Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расследования преступлений 1 страница




 

§ 1. Понятие и правовые основы

оперативно-розыскной деятельности

 

Социально-экономические преобразования в стране привели к значительному росту числа преступлений во всех сферах общественных отношений. Их большая социальная опасность, а также трудности, с которыми зачастую связано расследование многих преступных посягательств, настоятельно требуют объединить усилия следователей и оперативно-розыскных подразделений.

Правовая основа взаимодействия следователей с оперативными подразделениями и органами дознания заложена Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" <1>, Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и др.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.

 

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является одним из видов государственной деятельности. Она осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием при этом специальных сил, средств и методов в целях защиты жизни, здоровья, собственности, прав и свобод личности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Из определения явствует, что этой деятельностью вправе заниматься весьма узкий круг государственных органов, специально уполномоченных законом. Негосударственные организации таким правом не обладают. Хотя законодатель установил, что оперативно-розыскная деятельность может осуществляться гласно и негласно, наиболее типичен ее негласный характер. Гласная форма ОРД используется лишь в тех случаях, когда решение поставленной задачи достижимо открытыми методами.

Оперативно-розыскные подразделения:

1) выявляют, пресекают, раскрывают и предупреждают преступления;

2) получают упреждающую информацию об оперативной обстановке в зоне обслуживания для принятия обоснованных решений по защите правопорядка в стране;

3) помогают органам предварительного расследования, прокуратуры и суду в сборе доказательств по уголовному делу, выполнении их поручений;

4) разыскивают виновных лиц, скрывающихся от органов расследования и суда, с целью уклониться от уголовного наказания за совершенное преступление, а также проводят розыск без вести пропавших;

5) добывают информацию о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

6) помогают иностранным правоохранительным органам в борьбе с незаконными операциями, а также и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами РФ;

7) обеспечивают безопасность сотрудников правоохранительных органов, членов их семей и лиц, оказывающих этим органам конфиденциальную помощь;

8) выявляют и пресекают факты коррупции и другие должностные преступления со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Полученные в ходе ОРД данные делятся на две группы: первую составляют те, которые могут быть легализованы и использованы в качестве доказательств по уголовным делам; вторая группа - это сведения, которые используются вне процессуальных рамок и не подлежат легализации.

К первой группе относятся:

а) записи телефонных переговоров (обвиняемых, подозреваемых), полученные в соответствии с требованиями закона. Прослушиваются как служебные, так и домашние телефоны, а аудиокассета приобщается к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства. По обстоятельствам зафиксированных телефонных разговоров обязательно должен быть допрошен подозреваемый (обвиняемый). Если он заявляет, что на пленке записан не его голос, проводится фоноскопическая экспертиза;

б) данные наружного наблюдения. Сотрудники оперативных служб органов внутренних дел и безопасности, проводившие такое наблюдение, составляют рапорт, в котором указывают время наблюдения и все действия наблюдаемого. Легализация данных такого наблюдения осуществляется путем допроса соответствующих сотрудников. При необходимости может быть проведено опознание обвиняемых работниками, проводившими наружное наблюдение;

в) оперативная видео- и фотосъемка, материалы которой легализуются путем допроса лиц, ее осуществивших. В протоколе указывается, когда и каким аппаратом проводилась съемка (запись) и на какой носитель информации. Эти материалы также приобщаются к уголовному делу.

Вторую группу составляют данные, не имеющие доказательственного значения (например, полученные оперативным путем отпечатки пальцев, образцы крови, волос, пота людей, возможно причастных к расследуемому преступлению).

Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" устанавливает следующие принципы проведения ОРД:

1) законность;

2) уважение прав и свобод личности;

3) конспирация;

4) сочетание гласных и негласных методов деятельности.

Оперативная обстановка - это совокупность условий, прямо или косвенно влияющих на деятельность конкретного оперативно-розыскного подразделения и оперативного работника в пределах их территориальной и функциональной ответственности.

Она включает: пространственные и временные характеристики; особенности географической и социально-экономической среды; состояние правопорядка, средства и методы его поддержания; количество и качество используемых сил и средств; специфику решаемых оперативно-розыскных задач и др.

 

§ 2. Основы тактики взаимодействия следственных,

оперативных органов и криминалистических подразделений

 

Под взаимодействием понимается согласованная деятельность следователя, оперативного органа и экспертно-криминалистического подразделения, обеспечивающая рациональное сочетание при расследовании преступлений процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых каждым из них в соответствии со своими функциями и в пределах предоставленных им по закону полномочий с использованием специальных знаний и технико-криминалистических средств.

Взаимодействие должно носить целеустремленный характер. Оно обязательное и необходимое условие наиболее результативной деятельности следователя, специалиста-криминалиста и органа дознания по раскрытию и расследованию конкретных преступлений. Поручения и указания следователя органу дознания рассматриваются как официальные и обязательные.

Обнаружив признаки преступления, орган дознания должен возбудить уголовное дело и произвести для закрепления следов преступления криминалистически неотложные следственные действия (осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей). Дела, где производство предварительного расследования обязательно, по завершении дознания передаются следователю.

С момента принятия дела к своему производству следователь несет полную ответственность за результаты и сроки расследования, законность и обоснованность всех принимаемых по нему процессуальных и тактических решений. Именно следователю принадлежит организующая роль во взаимодействии с органом дознания, так как только он в состоянии однозначно определить время и характер необходимых оперативно-розыскных мер.

Взаимодействие должно строиться на плановой основе. Свою работу следственные и оперативные органы обычно планируют независимо друг от друга. Однако при раскрытии конкретного преступления они вырабатывают скоординированные планы, направленные на решение общих задач, предусматривают распределение обязанностей в совместной деятельности.

По делу, которое следователь принял к своему производству, виновное лицо может быть известно или неизвестно. В первом случае орган дознания вправе производить следственные действия и розыскные мероприятия только по поручению следователя. Во втором, когда преступление к моменту принятия дела следователем осталось нераскрытым, закон обязывает орган дознания установить виновного. Наряду с обязанностью выполнять поручения и указания следователя орган дознания по такому делу должен продолжать оперативно-розыскные мероприятия, своевременно уведомляя об их результатах. На этой основе следователь получает объективную возможность координировать действия органа дознания со своими в наиболее эффективном сочетании.

Для раскрытия сложных или особо опасных преступлений (заказных убийств, бандитизма, крупных хищений, экономических преступлений, контрабанды и т.п.) создаются следственно-оперативные группы (СОГ).

Основными принципами их формирования являются:

1) своевременность;

2) межведомственный характер;

3) четкое, наиболее целесообразное распределение участков работы;

4) продуманная организация расследования.

В соответствии со ст. 163 УПК РФ следователь - руководитель группы обеспечивает общую координацию ее работы, определяет стратегию и тактику расследования, составляет и координирует выполнение общего плана расследования и индивидуальных планов входящих в группу следователей. Он же занимается техническим и информационным обеспечением, координирует оперативно-розыскные мероприятия, организует назначение экспертиз, ревизий и проверок, составляет основные следственные документы, принимает процессуальные решения, лично проводит сложные следственные действия.

Члены группы - следователи и оперуполномоченные отвечают за отдельные направления или эпизоды расследования. Тогда составляется письменный план работы на день или на несколько дней. Этот план может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельные планы необходимы в случаях, когда требуется детализация оперативно-розыскных мероприятий, отражение которых в общем плане нецелесообразно.

Задания следователя оперативно-розыскным подразделениям состоят из трех разделов:

1) описание фабулы расследуемого дела;

2) изложение данных, полученных при расследовании;

3) перечень конкретных вопросов, ответы на которые нужно получить оперативно-розыскным путем.

В целях организации наиболее эффективного взаимодействия подразделений, входящих в СОГ, руководителю необходимо учитывать объективные факторы и субъективные возможности каждого члена группы, особенности ее функционирования, а именно:

1) работники оперативно-розыскных подразделений по своим функциональным обязанностям более заинтересованы в раскрытии всех эпизодов преступления и в установлении лиц, их совершивших, нежели в детальном доказывании одного сложного эпизода. Такую работу нужно поручать следователям;

2) подбор и расстановку членов группы лучше проводить по сферам деятельности, чтобы исключить несанкционированную утечку информации процессуального, оперативно-розыскного и иного характера;

3) следует учитывать самостоятельность сотрудников оперативно-розыскных подразделений в выборе средств и приемов реализации негласных мероприятий;

4) нужно разумно сочетать процессуальные и непроцессуальные методы деятельности;

5) в совместном плане работы важно закрепить конкретные обязанности каждого члена группы с указанием задач, сроков их решения, форм отчетности (например, на межведомственных оперативных совещаниях по делу);

6) необходимо обеспечить постоянный обмен получаемой информацией между всеми членами группы;

7) при наличии оснований ходатайствовать о поощрении членов группы, не дожидаясь окончания следствия (приговора суда).

Круг следственных действий, поручаемых органу дознания, законом не определен, однако он не должен выполнять те действия, которые составляют процессуальную обязанность следователя.

На первоначальном этапе расследования из числа членов следственно-оперативной группы создаются специализированные подгруппы:

1) оперативно-розыскная, сориентированная на поиск, обнаружение, закрепление объектов, могущих стать вещественными доказательствами (преследование преступников "по горячим следам", прочесывание местности, засады, наблюдение в местах возможного сбыта имущества, добытого преступным путем, и т.д.);

2) оперативно-розыскная подгруппа по выявлению соучастников преступления, сбору данных о личности подозреваемых и т.п.;

3) подгруппа по проведению осмотров, обысков, наложению арестов на имущество и других мобильных следственных действий;

4) подгруппа анализа накопленного массива информации для обеспечения деятельности СОГ в целом, подготовки запросов и объективных данных, включаемых в формулы обвинения, контроля над отработкой всех документов, составления и корректировки планов работы;

5) подгруппа специального обеспечения: специалисты-криминалисты, операторы видеосъемки, сведущие лица, вспомогательный персонал (секретари, водители, рабочие);

6) подгруппа физической и интеллектуальной защиты членов СОГ, их семей, а также материалов дела, используемой компьютерной информации, вещественных доказательств и т.п.

Формы взаимодействия. В следственно-оперативной группе как следователь, так и оперативные работники постоянно взаимодействуют со специалистами. Особенности такого взаимодействия определяются уровнем развития научно-технического прогресса, квалификацией конкретного специалиста, обстоятельствами расследуемого уголовного дела и наличной оперативной обстановкой.

Взаимодействие следователя со специалистом выражается в участии последнего:

а) в осмотре места происшествия. В следственно-оперативную группу, расследующую "неочевидные" преступления, как правило, входят специалист-криминалист, кинолог и судебно-медицинский эксперт.

Специалист-криминалист при помощи аудиовизуальных средств фиксирует обстановку места происшествия, выявляет, изымает и упаковывает невидимые, слабовидимые и иные следы и объекты, которые могут стать вещественными доказательствами по делу. Он дает консультации о возможных действиях преступника на месте происшествия и по другим вопросам, проводит экспресс-анализ обнаруженных объектов, высказывает членам СОГ свои предположения о личности и квалификации преступника, орудиях преступления, транспортных средствах и др., которые используются в версионном процессе.

Специалист-кинолог со служебной собакой прорабатывает одорологические следы преступника на месте происшествия, изымает вещи и предметы с источниками запаха, а также запах со следов и упаковывает эти объекты.

Судебно-медицинский эксперт решает вопросы о времени и причинах наступления смерти, использованном орудии (оружии), последовательности причинения телесных повреждений;

б) при назначении экспертизы специалист дает рекомендации относительно: необходимости, времени назначения и вида экспертизы; вещественных доказательств и образцов, подлежащих направлению на исследование; круга выносимых вопросов и конкретных материалов уголовного дела, достаточных для производства экспертизы;

в) в получении образцов для сравнительного исследования, необходимых для производства многих видов экспертиз, например: почерковедческих, фоноскопических, трасологических, баллистических, биологических и др. При этом специалист может помочь следователю в подготовке условий и средств к их получению, в оценке образцов с точки зрения их пригодности для производства экспертизы;

г) в предъявлении для опознания, когда его помощь выражается в подборе предъявляемых объектов (например, если необходимо предъявить ювелирное изделие, он дает консультацию, по каким признакам следует подобрать аналоги, и помогает это сделать). Специалист-криминалист обеспечивает фиксацию с использованием аудиовизуальных средств процесса предъявления для опознания и полученных результатов;

д) при допросе и очной ставке он дает консультации следователю (в ходе подготовки к этим действиям и при участии в них); в фиксации их хода, а также объектов, которые направляются другому следователю вместе с отдельным поручением о допросе для предъявления с фиксацией аудиовизуальными средствами. По приглашению следователя специалист может принять непосредственное участие в допросе свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого, а также в очных ставках между ними;

е) при проверке показаний на месте, когда он последовательно фиксирует с помощью аудиовизуальных средств все основные стадии проверки, дает консультации по вопросам, возникающим в ходе этого следственного действия.

Взаимодействие оперативного работника со специалистом также многообразно. При допросе свидетеля, не достигшего 14 лет, в качестве специалиста обязательно присутствует педагог или психолог.

Специалисты помогают при проведении ревизий и инвентаризаций, консультируют по отдельным вопросам, возникающим в ходе оперативно-розыскной работы; исследуют объекты, полученные оперативным путем, и выдают соответствующие справки; непосредственно участвуют в оперативно-розыскных мероприятиях; помогают при отборе образцов для сравнительного исследования, в разработке и изготовлении специальных технических средств, при оказании технической помощи (определение характера и пригодности следов, изготовление субъективных словесных портретов, фотороботов и т.п.).

 

§ 3. Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных

органов с общественностью при расследовании преступлений

 

Под общественностью в широком смысле принято понимать всех граждан страны, не имеющих служебной обязанности участвовать в правоохранительных мероприятиях и способных по своим личным качествам решать поставленные задачи. В узком смысле это представители общественных объединений и трудовых коллективов предприятий, учреждений организаций.

Помощь общественности в раскрытии преступлений возможна в процессуальной и непроцессуальной формах. Последняя, в свою очередь, может быть нелегальной (оперативной) или гласной.

Участие общественности может носить единовременный характер или продолжаться в ходе всего расследования. В одних случаях следователь или оперативный работник сам привлекает общественность к содействию в расследовании, в других - использует инициативу добровольных помощников, сигнализирующих о совершенных или готовящихся преступных посягательствах.

Помощь общественности в раскрытии преступлений может состоять в: непосредственном обнаружении и пресечении гражданами преступлений; оказании содействия в розыске и задержании преступников; сообщении правоохранительным органам данных, помогающих раскрытию преступлений; участии в подготовке и проведении следственных действий; выяснении причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

Содействие в непосредственном обнаружении и пресечении преступлений реализуется путем участия в рейдах и проверках, проводимых по собственной инициативе или по заданию правоохранительных органов. Так, на стоянках автомашин, в гаражах и во дворах, как правило, находятся представители общественности, участвующие в проверке наличия угнанного или бывшего в дорожно-транспортном происшествии автомобиля, который скрылся с места происшествия.

Взаимодействие следователя и оперативного работника с общественностью в розыске и задержании преступника, как правило, заключается: в преследовании "по горячим следам"; его задержании и передаче правоохранительным органам. Эти действия граждан или представителей общественности должны быть затем процессуально оформлены соответствующими должностными лицами органа дознания или следствия.

Сообщение правоохранительным органам данных, способствующих раскрытию преступлений. Некоторые граждане по своей инициативе приходят или звонят в правоохранительные органы и рассказывают о подозрительных или преступных действиях. Устные заявления лиц, содержащие информацию о преступлениях, должны быть занесены в протокол, а письменные зарегистрированы. По таким сообщениям проводятся проверочные мероприятия, а в случае подтверждения возбуждаются уголовные дела.

К числу сведений, способствующих расследованию преступлений, относятся сообщения граждан о личности подозреваемых (обвиняемых). Лица, знакомые с подозреваемым (обвиняемым) продолжительное время, дают о нем информацию, помогающую более правильно и объективно оценить его личность и степень общественной опасности, полнее выяснить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Взаимодействие следователя и общественности в подготовке и проведении следственных действий реализуется при осмотре места происшествия (здесь представители общественности могут оказать содействие в преследовании преступника "по горячим следам", в охране обстановки места происшествия, в сообщении криминалистически значимых сведений, в поиске следов и предметов, которые, возможно, обретут статус вещественных доказательств, в прочесывании местности); обыске и выемке (охрана места обыска, выполнение вспомогательных мероприятий и работ); следственном эксперименте (подготовка обстановки, участие в опытных действиях и др.); опознании (установление личности потерпевшего в случае обнаружения неопознанного трупа, опознание автотранспортных средств, орудий, домашних животных по внешним признакам) и т.д.

Действенную помощь общественность может оказать как в выяснении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, так и в реализации намеченных следователем мероприятий по их устранению. Положительную роль здесь играют различные общественные комиссии, которые вскрывают недостатки в организации работы, допущенные злоупотребления и породившие их причины.

Результативность взаимодействия следователя и оперативного работника с общественностью достигается при соблюдении следующих условий:

1) строгое выполнение требований закона;

2) недопустимость делегирования представителям общественности процессуальных функций;

3) использование помощи общественности в качестве вспомогательного средства и на строго добровольных началах;

4) привлечение общественности с учетом обстановки, складывающейся при расследовании конкретного уголовного дела;

5) недопустимость использования заинтересованных в деле лиц;

6) тщательный инструктаж и контроль действий представителей общественности;

7) возмещение материальных затрат или ущерба, понесенного конкретными представителями общественности;

8) своевременное моральное, а также материальное поощрение общественников, выполнивших данное им поручение.

 

§ 4. Основы криминалистической профилактики

 

Криминалистическая профилактика - это система мер следователя, оперативного работника, специалиста (эксперта) и других работников правоохранительных органов по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, и разработке рекомендаций по предупреждению (превенции) преступной деятельности.

Она разрабатывает приемы криминалистической защиты различных объектов от преступных посягательств, получения информации о готовящихся преступлениях, основываясь на специфических задачах криминалистики как науки и широком использовании научно-технических методов и средств.

В сферу криминалистического предупреждения преступлений входят следующие задачи:

1) своевременное применение неотложных мер по предупреждению подготавливаемых преступлений и пресечению попыток их совершения;

2) незамедлительное принятие правовых мер по факту совершенного преступления;

3) выяснение особенностей совершения преступлений по способу, месту, времени, субъектам и т.п. с целью определить основные направления следственной и оперативно-розыскной деятельности по их предупреждению;

4) выявление наиболее уязвимых в криминалистическом плане объектов, подготовка специальных технико-криминалистических мероприятий профилактической направленности.

Положения криминалистической техники находят свое место в разработке рекомендаций по предупреждению преступлений в:

- использовании в ходе расследования научно-технических средств и методов, что весьма содействует осуществлению принципа неотвратимости наказания за содеянное;

- выявлении технических недоработок, создающих благоприятные условия для совершения преступлений. Внося предложения в соответствующие организации по усовершенствованию конструкции узлов запирающих устройств, кассовых аппаратов и т.п., криминалисты тем самым предотвращают совершение аналогичных преступлений;

- подготовке специальных технических средств и методов, предотвращающих или затрудняющих совершение преступлений либо способствующих их незамедлительному раскрытию;

- постоянном контроле над ходом реализации внесенных предложений, анализе эффективности профилактических мероприятий;

- оказании постоянной методической помощи специалистами- криминалистами по использованию в профилактических целях научно-технических средств и методов.

Если для разработки технико-криминалистических средств и специальных методов профилактической направленности основой служит криминалистическая техника, то для создания тактических приемов и методических рекомендаций следственного предупреждения преступлений - тактика и методика их расследования.

Профилактические меры могут быть реализованы в ходе проведения таких процессуальных действий, как осмотр, обыск, допрос, очная ставка, следственный эксперимент, и др.

Реагируя на выявленные причины совершения преступлений специальным процессуальным актом - представлением о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших реализации преступных посягательств, как по делам, направленным в суды, так и по приостановленным расследованием, следователь тем самым занимается профилактической работой.

Представление должно быть составлено на основе выявленных объективных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений; изложено по возможности кратко, с указанием конкретных лиц, виновных в создании соответствующей обстановки, и приведением фактических сведений, подтверждающих, что именно она послужила причиной данного преступления.

Представления могут вноситься на любом этапе предварительного следствия. Не позднее чем в месячный срок по нему должны быть приняты необходимые меры, а о результатах сообщено следователю. Получив ответ, следователь изучает его и, если, по его мнению, принятых мер недостаточно, информирует об этом своего руководителя и прокурора.

 

Литература

 

Мамошина Р.Н. Правовые и организационные аспекты положения следователя органов внутренних дел по действующему уголовно-процессуальному законодательству. Хабаровск, 2006.

Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. М., 1999.

Можаева И.П., Степанов В.В. Организационные основы деятельности следователя по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. М., 2007.

Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. М., 2001.

Практика уголовного сыска: Науч.-практ. сборник. М., 1999.

Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика. М., 1992.

Хамгоков М.М. Производство предварительного следствия следственной группой: Науч.-практ. пособие. Нальчик, 2008.

 

Глава 28. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ УБИЙСТВ

 

§ 1. Криминалистическая характеристика убийств

 

Криминалистическая характеристика убийств представляет собой систему взаимосвязанных обобщенных данных о наиболее типичных признаках, проявляющихся в способе и механизме убийства, обстановке его совершения, личности убийцы и других сторонах этого деяния, сведения о которых важны для практического решения задач расследования.

В основе криминалистической характеристики убийств лежат объективные процессы совершения и сокрытия этих преступлений, определяющие закономерности отражения признаков содеянного в реальности. В качестве ее элементов выступают:

1) типичные криминалистические ситуации совершения убийств. В этом плане выделяются убийства с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, ядов, колюще-режущих орудий, а также совершенные организованными преступными сообществами; в драке; на сексуальной почве; заказные, замаскированные, из корыстных, хулиганских побуждений; очевидные убийства и те, которые произошли при отсутствии свидетелей, и т.д.;

2) сведения о предмете преступного посягательства, которым является жизнь человека; этот элемент чаще всего достаточно очевиден;

3) сведения о наиболее распространенных способах совершения убийств, которые неразрывно связаны с конкретной ситуацией и отличаются большим многообразием в аспекте орудий, приемов их применения, времени, места, обстановки посягательства на жизнь.

В числе орудий преступления могут быть все виды огнестрельного и холодного оружия, взрывные устройства, ядовитые, радиоактивные вещества и др. Время и место выбираются убийцей, как правило, исходя из соображений собственной безопасности, удобства применения орудия преступления, местонахождения жертвы и других факторов.

Типичными способами совершения убийств принято считать: причинение потерпевшему смертельных телесных повреждений различными видами оружия; введение в организм большого количества ядовитых веществ; приведение жертвы в беспомощное состояние либо использование такого состояния для лишения жизни; сбрасывание потерпевшего с высоты, выбрасывание из движущегося транспортного средства и т.п.

Многовариантность приемов использования орудий преступления зависит как от характера последних, так и от времени и места их применения. В некоторых случаях способ совершения убийства избирается преступником с таким расчетом, чтобы между совершенными действиями и наступлением смерти потерпевшего прошел достаточный промежуток времени, используемый убийцей для создания ложных доказательств невиновности;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.