Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.5. Криминалистическая габитоскопия




I. Задания для самостоятельной работы [7]

1. Закрепить и углубить знания учебной темы в целом и по вопросам, основные сведения по которым были изложены в лекции.

2. Углубленное изучение основных категорий темы: понятие габитологии, групп признаков внешности человека, понятие собственных и сопутствующих признаков, броских и особых примет, правил описания признаков внешности и составления словесного портрета, основных способов фиксации внешности человека, объектов портретной экспертизы, вопросов, разрешаемых портретной экспертизой.

3. Сформировать специальные умения и навыки анализа информации о внешних признаках человека.

4. Выработать криминалистические умения производить описание признаков внешности человека.

5. *Подготовка ответов на контрольные вопросы.

 

II. План практического занятия

(форма обучения: очная и заочная)

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Опрос слушателей по контрольным вопросам темы.

3. Выполнение практических заданий.

4. Просмотр видеофильмов.

5. Практические задания:

o Описание внешнего облика человека по методу словесного портрета.

o Составление по представленному фотоснимку полного описания лица по методу словесного портрета.

o Составление розыскной ориентировки на наблюдаемого человека.

o Представить на проверку результаты выполнения заданий:

- словесное описание лица с фотоснимка;

- розыскную ориентировку на данное лицо.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к практическому занятию

Прежде чем перейти к выполнению практических заданий необходимо изучить теоретические материалы по данной теме, в объеме указанных контрольных вопросов.

Затем перейти к освоению приемов описания элементов внешности на основе использования сигналетических снимков и альбома, содержащего описание элементов внешности. Основная задача этого этапа — освоение критериев описания элементов внешности по форме и величине.

Признаки внешности, используемые для идентификации человека, должны быть:

а) устойчивыми (т. е. относительно неизменяемыми в пределах определенного времени);

6) относительно редко встречаемыми;

в) относительно независимыми от других признаков (большой подбородок при сравнительно малых размерах носа и лба).

Редкие признаки имеют при отождествлении большее значение, чем часто встречающиеся. Поэтому только правильно выбранная совокупность признаков внешности (т.е. такая совокупность, которая исключает ее повторение у какого-то другого лица) может быть положена в основу вывода о наличии тождества.

В криминалистике словесный портрет определяется как научно обоснованная система описания внешних признаков человека с использованием специальной терминологии в целях его розыска и отождествления. Наибольшее внимание при этом уделяют анатомическим признакам, особенно описанию лица.

Словесный портрет позволяет представить облик человека по приметам и опознать его, облегчает запоминание внешности, дает возможность составить правильное описание признаков человека, наблюдаемого небольшой отрезок времени, описать приметы по фотокарточке, составить портрет разыскиваемого с помощью приборов типа «ИКР-2», «Фото-робот» и др. Специальная терминология при составлении описания и правильное употребление терминов обеспечивают одинаковое понимание описанных примет разными лицами. Употребление бытовых выражений в описании внешности, составленном оперативным работником или следователем, недопустимо, так как они не всегда точно отражают суть и могут пониматься по-разному.

Для успешного использования словесного портрета в практической работе необходимо:

Знать наименование отдельных частей и деталей тела, головы и лица, а также одежды, обуви и предметов, постоянно носимых человеком при себе.

Соблюдать правила и последовательность описания внешних признаков человека по системе словесного портрета.

Умело отбирать среди всей массы внешних признаков наиболее характерные (т. е. реже встречающиеся), позволяющие выделить конкретное лицо среди других.

По снимкам в фас и профиль слушатель должен составить словесное описание внешности, пригодное как для опознания, так и для передачи по каналам связи.

 

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001.

3. Уголовный кодекс РФ от 13.08.1996.

Основная литература

1. Адельханян, Р.А. Криминалистика: курс лекций / Под ред. Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов, П.В. Федотов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 - 239 с.

2. Колдин, М.Я. Криминалистика: Учебник/Под ред. М.Я. Колдина,. – М.: Зерцало - М, 2007 - 752 с.

Дополнительная литература

1. Аверьянова, Т.В., Белкин, Р.С., Корухов, Ю.Г., Россинская, Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Заслуженного деятеля науки РФ, профессора Р.С. Белкина. – М.: Изд. НОРМА, 2002 - 990 с.

2. Дубягин Ю. П., Торбин Ю. Г. Использование данных о внешности человека в раскрытии и расследовании преступлений. - М., 1978.

3. Зинин, А. М., Овсянникова, М. Н. Установление преступников и других лиц по признакам внешности. - Омск, 1982.

4. Кузнецов, А. А. Дубягин, Ю. П. Криминалистическое учение о признаках внешности / Лекция. - Омск, 1992.

5. Снетков, В.А. Габитоскопия. - Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1979.

6. Федосюткин, Б. А., Коровянский, О. П. и др. Восстановление лица по черепу в криминалистике. М., 1990.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что понимается под криминалистической габитоскопией.

2. Укажите признаки внешности человека.

3. Что понимается под анатомическими признаками человека.

4. Что понимается под функциональными признаками человека.

5. Что понимается под броскими и особыми признаками. Их идентификационное значение.

6. Кто является субъектом применения данных о внешности человека. Формы отождествления по внешним признакам человека.

7. Какими способами фиксируется внешность человека.

8. Правила описания анатомических и функциональных внешних признаков по методу словесного портрета.

9. Виды отождествления по внешним признакам человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.