Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П Р И Л О Ж Е Н И Я 1 страница




 


 

Таблица-схема «Поэтики» Аристотеля

 

 

Основополагающим в освоении курса теории драмы является изучение «Поэтики» Аристотеля. Без этого трактата невозможно вести серьезный разговор о драме т.к. практически по любому вопросу приходиться обращаться к нему. Это первое и пожалуй самое полное теоретическое произведение, определившее не только предмет изучения теории драмы (действие), но и саму методику этого изучения.

Основная сложность в изучении «Поэтики» заключается в отсутствии подлинника (оригинала). Студенты часто вынуждены пользоваться различными переводами, далеко не всегда успешными. Так мы встречаем такие переводы одного и того же места (1448b): «естественные причины» в одном случае; в другом - «явным образом» и т.д. Все это не только не способствует точному пониманию излагаемых элементов, но и вообще затеняет весь смысл. Проблемным оказывается и сам факт появления «Поэтики» через арабскую культуру. Впервые перевод «Поэтики» на латынь с арабского был сделан в XIII в, напечатан в 1481 г. С греческого первый перевод на латынь вышел в 1498 г. Первое печатное издание греческого текста - в 1508 г. На русском языке существует несколько переводов: Ордынского Б.И. (1854, неполный), Захарова (1885), Аппельрота В.Г. (1893) Новосадского Н.И. (1927). Мы пользовались в своей работе переводом Гаспарова М.Л. (1978) собрания сочинений Аристотеля, изданного в 1984 г. (М.: Мысль) в серии «Философское Наследие».

Многочисленные переводы, особенно ранние, привели к тому, что в целом нарушена логика изложения материала. Первыми издателями сделана не совсем удачная разбивка на главы. Частые перебивки, вставки, добавления к предшествующим разделам, временами довольно существенно мешают следить за логикой изложения. Тем не менее, четкий план все же просматривается. Мы посчитали необходимым сделать собственную реконструкцию структуры «Поэтики», так как, по нашему мнению, все трудности в изучении «Поэтики» связанны именно с этой проблемой: отсутствии четкой композиции.

Вначале мы даем план «Поэтики», как он представлен в современной редакции, затем мы приведем нашу реконструкцию в ряде таблиц. Первая таблица представляет собой структуру «Поэтики», таблицы №2 и №3 раскрывают ее основополагающие элементы (действие и сказание) более подробно.

 

__________

 

В заключении мы прилагаем синхронную таблицу наиболее известных драматургических произведений. При ее составлении использовались различные источники: от справочников до отдельных изданий пьес, т.к. существуют многочисленные разночтения по датировке. Одни ставят год написания пьесы, другие - премьеры; третьи - первого опубликования. Мы постарались все это учесть, поэтому иногда и приводим двойные даты.


Аристотелевский план «Поэтики»

(римскими цифрами обозначены номера глав «Поэтики»)

 

I. Предмет сочинения Поэзия какподражание: а) средства подражания (I) b) предметы (II) c) способы (III)
IV. Естественное происхождение поэзии    
IV. Развитие и разделение поэзии a) совершенствование трагедии b) совершенствование комедии
V. Отличие трагедии от эпоса  
VI. ТРАГЕДИЯ: сущность и элементы  
VII. 1. Сказание:  
VII. - первостепенность;  
VII. - целостность;  
VII. - объем;  
VIII. - единство действия;  
IX. - общее и конкретное в действии;  
X. - сложные и простые сказания;  
XI. - внутренние части трагедии; перелом; узнавание; страх;
XII. - внешние части трагедии; пролог, эписодий, эксод; хоровая часть;
XIV. - что вызывает сострадание и страх; а) лица b) события
XIV. - как вызвать сострадание и страх; а) между какими лицами b) путем каких поступков
XVI. 1а. О сказании:  
XVI-XVII - узнавание; наглядность; общее и частное;  
XVIII. - завязка и развязка; виды трагедий; трагедии с одним и многими сказаниями; роль хора в действии;  
XV. 2. Характеры:  
XXII. а) их последовательность; b) их похожесть;  
XIX. 3. Мысль  
XX. 4. Речь:  
  - элементы речи;  
XXI - разновидности имен;  
XXII - выбор имен;  
     
XXIII. ЭПОС:  
  - сходство с трагедией в сказаниях;  
XXIV. - сходство в видах и составных частях;  
XXIV. - различие с трагедией в объеме;  
XXIV. - различие в метре;  
XXIV. - драматичность эпоса;  
XXIV. - различие и сходство в изображении действительности;  
XXV. - ответ на критику изображения действительности в поэзии;  
XXVI. - превосходство трагедии над эпосом;  
XXVI. - заключение;  
       

 

 


 

 

Таблица 2

 


 

Таблица 3

 

 


Синхронная таблица драматургических произведений

 

ГРЕЦИЯ РИМ ФРАНЦИЯ
Эсхил (526 - 466) Персы 472, Семеро против Фив 467, Орестея 458, Агамемнон, Молящиеся, Прометей прикованный.    
Софокл (496 - 406) Аякс 450, Антигона 442, Эдип - Царь 428, Эдип в Колоне, Трахинянки, Электра, Филоктет.    
Еврипид (480 - 406) Медея 431, Гераклиды 430, Гекуба 424, Троянки 415, Андромаха, Геракл, Финикянки 411 - 410, Орест 408, Ион, Елена, Ифигения в Тавриде.    
Аристофан (ок. 446 - 388) Осы 426, Ахарняне 425, Всадники 424, Облака 423, Мир 421, Птицы 414, Лисистрата 411, Лягушки 405.    
Менандр (343/2 - 292)    
Брюзга 317, Третейский суд    
  Плавт (254-184) Клад, Близнецы, Хвастливый воин    
  Теренций (190/85 - 159) Братья  
  Сенека (4 - 62) Медея, Федра, Эдип, Финикянки, Геркулес в безумье, Троянки, Агамемнон, Октавий, Фиест  
     
    Адам де ла Аль (ок.1238 - 1286)Игра в беседке, Игра о Робене и Марион.
    Рютбеф (1230-1285) Миракль: Чудо о Теофании
    Моралите: Благоразумный и неразумный 1436
    Мистерия об осаде Орлеана 1438
    Моралите: Торговля, ремесло, пастух 1442

 

ИТАЛИЯ ИСПАНИЯ АНГЛИЯ
     
     
     
     
     
     
Ариосто (1474-1538)    
Комедия о сундуке 1508, Подмененные 1509    
Довици (1470-1520) Каландрия 1513    
Макиавелли (1469-1527)    
Мандрагора 1514    
Триссино (1478-1550) Софонисба 1515    
Ручелаи (1475-1525) Розамунда 1515   Нааро (ум. ок. 1530) «Пропалландия» 1517  
Макиавелли (1469-1527) Мандрагора 1518    
Ариосто: Студенты 1518/19 Чернокнижник 1520 Сводня 1529.   Гейвуд (1495-1580) Комедии
Аретино (1492-1556) Кузнец,    
Комедия о придворных нравах 1534, Таланта,    
Чинцио (1503-1584) Орбекка 1541    
Аретино: Лицемер 1542, Философ 1546, Горации 1548. Лопе де Руэда (1510-1565)  
Беолько (1502-1542) Билора, Кокетка Оливы, Страна Хауха, Обманутые  
Граццини (1503-1584) комедии   Норотон/ Секвил Горбодук 1561,
Тассо (1544-1595) Аминта 1573    
Бруно (1548-1600) Подсвечник 1581 Сервантес (1547-1616) Алжирская жизнь 1580, Нумансия 1583 Лили (1554-1606) Александ и Кампаса, Сафо и Фаон 1584
Тассо: Король Торисмунд 1586/7   Кид (1558-1594) Испанская трагедия 1585
    Грин (1560-1592) Альфонс 1588
    Марло (1564-1593) Тамерлан 1588, Фауст 1589, Мальтийский еврей 1590
    Грин: Неистовый Роланд, Яков IV 1591

 

ИСПАНИЯ АНГЛИЯ
  Шекспир (1564-1616)
Лопе де Вега (1562-1635) Генрих VI 1590/92 Ричард III, Комедия ошибок 1592,
  Венера и Адонис 1593,
  Тит и Андроник 1594,
Учитель танцев 1594 Укрощение строптивой, Ромео и Джульетта, Ричард II 1595,
Хуан де Куэва (1550-1610) (трагедии и комедии) Кид: Помпей Великий 1595
  Сон в летнюю ночь 1595/96,
  Венецианский купец 1596,
  Много шума из ничего 1597
   
  Джонсон (1672-1637)
Лопе: Валенсиансвкая вдова, Песнь о драконе, Аркадия 1598, Всяк в своем нраве 1598
Исидор Мадридский 1599, Шекспир: Генрих IV 1597/98, Виндзорские проказницы 1598, Генрих V, Юлий Цезарь 1599, 12 ночь или Как вам угодно 1600, Гамлет 1601, Конец делу венец, Троил и Крессида 1602/03,
  Джонсон: Падение Сеяна 1603
  Шекспир: Мера за меру, Отелло 1604, Джонсон: Вольпоне или Лис 1605
   
  Бомонт (1584-1616) и Флетчер (1579-1625) (комедии)
  Великий князь Московский 1606, Шекспир: Король Лир, Макбет 1605, Антоний и Клеопатра 1606
   
  Вебстер (1580-1625) (трагедии)
  Чапмен (1560-1634) (драмы)
   
Завоеванный Иерусалим 1609, Шекспир: Кориолан 1607, Цимбелин 1609, Зимняя сказка 1610,
  Джонсон: Алхимик 1610, Заговор Каталины 1611
  Шекспир: Буря 1612
Лопе: Собака на сене, Фуэнте Овехуна 1613.  
  Джонсон: Ярмарка святого Варфоломея 1614
Тирсо де Молина (1594-1648)  
Благочестивая Марта, Дон Хиль Зеленые штаны 1615.   Дьявол глуп как осел 1616
Сервантес: «Восемь комедий» 1615  
Лопе: Король дон Педро в Мадриде ок. 1618  

 

ИСПАНИЯ ИТАЛИЯ ФРАНЦИЯ
   
Валенсианская вдова 1620, Филомена 1621, Звезда Севильи 1623  
Кольдерон (1600-1681) Любовь, честь и власть 1623,   Стойкий принц, Дама-невидимка 1629, Жизнь есть сон 1631, Любовь после смерти 1633, Врач своей совести 1633/35 Корнель (1606-1684) Мелита 1629,     Сид 1636
    Гораций 1640, Лгуны, Полиевкт 1643, Иераклий 1646
Опасайся тихого омута 1649  
    Мольер (1622-1673)
  Сумасброд 1655
  Корнель: Эдип 1659
  Мольер: Смехотворные жеманницы 1659,
  Сганарель или мнимый рогоносец 1660, Школа мужей 1661, Школа жен 1662, Версальский экспромт 1663
  Расин (1639-1699) Александ Великий 1664/65
  Мольер: Брак по неволе 1664/68, Тартюф 1664/69, Дон Жуан 1665, Мизантроп, Лекарь по неволе 1666
  Расин: Андромаха 1667, Сутяги 1668
  Мольер: Скупой, Амфитрион 1688
  Расин: Британик 1669
  Корнель: Тит и Береника 1670
  Мольер: Мещанин во дворянстве 1670, Плутни Скапена 1671
Кольдерон: Ни мгновения без чуда 1672 Расин: Баязет, Ученые женщины 1672
  Мольер: Мнимый больной 1673
  Расин: Федра 1677
  Расин: Эсфирь 1689
  Вольтер (1694-1778)
  Эдип 1718
  Мариво (1688-1763)
  Игра любви и случая 1730.
  Вольтер: Брут 1730
  Заира 1738
Гольдони (1707-1793) Магомет 1739
Сезон 16-ти комедий: Лгун, Бабьи сплетни и др. 1750-1751  

 

РОССИЯ ГЕРМАНИЯ АНГЛИЯ ИТАЛИЯ ФРАНЦИЯ
         
Сумароков (1718-1777)        
Хорёв 1747       Вольтер: Орест 1750
Синав и Трувор 1751     Слуга двух господ, Феодал 1752  
      Трактирщица 1753  
          Кандид 1759
      Гоцци (1720-1806)  
      Любовь к трем апельсинам 1761, Турандот, Король-Олень 1762.  
Фонвизин (1745-1792)     Гольдони: Веер 1765  
Бригадир 1766/69        
Сумароков: Дмитрий Самозванец 1771        
        Бомарше (1732-1799)
        Севильский цирюльник 1775
  Шиллер (1751-1816) Шеридан (1751-1816) Школа злословия 1777 Гоцци: Любовное зелье 1776  
  Разбойники 1781      
Фонвизин: Недоросль 1782 Коварство и любовь 1783, Дон Карлос 1783/87      
        Бомарше: Женитьба Фигаро 1784, Преступная мать 1792
  Тик (1773-1853)      
  Свет на изнанку 1797, Кот в сапогах 1798 Шиллер: Валенштайн 1798/98        

 

РОССИЯ ГЕРМАНИЯ АНГЛИЯ ФРАНЦИЯ
Капнист (1758-1823) Ябеда 1798   Шиллер: Мария Стюарт 1800, Орлеанская дева 1801, Мессинская невеста 1802    
  Тик: Руненберг 1802    
  Шиллер: Вильгельм Телль 1804    
  Клейст (1777-1811)    
  Разбитый кувшин 1805    
  Гофман (1776-1822)    
  Золотой горшок 1814, Фантазии в манере Колло 1814/15    
    Байрон (1788-1824)  
Грибоедов (1794-1829)   Манфред 1817 Каин 1821  
Горе от ума 1822/24      
Пушкин (1799-1837)     Мериме (1803-1870)
Борис Годунов 1825     Театр Клары Гасуль 1825/30
      Гюго (1802-1870)
      Кромвель 1827
      Мериме: Жакерия 1828
Пушкин: Маленькие трагедии 1830     Гюго: Марион Делорм 1829 Эрнани 1830
      Дюма (1802-1870)
Лермонтов (1814-1841)     Нельская башня 1832
Маскарад 1835/36      
Гоголь (1809-1852)       Кин или Гений и
Ревизор 1836     беспутство 1836
      Мюссе (1810-1857)
      Каприз 1837
      Скриб (1791-1861)
      Лестница славы 1837

 

РОССИЯ ГЕРМАНИЯ НОРВЕГИЯ ФРАНЦИЯ
      Бальзак (1799-1850) Школа супружества 1839
      Скриб: Стакан воды 1840
Гоголь: Женитьба, Игроки 1842      
  Гуцков (1811-1878) Уриэль Акоста 1846   Бальзак: Делец 1844    
Островский (1823-1886)     Мачеха 1848.
Свои люди - сочтемся! 1849     Скриб: Андриена Лекувлер 1849.
Тургенев (1818-1883)      
Месяц в деревне 1850      
Островский: Бедная невеста 1851,     Дюма-сын (1824-1895) Дама с камелиями 1852
Не в свои сани не садись 1853,      
Бедность не порок 1854      
       
Сухово-Кобылин (1817-1905)      
Свадьба Кречинского 1854      
Островский: Доходное место 1856, Гроза 1859      
Сухово-Кобылин: Дело 1861      
Островский: На бойком месте 1865      
    Ибсен (1828-1906)  
Толстой А. (1817-1875) Смерть Иоанна Грозного 1866   Бранд 1865, Пер Гюнт 1866  
Островский: На всякого мудреца довольно простоты 1868      
Толстой А.: Царь Федор Иоаннович 1868, Царь Борис 1868/69      
Островский: Не все коту масленица, Лес 1871, Снегурочка 1873, Волки и овцы 1875, Бесприданница 1878, Таланты и поклонники 1881, Без вины виноватые 1883     Кукольный дом 1879, Приведения 1881  
    Дикая утка 1884  
Толстой Л. (1828-1910) Власть тьмы 1886      
         

 

РОССИЯ ГЕРМАНИЯ НОРВЕГИЯ АНГЛИЯ ФРАНЦИЯ
         
Толстой Л.: Плоды просвещения 1890 Гауптман (1862-1946) Ибсен: Гедда Габлер 1890     Метерлинк (1862-1949) Непрощенная 1889, Слепые 1890
  Ткачи 1891     Семь принцесс 1891
    Строитель Сольнес 1892 Уайльд (1856-1900)  
      Веер Леди Уиндермир, Саломея 1892  
Чехов (1860-1904) Чайка, Гауптман: Потонувший   Уайльд: Идеальный муж 1895 Метерлинк: Там внутри 1894
Дядя Ваня 1896 колокол 1896   Шоу (1856-1950) Ученик дьявола 1897 Смерть Тентажиля 1897
        Ростан (1868-1918)
        Сирано де Бержерак 1897
    Ибсен: Когда мертвые пробуждаются 1899   Метерлинк: Мудрость и судьба 1898
Чехов: Три сестры 1900.       Сестра Беатриса 1900
Горький (1868-1936)     Человек и сверхчеловек 1901  
Мещане, На дне 1902       Монна Ванна 1902.
Чехов: Вишневый сад 1903.         Чудо св. Антония 1903
Горький: Дачники 1904        
Дети Солнца, Варвары 1905.        
         
Андреев (1871-1919)        
К звездам 1905.        
Горький: Враги 1906        
Андреев: Савва 1906        

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.