Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самостоятельная работа на занятии. Вопросы для самоподготовки




Вопросы для самоподготовки

Время- 2 часа

Тема 5. Физиология тканевых элементов нервной системы

Мотивационно-воспитательная характеристика темы: Знание процессов, лежащих в основе деятельности нервной системы (формирование возбуждения в нервных клетках, проведение возбуждения по нервным волокнам и в синапсах) необходимо в практической деятельности врача для оценки функционального состояния нервной системы и регуляции двигательных функций.

Учебная цель: Уяснить особенности строения и функционирования нервных клеток, законы и механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам, особенности передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе, усвоить сущность парабиоза.

Содержание занятия

Этапы занятия Цель данного этапа Время
1. Вводный контроль Проверка исходного уровня знаний с помощью тестового контроля 10 мин.
2. Опрос-беседа Разбор темы по предложенным вопросам с коррекцией исходного уровня 25 мин.
3. Самостоятельная работа студентов с консультациями преподавателя Закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий, анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление протоколов практических работ 45 мин.
4 Завершающий этап Оценка знаний и умений при решении ситуационных задач и проверке протоколов 10 мин.

 

1.Структурно-функциональная единица нервной системы. Особенности строения и функционирования нервной клетки. Функциональные зоны нейрона.

2. Классификация нервных клеток.

3. Функциональное значение нейроглии.

4. Классификация нервных волокон.

5. Особенности распространения возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам.

6. Законы проведения возбуждения по нервным волокнам

7. Парабиоз. Фазы парабиоза.

8. Механизм передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе.

9. Свойства химических синапсов.

Домашнее задание

5 Зарисовать схему нервно-мышечного синапса, обозначить его структурные компоненты.

6 Записать последовательно процессы, обеспечивающие передачу возбуждения в нервно-мышечном синапсе.

7 Перечислить основные свойства нервно-мышечного синапса.

Задание Объект Программа действия Ориентировочные основы действия
1. Выявление закона изолированного проведения возбуждения по нерву лягушка Приготовить реоскопическую лапку. Обнажить корешки седалищного нерва. Взять отдельно несколько корешков на лигатуру. Раздражая каждый изолированный участок, наблюдать за сокращением мышц. Сокращение отдельных групп мышц говорит о том, что к ним подходят изолированные нервные проводники
2. Выявление закона двустороннего проведения возбуждения по нерву лягушка Отпрепарировать седалищный нерв, не повреждая мышцу бедра. Рассечь мышцу вдоль на две части таким образом, чтобы каждая из частей была иннервированной.Раздражать нервное волокно, идущее к одной из частей мышцы. Наблюдать за сокращением второй половины мышцы Сокращение обеих половин мышцы говорит о том, что возбуждение переходит на другую половину через нервные отростки вследствие двустороннего проведения возбуждения по нерву
3.Выявление закона физиологической непрерывности нерва Нервно-мышечный препарат лягушки Раздражать нерв, вызывая сокращение мышцы. Между мышцей и местом раздражения поместить ватку, смоченную в эфире. Вновь нанести раздражение, наблюдая за мышцей Эфир вызывает функциональные изменения в нерве (состояние парабиоза), в результате чего он теряет способность проводить возбуждение
4. Выявление закона анатомической целостности нерва Нервно-мышечный препарат лягушки Действовать током на нерв, вызывая сокращение мышцы. Нерв на участке между местом раздражения и мышцей перевязать или перерезать. Вновь нанести раздражение, наблюдая за мышцей Отсутствие эффекта свидетельствует о тесной связи функции со структурой.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие отростки нейрона воспринимают возбуждение?

2. По какому отростку возбуждение передаётся от нейрона?

3. В какой части нейрона возникает потенциал действия?

4. Чем отличается проведение возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам?

5. По какой структуре нервного волокна передаётся возбуждение?

6. Волокна какого типа проводят возбуждения с наибольшей скоростью?

7. Что понимают под функциональной непрерывностью нервного волокна?

8. С какими изменениями на мембране связано явление парабиоза?

9. Как реагирует возбудимая ткань на действие слабого и сильного раздражителя в уравнительную и парадоксальную фазы парабиоза?

10. Какой медиатор обеспечивает передачу возбуждения с нерва на мышцу?

11. Какие ионы способствуют выбросу медиатора из пресинапса?

12. Чем отличается постсинаптическая мембрана электрического и химического синапсов?

13. Как называется постсинаптический потенциал нервно-мышечного синапса?

14. Как изменится лабильность нервно-мышечного синапса при действии антихолинэстеразным препаратом?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.