Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прогнозирование, планирование и программирование в государственном управлении




Принципы государственного управления.

Формулирование целей госуправления, процесс их достижения основывается на ряде принципов. Принципы госуправления – это, как правило, законодательно закрепленные базовые положения, в соответствии с которыми формируется и функционирует система госуправления. В науке выделяю 3 блока принципов: общие, организационно-технологические, частные.

Общие – касаются содержания и целей системы госуправления и подразделяются на:

1. социально-ценностные (гуманизм, демократизм);

2. социально-функциональные (принцип разделения властей, федерализм, законность).

Организационно-технологические:

1. структурно-целевые (иерархия целей госуправления, последовательность достижения целей);

2. структурно-организационные (единство системы госуправления, сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности органов государственной власти);

3. структурно-функциональные (закрепление управленческих функций в компетенцию соответствующего государственного органа);

4. структурно-процессуальные (принцип соответствия методов управления функциям государственного органа).

Использование частных принципов ориентировано на повышение значимости человеческого фактора в процессе государственного управления. К ним относятся принципы, проектируемые на различные сферы жизнедеятельности общества (экономическое планирование, принципы маркетинга), и принципы функционирования государственных и общественных институтов

 

Выполнение органами государственной власти функций прогнозирования, планирования и программирования предполагает четкое определение таких способов воздействия государства на хозяйствующие субъекты и таких способов использования имеющихся в обществе ресурсов, которые позволили бы достичь поставленных целей за максимально короткое время.

Прогнозирование — это обоснованное предвидение развития ситуации. В процессе государственного управления складываются условия, когда факторы неопределенности и неуправляемости препятствуют разработке перспективных государственных планов, программ; тогда прогнозирование приобретает особую значимость, в определенной мере заменяя и планирование, и программирование.

Прогнозирование в государственном управлении – научно-об основанное представление о развитии общественных процессов и отношений, о сроках и характере их изменений. Процесс прогнозирования не ограничен жесткими временными рамками, ранее принятыми решениями, носит предварительный характер. Прогнозы являются источником информации, в первую очередь, о тех объектах государственного управления, которые существенным образом влияют на ход социально-экономических событий и при этом частично поддаются (или не поддаются) воздействию со стороны государства. В качестве слабоуправляемых (или неуправляемых) факторов выделяются, как правило, природно-климатические, демографические, военно-политические, научно-познавательные, торгово-конъюнктурные.

В деятельности органов государственной власти используются следующие виды прогнозов:

ü социально-экономические;

ü демографические; прогнозы

ü трудовых ресурсов и рабочей силы;

ü прогнозы в отношении природных ресурсов;

ü социальные макроэкономические прогнозы;

ü макроэкономические прогнозы конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков;

ü прогнозы в научно-технической сфере;

ü военно-политические;

ü внешнеэкономические прогнозы.

По временной характеристике выделяют кратко-, средне-, долгосрочные прогнозы, предметами которых соответственно могут выступать валютные курсы, курсы акций, цены и т.д.; создание и предоставление новых видов услуг или продукции, реализация целевой программы, национального проекта и т.д.; демографическая ситуация в стране, социально-экономические трансформации общества и т.п.

Фундаментальным элементом государственного прогнозирования стали сводные макроэкономические прогнозы, связанные с определением ожидаемого состояния экономики страны и с выявлением тенденций динамики основных ее параметров – ВВП, объема промышленного и сельскохозяйственного производства, объема инвестиций в основной капитал, реальных денежных доходов населения и т.д. Макроэкономическое прогнозирование сопряжено с разработкой пессимистического, оптимистического и реалистического прогнозов. Макроэкономические прогнозы составляются посредством различных методов прогнозирования.

Метод экстраполяции основан на том, что траектория будущего развития является продолжением траектории прошлого развития. Экстраполяционное прогнозирование применяется в отношении инерционно протекающих процессов.

Метод факторного прогнозирования предполагает выявление факторов, влияющих на предмет прогноза, определение типа зависимости искомых показателей от факторов (может быть линейная или степенная)/и расчет значений прогнозируемых показателей.

Метод модельного прогнозирования представляет собой средство прогнозирования на базе экономико-математических моделей. В практике государственного управления он широкого применения не получил в; силу сложности построения макроэкономических моделей, соответствующих моделируемому объекту.

Органы государственной власти в последние годы чаще стали обращаться к методу экспертного прогнозирования как к наиболееуниверсальному, когда эксперт дает прогноз, опираясь на опыт, аналогии, интуицию.

Плановая деятельность естественная и необходимая функция субъекта управления. В системе государственного управления планирование носит всеобщий характер. План — это не только желаемый результат, но и способы его достижения, и в этом состоит главное отличие планирования и прогнозирования. Планирование как процесс складывается из разработки, составления, контроля за ходом выполнения и корректировки плана. Планы разрабатываются на какой-либо временной период. Краткосрочные планы ориентированы на период до одного года. Среднесрочные планы составляют, как правило, на период времени от; одного года до пяти лет. Долгосрочные планы разрабатываются на период 5-20 лет.

Различные типы разработки планов характерны для дискретного планирования и для непрерывно-скользящего планирования. В первом случае планы разрабатываются «встык», по мере завершения одного плана он сменяется другим; Во втором случае план периодически продляется еще до его завершения. Процесс планирования имеет уровневый характер, поэтому различают: международное планирование (совместная политическая, экономическая и иная деятельность стран); государственное планирование; отраслевое планирование; территориальное планирование; планирование территорий хозяйствующих субъектов. По объекту планирования и применяемым показателям выделяют:

ü социальное планирование (распространяется на процессы и объекты социальной природы);

ü прризводственно-экономическое планирование на макроуровне (нацелено на экономический рост);

ü государственное;

ü финансовое планирование (связано с формированием государственных бюджетов, фондов).

Для современной России актуально развитие следующих форм государственного планирования:

1) плановой концеп­ции, с обязательным ее утверждением на государственном уровне;

2) государственных директивных плановых установок долгосрочного характера;

3) индикативного планирования через разработку и принятие на государственном уровне индикативных планов;

4) государственных целевых программ;

5) государственного планового заказа;

6) формирование государственного бюджета как финансового плана государства;

7) принятие государственных планов и программ приватизации и использования государственного имущества;

8) государственных инвестиционно-инновационных проектов.

Государственное программирование часто используют как термин, равнозначный программно-целевому планированию. Программно-целевой метод — основной способ решения крупных социально-экономических проблем посредством разработки и реализации органами государственной власти и управления взаимосвязанных программных мер, направленных на решение задач в различных сферах жизнедеятельности общества. Специфическими чертами программно-целевого планирования являются:

ü четкие формулировки и систематизация целей («древо целей и задач»);

ü обусловленность реализуемых мероприятий поставленными целями (система целереализу-ющих действий);

ü изначальное установление средств и ресурсов осуществления программных мероприятий;

ü системный подход к управлению программой и контроль за реализацией мер со стороны органов управления.

Сущность программного подхода раскрывается через понятия «программная область», «параметры программы», «структура программы». В общем виде структура программы включает следующие блоки:целевой (содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программными методами, цели, задачи, сроки и этапы программы), исполнительный (система программных мероприятий) ресурсный (объемы, источники ресурсов), организационный (механизм реализации, организация управления и контроль, оценка последствий, паспорт программы).

Процесс разработки целевой программы складывается из следующих стадий: целевая установка программы; научно-проектная разработка программы (обоснование способов ее осуществления); структурная разработка (формирование разде­лов, построение исполнительной структуры программы, обос­нование программных мероприятий); ресурсная разработка (обоснование объемов и источников ресурсов, необходимых для реализации программы). Унифицированного алгоритма содержания методов разработки государственных программ не существует в силу того, что разработка целевой программы — это не линейный, а циклический процесс.

Классификация государственных программ возможна по следующим основаниям:

1. По функциональной сфере государственной программы:

ü социально ориентированные (социальные);

ü научно-технические (инновационные);

ü инвестиционные (воспроизводственные);

ü экологические;

ü программы обеспечения национальной безопасности, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2. По объекту реализации государственных программ:

ü территориальные (региональные);

ü отраслевые;

ü программы развития ресурсного потенциала;

ü внешнеэкономические;

ü организационно-управленческие;

ü маркетинговые.

3. По сроку реализации программы:

ü краткосрочные, на период до 3 лет;

ü среднесрочные, на период 3—5 лет;

ü долгосрочные, на период свыше 5 лет.

4. По степени государственной поддержки:

ü программы, полностью осуществляемые за счет средств федерального бюджета;

ü программы, поддерживаемые государством с привлече­нием негосударственных источников финансирования;

ü совместные территориальные программы (поддержи­ваемые государством программы социально-экономического развития территорий);

ü программы, связанные с текущей деятельностью феде­ральных органов власти и управления.

Оценка государственных программ включает оценку подготовки программы, оценку реализации программы, оценку результатов, оценку экономической эффективности, оценку последствий и эффектов. Методика проведения оценки государ­ственной программы разрабатывается на стадии формирования самой программы и должна быть адекватна ее содержанию. На практике, как правило, применяются: 1) метод экспертных оценок; 2) методы количественной оценки. Смена вектора развития экономики страны обусловила значительное повышение роли государственных программ как инструмента государственного управления, как способа реализации государственной политики, нацеленной на эффективное решение насущных проблем общественного и государственного развития.

Ориентация Российского государства на построение демократических основ и развитие рыночных отношений предопределила начало процесса формирования новой пара­дигмы государственного прогнозирования и планирования, правовыми основами которой стал Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Было дано законодательное определение содержания понятий «концепция социально-экономического развития России», «программа социально-экономического развития», «годовой индикативный план социально-экономического развития России». Кардинальные изменения в системе институтов государственного управления привели к тому, что долгосрочная стратегия социально-экономического развития страны разрабатывается в соответствии с Посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ и Планом действий Правительства РФ по реализации этого послания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 3096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.