спроса на высококачественную продукцию, и как следствие, отказ от приобретения контрафактной продукции, должны обеспечиваться повышением жизненного уровня населения и его покупательной способности.

В целях защиты национальных экономических интересов в законодательстве Республики Казахстан четко оговорена ответственность за действия и решения:

- провоцирующие резкое падение курса тенге, истощение золотовалютных активов государства, рост объемов государственного долга, которые могут привести к параличу экономики и денежного обращения в стране;

- противоречащие интересам формирования и бесперебойного функционирования рыночного пространства в Казахстане;

- препятствующие притоку инвестиций в экономику страны [25, с. 39].

Значительный ущерб экономической безопасности республики наносят правонарушения в налоговой сфере. Высокий уровень налогообложения вынуждает товаропроизводителей скрывать действительные объемы производства и уходить в теневой бизнес, тем более что неразвитость судебной практики защиты прав потребителей создает благоприятную почву для расцвета последнего.

Так, по данным Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан, сумма налогов и платежей, уплаченных в бюджет по такому виду экономической деятельности, как «Производство молочных продуктов» за 2002 год составила всего 1,2 млрд. тенге или 2,5 % от оцениваемой емкости рынка [26].

В настоящее время 66 % казахстанского рынка алкогольной продукции приходится на теневой бизнес [27, с. 127].

Объем потребления пива составляет 28 млн. дал в год. В республике ежегодно производится порядка 8,3 млн. дал, официальный импорт составляет около 0,5 млн. дал. Следовательно, остальная потребность в пиве удовлетворяется за счет контрабанды и неучтенного производства (19,2 млн. дал или 68,5 %).

Основными причинами преобладания нелегального рынка над легальным являются:

- разница стоимости легальной и нелегальной продукции в виде акциза и НДС, достигающая порядка 50 тенге с одной бутылки водки;

- изъятие части оборотных средств при уплате акциза на спирт;

- неурегулированность движения алкогольной продукции от производителя к конечному потребителю и, как следствие, отсутствие тотального контроля на промежуточных этапах;

- высокий уровень контрабанды и подпольного производства алкогольной продукции вследствие огромного числа мест бесконтрольной ее реализации;

- льготы для части производителей, работающих в условиях таможенных режимов «свободный склад», «свободная таможенная зона»;

- неурегулированность экспорта, отсутствие оперативных связей с приграничными государствами и странами-членами таможенного союза;

- недостаточная законодательная база в части уголовной и административной ответственности за незаконное производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции;

- отсутствие четкого положения о конфискованной продукции и материального обеспечения по ее уничтожению;

- отсутствие единой системы учета объемов производства и реализации алкогольной продукции [28, с. 37-38].

В 2000 г. с целью оптимальной загрузки отечественных нефтеперерабатывающих заводов сырой нефтью правительство Казахстана приняло решение ввести экспортную квоту на вывоз сырой нефти за рубеж в размере 21 млн. тонн при планируемой добыче 28 млн. тонн. Однако под нажимом иностранных инвесторов это решение было быстро отменено, а отечественные нефтеперерабатывающие заводы испытали перебои с поставкой сырой нефти для переработки. Одновременно с этим крупнейшие предприятия нефтегазового и металлургического комплексов республики с целью сокрытия части доходов от налогообложения стараются реализовать свою продукцию (нефть, газ, черные и цветные металлы) в оффшорных зонах по заниженным ценам, предварительно под предлогом скорого вступления республики в ВТО добившись от правительства в 1996 г. отмены экспортных пошлин на эту группу товаров. В результате продажи за рубеж по заниженным ценам стратегически важных для экономики страны товаров потери Казахстана за 10 лет независимости республики составили, по официальным данным, 10-15 млрд. долларов США, оставшихся за рубежом [29, с. 18].

Практика сокрытия доходов казахстанских предприятий в оффшорных зонах от налогообложения получила широкое распространение. Так, в 1999-2003 годах в структуре казахстанского экспорта на долю Бермудских островов приходилось 14-21 %. Согласно официальным статистическим данным, Бермудские острова являются одним из основных торговых партнеров Казахстана, опережающим даже Россию. На самом же деле – это не соответствует действительности, поскольку казахстанские нефть и металлы не востребованы на Бермудских островах и в других оффшорных зонах. Создаваемые там дочерние компании служат целям уклонения от налогов оперирующих на казахстанском рынке материнских компаний. Значительный объем экспорта в оффшорные зоны свидетельствует о том, что действующие в республике механизмы контроля трансфертных цен не работают, в результате чего оперирующие на казахстанском рынке иностранные компании, наряду с законными доходами, получаемыми вследствие сверхблагоприятных инвестиционных условий в добывающих отраслях, имеют не менее значимую криминальную прибыль в результате махинаций с налогооблагаемым доходом.

Между теневой и легальной экономикой существует тесная взаимосвязь. Согласно экспертным оценкам, не менее 66 % дохода, полученного в теневой экономике, сразу же расходуется в легальном секторе экономики, составляя значительную долю совокупного спроса и стимулируя тем самым рост объемов производства в официальной экономике и поступление в бюджет косвенных налогов.

Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что 2/3 добавленной стоимости в теневом секторе экономики могли быть произведены только неофициально, так что если бы не было теневого производства, то его не было бы и в легальной экономике [30, с. 30].

В связи с этим, в процессе государственного регулирования экономики следует учитывать, что такие сегменты теневой экономики, как фиктивная экономика, экономическая преступность и криминальная экономика, необходимо искоренять из хозяйственной практики, а элементы неформальной экономики следует легализовать, поскольку в случае выбора правильной формы их выведения из зоны неформальности они могут стать производительными и полезными для общества.

Обобщая вышеизложенное, приведем разработанную нами модель теневой экономики (рисунок 2).

 

Литература:

 

1 Мазур И.И. Условия возникновения и функционирования теневой

экономики // Вісник Київського національного університету

ім.Т.Шевченка. Економіка. – 2003. - №66-67. - С.109-112.

2 Никифорова Н.В. Сущность и признаки «теневой экономики» // Вестник

КазГАУ. – 2001. -№ 1. – С. 21-25.

3 Ахметова Г.Р. Глобальная конкуренция в условиях рынка // Вестник

КазЭУ. – 2002. - № 6. – С. 66-68.

4 Радаев В. Теневая экономика в России: изменение контуров // Pro et

Contra. – 1999. – Т. 4. - № 1. – С. 5-24.

5 Сото Э. де. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. – М.:

Catallaxy, 1995. // http:/ www.libertarium.ru / libertarium / way.

6 Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы / Пер. М.С.

Добряковой // Экономическая социология. – 2003. – Т. 4. - № 5. – С. 34-53.

7 Марков Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в

России // Вопросы экономики. – 1998. - № 3. - С. 38.

8 Селезнев В. «Теневая экономика»: по поводу статьи О. Осипенко //

Экономические науки. – 1990. - № 2. – С. 123.

9 «Теневые» параметры реформируемой экономики (по материалам

научной конференции) // Российский экономический журнал. – 1996. - №

8. – С. 14.

10 Лазовский В. О сущности и субъектах «теневой экономики» //

Экономические науки. – 1989. - № 10. – С. 62.

11 Карагусова Г.Д. Некоторые аспекты теневой экономики в странах

транзитного периода // Саясат. - 2000. - № 8-9. – С. 13.

12 Кажимурат К. О некоторых факторах развития теневой экономики //

Саяхат. – 2000. – Август-сентябрь. – С. 18.

13 Умбеталиева Т. Взгляд политолога на проблемы теневой экономики //

Саяхат. – 2000. – Август-сентябрь. – С. 20.

14 Лян Н., Шурова А. Теневая экономика в Казахстане // АльПари. – 1997. –

№ 1. – С. 46.

15 Блэйдс Д. Теневая экономика и национальные счета // Экономический

обзор стран ОЭСР, 1982.

16 Никифорова Н.В. Модель формирования теневого сектора в экономике //

Вестник КазЭУ. – 2004. - № 7. – С. 84-88.

17 Видрицкая Н.И. Этимологический аспект неформальной экономики //

Аль-Пари. – 2004. - № 2-3. – С. 30- 33.

18 Зацепина Н.И. Теневая экономика в Казахстане // Актуальные проблемы

образования и науки на современном этапе. Сборник материалов

международной научно-практической конференции. Том 1. – Кокшетау:

Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова, 2005. – С. 163-167.

19 Сулейменова Г. Институциональная среда внелегальной экономики //

Транзитная экономика. – 2005. - № 3. – С. 48-53.

20 Калаганова Н.К. Методические подходы к структурированию теневой

экономики // Вестник университета «Туран». – 2005. – № 1-2. – С. 106-109.

21 Медведев В. Проблемы экономической безопасности России // Вопросы

экономики. – 1997. – С. 123.

22 Schneider F., Enste D. Shadow Economies Around the World: Size, Causes,

and Consequences. – Washington, 2000, P. 10.

23 Жихорь Ю., Щекунских В. Контраргументы против контрафакта // Новое

поколение. – 2004. – № 3. - 23 января.

24 Рамазанов А.А., Барлубаев А.А. Теневые экономические отношения и

собственность в сфере национальной безопасности // ANALYTIC –

Аналитическое обозрение. – 2004. – № 2. – С. 43-47.

25 Толкумбеков С.М. Некоторые вопросы обеспечения экономической

безопасности РК // Закон и время. – 2004. - № 3-4. – С. 39-40.

26 Искандеров Р. Молочные реки, тупиковые берега: двусмысленное

положение казахстанского животноводства //

http://www.centrasia.ru/ntwsA.php4st=1087027440.

27 Тюлежанова А.С. Стратегический анализ и планирование развития рынка

потребительских товаров: методологические аспекты. – Новосибирск:

Новосиб. Гос. Ун-т, 2004. – 142 с.

28 Тюлежанова А.С. Рынок алкогольной продукции в транзитной экономике.

– Новосибирск: СибУПК, 2000. – 208 с.

29 Текенов У.А. Сущность и региональные аспекты реализации таможенной

политики Казахстана // Казахстан на пути к новой модели развития:

тенденции, потенциал и императивы роста: Материалы междунар. научно-

практ. конф.: Сб. науч. трудов. / Под общей ред. Н.К. Мамырова. Часть 4.

– Алматы: Экономика, 2001. – С. 9-19.

30 Никитин С., Степанова М., Глазова Е. Теневая экономика и

налогообложение // Мировая экономика и международные отношения. –

2005. - № 2. – С. 24-30.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.