Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночный механизм - механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка спроса, предложения и цены




 

Спрос это количество продукта, которые потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного времени.

Закон спроса. Спрос и цена находятся в обратной зависимости (снижение цены товара ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот).

Кривая спроса – это соотношение между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявлен спрос.

 

Закон спроса не действует в трех случаях:

 

1. При ажиотажном спросе (повышение цен);

2. Для редких и дорогостоящих товаров;

3. При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (с маргарина на масло).

 

На спрос влияют следующие факторы:

 

1. Уровень доходов в обществе;

2. Субъективные вкусы покупателей;

3. Изменения в структуре населения;

4. Число реальных покупателей, досягаемость для них товаров (торговля газетами в электричке);

5. Ожидания потребителей (инфляция, рост цен, новые законы);

6. Изменение цен на другие товары, особенно на товары-заменители.

 

 

Спрос принято характеризовать так называемой эластичностью (плавностью, мягкостью).

Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходам покупателей.

Коэффициент эластичности (КЭС)

КЭС = Процент изменения количества продаж

Процент изменения цены

 

Эластичный спрос – сильная реакция на изменение цены.

Неэластичный спрос – слабая чувствительность,

Спрос с единичной эластичностью – промежуточное положение между эластичным и неэластичным спросом.

 

Предложение– это совокупность товаров и услуг, представленных нарынке. Это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в соответствии с их ценами.

Объем предложения каждого производителя изменяется в зависимости от уровня цены:

· Если цена на товары и услуги растет, то объем предложения увеличится;

· Если цена на товары и услуги снижается, то объем предложения сократится (ряд товаров будет придержан на складе).

Таким образом предложение фиксирует зависимость количества предложенных на рынке товаров и услуг от цены.

Следует различать:

А) изменение в величине предложения;

Б) изменение в предложении.

Изменение в величине предложения происходит тогда,

когда меняется цена. Здесь цена выступает главной детерминантой и наблюдается неизменность всех других факторов.

Изменения в предложении происходят под влиянием других факторов.

Влияние неценовых детерминант.

1) Цены на ресурсы, необходимые для производства товаров. Если цены на ресурсы снижаются, то сокращаются затраты на производство товаров а, следовательно, есть возможность обеспечить более высокое предложение. Если цены на ресурсы повышаются, затраты возрастают, предложение совращается.

2). Технология производства. В результате усовершенствования технологии происходит экономия ресурсов и увеличение объема предложения. При удорожании производства объем предложениясокращается.

3.) Налоги и дотации. Уровень налогов непосредственно влияет на издержки производства: при снижении налогов прибыль повышается и предложение растет. При повышении налогов прибыль снижается и предложениесокращается.

4) Изменение цен на другие, в том числе, взаимозаменяемые товары. Повышение цен на новые автомобили сокращает предложение подержанных автомобилей, т.к., не каждый в состоянии купить новый и буде пользоваться старым. В то же время высокие цены на товары способствуют перепрофилированию бизнеса.

5) Перспективное ожидание производителей.

 

Если предполагается рост цен в будущем, то предложение может быть сокращено с целью продажи товара по более высоким ценам. Если ожидается падение цен, то производитель во избежание убытков в будущем увеличивает предложение, чтобы продать товар как можно скорее. 6) Количество товаропроизводителей (конкуренция). Чем больше количество товаропроизводителей, тем выше объем предложения. Чем меньше количество товаропроизводителей, тем ниже объем предложений.

 

Координация спроса и предложения осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Рыночное равновесие – это равновесие спроса и предложения, т.е. совпадение интересов производителей и потребителей. Количество товаров и услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители. Цена в таком случае носит название равновесной цены. Если цена опускается ниже равновесной, то спрос превышает предложение и возникает дефицит. В этих условиях усиливается конкуренция между потребителями в погоне за дефицитным товаром. Если цена поднимается выше равновесной, то возникает излишек предложение над спросом или перепроизводство. В этих условиях усиливается конкуренция между производителями. То есть ценаравновесияэто объемы спроса и предложения, которые выражают максимальную эффективность рыночной экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.