Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уральский ФО




А) УФО занимает по площади третье место среди федеральных ок­ругов России после Дальневосточного и Сибирского. Он размещается на стыке европейской и азиатской частей России. С запада его соседя­ми являются Приволжский и Северо-Западный федеральные округа, с востока — Сибирский федеральный округ. На севере территория ок­руга выходит к побережью Северного Ледовитого океана, а на юге — к Государственной границе Российской Федерации с Республикой Ка­захстан.

Экономико-географическое положение УФО имеет как достоин­ства, так и значительные недостатки. Главными его преимуществами являются: положение на транзитных сухопутных транспортных путях между европейскими и азиатскими государствами; значительный про­мышленный и научно-технический потенциал, накопленный за годы Долгого хозяйственного развития; разнообразные природные ресурсы, по запасам многих из них УФО занимает ведущие места в России. Са­мые значительные недостатки экономико-географического положе­ния — удаленность главных экономических центров округа от основ ных морских портов России (по существующим железнодорожным ма­гистралям от Екатеринбурга до Санкт-Петербурга и Архангельска — около 3000 км, до Владивостока — около 6000 км); слабая транспортная освоен­ность северо-восточной части округа, где даже административные центры субъектов РФ Салехард и Ханты-Мансийск не имеют связи с сетью железных дорог страны. В целом экономико-географическое положение УФО можно оценить как довольно выгодное для развития хозяйства, особенно для отраслей, связанных с добычей и (или) пере­работкой природных ресурсов.

Б) В округе находятся значительные запасы многих видов природ­ных ресурсов, в первую очередь это топливно-энергетические полез­ные ископаемые. На территории округа размещаются разведанные запасы российской нефти — в основном в среднем Приобье (месторождения Самотлорское, Приобское, Усть-балыкское и др.). Еще выше доля округа в разведанных запасах природного газа — преиму­щественно в нижнем Приобье и на полуострове Ямал (Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское и другие месторождения). Газовые место­рождения округа — крупнейшие в мире. Очень велики также запасы торфа (заболоченные районы Западно-сибирской низменности), зна­чительны запасы угля (но уголь низкого качества — Челябинский, Бо­гословский и другие бассейны).

Разнообразны на территории округа рудные месторождения. Са­мые крупные из них из-за многолетней интенсивной эксплуатации уже исчерпаны или имеют небольшие остаточные запасы (гора Магнит­ная в Челябинской области и др.). Самыми крупными месторождениями в настоящее время являются: железнорудное — Качканарское в Свердловской области, медных руд — около г. Красноуральска в Свер­дловской области, алюминиевых руд — Североуральске в Свердлов­ской области, никелевых руд — около г. Верхнего Уфалея в Челябин­ской области, золота — Кочкарское в Челябинской области. Велики запасы многих нерудных редких видов минерального строительного сырья - асбеста и мрамора (Свердловская область), графита, слюды, пса и цементного сырья (Челябинская область). Также значительны водные ресурсы (р. Обь и ее притоки) и лесные (Свердловская область и Ханты-Мансийский АО — Югра).

Население

Численность населения УФО сравнительно невелика — несколь­ко более 12 млн человек. Это предпоследнее место среди федеральных округов России перед Дальневосточным федеральным округом. При этом различия между отдельными регионами внутри округа очень значительны.

В целом в округе наблюдаются общероссийские тенденции изме­нения естественного движения населения: в начале 1990-х гг. неболь­шой естественный прирост сменился убылью, так как растущий уро­вень смертности превысил снижающийся уровень рождаемости. При показатели в Уральском федеральном округе все-таки лучше, чем России в целом: рождаемость чуть выше, смертность ниже и естественная убыль соответственно меньше. Однако достигается такая только за счет северных автономных округов, где за счет по рождаемости и низкой смертности на протяжении всего периода с начала 1990-х гг. наблюдался естественный прирост населе­ния, в отдельные годы весьма значительный (7,7%о в 2005 г. в Ямало-Ненецком автономном округе). В остальных регионах УФО ситуация такая же, как но России в целом, или даже хуже (в Курганской области).

Положительное сальдо миграций в Уральском федеральном ок­руге достигается за счет притока населения из зарубежных государств. В 2005 г. самое большое положительное сальдо во внешних миграциях округ получил за счет переселенцев из Казахстана и Узбекистана — около 8,5 тыс. человек, т.е. около 85% всего положительного саль­до при миграционном обмене с зарубежными государствами. При об­мене с российскими территориями округ теряет население (около человек в 2005 г.). Отрицательное сальдо миграций УФО имеет со всеми федеральными округами, кроме Приволжского и Дальневос­точного.

Соотношение показателей естественного движения и миграций дает значительные различия динамики населения между отдельными регионами УФО. Быстрое сокращение числа жителей в Курганской области связано как с самой значительной естественной убылью, так и со стабильным миграционным оттоком. В автономных же округах население довольно быстро увеличивается, так как в них наблюдается и естественный прирост населения, и положительное сальдо мигра­ций.

 

В) Отраслями промышленности, в больших объемах поставляющи­ми продукцию в другие регионы России и на экспорт (отраслями спе­циализации), в Уральском федеральном округе являются: топливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, маши­ностроение, химическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Ведущее место в экономике округа в настоящее время занимает топливная промышленность, которая представлена нефтяной, газовой и угольной подотраслями. Добыча нефти в УФО составляет около ^/з от общероссийского объема (68% в 2005 г.). При этом она сильно скон­центрирована в Ханты-Мансийском АО — Югра (почти 60% обще­российской добычи, где вдоль среднего течения Оби расположены главные нефтедобывающие центры страны — города Сургут, Нижне­вартовск, Нефтеюганск, Лангепас, Когалым, Мегион, Нягань. Около 10% общероссийской добычи нефти приходится на Ямало-Ненецкий автономный округ с главным центром в г. Ноябрьске.

В среднесрочной перспективе (15—30 лет) УФО оста­нется главной нефтяной базой России. I

Примерно такая же картина складывается с добычей природного газа. В 2005 г. было добыто около 590 млрд М"* природного газа, что составляет примерно 92% общероссийской добычи. Осповпая часть из этого количества (87%) приходится па Ямало-Непецкий автономньи! округ, где самыми крупными центрами добычи газа не только России. но и мира являются города Новый Уренгой и Надым.

Вторая по значению отрасль промышленности в УФО — черная металлургия. Округ дает около 40% продукции отрасли в стране, но по отдельным видам продукции (стальные трубы и др.) его доля пре­вышает 50%. Производство сконцентрировано в Челябинской и Свер­дловской областях.

Третья по значению отрасль промышленности в УФО — цветная металлургия. По выпуску многих видов цветных металлов округ за­нимает второе-третье место в стране. Все предприятия отрасли распо­ложены в Свердловской и Челябинской областях, около месторожде­ний руд, многие из которых уже исчерпались или почти исчерпаны.

Важной отраслью специализации округа остается машинострое-иие, хотя объемы производства многих видов продукции этой отрасли многократно снизились по сравнению с уровнем начала 1990-х гг.

Производство большинства видов химической продукции в УФО по сравнению с началом 1990-х гг. также сократилось очень сильно. Например, производство минеральных удобрений, которое в округе работает в основном на отходах металлургических предприятий, сокра­тилось в 40 раз и сегодня не обеспечивает даже местных потребностей. Тем не менее некоторые химические подотрасли имеют всероссийское Это бытовая химия и производство шин в Екатеринбурге, ос-овная химия в Челябинске и Нижем Тагиле, химия органического нтеза в Тобольске.

Еще одна отрасль специализации промышленности УФО — лес­ная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышлен­ность, которая представлена в основном лесозаготовками и деревооб­работкой при слабом развитии производства бумаги (несколько небольших фабрик в Свердловской области). Производство сконцен­трировано в регионах, обладающих значительными лесными ресурса­ми, — Свердловской области и Ханты-Мансийском АО — Югра. Цен­тры деревообработки располагаются в основном вдоль лесовозных железных дорог (Алапаевск—Серов, Ивдель—Приобье) нлн вдоль Обн, по которой осуществляется сплав древесины (Нижневартовск, Сур­гут, Салехард). Производство лесопродукции по сравнению с уровнем начала 1990-х гг. сократилось примерно в 4 раза, что объясняется не только снижением спроса на древесину из-за социально-экономиче­ского кризиса, но и исчерпанием лесных ресурсов на территориях, наи­более удобных для заготовок в транспортном отношении

Важное значение для экономики УФО имеет промышленность строительных материалов. Больше всего в округе производится цемен­та (12% от общероссийского в 2005 г.) — не только из специально до­бываемых известняков, но и из отходов металлургии и горнодобывающей промышленности. Его производство сконцентрировано в Свердловской (Нижний Тагил, Невьянск, Сухой Лог) и Челябинс­кой областях (Магнитогорск, Катав-Ивановск, Коркино).

Главные отрасли сельского хозяйства

Сельское хозяйство в УФО развито сравнительно слабо, оно не потребности населения в основных видах продуктов пи-Значительная часть продовольствия в округе ввозится из дру-регионов России или из-за границы. Главная причина такой ситу-заключается в том, что на большей части территории округа 1иматические и почвенные условия неблагоприятны для развития хозяйства.

Тем не менее большие абсолютные масштабы производства в округе имеют выращивание зерновых, картофеля, овощей, молочно-мясное и мясо­молочное скотоводство.

Основные посевные площади зерновых культур в УФО сосредо-в степных и лесостепных районах — в Курганской области, на Тюменской и Челябинской областей. На эти регионы приходится часть сбора зерновых культур в округе. В более северных рай-на севере Челябинской области и на юге Свердловской области

(юг лесной зоны) выращиваются в основном рожь и овес. В северных автономных округах зерновые культуры не произрастают.

Производство зерна по сравнению с уровнем 1990-х гг. в целом по округу снизилось, особенно сильно в Курганской области, но на юге Тюменской области в 2005 г. выросло, так как в этом году климатиче­ские условия были особо благоприятными для выращивания зерно­вых культур.

Выращивание картофеля широко распространено в пригородных зонах многочисленных крупных городов округа, а также в лесостеп­ных районах с наиболее благоприятными для картофеля природными условиями. Поэтому максимальные сборы картофеля отмечены в Сверд­ловской и Челябинской областях, где располагаются большие города, а в Ямало-Ненецком автономном округе картофель практически не выращивается.

Аналогичная ситуация (как с картофелеводством) складывается в УФО с выращиванием овощей. Овощи также выращиваются в ос­новном в пригородах, поэтому больше всего — в Свердловской и Че­лябинской областях, и почти не выращиваются в Ямало-Ненецком автономном округе.

Среди подотраслей животноводства наибольшее значение в УФО имеет скотоводство. В стенных и лесостепных районах округа (Кур­ганская область, юг Тюменской и Челябинской областей) преоблада­ет мясо-молочное направление, в более северных районах — молочно-мясное. Кроме того, вокруг крупных городов широко распространено свиноводство и птицеводство. Таким образом, главными продуктами животноводства в округе являются мясо и молоко.

Производство мяса в округе постоянно сокращается. В регионах с наиболее благоприятными условиями для мясо-молочного скотовод­ства (Челябинская область и юг Тюменской области) снижение про­изводства удалось остановить. За счет развития свиноводства и пти­цеводства возможно увеличение производства мяса в ближайшие годы и в Свердловской области. Большую часть производства мяса в Яма­ло-Ненецком автономном округе дает оленеводство. По поголовью оленей этот автономный округ занимает первое место среди всех субъектов Российской Федерации.

Наиболее развитой инфраструктурной отраслью в УФО является транспорт, который обслуживает не только население (социальная инфраструктура), но и другие отрасли хозяйства (производственные Хозяйственные связи предприятий округа обеспе­чивают в основном железнодорожный и трубопроводный транспорт.

Железнодорожное строительство в юго-западной части округа Началось в конце XIX в., когда появились широтные железные дороги Для вывоза продукции с территории УФО на запад (Екатеринбург-Пермь, Челябинск—Уфа), а затем и транзитная Транссибирская маги­страль, которая связала Сибирь и Дальний Восток с Центральной Рос­сией. В настоящее время основные объемы грузов перевозятся именно по транзитным железнодорожным магистралям, связывающим европейскую и азиатскую части России. Значительная часть грузов следу­ет по этим железным дорогам на Урал или с Урала. Это магистрали проходящие по линиям Омск—Тюмень—Екатеринбург—Пермь, Омск-Петропавловск (в Казахстане) — Курган—Челябинск—.Уфа, Барнаул-Астана (в Казахстане)—Магнитогорск—Уфа.

Из-за слабой обеспеченности железными и автомобильными до­рогами северных автономных округов для перевозки пассажиров боль­шое значение имеет авиационный транспорт. Во многих районах это единственный круглогодично действующий вид транспорта. Крупней­шим аэропортом в УФО является Кольцово около Екатеринбурга.

Внешнеэкономические связи

По обороту внешней торговли (45 585 млн. дол. США в 2005 г.) УФО занимает в России второе место после Центрального округа. На него приходится около 15% внешнеторгового оборота страны, при этом экспорт превосходит импорт более чем в 10 раз (по России в целом — я 4 раза).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.