Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анджей Калиш. «Ицюань, тайки-кэн и кёкусин каратэ»




«Ицюань, тайки-кэн и... кёкусин каратэ»

 

Читатели журнала "Мир нэйцзя" уже неоднократно имели возможность прочитать об искусстве ицюань. На этот раз я хотел бы уделить немного внимания японскому направлению и цюань, изветному под названием тайки-кэн.

 

Во время японской окупации Ван Сянчжай (1885-1963) был одним из лучших мастеров боевых искусств в Китае. Много японцев, убедившись на собственном опыте в способностях Вана, хотели стать его учениками. Но он всегда решительно отказывал. И сделал только одно исключение.

Кенити Саваи (Kenichi Sawai)(1903-1988), в это время уже имел 5 дан в дзюдо, 4 дан в кэндо и 4 дан в иайдо (в частности он учился иай-дзюцу у Сейтё Аояги (Seicho Aoyagi), кэндо у Такухару Наито (Takaharu Naito), дзю-дзюцу у Исагаи (Isagai) в Бутокудэн в Киото, дзюдо у Мифуне (Mifune) и Санпо Току (Sanpo Toku) в Токио). Услышав о Ван Сянчжае, он решил проверить его способности. Когда Саваи прибыл в дом Ван Сянчжая, тот подметал собственный двор. Саваи принял Вана за слугу и спросил его, дома ли Ван Сянчжай. Ван ответил что его нету. Саваи сказал, что в таком случае он подождет. Через некоторое время он спросил "слугу", занимается ли тот боевыми искусствами. Ван ответил что немного занимается. Саваи предложил сравнить их умения, на что Ван согласился. Саваи схватил Вана за руку, пробуя выполнить бросок. Ван легким движеним сделал так, что Саваи упал на колени. Саваи спросил человека, которого принял за слугу, не он ли является Ван Сянчжаем. Ван улыбнулся и кивнул головой. Саваи спросил, можно ли попробовать еще раз. И снова был побежден. После нескольких попыток, результат которых оставался таким же, Саваи предложил поединок на мечах. Саваи держал бамбуковый меч, а Ван короткую палку. Ван снова победил, после чего он сказал: "Оружие - это всего лишь продолжение руки". Саваи тут же попросил Вана взять его в ученики. Ван, как всегда, решительно отказал. Много времени спустя, после того как Саваи многократно повторял свою просьбу, Ван в конце концов взял его в ученики.

Несмотря на то, что Саваи стал учеником Ван Сянчжая, Ван назначил ему Яо Цзунсюна (1917-1985) в качестве личного учителя. Яо Цзунсюн уже тогда был избран Ваном в качестве преемника. Обычно это Яо вел тренировки. Ван ограничивался в это время только спорадическими указаниями избранным ученикам. Когда кто-то хотел померяться силами с Ван Сянчжаем, обычно ему надо было сначала провести поединок с Яо Цзунсюнем. Но никто не смог победить Яо. Поскольку Яо был тогда еще очень молод, Саваи сначала не воспринимал его серьезно. Он многократно пробовал доказать, что он лучше Яо. Когда он не мог победить Яо в открытом поединке, пробовал атаковать неожиданно. Но Яо каждый раз отражал нападение. Тогда Саваи признал его мастерство и начал усердно у него учиться.

Саваи был усердным учеником, и к тому же очень способным. Он быстро прогрессировал, несмотря на то, что его знание китайского было очень ограниченным и, кажется, много чего он не понимал до самого конца или понимал неправильно. Позже он назвал свою версию и цюань тайки-кэн - кулак великого ки (ци). Здесь видно другой подход, чем тот, который использовался Ван Сянчжаем и Яо Цзунсюнем, для которых базовым понятием была сила цзинь (у японцов обычно бывают трудности с различением понятий цзинь и ци). Он еще много чему мог научиться, если бы у него была такая возможность.

После окончания II мировой войны Саваи вернулся в Японию, а позже политические изменения в Китае привели к тому, что это стало невозможным. Саваи оказался оставлен сам на себя, и пробовал развивать систему, которую изучал в Китае, используя свой предыдущий опыт из японских систем.

Следующие 20 лет он усердно тренировался и совершенствовал свою собственную версию и цюань. Тогда он провел много поединков, побеждая известных экспертов дзю-дзюцу, кобудзюцу, дзюдо, кэндо и каратэ. Большинство из них насмехались над Саваем, когда видели этого невысокого человека, выполняющего упражнения, которые как им казалось не имели ничего общего с боевым искусством. Когда он тренировал удары ногами, над ним смеялись, что он не может их сделать даже так, как начинающий каратэка. Только когда дело доходило до поединка, становилось видно какими способностями располагает "этот смешной Саваи", и чего стоят его кажущиеся неправильными удары ногами. Тем не менее у него долго не было формальных учеников, день за днем он проводил тренируясь самостоятельно. Даже позже, когда он начал учить, группа его учеников никогда не была многочисленной. Частично потому, что методы тренировки берущие свое начало из китайского и цюань были слишком нетипичны, частично из-за самого Саваи, который не стремился иметь большое количество учеников. Больше заинтересованных начало появляться, когда вышла книга "Тайки-кэн - китайское искусство реального боя" (в 1976 году она вышла также на английском языке), а позже книга посвященная Саваи "Кэнсей" (Мудрец кулака), написаная одним из его ранних учеников - Йосимити Сато.

Стоит упомянуть влияние которое тайки-кэн оказал на каратэ кёкусин. Масутацу Ояма высоко ценил Саваи и часто консультировался у него. Хотя у нас еще некоторые представители кёкусина не отдают себе в этом отчет, но берущие свое начало в и цюань методы тренировок тайки-кэн давно используются в японских додзьо кёкусина. Уже один из первых представителей кёкусин в Европе, ученик Йона Блюминга - Ян Калленбах из Голландии (7 дан кёкусин, в 1974 году чемпион Европы в категории open) в 60-е годы начал изучать тайки-кэн. В 1967 году он поехал на год в Японию, чтобы учиться в Хомбу додзе непосредственно у Масутацу Оямы.

Однажды, когда Калленбах тренировался во дворе, он увидел маленького, пожилого человека на велосипеде. Это человек подъехал к Калленбаху и сказал: "Ты слишком силен. Ты не должен тренировать силу. Настоящую технику тренируют без использования силы". И ушел, направляясь к помещению, в котором пребывал Ояма. Этим человеком был Кенити Саваи. Калленбах узнал, что Саваи уже давно является советником Оямы, а двое лучших учеников Оямы - Сато и Рояма берут также уроки тайки-кэн у Саваи. В конце концов Калленбах тоже начал у него учиться.

Как он вспоминает, Саваи опирался на интуицию, предвидя движения противника и соответственно реагируя. Попасть в него было невозможно. Калленбах каждый поединок оканчивал с лицом в траве (конечно же, занятия происходили в парке). Калленбах утверждает, что именно тогда он начал глубже понимать будо. Он был поражен насколько большое превосходство имеет над ним, молодым, ловким каратэкой этот 65-летний маленький человек. Позже Калленбах заинтересовался также оригинальным китайским и цюань. Вначале он столкнулся только с так называемым оздоровительным направлением. Поэтому, когда в 1998 году он давал интервью и его спросили о разнице между тайки-кэн и и цюань, он сказал, что и цюань занимаются исключительно для здоровья, тогда как тайки-кэн является боевым искусством, которое делает упор на кумитэ. Только в 1999 году Калленбах попал на семинар Цуй Жуйбиня (один из лучших учеников Яо Цзунсюня, ведет школу и цюань под Пекином) во Франции, что позволило ему по другому посмотреть на и цюань. Ян Калленбах контактировался также со мной, в результате чего была видвинута идея организации форума-встречи представителей разных школ и цюань/дачэнцюань/тайки-кэн.

Заинтересованность тайки-кэн и и цюань начинает появляться также в польском обществе кёкусин. Один из инструкторов, который два раза был в Японии, тренировался в Хомбу додзё и Дзенан додзё, мог заметить насколько большое внимание уделяется там методам тренировки тайки-кэн. В письме на мое имя он написал: "Будучи в Дзенан додзё я принимал участие в тренировках рицудзен (эквивалент чжан чжуан в оригинальном и цюань - прим. А.К.), которое вел мастер тайки-кэн. Во время этих занятий наряду со статическими упражнениями были также упражнения в движении, от очень медленных до очень динамических. Я заметил, что эти упражнения не являются только новой модой в кёкусин, и к ним относятся очень серьезно".

Как уже говорилось раньше, Саваи после возвращения в Японию потерял контакт со своими китайскими учителями. Несмотря на то, что он сам развил свои способности до потрясающего уровня, его методы тренировки и методы тренинга не были настолько хорошо доработаны как это было сделано (несмотря на многочисленные препятствия) в Китае, в связи с чем, его ученикам трудно было прогрессировать так же быстро, как это было в школе Яо Цзунсюня. Только в начале 80-х годов, Саваи удалось опять сконтактироваться с Яо Цзунсюнем. Когда Саваи увидел фильм присланный ему Яо Цзунсюнем, он сказал: "Я лучший в Японии, но Яо Цзунсюнь - лучший во всем мире". К сожалению, они уже не успели встретиться лично. Яо Цзунсюнь, потерявший здоровье в тяжелые времена "культурной революции" умер в 1985 году. Саваи умер три года спустя.

Ученики Саваи в скором времени начали регулярно приезжать в Китай, чтобы продолжать обучение у китайский мастеров и цюань. Особенной страстью изучить оригинальную версию и цюань отличался Исато Кубо - глава Японского Сообщества Тайки-кэн. Начиная с 1989 года каждый год он приезжает в Китай. Он изучил китайский язык и начал посещать разных мастеров в Китае. В скором времени он мог оценить, которые из них лучшие в своем мастерстве и наладил постоянное сотрудничество с преемником Яо Цзунсюня - Яо Ченгуаном (чьим учеником позже стал и я - А.К.). В конце концов, чтобы иметь возможность дольше оставаться в Пекине, он решил поступить на двухлетние языковые курсы, что дает ему возможность усовершенствовать знание китайского языка, китайской культуры, и прежде всего, ицюань под руководством Яо Чэнгуана. Китайские представители и цюань с братьями Яо во главе вели обучение также и в Японии.

Видеокасета и книга изданные в Японии совместно мастером Яо Чэнгуаном и Кубо Исато

Как утверждает Кубо и другие представители тайки-кэн, у и цюань есть большое преимущество, происходящее из лучшей доработки методов тренировки, которые являются благодаря этому, значительно более эффективными. Саваи привык демонстрировать высокие способности, и говорил своим ученикам чтобы они к этому стремились. Но он не показывал дороги ведущей к этой цели. Тем временем Яо Цзунсюнь смог разделить обучение на простые этапы, благодаря чему ученик мог стремиться к цели простой, легкой к пониманию дорогой. Яо Чэнгуан и его брат близнец Яо Чэнжун лучше всех изучили систему своего отца. Именно поэтому представители тайки-кэн берут уроки в основном у них.

Мастер Яо Чэнгуан (стоит посередине), Кубо Исато (второй слева) и Анджей Калиш (второй справа)

Эта статья была опубликована в Интернет-журнале "Мир нэйцзя" №16, февраль 2001
Оригинал статьи на сайте: http://www.yiquan.com.pl/ Перевод с польского: Олег Хома

По материалам http://www.daos.ru

Анджей Калиш «Ицюань»

Одна из интереснейших систем кунг-фу, которая пользуется в Китае большой популярностью при этом оставаясь почти неизвестной за его пределами - ицюань (i ch'uan), называемая также дачэнцюань (ta ch'eng ch'uan). Общеизвестны три так называемые "внутренние" системы: тайцзицюань (t'ai chi ch'uan), багуачжан (pakua chang) и синъицюань (hsing-i ch'uan). В последнем случае иногда говорят о трех школах: класической, естественной и синтетической. Однако это деление уже устарело. То, что в двадцатых годах нашего века называли естественной школой синъиюань, эволюционировало в совершенно новом направлении, отдельной системы - ицюань (дачэнцюань).

Создателем ицюань (название можно перевести как: кулак разума либо ментальный бокс) был Ван Сянчжай (1886-1963). Его история начинается также как истории многих других выдающихся мастеров. В детстве он был слабым и часто болел. Поэтому его родители решили, что для укрепления тела и улучшения здоровья он будет брать уроки кунг-фу. Маленькому Ван Сянчжаю (в детстве его называли именем Нибао) повезло потому, что в соседней деревне жил Го Юньшэнь, большой знаток синъицюань, один из самых выдающихся мастеров в истории кунг-фу. У Го Юньшэня было много учеников, но похоже только Ван Сянчжай, который начал учебу когда Го был уже в пожилом возрасте, изучил его систему полностью. Го относился к нему как к собственному сыну (его единственный сын погиб в результате неудачного падения с лошади).

Одним из элементов системы синъицюань, ранее окруженных тайной и передаваемых только немногим продвинутым адептам были упражнения чжуан гун. Ван Сянчжай был единственным кто познал все тайны удерживаемых в секрете упражнений чжуан гун мастера Го Юньшэня.

Чжуан гун это, если говорить упрощенно, статические упражнения в положении стоя. Однако такое описание ничего не объясняет, а лишь вызывает сомнения, как упражнение состоящее только в неподвижном стоянии может иметь какую-либо ценность. А тайна в том, что чжуан гун вовсе не ограничиваются неподвижным стоянием. Основное значение здесь имеет соответствующая ментальная активность.

Кроме основных расслабления и "вхождения в покой" (жу цзин) используются также различные виды созерцания и визуализации. Тело не просто расслаблено и неподвижно, оно находится в специфическом состоянии между расслаблением и напряжением, между движением и неподвижностью. Благодаря этим упражнениям в относительно короткие сроки развивается особенная сила, называемая во внутренних системах нэй цзинь (внутренняя сила или энергия).

После смерти Го Юньшэня Ван Сянчжай много путешествовал по всему Китаю, совершенствуя свои знания и навыки в общении с многими выдающимися мастерами. В течение нескольких месяцев он брал уроки боевого искусства и чань-буддизма (япон. дзэн) у монаха из монастыря Шаолинь - Хэнлиня (по некоторым источникам Чанлиня). В провинции Хунань он учился у мастера Цзе Тефу. В провинции Фуцзянь обучался у мастеров стиля белого журавля - Фан Цячжуана и Цзинь Шаофэна. В провинции Сычуань изучал даосизм. Он контактировал с мастерами багуачжан. Его другом был Ян Шаохоу, известный мастер тайцзицюань, создатель разовидности сяоцзя стиля Ян. Сначала некоторые из этих встреч заканчивались его поражением. Но с начала второй половины 20-х годов он по-видимому ни разу не потерпел поражение.

Конец 20 годов - это начало формирования системы ицюань. Под влиянием Го Юньшэня, который передал ему методику медитативных упражнений чжуан гун, а также в результате множества проведенных поединков, Ван пришел к выводу, что в боевом искусстве важнее тренировка духа (шень) и разума (и) * чем изучение стандартизированой формы (син). Обучая в Шанхае он пришел к выводу, что его ученики слышком много внимания уделяют форме, техникам, пренебрегая внутренним, ментальным аспектом. На занятиях он начал больше внимания уделять упражнениям чжуан гун, отбросив формы, утверждая, что так легче и быстрее развивается боевые мастерство. Из названия синъицюань (син - форма, и - сознание, цюань - кулак) он выбросил элемент син. С того времени то чему он учил было известно под именем ицюань. Однако его не считали отдельной системой, а лиш новым подходом к обучению синъицюань. Отсюда взялось определение: естественная школа синъицюань.

Подход Вана стал вызовом для многих мастеров традиционных систем, опирающихся на изучение форм. Это привело к серии поединков в которых Ван доказал свое превосходство. Очень скоро среди его учеников оказалось много адептов и даже признаных экспертов разных школ. Вместе с ними Ван совершенствовал свою систему. Самыми известными ученикам Вана в тот период были: Гао Чжэньдун, Чжао Даосинь (победитель состязания по свободному бою во время Третих всекитайских спортивных соревнований), Чжан Эньтун (в 1955 году победил чемпиона Китая по борьбе в тяжелом весе - Чжан Куйюаня, который в последствии стал адептом ицюань), Хань Цяо, Хань Юань, Бу Эньфу (чемпион Китая по боксу и борьбе шуай цзяо), Чжан Чансинь (победитель боксерских соревнований в Шанхае). Учеником Вана был тогда также известный врач Ю Пэнси, который на базе его знаний создал позднее методику кон цзин цигун (позже Ю перехал в США, умер в 1983 году в Калифорнии).

В конце тридцатых годов Ван перехал в Пекин. Тогда был такой известный мастер синъицюань - Хун Ляньшунь. После поединка, который закончился безапеляционной победой Вана, Хун стал его учеником, вместе со своими тогдашними учениками, среди которых оказались Доу Шимин (однажды он одним ударом победил Гао Яньвана, телохранителя генерала Фу Шуанъина), Ли Юнцзун (победил итальянского чемпиона по боксу) а ткже Яо Цзунсюнь (в 40-х годах ассистент Ван Сянчжая, позднее он стал его преемником, известен множеством победных поединков).

В это время ицюань был уже достаточно зрелой системой. С каждым годом он становился все популярнее в Пекине. Ван интенсивно работал над теорией и широко пропогандировал свои взгляды, обращая внимание на тот факт, что китайские боевые искусства утрачивают свою боевую ценность, постепенно превращаясь в форму гимнастики. Окупировавшие Китай японцы, которые относились к китайским боевым искусствам довольно пренебрежительно, высоко оценивали мастерство Ван Сянчжая и даже пробовали убедить его переехать в Японию, для того чтобы он там обучал, но безуспешно. Только одному японцу удалось стать его учеником. Им был Кенити Саваи (тогда 5 дан дзюдо, 4 дан кендо), который на основании выученого у Ван Сянчжая создал позднее систему тайки-кэн.

В 40-х годах ученики Вана, восхищенные его системой, предложили изменить название на дачэнцюань (кулак великого достижения). Вану название не понравилось, поскольку по его мнению было слишком хвастливым, но скоро оно прижилась и до сегодня иногда используется вместо ицюань.

В середине 40-х годов все больше людей начинали заниматься ицюань из-за полезного влияния упражнений на здоровье. После 1949 года на ицюань, как систему реального боя власти смотрели с подозрением. Обучение полной системе происходило только в небольших масштабах. Тогда Ван Сянчжай сосредоточился на пропогандировании оздоровительных достоинств ицюань, выбирая упражнения лучше всего подходящие для целей улучше ния здоровья, профилактики и лечения.

У Яо Цзунсюня, уже тогда считавшегося преемником Ван Сянчжая было немного учеников. В годы Культурной революции они были вынуждены ограничиться самостоятельными тренировками и обучением сыновей, естественно в тайне. Только в 70-х годах ситуация улучшилась.

В ицюань нет форм и четко определенных последовательностей техник. Упор делается на развитие специфической силы, характерной для внутренних систем и навыков ее использования. Основой тренинга являются позиционные упражнения чжуан гун. Они делятся на две групы: цзяньшень чжуан - которые предназначены в основном для улучше ния здоровья и цзицзи чжуан - развивающие в основном умение направления энергии пригодное в бою. Ши ли - это упражнения в медленном движении, немного напомнающие тайцзицюань, с той разницей, что здесь выполняются многократные повторы отдельных движений, или они объеденяются в произвольной последовательности, но нет кодифицированых форм. Упражнение шагов - это версия ши ли для ног. Фа ли - это упражнения взрывоподобного высвобождения энергии. Ши шэн - тренировка выкриков. Все эти методы передназначены для развития и высвобождения своих потенциальных возможностей, особенно умения эфективного использования собственного тела, его енергии. Здесь не имеются в виду навыки связаные с изучением техник, так как ицюань отвергает понимание боевого искусства как системы строго определенных техник.

Упомянутые выше упражнения дают базу, а дальнейшее развитие боевого мастерства происходит через практику спарринга. Упражнения с партнером начинаются с толкающих рук - туй шоу, немного похожего на туй шоу в тайцзицюань или чи сао в вин чунь. Затем постепенно переходят к спаррингу, сначала очень ограниченому, позже репертуар используемых методов постепенно увеличивается. И хотя учитель может показать какие-то методы (техники) это будет скорее демонстрация некоторых возможностей использования собственного тела. Не может быть и речи об обучении системе техник.

У искусства ицюань есть два главных аспекта: оздоровительный (яншен фанмянь) и боевой (цзицзи фанмянь). Они тесно взаимосвязаны. Можно однако выполнять упражнения имеющиеся в ицюань для здоровья, не интересуясь искусством боя (также как и в тайцзицюань). С другой стороны здесь невозможно изучение искусства боя без оздоровительных упражнений. Вся система (имеется ввиду система методов тренировки, а не система техники боя) сконструирована таким образом, что упражнения особенно полезные для здоровья являются одновременно основой для развития боевого мастерства.

Пекин является главным центром ицюань. Здесь действует Общество исследования ицюань основаное Яо Цзунсюнем. В рамках Пекинского общества исследования цигун используются оздоровительные методики ицюань. В Гонконге ицюань занимаются уже 70 лет. Адептов системы можно встретить также на Тайване, в Японии, Малайзии, США, Аргентине, Великобритании и в Польше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.