Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность качества и управления им




Управление качеством.

Учебник

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

 

 

 

Редактор И. В. Башнина

Корректор Э.Б. Прудникова

Оформление серии Е.А. Доний

Компьютерная верстка С.М. Майоров

 

ЛР № 070824 от 21.01.93

 

Подписано в печать 20.12.99.

Формат 60x88/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 13,23.

Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 12 45

 

Издательский Дом «ИНФРА-М»

127214, Москва, Дмитровское ш., 107.

Тел.: (095) 485-70-63; 485-71-77.

Факс: (095) 485-53-18: Робофакс: (095) 485-54-44.

E-mail: [email protected]

http://www.infra-m

 

 

Отпечатано в ОАО "Типография №9"

109033, Москва, ул. Волочаевская, д.40

(095) 362-89-59


1 Вопросы организации производства в США: Отчет британского совета по производительности / Пер. с англ. М.: ИИЛ, 1956. С. 27.

 

2 Харрингтон Дж. X. Управление качеством в американских корпорациях/ Пер. с англ. М.: Экономика, 1990. С. 29—30.

3 См., например, в кн.: Управление качеством продукции. Справочник. М.: Изд-во стандартов, 1985. 404 с.

4 Так, знаменитые тульские самовары изготавливали из отходов производства

латунных артиллерийских гильз.

5 Характеризуя управления качеством в ВПК, авторы опираются на личный опыт.

6 Как работают японские предприятия. М.: Экономика, 1989. С. 76.

7 Семь инструментов качества в японской экономике. М.: Издательство стан­дартов,.1990. С. 6.

8 Иногда специалисты в области качества называют жизнь продукции, изделия «жизненным циклом». Этого следует, по возможности, избегать, так как экономисты под жизненным циклом понимают период существования товара на рынке.

9 К сожалению, это заблуждение проникло даже в некоторые учебники.

10 Басовский Л. Е. Теория экономического развития. Тула: Тул. гос. пед. ун-т, 1998. С. 31, 70.

11 Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993. С. 24.

12 Маевский В. Введение в эволюционную экономику. М.: Япония сегодня, 1997. С. 88.

 

 

13 Мючиелли Ж.-Л. Международные экономические отношения / Пер. с франц. М.: ССАТ, 1995. С. 50, 57, 63.

14 Мерсер Д. ИБМ. Управление самой преуспевающей корпорацией мира. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. С. 224.

15 Функционально-стоимостный анализ издержек производства/Под ред. Б.И. Майданчика. М.: Финансы и статистика, 1988. С. 256—257.

16 Шонесен О. Принципы управления фирмой. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. С. 37.

 

Категория «качество» издавна привлекала внимание мыслителей и ученых, представителей разных научных направлений. Впервые характеристику этой категории дал Аристотель, определивший ее как видовое отличие сущности. Он отмечал текучесть качеств как состояние вещей, их способность превращаться в противоположное. Галилей, Локк и другие философы различали ка-чества объективные, присущие природным вещам, и субъектив-' ные, существующие только в человеческом восприятии. Гегель определил качество как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, непосредственную характеристику бытия объекта.

Диалектический материализм исходит из признания объективности и всеобщности качественной определенности вещей. Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода «пучком свойств», а обладает ими.

Под свойством понимают способ проявления определенного качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Категория «качество» выражает целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, отличия от других объектов или сходства с ними. Благодаря неотделимой от бытия объекта существенной определенности он является именно таким, а не иным.

Качество отражает устойчивые взаимоотношения составных элементов объекта, которые характеризуют его специфику. Именно благодаря качеству объект существует и воспринимается как нечто, отграниченное от других объектов. Вместе с тем качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов.

В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет качество как «свойство или принадлежность, все, что составляет сущность лица или вещи».

Качество как социально-экономическая категория носит двоякий характер. С одной стороны, это совокупность объективно существующих свойств и характеристик, уровень которых обусловлен показателями, определяющими потребительную стоимость продукции; с другой — субъективное представление потребителя о продукции.

Качество — комплексная категория, отражающая эффективность всех сторон деятельности предприятия. В связи с этим следует различать предметное и функциональное качество. Приобретая товар, мы сначала определяем, как будем его использовать. Затем смотрим, насколько данный товар подходит для наших целей. В первом случае мы рассуждаем не о конкретном предмете, а о его функции, во втором нас интересуют свойства конкретного предмета. Отсюда предметное качество — это качество определенного предмета, вещи, их способность удовлетворять ту или иную потребность; функциональное качество — уровень удовлетворения потребности независимо от предметного, вещественного воплощения.

Различают также общее и специфическое качество. В различных регионах сложились разные представления о важности и качестве товаров; однако есть хорошие товары, которые пользуются спросом во всем мире.

Кчество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением (ГОСТ 15467—79). Оно формируется на различных этапах производства и характеризуется рядом показателей: надежностью, долговечностью, функциональностью, эстетичностью.

Качественная продукция обладает высокими потребительскими свойствами, становится предметом повышенного спроса, полно удовлетворяет потребности. Поскольку показатели качества затрагивают интересы как производителей продукции, так и ее потребителей, которые могут не совпадать, оно должно оцениваться с точки зрения интересов общества, когда приоритет остается за потребителем. Общество признает только реальное повышение качества, то есть реализуемое в потреблении. Нет смысла, например, бесконечно работать над удлинением срока функционирования отдельного узла машины, если в целом ее долговечность не возрастает из-за несовершенства других узлов.

В соответствии с принятой терминологией метод управления качеством — это способ и совокупность приемов воздействия на средства и продукты труда, направленные на достижение требуемого качества.

Методы управления качеством делятся на организационные, социально-психологические, экономические и организационно-технологические.

Управление качеством как целенаправленное воздействие реализуется управляющими подсистемами, имеющими соответствующую организацию. В общем виде задачи управления качеством сводятся к следующему:

• определить правильные цели в области качества;

• достичь цели, оптимально используя ресурсы;

• установить и поддерживать соответствующие отношения между людьми в процессе труда (необходимую культуру);

• обеспечить постоянное совершенствование.

Третья из вышеназванных задач имеет особое значение. Ее успешное решение во многом предопределяет результативность управляемого процесса. Когда разрозненные силы организованы и направляются к достижению единой цели, рождается новая производительная сила, существенно отличающаяся от простой арифметической суммы ее слагаемых (вспомним основной закон системного управления).

Одна из целей реализации организационных методов управления качеством — способствовать такой организации управляемой подсистемы, которая позволит обеспечивать требуемое качество.

Социально-психологические методы управления качеством — это совокупность способов воздействия на духовные интересы работников, формирование их мотиваций, связанных с обеспечением соответствующего качества.

Их значение первостепенно. Арсенал использования таких методов широк — от воспитания и пропаганды (патриотизма к фирме, самоуважения себя как работника) до индивидуальных форм морального стимулирования.

При организации управления качеством следует учитывать не только профессиональную квалификацию работника, но и его мотивацию, психофизиологические особенности человека, его потребности в духовном и физическом развитии, его социально-психологические установки.

Участие человека в системе управления качеством многообразно. Он выступает в такой системе в разных качествах. Это зависит от следующих факторов:

• принадлежности к той или иной сфере управления, тем или иным органам управления;

• выполняемого типа работ;

• работы на тех или иных этапах производственно-коммерческого цикла.

Проблемы организации работы с персоналом также многообразны:

• подбор и расстановка;

• воспитание;

• обучение;

• организация труда;

• контроль деятельности;

• обеспечение психологического климата;

• создание уверенности в руководителе;

• воспитание преданности фирме.

Это означает, что в работе с персоналом необходимо изучать социально-психологические, деловые и профессиональные качества подчиненных, уметь разрабатывать характеристики их деятельности, знать науку менеджмента в части управления коллективами и индивидуумами, определять и формировать мотивацию.

Следовательно, особая роль в системе управления качеством принадлежит руководителю. К его главным задачам относятся следующие:

• определение цели, стратегии и политики в области качества;
» многообразная работа с персоналом;

• организация и руководство системой управления качеством.

При этом особое внимание уделяется обеспечению необходимой мотивации работников к высококачественному труду путем создания возможностей для самовыражения в процессе трудовой деятельности. Это одна из важнейших целей использования социально-психологических методов.

Экономические методы управления качеством определяют способы воздействия, основанные на применении экономического стимулирования и создании материальной заинтересованности в достижении заданной цели в области качества.

При административно-плановой экономике эти методы в большинстве случаев применялись искусственно, так как экономические интересы отдельного работника не были жестко коррелиро-ваны с экономическими интересами предприятия в целом.

Конкуренция кардинально меняет ситуацию. Появляются объективные критерии (спрос, потребности) и факторы (конкуренция, возможности сбыта, доля на рынке), которые тесно увязывают качество результатов деятельности предприятий (продукции) с экономическим благополучием фирмы.

Экономическими рычагами, влияющими на качество в условиях конкуренции, являются заработная плата и доплаты, цена купли-продажи, цена потребления продукции, кредитование, налоги.

Особая группа методов управления качеством — это организационно-технологические методы. организационно-технологические методы делятся на две группы: методы контроля качества и методы регулирования качества.

Можно контролировать качество продукции и качество процесса ее создания. Объектами применения методов регулирования качества могут быть как продукция или процесс в отдельности, так и продукция и процесс в совокупности.

Контроль качества включает в себя проверку качества выполнения работ, их результатов и фактического достижения целей в области качества. Для этого.в организации решаются следующие задачи:

• создание нормативов для измерения качества работ и их результатов;

• измерение параметров качества работ и продуктов — оценка соответствия нормативных и фактических результатов сравнения норм в области качества;

• проведение управляющих мероприятий в области качества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.