Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзор печати




 

  1. Обзор СМИ г. Нефтекамск
  2. Обзор СМИ РБ.

 

Методические рекомендации студентам по выполнению данного вида работы

 

Обзор печати - аналитический жанр. Его название возникло в те времена, когда еще не было ни радио, ни телевидения. Сегодня правильнее было бы называть его обзором средств массовой коммуникации. Ведь он предназначен для анализа, рассмотрения определенных явлений и ситуаций, связанных со всеми видами средств массовой коммуникации, их оценки и конкретных рекомендаций.

Первые обзоры печати появляются в конце 17 века, когда у ученых, журналистов и издателей возникает необходимость сформулировать свое представление о роли и возможностях газет и журналов в жизни общества и познакомить с этим представлением своих современников. Вместе с тем, авторы обзоров сравнивают различные издания, их "лицо" и, как бы мы сегодня сказали, их типологические особенности, пересказывая характерные для обозреваемого издания, общественно значимые или сенсационные материалы. Таким образом, этот жанр преследует двойную цель: во-первых, воздействовать на развитие прессы, повысив ее идейную значимость, а во-вторых, познакомить читателей с наиболее значимыми, впечатляющими публикациями, вышедшими в различных изданиях.

Обзор печати - это критический анализ публицистических произведений за определенный период времени, оценка постановки проблем в средствах массовой коммуникации и знакомство аудитории с наиболее интересными или общественно значимыми материалами.

Здесь создается панорама событий или явлений, на основе которой исследуется совокупность социальных фактов действительности. Это не простой пересказ прочитанного, услышанного или увиденного. Журналист осмысляет верность, правдивость публицистического осмысления жизни.

Существует несколько видов обзора средств массовой коммуникации.

Общий обзор - анализ широты диапазона публикаций в конкретном средстве массовой коммуникации, разработки в нем наиболее актуальных тем, литературных достоинств материалов.

Журналист, работающий над этим видом обзора, должен хорошо знать не только обозреваемое средство массовой коммуникации, но и его аудиторию, спефику микроклимата в редакционном коллективе, потенциальные творческие возможности его сотрудников. Он внимательно анализирует тематику, стилистику, иллюстративность, инфографику, географию материалов, состав авторов, системность подачи, эффективность публикаций, составляет прогноз развития ситуации и дает рекомендации: как избежать неудач.

Обзор-презентация - анализ нового издания, радио- или телепрограммы, показ характерных особенностей, недостатков и достоинств. Чаще всего критерием отбора обозреваемых здесь материалов становится степень их сенсационности, интереса для массовой аудитории. Журналист стремится показать глубинные причины, породившие это издание, радио- или телепрограмму, сенсационные материалы, и потребность в них у общества.

Это не просто анонс новостей, информационная подборка. Здесь прежде всего важен аналитический подход.

Безадресный обзор - анализ актуальных проблем, поднимаемых в средствах массовой коммуникации, характерный отсутствием ссылок на конкретные обозреваемые издания, радио- и телепрограммы.

Журналисту важно проследить за тем, как средства массовой коммуникации в целом обсуждают ту или иную проблему, к какому выводу приходят, какие оценки выносят. Такой вид обзора позволяет автору высказать собственное, субъективное мнение о решении актуального вопроса и, одновременно, избежать упреков со стороны конкретных средств массовой коммуникации в искажении их позиции.

Тематический обзор - анализ освещения в средствах массовой коммуникации определенной темы. Предметом изучения могут быть, например, акции, связанные с принятием важных общественно-государственных документов, чрезвычайными ситуациями или сенсациями.

При работе над обзором журналист внимательно отслеживает не только крупные материалы, но и небольшие заметки, отражающие предмет его интереса. Поэтому очень важно четко и правильно определить цель своего выступления, очертив круг актуальных вопросов.

В нынешних условиях плюрализма обозреваемое издание может не согласиться с оценкой обозревателя, поспорить с ним и даже привлечь его к судебной ответственности за нанесение морального ущерба. Поэтому журналист, анализирующий средства массовой коммуникации, должен владеть специальными знаниями не только по теории и практике журналистской деятельности, целостным представлением о развитии общественных отношений, но и рядом специальных знаний, особенно при написании тематических обзоров.

Публицистическое начало обзора диктует журналисту такую существенную и глубинную стилистическую особенность как социально-оценочная заостренность слова. Ведь здесь наибольшую роль играет отношение субъекта к тому, что оценивается. И формирование этого отношения имеет социальную основу. Принцип социальной оценочности, социальной значимости языка и определяет во многом отбор речевых средств, призванных выражать не только индивидуальную, но прежде всего социальную оценку фактов, явлений, событий. Обозреватель использует по преимуществу социально значимые речевые средства, обладающие эмоциональной силой, выразительностью. Оценочными становятся слова, не несущие первоначально оценочность, но в переносном значении обретающие позитивную или негативную окраску. Формирование этого разряда лексики вызвано острой потребностью публицистики в средствах выражения социально-политической оценки. Сюда относятся, скажем, такие слова, как гнойник, бутафория, рассадник и им подобные.

И, наконец, отметим, что этот жанр отличается использованием большого количества цитат из обозреваемых изданий, радио- и телепередач. Ведь обзор должен обладать силой доказательности, развернутой аргументацией и убедительными выводами, а все это можно достичь только с помощью извлечений из анализируемых текстов.

Эта черта еще больше сближает обзор с рецензией, опирающейся на выдержки из анализируемых произведений.

 

Задания для контрольной работы

1. Подготовьте собственный анализ цикла материалов одного автора / постоянной рубрики в периодической печати или в электронных СМИ / одного номера печатного СМИ или теле-радиопередачи (на выбор студента). Исследование подготовьте в письменном виде и оформите по всем правилам. Обязательно наличие титульного листа, оглавления, введения, основной части, в которых автор описывает и анализирует тексты (15 – 20 страниц), заключение и список используемых источников. Приложение готовится по желанию студента.

Методические рекомендации студентам




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.