Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диасхизис2и обратное развитие афазии 3 страница




В настоящее время наш больной вернулся к своей прежней профессии и служит слесарем в одном из подмосковных совхозов. Социальное обследование на производстве показало, что он числится там одним из лучших работников; этот жизненный экзамен, лучше чем какой-либо эксперимент, указывает на степень восстановления его трудоспособности; до лечения больной не был способен ни к какому труду.

Ритмотерапия включает следующие типы заданий: упражнения на регулирование мышечного тонуса; упражнения на координацию движений; выработка ряда пространственных моторных представлений; элементарные задания на устойчивость метра; представление о темпах, силе и слабости звуков, мелодии; работа над сенсорными расстройствами речи и т. д.

Описанием вышеизложенных трех случаев афазии мы не можем, конечно, в достаточной степени полно охарактеризовать ни особенность моторики наших больных, ни расстройство музыкальной стороны их речи; к тому же логопедическая ритмика не только ставит себе целью научное исследование больных, но, главным образом, ищет новых динамических методов ритмотерапии и новых путей компенсации расстроенной речи и моторики больных.

Динамический метод ритмической ортопедии дает нам возможность проследить все многообразие психопатологических проявлений в процессе обратного развития афазий. Во всех трех случаях мы имеем различное в количественном и качественном отношении снижение симптоматики заболевания, но все-таки всюду имеется несомненное улучшение; это дает нам право предполагать, что в общей системе лечения подобных больных ритмотерапия должна занять совершенно определенное место. В настоящее время нами намечается и систематизируется ряд типовых упражнений, долженствующих сыграть лечебную роль в системе общей психо-логоортопедии афазии.

Из всего вышеизложенного возможно сделать следующие выводы:

1. Рассматривая речь афазика, как некоторое расстройство единства психомоторного акта, логопедическая ритмика ставит своей задачей комплексное воспитание как моторики, так и речи больного.

2. Методические приемы в системе логоритмического воспитания варьируют в зависимости от количественного и качественного распада речи, но сводятся в основном к одному – к максимальному использованию музыкального ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма и пантомимической речи.

3. Логопедическая ритмика не ограничивается работой над чисто афазическим, т. е. речевым расстройством, но пытается вовлечь в общий комплекс работы и работу над апрактическими расстройствами и над расстройством, касающимся схемы тела.

4. Метод ритмического обследования больных вносит ценный материал в клиническое лечение различных форм афазии, апраксии и т. д., особенно со стороны расстройства музической и кинетической мелодии.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ 1

 

1 Статья из книги Ю. А. Флоренской «Клиника и терапия нарушений речи». – М., 1949.

 

Великая отечественная война привела к некоторому увеличению числа больных с нарушениями речи и тем самым поставила перед логотерапией ряд новых важных задач. Возникла задача создания логотерапии речевых расстройств, возникших в условиях военного и послевоенного времени. В эту работу включился ряд специалистов.

В 1943 г. нами по почину В. А. Гиляровского было начато обследование лиц с нарушениями речи с целью оказания им необходимой помощи. Обследование проводилось в нервно-психиатрических диспансерах, логотерапевтических кабинетах, госпиталях для инвалидов Отечественной войны, в психиатрической лечебнице им. Соловьева, в школе, детском доме и детских садах.

Это обследование показало, что вредности военного времени отразились на речи не только некоторых непосредственных участников войны; они сказались и в повышении количества нарушений речи в тылу.

Выяснилось, что в послевоенное время часть больных с нарушениями речи остается вне поля зрения специалистов; чаще всего это именно те больные, которые наиболее нуждаются в лечении; но, будучи беспомощны в силу отсутствия речи или же пассивны вследствие других особенностей своего заболевания, они не обращаются к врачу за помощью.

У значительной части инвалидов с повреждением центральной нервной системы в момент обследования в нервно-психиатрическом диспансере можно было отметить то или иное расстройство речи. Наблюдение показало, что больше чем у половины этих больных имеются выраженные формы логопатий. Часть больных этой группы настолько поправилась к моменту обследования без специальной помощи, что практически их можно было признать не нуждающимися в лечении по поводу нарушений речи.

Большинство больных с судорожными речевыми расстройствами послеконтузионного характера не требовали специального лечения; страдающим афазиями больше было показано лечение стационарного типа. Инвалиды с невротическим заиканием довоенного времени, обострившимся во время войны, как обнаружилось, начинают амбулаторное лечение позднее, после демобилизации и устройства своих бытовых дел.

Иные соотношения выявились при исследовании состава больных стационарных лечебных учреждений. Обследование Московского нервно-психиатрического госпиталя для инвалидов Отечественной войны показало, что 110 человек из 200 перенесли тяжелую форму контузии. Из них у 56 были отмечены расстройства слуха и речи. Из этих 56 больных у 23 вначале была выражена типичная картина послеконтузионной глухонемоты, у 18 преобладала немота, у 10 – глухота, у 5 – судорожное поражение речи типа психогенного заикания.

Из 56 человек у 46 ко времени обследования, т. е. не менее чем спустя 11/2–2 года после контузии, наблюдалось стойкое речевое расстройство. Эта стойкость речевых нарушений отличает группу больных стационара от амбулаторных больных.

Заикание наблюдается почти у всех больных, перенесших контузию; однако, за исключением немногих случаев, по своей клинической картине оно приближается скорее к группе дизартрических, чем функциональных, расстройств. Количество случаев такого заикания в стационаре значительно больше (относительно), чем в амбулатории.

Восстановительная терапия афазических расстройств заняла основное место в работе логотерапевтического кабинета Московского нервно-психиатрического госпиталя для инвалидов Отечественной войны. При обследовании наличного состава больных выявилось 25 человек с выраженными формами афазии, что составляет 1/8 всех больных. Кроме этих 25 больных, в госпитале имелся еще ряд больных, которые перенесли в прошлом афазию и у которых при обследовании были отмечены остаточные явления.

Обобщая данные обследования диспансеров и стационара, мы еще раз можем отметить, что в основной своей массе речевые нарушения военного времени связаны с контузией. По данным военного времени, около 40% всех контуженных страдает глухонемотой, которую в большинстве случаев можно считать начальной стадией судорожных форм. Регредиентное течение судорожных заболеваний речи отмечается как у амбулаторных, так и у стационарных больных. После войны в нервно-психиатрическом госпитале для инвалидов мы обнаружили лишь 23% больных со следами судорожных расстройств речи. Учитывая отборочную функцию специального госпиталя, который принимает на стационарное лечение только более тяжелых больных, можно с полным правом заключить, что в общей массе инвалидов Отечественной войны эта цифра ниже. Отметим, что, подобно больным диспансерной сети, никто из этих больных не обращался по собственной инициативе в речевое отделение госпиталя для лечения «заикания».

Последний факт представляет особый интерес, если его сопоставить с необычайной настойчивостью и активностью в поисках помощи больных, у которых расстройства речи обусловлены открытой травмой черепа и различными заболеваниями органического характера.

Наряду с уменьшением частоты послеконтузионных расстройств речи, отмеченных обследованием, обращает на себя внимание нарастание в первые годы после войны расстройств речи, связанных с контузией лишь косвенным образом. Сюда нужно отнести гипертонические формы с инсультообразным течением, а также расстройства речи, связанные с поражением сосудов в результате контузии.

Расстройства речи всегда связаны с особенностями личности больного, с общим состоянием его нервной системы и всего организма в целом. Однако в мирное время речевые нарушения у больных чрезвычайно часто выступают на фоне других черт патологического синдрома особенно ярко. Совершенно обратное соотношение фона и речевой симптоматики наблюдается при нарушениях речи, связанных с военной травмой. В этих случаях прямое поражение вещества мозга, нарушение нейродинамического, гемодинамического и общего вегетативного равновесия, психологическая реакция личности определяют основной синдром; расстройство речи представляет собой лишь один из симптомов болезни, очень важный, но часто менее яркий при субъективной и объективной оценке, чем многие другие проявления.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.