Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуация, в которой образуется команда эффективных менеджеров




Отличие менеджера от лидера

менеджер Лидер
Администратор Поручает Работает по целям других Основа действий – план Полагается на систему Использует доводы Контролирует Поддерживает движение Профессионален Принимает решения Делает дело правильно Уважаем Инноватор Вдохновляет Работает по своим целям Основа действий – видение перспективы Полагается на людей Использует эмоции Доверяет Дает импульс движению Энтузиаст Превращает решения в реальность Делает правильное дело Обожаем

Источник: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998 (табл. 1.1.).

У.Беннис различает менеджеров и лидеров следующим образом:

Менеджер администрирует; лидер вводит инновации

Менеджер делает копию; лидер – оригинал

Менеджер эксплуатирует; лидер – развивает

Менеджер концентрирует внимание на системах и структурах; лидер – на людях

Менеджер делает упор на контроль; лидер – на доверие

Менеджер имеет взгляд на короткий период; лидер – на длительные, долгосрочные цели

Менеджер спрашивает где и как; лидер – что и почему

Менеджер смотрит вниз; лидер – на горизонт

Менеджер принимает статус-кво; лидер делает вызов установившейся ситуации

Менеджер – классический, хороший солдат; лидер – персона с собственной точкой зрения

Менеджер делает вещи правильно; лидер делает правильные вещи

 

Однако хороший менеджер должен стремиться стать лидером. На рис. показана ситуация, когда менеджеры, обладая лидерскими задатками, образуют команду эффективных менеджеров.

 

 

 

Несмотря на то, что лидеры и лидерство всегда оказывают значительное влияние на курс развития мировой истории, реальное изучение этого феномена началось около 100 лет назад. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными характеристиками. Несколько позже сдвиг в изучении произошел в сторону выявления поведенческих аспектов.

Теория лидерских качеств (= концепция врожденных качеств)

Это один из наиболее ранних подходов к изучению и объяснению лидерства. Люди всегда искали ключ к пониманию «великих людей». Исследователи проблемы лидерства верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор личных качеств, не меняющихся во времени, устойчивых и отличавших их от нелидеров. Этот подход базировался на вере, что лидерами не становятся, а рождаются.

Ученые выявили очень длинные списки требуемых качеств.

 

В 1948 году Р.Столдилл попытался обобщить эти характеристики и пришел к выводу, что лидеру присущи 5 главных качеств:

  1. ум или интеллектуальные способности
  2. господство или преобладание над другими
  3. уверенность в себе
  4. активность и энергичность
  5. знание дела.

Но это не объясняло появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями.

Уоррен Беннис, исследовав 90 успешных лидеров, определил следующие 4 группы лидерских качеств:

  1. Управление вниманием – видение лидерами исходного результата и умение так его представить последователям, чтобы оно было для них привлекательно.
  2. Управление значением – исследованные лидеры обладали способностью разъяснять последователям сложные, запутанные проблемы простым, доступным языком, образами, метафорами. Они были специалистами по «очистке» информации.
  3. Управление доверием – «Доверие – неотъемлемая вещь для всех организаций» - утверждает Беннис. Для лидеров доверие выражалось их способностью построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных.
  4. Управление собой – лидеры знали о своих сильных и слабых сторонах, стремились к развитию, обучению, усиливая тем самым свои слабые стороны, привлекая для этого другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания среды, в которой люди получат самоуважение и признание, почувствуют значимость и возможность познания того, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела.

«Создаваемая таким образом организационная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество работы и посвященность работе».

Последующее изучение привело к выделению 4 групп лидерских качеств:

  • Физиологические
  • Психологические
  • Интеллектуальные
  • Личностно-деловые

Но такие физиологические качества как рост, вес, фигура, состояние здоровья, внешний вид – не гарантируют их носителю, что он станет лидером. Психологические или эмоциональные качества, проявляемые, главным образом, через характер человека и имеющие как наследственную, так и воспитательную основы, тоже не есть гарант лидерства. Изучение умственных или интеллектуальных качеств и их связи с лидерством проводились многими учеными и в общем их результаты совпадают в том, что у лидеров они выше, чем у нелидеров. Если рассматривать эти качества через призму решения каких-то специфических проблем, то видимо, здесь присутствует доля истины. Но последующие исследования показали, что «корреляция между этими качествами и лидерством достаточна мала». Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем. Личностно-деловые качества в большей степени приобретаются с опытом, носят свои особенные черты в зависимости от уровня организационной иерархии и тоже не являются определяющими для эффективного лидерства. Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в коммерческом банке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лаборатории или в театре.

Подход, изучающий лидерские качества интересен, но пока не очень много пользы принес для управленческой практики. Тем не менее, он послужил толчком для построения других концепций лидерства, и, этот подход продолжают развивать психологи, утверждая, что без определенных качеств нельзя стать лидером, тем самым сдерживая переоценку других подходов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.