Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Диагностика эмоционально-мотивационной сферы и психических состояний




Диагностические индикаторы эмоционально-мотивационных проявлений. Методические приемы диагностики: стандартизованные (прямые) и индивидуализированные (косвенные, проективные). Тест С.Розенцвейга. HAND-тест (Э.Вагнер). ТЮФ (А.Шмелев). Тест М.Люшера как метод диагностики состояний. Метод портретных выборов (тест влечений Л.Сонди). Мотивационный тест Х.Хекхаузена. МД-решетка Х.Д.Шмальта. Опросники: А.Басса-А.Дарки, эмоционального благополучия. Методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича. Методика соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах, диагностика внутренних конфликтов в сфере направленности. (Е.Фанталова). Опросник СЖО в адаптации Д.Леонтьева. ОТеЦ (И.Г.Сенин). Ориентационный личностный опросник А.Басса. Методика Ф.Хоппе. Моторная проба Шварцландера. Шкала тревожности (Ч.Спилбергер). Тест школьной тревожности Филипса. Особенности интерпретации данных в диагностике мотивации личности.

Аппаратурные и бланковые методики диагностики психических состояний. Тест Э.Ландольта. ЦТ М.Люшера. Корректурная проба Тулуз- Пьерона как метод выявления ММД.

Психическим состоянием называют целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (Н.Д.Левитов).

Классификация психических состояний выделяет два типа состояний: эмоциональные и функциональные.

I. Эмоциональные состояния, для которых, кстати, найдены обозначения в языках, мимике и жестах практически у всех изученных психологами народов (П. Экман):

I.1. Радость (удовлетворение, веселье).

I.2. Грусть (апатия, печаль, депрессия).

I.3. Гнев (агрессия, озлобление).

I.4. Страх (тревога, испуг).

I.5. Удивление (любопытство).

I.6. Отвращение (презрение, брезгливость).

II. Функциональные состояния связаны с уровнем бодрствования и внимания:

II.1. Сон.

II.2. Дремота.

II.3. Спокойное бодрствование.

II.4. Активное внимание (ориентировочная реакция).

II.5. Напряженное внимание (тревога, стрессовая мобилизация).

II.6. Утомление (истощенное внимание, дистресс).

Репертуар и частота наблюдаемых у ребенка эмоциональных и функциональных состояний тесно связаны с чертами темперамента и характера. Так, более активные и выносливые дети чаще испытывают «стенические» эмоции радости или гнева, в то время как меланхолические дети (эмоционально нестабильные и интровертированные) — «астенические» эмоции (грусть и страх).

Наиболее точная регистрация функционального состояния требует специального оборудования (приборы для физиологической регистрации частоты дыхания, пульса, КГР, мускульного тонуса (миограмма), кровенаполнения сосудов (плетизмограмма) и т.п.

В школьных условиях функциональные состояния могут быть эффективно диагностированы с помощью простых в исполнении карандашно-бумажных методик, проб, тестов на продуктивность деятельности, требующей скоростного внимания. Примеры: корректурная буквенная проба Бурдона, компьютерные игровые тесты.

Опытный учитель очень хорошо определяет функциональное состояние детей по внешним признакам их поведения и колебаниям в точности и продуктивности их основной учебной деятельности. Функциональная диагностика в школе необходима для определения оптимальной учебной нагрузки в классе и для определения разумных размеров домашних заданий, доступных данному конкретному ребенку.

До сих пор лучшим инструментом оперативной диагностики эмоциональных состояний является аналитическая экспертная оценка интонаций, мимики, позы и жестов человека. Для обучения такой визуальной оценки в настоящее время активно используется видеотренинг с эталонным набором видеокассет.

 

Предметом диагностики состояний являются относительно неустойчивые, меняющиеся со временем психические свойства. Эти свойства, по-видимому, - одни из ведущих системообразущих факторов функционирования психики в данный конкретный момент (или, точнее, интервал) времени. Состояние, в котором находится человек, определяет характер протекания у него самых разных психических процессов, а, как следствие, и характер его действий, конкретных видов деятельности и всей психической жизнедеятельности.

Сказанное определяет важность диагностики состояний в практической работе психолога. Здесь нужно выделить два момента. Во-первых, краткосрочного - типа сеанса аутогенной тренировки или разовой консультации, так и длительного, например, курса личностной психотерапии) можно сформулировать как задачу изменения психологического состояния от исходного, неоптимального в некотором смысле до конечного (целевого), оптимального в том же смысле. При таком подходе психодиагностика состояний может применяться как для отбора потенциальных клиентов для оказания психологической помощи, так и для контроля эффективности этой помощи.

Во-вторых, в зависимости от нахождения клиента в том или ином состоянии меняется и эффективность применения в работе с ним тех или иных приемов психотехнического воздействия. Таким образом, знание психического состояния клиента определяет выбор стратегии и средств для работы с ним. Адекватность непосредственного восприятия состояния другого ограничена личностным опытом воспринимающего, как в плане точности, так и в плане разнообразия корректно определяемых по их внешним проявлениям состояний, а также глубины их понимания. В этой связи возникает необходимость в специальных методах психодиагностики состояний, полезных в его практической работе.

Измерение состояний людей, возникающих в процессе деятельности, может быть использовано для разработки рекомендаций:

по организации режима труда и отдыха;

оптимизации процесса выполнения деятельности;

нормализации условий работы;

нормированию рабочих нагрузок и пр.

Именно эти задачи (среди прочих) достаточно успешно решали психотехники в 20-30-х гг. XX в. Диагностика психических состояний отдельных индивидов нужна для следующего:

· определения их пригодности в экстремальных ситуациях;

· оценки их надежности в сложных и опасных ситуациях;

· предотвращения «запрещенных» состояний;

· выработки рекомендаций по коррекции состояний.

Как правило, методы и пути изучения психических состояний зависят от концепции автора, представлений о структуре состояний, причинах и др. В то же время, рассматривая разные представления, можно встретить много общего. Так, Н.Д. Левитов в качестве путей и методов изучения психических состояний предлагает в начале исследования установить, в каком психическом состоянии человек находится и имеется ли у него предполагаемое психическое состояние. Об этом, по мнению автора, может дать информацию наблюдение за внешним поведением и деятельностью субъекта, дополняемое кино- и фотосъемкой, а также экспрессия: мимика, пантомимика и пр. Очень важен для изучения психических состояний, по мнению автора, словесный отчет испытуемого, а также изучение продуктов деятельности. Он также предлагает естественный и лабораторный эксперименты. Одним из методов изучения и понимания психических состояний он считает художественную литературу, более того, он считает, что главным источником познания психических состояний, в связи со слабой разработанностью экспериментальных методов, являются литературно-художественные произведения.

Ю.Е. Сосновикова выделяет три большие группы методов изучения психических состояний: теоретического исследования философских вопросов проблемы; получения медицинских, физиологических и биологических характеристик и параметров; собственно психологические методы: наблюдение, беседы, анкеты, самонаблюдение, тесты и др.

Нет необходимости раскрывать содержание каждой группы методов, они общеизвестны. В то же время необходимо заметить, что использование физиологических методов не дает возможности интерпретировать психические состояния: при одних и тех же физиологических показателях психологическая характеристика состояний может быть различной, т.е. одно и то же психическое состояние часто характеризуется разнонаправленными сдвигами со стороны физиологических систем, а разные психические состояния могут иметь одинаковые физиологические изменения. Например, негодование и воодушевление имеют одинаковые физиологические характеристики, в то же время это разные состояния. Поэтому ряд исследователей психических состояний рассматривают использование физиологических показателей в основном как дополнительные энергетические компоненты психических состояний.

Анализ форм описания психических состояний, проведенный В.А.Ганзеном и В.Н.Юрченко, позволил им выделить три основные формы: качественно нестрогие описания на литературном языке (художественные), описания качественно строгие (терминологические), описания количественные, полученные в результате экспериментальных измерений (эмпирические). По их мнению, все три вида описаний, дополняя друг друга, вносят существенный вклад в создание целостного образа психического состояния человека. Результаты экспериментальных исследований представляют собой количественное выражение происходящих у человека в том или ином состоянии изменений. Обобщение и научный анализ всех данных проводится в терминологических описаниях. По мнению авторов, процедура системного анализа психических состояний направлена на выяснение компонентного состава, структуры, функции объекта исследования в их взаимосвязях, а также системообразующих факторов.

Интересно мнение в вопросе диагностики психических состояний, изложенное Е.П.Ильиным. Он считает, что выбор методик и показателей для диагностики психических состояний должен быть целенаправленным и определяться, исходя из структуры функциональной системы, формирующей согласно критерию полезного результата. Автор предполагает, что при разных состояниях формируются разные системы из различных подсистем, чем и обусловливается в значительной мере специфика реагирования (состояние). Следовательно, прежде чем приступить к диагностике состояния, нужно знать их структурную модель. Такой подход устраняет необходимость использования при диагностике как можно большего числа показателей и методик. Поэтому можно обойтись 4-5 показателями при условии, что они отражают все необходимые уровни и подсистемы целостной функциональной системы: мотивацию и эмоции, вегетатику и моторику.

В этом контексте А.Б.Леонова считает, что традиционные методики психодиагностики малопригодны при изучении функциональных состояний (состояний работающего человека), т.к. в них отсутствует изначальная ориентация на анализ постоянных изменений предмета испытаний (функциональных состояний), возникающих в течение определенного периода времени. Различные методики субъективной оценки функциональных состояний должны иметь профессиональную специализацию, т.е. соответствовать и отражать специфические особенности профессии и структуру этой трудовой деятельности, а также достаточное количество адекватных и корректно сформулированных субъективных симптомов.

Сложным вопросом в диагностике психических состояний является вопрос о соотношении объективных и субъективных методов. В некоторых работах субъективные характеристики рассматриваются как какой-то второсортный материал, менее пригодный для научного анализа по сравнению с так называемыми объективными методами, т.е. регистрируемыми инструментами и приборами показателями. С такой позицией нельзя согласиться полностью. Например, В.П.Зинченко подчеркивает, что тщательно собранный «субъективный материал» о том или ином психическом явлении представляет собой вполне полноценные данные, ни в коей мере не менее пригодные для углубленного анализа исследуемых явлений, чем объективные данные.

Можно сослаться на мнение А. Б.Леоновой, которая считает, что интроспективные данные содержат богатейший материал о разнообразных проявлениях состояний человека, т.к. в них за- и подсистемы целостной функциональной системы: мотивацию и эмоции, вегетатику и моторику.

В этом контексте А.Б. Леонова считает, что традиционные методики психодиагностики малопригодны при изучении функциональных состояний (состояний работающего человека), т.к. в них заложена потенциальная возможность получения целостной характеристики изучаемого явления.

Благодаря субъективной оценке, мы можем дать собственно качественную оценку состоянию, отделив его от другого состояния, субъективная оценка более чувствительна к изменению психического состояния.

Значимость самосознания и саморефлексии для диагностики состояния подтверждается обращенностью исследователей к «пе­реживанию» как единице психических состояний.

Таким образом, «субъективный фактор» в диагностике психичес­ких состояний личности дает возможность качественной интерпретации психического состояния, позволяет отделить одно состояние от другого, оценить его интенсивность. Как показывают многие исследования, без подобной интерпретации изучение психических состояний малоинформативно. Конкретные субъективные методики диагностики психических состояний личности должны включать в себя четкие вербальные описания симптомов и проявлений психического состояния со стороны различных психологических проявлений, в том числе и поведенческих, с учетом деятельности субъекта.

В то же время отношение к использованию и применению субъективных показателей как психологическому инструментарию в изучении психических состояний не должно являться каким-то застывшим, косным в системе психологических методов, а целиком определяться предметом, объектом, целями и задачами исследования. Другими словами, равновесие между субъективными и объективными методами подвижно и зависит от теоретических представлений автора, последнее находит свое отражение в использовании того или иного инструментария. Так, например, мера применения субъективных методик в исследовании функциональных состояний будет отличаться от использования этих методик в исследовании психических состояний личности, где «вес» субъективных факторов неизмеримо выше.

Итак, cложность понятия «состояния» определяет разнообразие методических приемов диагностики состояний. Обобщая все известные классификации методов психодиагностики психических состояний, можно выделить три основных групп методов.

Первую группу составляют методики самоотчета - опросники, контрольные списки, методики типа семантического дифференциала, в которых испытуемый с помощью специально подобранного материала, организующего и управляющего его интроспекцией, сам оценивает свое состояние. Методики самоотчета ориентированы на феноменологию - эмоциональное состояние. К методикам этого типа относятся тест «Самочувствие, активность, настроение» (САН) В.А. Доскина и др., опросник экзаменационной тревожности Орлова Ю.М., тест школьной тревожности Филлипса, шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, шкала депрессии Э.Бека, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко и др.

Вторую группу составляют проективные методики, в которых оценка состояния основана не столько на характеристиках протекания деятельности в процессе выполнения тестовых заданий, сколько на анализе ее результатов. К методикам такого плана относятся тест цветовых предпочтений М.Люшера, тест руки Вагнера в адаптации Т.Н. Курбатовой, методика фрустрационных реакций С.Розенцвейга, методика портретных выборов Л. Сонди, рисуночные методики.

Третья группа методов оценки психических состояний через измерение их гипотетических коррелятов физиологической природы (например, частота пульса, КГР и т.п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.