Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Социальная работа в сфере здравоохранения

План

1. Понятие «медико-социальная помощь».

2. Цель, задачи, функции, виды медико-социальной работы.

3. Медико-социальная работа в детской поликлинике.

 

1.Мировая практика свидетельствует о том, что социальный работник обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов[1]. Проблема здоровья неотъемлема от других проблем человечества.

В современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Возникла необходимость создания новых механизмов, форм и методов медико-социальной помощи населению как новых социальных технологий, которые обеспечат гражданам комплексные социальные услуги.

Вследствие этого в 1990-е годы в России стала развиваться медико-социальная работа как качественно новое направление социальной работы и вид профессиональной деятельности. Ее становление обусловлено современным состоянием здравоохранения, социальным состоянием здравоохранения, социальной защиты населения, других социальных институтов в условиях реформирования экономического уклада и структуры общественных отношений.

Прежде всего, уточним содержание понятия «медико-социальная помощь». Признано, что медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий.[2] Это сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья населения, так и от современной концепции здоровья и теорий социальной защиты населения.

Медико-социальная помощь рассматривается как новый вид мультидисциплинированной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный не только на восстановление, но и на сохранения и укрепление здоровья различных групп населения. Медико-социальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья.

2. Цель медико-социальной работы – достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане.

Объекты медико-социальной работы в детской поликлинике – различные контингенты лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы (длительно и часто болеющие, социально дезадаптированные, дети-сироты, многодетные и асоциальные семьи, инвалиды и др.), взаимно потенциирующие друг друга, решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами, численность которых неуклонно растет, одинаково тяжела и малоэффективна и для медицинских работников, и для специалистов по социальной работе, поскольку они неизбежно сталкиваются с кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.

Особенность медико-социальной работы состоит в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей – здравоохранения и социальной защиты населения. Медицинские работники на практике выполняют ряд функций социальных работников. Социальные работники очень часто имеют дело с клиентами, страдающими психической и физической патологией, должны иметь соответствующие медицинские знания, навыки и умения.

Необходимо четкое разграничение функций медицинских и социальных работников.

Обобщенные специальные функции можно разделить на три группы: медико-ориентированные, социально-ориентированные и интегративные.

К медико-ориентированным функциям относятся:

- оказание медицинской помощи и уход за больными;

- оказание медико-социальной помощи семье;

- медико-социальным патронаж различных групп;

- оказание медико-социальной помощи хронически больным;

- санитарно-гигиеническое просвещение;

- информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем и др.

Социально-ориентированные функции:

- обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи;

- содействие в предупреждении общественно опасных действий;

- оформление опеки и попечительства;

- участие в проведении социально-гигиенического мониторинга;

- информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты;

- содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получение пенсий, пособий, выплат;

- семейное консультирование и семейная психокоррекция;

- коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков и др.

К интегративным функциям относятся:

- комплексная оценка социального статуса клиента;

- содействие выполнению профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и территориальном уровнях;

- формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни;

- планирование семьи;

- проведение медико-социальной экспертизы;

- осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;

- социально-правовое консультирование;

- участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях;

- обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов и др.

Медико-социальную работу можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую.

Медико-социальная работа, имеющая профилактическую направленность, - это предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья.

Медико-социальная работа, имеющая патогенетическую направленность, предусматривает организацию медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

Таким образом, медико-социальная работа имеет много общего с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое ограничение сфер ответственности.

3. Медико-социальная работа в детской поликлинике включает в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий – медицинских, социальных, экономических, правовых, психологических, педагогических – по оказанию помощи нуждающимся пациентам и их родителям, направленной на преодоление жизненных трудностей, создание благоприятных условий жизнедеятельности, сохранение и укрепление здоровья (физического, психического, нравственного)[3].

Деятельность медико-социальных отделений при детских поликлиниках осуществляется в соответствии с Приказом Минздрава России № 154 от 05.05.99 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста»[4].

Приложение № 2 этого Приказа – Инструкция об организации работы отделения (кабинета) медико-социальной помощи детского амбулаторного поликлинического отделения.

Отделение медико-социальной помощи имеет своей целью реализацию медико-социальных мероприятий, учитывающих специфические особенности детей, в т.ч. подросткового возраста и направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков; их социальную и правовую защиту и поддержку, профилактику и снижение заболеваемости, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Отделение является структурным подразделением детского амбулаторно-поликлинического учреждения, обеспечивающего лечебно-профилактическую помощь детскому населению. Объем оказываемой медико-социальной помощи определяется администрацией поликлиники по согласованию с вышестоящими органами здравоохранения.

Деятельность отделения строится на основе законодательства Российской Федерации, директивных документов вышестоящих органов, приказов и распоряжений администрации поликлиники[5].

Отделение функционирует на основе преемственности и взаимосвязи с подразделениями детского амбулаторно-поликлинического учреждения, территориальными лечебно-профилактическими учреждениями социальной защиты населения, общественными и иными организациями.

Основными функциональными обязанностями специалиста социальной работы в условиях детских амбулаторно-поликлинических учреждений являются:

- выявление и учет семей медико-социального риска, выделение из них семей высокого социального риска (семьи алкоголиков, наркоманов, детей-инвалидов, юных матерей, матерей-одиночек и др.);

- изучение потребностей данных семей в конкретных видах медико-социальной помощи;

- проведение всех видов патронажей (к беременным женщинам, кормящим матерям, к детям первого года жизни и др.), выявление факторов риска с последующей передачей этих сведений медицинским работникам;

- оказание содействия семьям в решении их социально-бытовых проблем, в т.ч. жилищных, материальных, условий труда, в устройстве детей в дошкольные учреждения, интернаты и др.;

- оказание консультативной, в т.ч. педагогической, психологической помощи семьям социального риска;

- проведение социально-правовой помощи (активное разъяснение прав и обязанностей данных семей, а также социальных льгот, предоставляемых государством, и др.);

- организация и контроль за получением детьми раннего возраста бесплатного питания и лекарственного обеспечения, других льгот;

- оказание помощи семье в воспитании детей;

- проведение совместно с медицинским персоналом санитарно-просветительной работы по гигиеническому воспитанию детей, пропаганде здорового образа жизни;

- осуществление мероприятий по планированию семьи;

- организация взаимосвязи и взаимопомощи в работе различных учреждений и ведомств (муниципальной службы, службы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, органов правопорядка и др.) по оказанию медико-социальной помощи населению;

- внесение предложений, направленных на совершенствование законодательных актов по социальным вопросам, на развитие службы медико-социальной помощи;

- ведение учетно-отчетной документации (дневника патронажных помещений, паспорта семьи и др.).

Основными задачами отделения медико-социальной помощи являются:

Медико-социальный патронаж в семьи, выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке.

В группу нуждающихся в особом наблюдении специалиста по социальной работе выделяют семьи, имеющие, прежде всего, следующие факторы риска:

- многодетность семьи;

- плохие материально-бытовые условия, наличие психических заболеваний у одного из родителей;

- алкоголизация родителей или употребление ими наркотических веществ;

- высокая степень конфликтности между членами семьи;

- низкая медицинская и социальная активность членов семьи;

- жестокое обращение родителей с ребенком, направленное использование ребенка в корыстных целях и др.

Специфика работы с детьми и подростками и с самими семьями данного типа состоит, в первую очередь, в необходимости активно посещать их на дому, желательно совместно с участковым педиатром.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнение родителями рекомендаций.

Исходя из интересов ребенка, совместно с правоохранительными органами ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе прибегают к карательным мерам, выступая, например, инициатором лишения родителей прав на воспитание ребенка.

Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы. Например, неоднократно посещаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка.

Регулярные патронажи проводятся в отношении неблагополучных семей и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности медико-социального отделения, следует выделить оказание медико-психологической помощи на основе индивидуального подхода с учетом особенностей личности, в том числе и путем анонимного приема:

Осуществление мероприятий по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья;

Гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентации на здоровую семью;

Индивидуальная, групповая и коллективная санитарно-просветительская работа, пропаганда мер профилактики, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни и ориентирующих молодых людей и их родителей на осознание вреда «рисковых» или так называемых «саморазрушающих» форм поведения для здоровья и развития (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, таксикомания, ранняя сексуальная активность, правонарушение несовершеннолетних, бродяжничество и т.п.);

Оказание индивидуальной или опосредованной социально-правовой помощи детям, подросткам, семье по защите их прав и законных интересов в соответствии с действующим законодательством.

Специалист по социальной работе обеспечивает связь с органами социальной защиты населения правоохранительными органами, службами опеки и попечительства, учебно-воспитательными учреждениями, участвует в «социальном патронаже», разрабатывает индивидуальную программу работы с семьей, подростками.

 

 


[1] Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. Новосибирск, 1992.

[2] Медико-социальная работа // Российская энциклопедия социальной работы, М., 1997, с.57.

[3] Гончаренко Л.В. Совершенствование управления социальной работы и повышение эффективности медико-социальной помощи // здравоохранение Российской Федерации, 1998, № 3, с.57.

[4] Медицинская газета № 21-22. 2003. 2002, с. 8-9.

[5] О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста: Приказ Минздрава России № 154 от 05.05.99 // Медицинская газета 2002. № 3. с.9.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность идентификации | Способы отбора единиц из генеральной совокупности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 10896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.