Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие мыследеятельности вместо развития других систем организма




Момент появления самостоятельной мыслящей материи на Земле

Разница между мыслью и нервным импульсом. Мысль — от мысли

Так живая материя становится мыслящей. Понятно, что, как и в случае условности границы между живым и неживым, границы между мыслящей и немыслящей материей не существует. Одной из основных проблем при отделении понятий живого от неживого является отсутствие объективного критерия для отличия «обмена веществ» в неживой материи от обмена веществ в живой материи. Точно так же, нет объективного критерия, позволяющего отличить мысль от нервного импульса в случае отделения мыслящего, от немыслящего.

Понятно, что мысль не должна быть тем нервным импульсом, который непосредственно связан с ощущениями или действиями Подобные нервные импульсы — на границе между живой и мыслящей материей — являются посредниками между мыслью и её носителем (жизнью).

Мысль же связана только с другой мыслью. Как и «жизнь от жизни» мысль может рождаться только от мысли.

Сегодня принцип «жизнь есть то, что рождается от другой жизни» не вызывает недоумения, так как жизнь на нашей планете прошла долгий путь от самых примитивных форм, которые начинали эстафету жизни, «зажигая» её от химических реакций. Для мысли это всё ещё не так, и поэтому принцип «мысль — есть то, что выводится из другой мысли», кажется проблемой «курицы и яйца». Огонь мысли для каждого человека зажигается заново вместе с появлением сознания — так, вероятно, происходило и с первыми формами жизни, ещё не умевшими передавать информацию о «тайнах жизни» по наследству с помощью РНК, а затем и ДНК.

Появление нервной, а затем и примитивной мыслительной деятельности обеспечивает живой организм средствами для коррекции окружающей среды и своего поведения в ней: по сути – абсолютным механизмом изменения окружающей среды под свои нужды. Жизнь получает возможность адаптироваться не в процессе эволюции и отбора приспособленных форм, а «бескровным путём», изменяя поведение форм жизни или состояние окружающей среды.

Подобный способ изменения эффективнее, чем любые другие средства адаптации. Так, древний человек научился изготавливать оружие гораздо быстрее, чем животные смогли бы отрастить когти или зубы в ходе эволюции. Современный человек также стремительно изменяет не только поведение (жизнь под среду), но и наоборот, окружающую среду под свою жизнь. Понятно, например, что созданный им и удобный для него городской ландшафт вытеснит все другие виды природного ландшафта лишь в заповедники и парки.

Живой материи, вооружённой таким мощным оружием, как мыслительная деятельность, уже не нужно развивать других средств выживания. Развитие мыслительной деятельности становится приоритетной, а затем практически единственной целью жизни. Таким образом, мыслящая материя получает возможность необыкновенно быстрого развития. Опережая остальные системы организма, мыслящая материя эволюционирует всё более и более автономно.

Процесс доминирующего развития нервной и мыслительной деятельности начался с появлением высших млекопитающих. Можно сказать, что сложность и многообразие типов их поведения превышают сложность и многообразие их приспособлений для выживания (совсем не так было, например, у динозавров, других рептилий, птиц). Отряд высших приматов практически полностью сконцентрировался на развитии моделей своего поведения. Свидетельство этому — и отсутствие у них какой‑либо серьёзной «вооруженности», и меньшее по сравнению с другими отрядами разнообразие внешнего вида (внешняя схожесть с общим предком).

Главными причинами развития мыслящей материи именно на базе нервной системы высших приматов были: развитый мозг; наличие общественной жизни; руки, свободные для исследования окружающего мира. Так, развитие коры головного мозга позволило им сначала запоминать (условные рефлексы), а затем и манипулировать (мыслительная деятельность) моделями своего поведения. Общественная жизнь стимулировала появление языка, которые явился основой сознания (манипулирования абстрактными словами и понятиями). Таким образом, в человеке практически полностью самостоятельная мыслящая материя пошла по пути чистого совершенствования мыслительной деятельности.

Когда человек отождествил себя с мыслящей материей?

Момент появления на нашей планете самостоятельной, не зависимой от жизни, мыслящей материи можно датировать в промежутке 5‑15 тыс. лет назад. Первая дата относится к первым религиозным ритуальным погребениям — свидетельству того, что, по представлениям наших предков, не всё заканчивается со смертью тела. Однако сама по себе надежда на воскрешение (включая и поздние мумификации древнего Египта) может означать всего лишь надежду на оживление тела. Точно так и высшие приматы не сразу покидают своих умерших соплеменников, надеясь, что жизнь вернётся к ним. Вторая дата связана с появлением мифов о загробной жизни, не зависимой от оживления тела (мифы либо о переселении душ, либо о жизни на небе). Образно говоря, мысль отделилась от живой материи, когда понятие «вечная жизнь» стало связываться с вечной мыслительной деятельностью, а не с вечным процессом жизнедеятельности. Человек с этого момента стал первым носителем мыслящей материи — существом, которое связывает своё «Я» уже не с живой, а именно с мыслящей материей. Если мыслительная деятельность животных находилась целиком на службе обеспечения жизнедеятельности, то человек, признав право мыслящей материи на независимое существование, первым выдал ей «путёвку в жизнь». Именно с появлением человека, цели и пути мыслительной деятельности и жизнедеятельности впервые расходятся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.