Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строение спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функции, их характеристика. Спинальный шок, его проявления




Рефлекторный принцип деятельности ЦНС. Классификация рефлексов. Безусловный рефлекс. Инстинкт. Строение рефлекторной дуги. Понятие о нервном центре. Свойства нервных центров.

Обучение

Полное обучение состоит из семи шагов:

1. Чжан Чжуан (столбовая работа).

2. Ши-Ли (Проба Силы) — простые упражнения для того, чтобы узнавать, как контролировать связь целого тела и силу целого тела, в движении (эта стадия похожа на формы в других Внутренних Боевых искуств) — другими словами, узнать, как объединять моторную мускулатуру и стабилизаторы.

3. Мо Ца Бу (Шаг Трения) — изучение того, как удерживать связь целого тела и силу целого тела, перемещаясь.

4. Фа-Ли (Выброс Силы) — изучение того, как «выбрасывать» силу. Как выбрасывать ее в в любом направлении и любой частью тела.

5. Туй Шоу (Толкающиеся Руки) — эта часть подобна Толкающимся Рукам в Тайцзицюань. Также может рассмотреться, как практика, подобная первым три, но с партнером.

6. Ши-Шен (Проба Голоса) — изучение методов увеличивать силы и объединения центра тела в более естественном месте, с использование дыхания.

7. Сан-Шоу (Джи Джи Фа) (Боевая Практика) — свободный спарринг. На всех стадиях обучения, студенты должны следовать самому важному принципу — Используй сознание, а не силу (йонг йю бу йонг ли).

 

Рефлекс – стереотипная реакция организма в ответ на раздражение, реализуемая с помощью нервной системы. Структурной основой рефлекса является рефлекторная дуга, представляющая собой совокупность морфологически взаимосвязанных образований, обеспечивающих восприятие, передачу и переработку сигналов, необходимых для реализации рефлекса.

Классификация рефлексов:

По типу образования: условные и безусловные

По видам рецепторов: экстероцептивные (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные), интероцептивные (с рецепторов внутренних органов) и проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий, суставов)

По эффекторам: соматические, или двигательные, (рефлексы скелетных мышц), например флексорные, экстензорные, локомоторные, статокинетические и др.; вегетативные внутренних органов — пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.

По биологической значимости: оборонительные, или защитные, пищеварительные, половые, ориентировочные.

По степени сложности нейронной организации рефлекторных дуг различают моносинаптические, дуги которых состоят из афферентного и эфферентного нейронов (например, коленный), и полисинаптические, дуги которых содержат также 1 или несколько промежуточных нейронов и имеют 2 или несколько синаптических переключений (например, флексорный).

По характеру влияний на деятельность эффектора: возбудительные — вызывающими и усиливающими (облегчающими) его деятельность, тормозные — ослабляющими и подавляющими её (например, рефлекторное учащение сердечного ритма симпатическим нервом и урежение его или остановка сердца — блуждающим).

По анатомическому расположению центральной части рефлекторных дуг различают спинальные рефлексы и рефлексы головного мозга. В осуществлении спинальных рефлексов участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге. Пример простейшего спинального рефлекса — отдергивание руки от острой булавки. Рефлексы головного мозга осуществляются при участии нейронов головного мозга. Среди них различают бульбарные, осуществляемые при участии нейронов продолговатого мозга; мезэнцефальные — с участием нейронов среднего мозга; кортикальные — с участием нейронов коры больших полушарий головного мозга.

Безусловные рефлексы, видовые рефлексы, относительно постоянные стереотипные врождённые реакции организма на воздействия внешней и внутренней среды, осуществляемые при посредстве центральной нервной системы и не требующие специальных условий для своего возникновения. Термин «Безусловные рефлексы» введён И. П. Павловым для обозначения рефлексов, безусловно возникающих при действии соответствующих раздражителей на чувствительные нервные окончания (рецепторы). Примеры б езусловных рефлексов: выделение слюны при попадании пищи в рот, одёргивание руки при уколе пальца и др. Биологическая роль безусловных рефлексов, которые служат фундаментом для остальной нервной деятельности организма, — приспособление поведения животного данного вида к постоянным, привычным для него условиям среды. Динамическое взаимодействие безусловных рефлексов с приобретёнными, возникающими на протяжении жизни организма так называемыми условными рефлексамиобеспечивает приспособление организма к изменениям как внешней, так и внутренней среды. Различия между безусловными рефлексами и условными рефлексами носят относительный характер. Согласно Павлову, безусловные рефлексы возникают как условные, а впоследствии (при сохранении одних и тех же условий жизни в ряде поколений) в процессе эволюции закрепляются и переходят во врождённые.

/Непроизвольные движения входят в систему обеспечения безусловных рефлексов, непроизвольные и произвольные движения совместно обеспечивают условные рефлексы, вырабатываемые на различные раздражители./

Инстинкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях. Инстинкты составляют основу поведения животных. У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта.

Общепринятого определения инстинкта не разработано до сих пор. Некоторые проблемы, в частности, применимость термина инстинкт по отношению к человеку носят дискуссионный характер.

Путь, по которому проходит нервный импульс от рецептора до эффектора (действующий орган), называется рефлекторной дугой. В рефлекторной дуге различают пять звеньев: рецептор; чувствительное волокно, проводящее возбуждение к центрам; нервный центр, где происходит переключение возбуждения с чувствительных клеток на двигательные; двигательное волокно, несущее нервные импульсы на периферию; действующий орган - мышца или железа.

Любое раздражение - механическое, световое, звуковое, химическое, температурное, воспринимаемое рецептером, трансформируется (преобразуется) или, как теперь принято говорить, кодируется рецептором в нервный импульс и в таком виде по чувствительным волокнам направляется в центральную нервную систему.

При помощи рецепторов организм получает информацию обо всех изменениях, происходящих во внешней среде и внутри организма.

В центральной нервной системе эта информация перерабатывается, отбирается и передается на двигательные нервные клетки, которые посылают нервные импульсы к рабочим органам - мышцам, железам и вызывают тот или иной приспособительный акт - движение или секрецию.

Нервным центром называют функционально связанную совокупность нейронов, расположенных в одной или нескольких структурах центральной нервной системы и обеспечивающих осуществление регуляции определенных функций организма. В более узком понимании, применительно к рассматриваемой структуре рефлекторного акта, нервный центр как аппарат управления представляет собой функциональное объединение разных нейронов, обеспечивающее реализацию определенного рефлекса. Основные общие свойства нервных центров определяются тремя главными факторами: 1) свойствами нервных клеток, входящих в состав центра, 2) особенностями структурно-функциональных связей нейронов, 3) свойствами центральных синапсов.

Основные свойства нервных центров:

1. пространственная и временная суммация основана на свойстве каждого нейрона в центре к суммации как возбуждения, так и торможения. Поскольку каждый нервный центр имеет много параллельно расположенных афферентных или входных волокон от рецептивного поля рефлекса, слабые раздражения нескольких участков рецептивного поля, в отдельности не способные реализовать рефлекс, вызывают в нейронах центра несколько ВПСП, которые суммируются, приводя к формированию на мембране нервной клетки потенциалов действия, распространяющихся по эфферентным проводникам, вызывая рефлекторную реакцию. Это явление называют пространственной суммацией. При увеличении частоты афферентных сигналов в единицу времени амплитуда ВПСП нарастает до критического уровня из-за повышения эффективности синаптического проведения, что также вызывает возбуждение нейронов и рефлекторный ответ на слабые частые раздражения. Это явление называется временной суммацией.

2. центральная задержка рефлекса, характеризуется временем распространения информации в структурах нервного центра, главным образом в синапсах, где скорость проведения сигнала существенно меньше, чем в нервных проводниках. Поэтому, центральная задержка рефлекса зависит от количества синапсов между нейронами центра и представляет собой сумму синаптических задержек.

3. посттетаническая потенциация – увеличение амплитуды ВПСП после серии частых (тетанизирующих) ритмических возбуждений, что связано с временной суммацией частых ВПСП и активацией синаптического проведения из-за увеличения числа квантов медиатора. Длительность состояния потенциала синапсов может достигать нескольких часов, что играет роль в процессах обучения и памяти.

4. последствие и пролонирование возбуждения – связаны с длительными следовыми потенциалами в нейронах, улучшением синаптического проведения, наличием кольцевых нейронных цепей и ревербацией возбуждения. Все эти процессы также играют роль в процессах обучения и памяти.

5. трансформация ритма возбуждений, т.е. увелечение или уменьшение частоты нервных импульсов в эфферентных проводниках (на выходе) по сравнению с частотой афферентной импульсации (на входе центра), что связано с механизмом синаптической передачи (трансформация ритма как свойство синапса) и интегративной деятельностью нейрона.

6. спонтанная (фоновая) электрическая активность – периодическое генерирование импульсов возбуждения нервными клетками центра в состоянии покоя.

7. тонус нервного центра – состояние некоторого уровня активности нейронов, обеспечивающей их готовность к рефлекторной деятельности и проявляющейся в постоянной эфферентной импульсации низкой частоты к органам-эффекторам.

8. пластичность нервных центров – способность перестраивать функциональные свойства для более эффективной регуляции функций, осуществления новых, ранее несвойственных этому центру рефлексов или восстановления функций после повреждения части нейронов центра. Пластичность обеспечивает изменение эффективности и направленности связей между нервными клетками, является рабочим механизмом обучения.

9. утомление нервных центров – снижение эффективности их деятельности в виде повышения порогов возбуждения, связанное с утомлением синапсов и метаболическими сдвигами типа энергетического истощения в нервных клетках. Утомление формируется при чрезмерной продолжительности действия раздражителей или их интенсивности, напряженном умственном труде или физической работе.

 

Спиной мозг расположен в позвоночном канале, начинается на уровне нижнего края большого затылочного отверстия и заканчивается на уровне 1-2 поясничных позвонков мозговым конусов, который продолжается в концевую нить, которая достигает 2-го копчикового позвонка, срастаясь с его надкостницей. Спинной мозг имеет вид цилиндрического тяжа, слегка сплюснутого спереди назад, длиной 41-45 см. Состоит из шейного, грудного, поясничного и крестцово-копчикового отделов. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов. В области шейных и нижних грудных позвонков спинной мозг образует утолщения, от которых отходят крупные нервы к конечностям.

Спиной мозг окружают три оболочки: твердая, паутинная и мягкая. Под паутинной оболочной находится пространство, заполненное спинномозговой жидкостью. Эта жидкость выполняет защитную функцию и принимает участие в обмене веществ. Мягкая оболочка содержит большое количество кровеносных сосудов и называется сосудистой оболочкой.

На передней и задней поверхностях головного мозга расположены борозды. В центре спинного мозга проходит спинномозговой канал, в котором также находится спинномозговая жидкость.

Спинной мозг состоит из белого и серого вещества. Серое вещество образовано скоплением нервных клеток – нейронов и расположено центрально. Белое вещество образовано нервными волокнами и расположено периферически. Нервные волокна – это отростки нервных клеток, имеющих миелиновую оболочку.

На поперечном разрезе серое вещество напоминает бабочку или букву «Н». В сером веществе различают короткие и широкие передние рога или столбы, в которых расположены эффекторные (двигательные) нейроны и узкие и длинные задние рога (столбы), в которых заложены промежуточные (вставочные) нейроны. В грудном и поясничном отделах от переднего рога отходит небольшой отросток, называемый боковым рогом или столбом, в которых заложены вегетативные ядра. От передних рогов отходят передние корешки, которые образованы длинными отростками нейронов передних рогов. К задним рогам подходят задние орешки, в состав которых входят спинномозговые узлы. Задние корешки образованы отростками афферентных (чувствительных) нейронов спинномозговых узлов.

Передний и задний корешки соединяются и образуют спинномозговой нерв, который входит через межпозвонковое отверстие, делится на четыре ветви: переднюю, заднюю, оболочечную и соединительную. Спинномозговой нерв является смешанным, он содержит чувствительные и двигательные волокна.

Спинной мозг является центром бессознательной рефлекторной деятельности. Он выполняет две функции: рефлекторную и проводниковую.

Проводниковая функция обеспечивается проведением афферентных импульсов от рецепторов кожи и органов в спинной и головной мозг и эфферентных импульсов из головного мозга к органам.

Основой рефлекторной деятельности является рефлекторная дуга – это путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к исполнительному органу. Она может состоять как из 2, так и из 3 нейронов:

1. чувствительного, или афферентного нейрона, расположенного в спинномозговых узлах;

2. вставочного, или промежуточного нейрона, расположенного в задних рогах, в двух нейронной дуге отсутствует;

3. двигательного, или эфферентного (расположенного в передних рогах).

Нервные волокна, по которым импульсы проводятся в центральную нервную систему, называются афферентными, чувствительными или центростремительными. Нервные волокна, по которым импульсы проводятся к рабочему органу, называются эфферентными, двигательными или центробежными. Примером рефлекторной деятельности является отдергивание руки при уколе.

Спинальный шок -состояние с неустойчивым артериальным давлением и нарушением дыхания из-за явлений глубокого временного паралича мускулатуры тела, а также гладкой мускулатуры внутренних органов: желудочно-кишечного тракта и системы мочевыделения (в том числе – гладкой мускулатуры легких и сосудов). Спинальный шок - развивается сразу после травмы и может длиться от месяца до года, в зависимости от сопутствующих осложнений, приводящих к длительной гиподинамии – малоподвижности пациента. Спинальный шок - это отсутствие движений и чувствительности ниже уровня травмы. В это понятие входит также нарушение терморегуляции, изменение сосудистого тонуса и другие явления, связанные с временным нарушением вегетативной иннервации. Острые явления спинального шока заканчиваются одновременно с возможность самостоятельного дыхания (без аппаратов ИВЛ) и стабилизацией давления вначале на низких показателях (ниже 100 мм рт ст). Подострые явления спинального шока - параличи мускулатуры тела, могут продолжаться месяцами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.