Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Череповец - Белозерск - Вытегра




(Маршрут водный)
Расстояние - 577 км, продолжительность - 5 дней (Для туристов, идущих на байдарках, продолжительность маршрута 12-15 дней)
(схема IV).

Туристы совершат увлекательную поездку на комфортабельном теплоходе, стремительной "ракете" или "метеоре" по известному не только в нашей стране, но и за рубежом Волго-Балтийскому водному пути им. В. И. Ленина, познакомятся с его историей, с историческими памятниками и лучшими образцами древнерусского зодчества центральных и северо-западных районов области. На пассажирских судах, курсирующих по Волго-Балту, созданы условия для хорошего отдыха.

Начать путешествие можно из Череповца (см. стр. 110-113).

Волго-Балтийский водный путь расположен на территории Вологодской области. Он соединяет Волгу с Балтийским морем, а через Беломорско-Балтийский канал - с Белым морем. Волго-Балтийский водный путь заменил устаревшую Мариинскую систему, открытую еще в 1810 году. В то время она считалась крупнейшей в мире и на Парижской выставке была отмечена золотой медалью.

Создание этого водного пути намечалось еще при Петре I и диктовалось необходимостью соединить Петербург, новый морской порт России, с продовольственными центрами Поволжья и другими внутренними областями страны. Проектировал водный путь приглашенный Петром из-за границы инженер Перри.

В основу проекта были положены существовавшие с древних времен торговые пути с верховьев Волги к Балтийскому морю, которые проходили по рекам Шексне, Ковже и Вытегре, с использованием волоков для перехода из одной реки в другую. Осуществить проект из-за начавшейся войны с Турцией и похода в Среднюю Азию Петру I не удалось.

Водный шлюзованный путь с Волги в Балтийское море, так называемая Мариинская (Строительство системы велось по ведомству императрицы Марии Федоровны, жены Павла I) система, был построен в 1799-1810 годах по проекту русского инженера Корчмина и неоднократно (в 1890-1896, 1916-1930 годах) перестраивался. Однако старая система не отвечала новым, сильно возросшим требованиям. Она имела слишком много шлюзов (39), отличавшихся малыми габаритами, слабым подпором (2 м), ручным способом открытия ворот, а также мелкие глубины судоходных каналов. Вскоре были приняты решительные меры по коренной реконструкции Мариинской системы.

Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина, осуществленный по проекту Ленинградского отделения института Гидропроект, вступил в строй в 1964 году. Новый водный путь совпадает в основном с направлением Мариинской системы. Он проходит от Онежского озера вверх по долине Вытегры до водораздела, далее следует по искусственному каналу и долине реки Ковжи, пересекает Белое озеро, затем идет по долине Шексны, входит в северный отрог Рыбинского водохранилища и заканчивается у Череповца. Общая протяженность его 361 км, что значительно превышает длину каналов Панамского (81 км), Суэцкого (164 км), им. Москвы (128 км), Беломорско-Балтийского (227 км), Волго-Донского (101 км). Многие излучины Мариинской системы спрямлены, старые сооружения частью затоплены новыми водохранилищами, частью остались в стороне.


Схема IV

Волго-Балтийский водный путь имеет 7 шлюзов (не считая 2 на реке Свири) вместо 39 на Мариинской системе. Это позволило увеличить его пропускную способность, значительно сократить время нахождения грузов в пути повысите грузоподъемность судов до 5000 тонн (грузоподъемность судов на каналах Мариинской системы не превышала 700 тонн), снизить стоимость грузоперевозок. Улучшились судоходные условия. Теперь здесь свободно курсируют двух- и трехпалубные лайнеры "Багратион", "Шевченко", "Мамин-Сибиряк", "Юрий Гагарин" и др., караваны крупнотоннажных танкеров, мчатся стремительные "ракеты" и "метеоры".

В северном направлении крупнотоннажные суда перевозят бакинскую нефть, машины, оборудование, хлеб, соль" каменный уголь, череповецкий металл, а в южном - кольскую руду, хибинские апатиты, нефелин, лес, строительные материалы.

С открытием сквозного движения судов по всему Волго-Балту установлена тесная связь между глубоководными путями Волжско-Камского, Донского и Беломорско-Онежского бассейнов. Это, в свою очередь, позволило осуществить вековую мечту русского народа о соединении водных трасс 6 морей: Балтийского, Белого, Баренцева, Каспийского, Азовского и Черного. Открылись широкие возможности использования крупных судов не только на внутренних линиях нашей страны, но и на морских просторах.

С 1971 года около 40% судов Северо-западного речного пароходства работает на заграничных линиях. Красавцы "Волго-Балты" посещают порты ГДР Росток, Висмар, Штральзунд, доставляя металл с маркой ЧМЗ, а обратно загружаются промышленными товарами и оборудованием для заводов и фабрик области. Освоен путь в Болгарию: новостройки наших друзей очень нуждаются в лесе. Прочные торговые связи череповецких речников установились со Швецией, Финляндией, Польшей.

Из Череповца теплоход следует по широкому (до 3 км) Шекснинскому заливу Рыбинского водохранилища, бывшему руслу Шексны. Это начало Шекснинского водохранилища, протягивающегося до Белого озера и далее до пристани Анненский Мост. Полный объем Шекснинского водохранилища - 6520 млн. куб. м, площадь зеркала-1670 кв, км, длина - 265 км, ширина в озерной части - 45 км, ширина разливов в речной части - до 20 км.

На противоположном берегу - село Матурино. Отсюда вдоль северо-восточного берега Рыбинского водохранилища пролегает шоссейная дорога на Пошехонье-Володарск и далее на Рыбинск. Матурино связано с Рыбинском автобусным сообщением. Здесь в заливах и на прибрежных островах, цепочкой растянувшихся вдоль берега, - излюбленные места рыболовов.

Далее по трассе следования теплохода открывается живописная холмистая местность с лугами и смешанными лесами. Много островов. По берегам то и дело встречаются деревни. Это край старинного заселения. В XII и XIII веках Шексна использовалась как важнейший торговый путь.

Теплоход проходит под мостом железнодорожной линии Ленинград - Вологда, справа на берегу раскинулся поселок Шексна (см. стр. 114). За мостом открывается красивая панорама Шекснинского гидроузла (59 км. Расстояние - от Череповца). Это сложное современное сооружение. Здесь впервые в Советском Союзе установлены горизонтальные гидроагрегаты капсульного типа мощностью по 20 000 квт, изготовленные на ленинградских заводах - ЛМЗ им. XXII съезда КПСС и объединения "Электросила". Машинный зал расположен под водой, а над ним установлены поверхностные водосливы.

Теплоход проходит шлюз № 7. За ним раскинулись широкие просторы Шекснинского водохранилища. На участке от Шекснинского гидроузла до пристани Топорня во время строительства Волго-Балта были затоплены шлюзы старой Шексны: Черная Гряда, Ковжа, Ниловицы, Деревенька. Надобность в них миновала, ибо вместо порожистой Шексны здесь образовалось огромное водохранилище с глубинами до 10-15 м.

Следующая пристань - Ирма (76 км) - стоит на правом берегу Шексны. На склонах холма большое село, в котором в старину проводились ярмарки. Местность здесь исключительно живописна. Теплоход следует далее к пристани Аристово (82 км), которая также расположена на правом берегу Шексны.

Постепенно берега сближаются, создавая длинный коридор. До образования водохранилища вблизи пристани Сизьма в Шексну впадала речка Славянка. В древности тут проходил торговый путь новгородцев на восток (см. стр. 13). Далее берега снова расходятся. Кругом необозримая даль воды, противоположный берег прослеживается лишь тонкой полоской леса. Теплоход выходит на середину плеса, придерживаясь речных створов.

Пристань Топорня (131 км) расположена на левом берегу Шексны. Отсюда на север уходит Северо-Двинский канал, дающий начало Северо-Двинской водной системе и связывающий Волго-Балтийский водный путь с бассейном Северной Двины (см. стр. 93) и Белым морем.

Далее на правом берегу Шексны пристань Иванов Бор (136 км). Когда-то здесь русло Шексны было перегорожено многочисленными порогами. Немало неприятностей речникам чинили Ивановские пороги. В настоящее время они скрыты водами Шекснинского водохранилища. Еще далее справа на живописных холмах раскинулась деревня Коврижново. Ее окрестности богаты нерудными ископаемыми. Запасы камня, гравия и песка достигают 18 млн. куб. м. Близ деревни в годы Советской власти построена крупная обогатительная фабрика нерудных ископаемых. Продукция фабрики широко используется строителями Вологды, Сокола, Череповца.

Приближаясь к пристани Горицы (148 км), теплоход входит как бы в большой коридор. Местность становится более открытой, берега постепенно приподнимаются и сближаются. Во время строительства Волго-Балта здесь также оказались под водой крупные пороги, перекаты и гряды, создававшие в прошлом большие трудности для плавания судов.

Справа открывается красивый вид на село Горицы, расположенное на высоком берегу. Еще издали видны белые здания и стены Воскресенского Горицкого женского монастыря (см. стр. 104). В Горицах можно остановиться, совершить экскурсию в Воскресенский монастырь, затем проехать на автобусе в Кириллов, расположенный в 7 км от Горин, и посетить Кирилловский историко-художественный музей (см. стр. 99-100), а также побывать в Ферапонтове (см. стр. 101).

От Горин теплоход продолжает путь между высокими песчаными берегами, близко расположенными друг к другу. Справа небольшой холм, так называемый Анисьин Городок, слева - гора Никицкая. Высота не более 25-30 м. Они образуют как бы ворота на ближних подступах к Белому озеру.

За Анисьиным Городком и Никицкой горой берега Шексны постепенно удаляются друг от друга. Справа над местностью живописно возвышается гора Маура. По склонам ее сбегают ряды фруктовых садов, у подножия стелятся ярко-зеленые луга. Близ деревни Вогнема долина реки опять сужается. Здесь устроена паромная переправа, через которую проходит дорога из Кириллова в Белозерск.

За Вогнемой берега расступаются и снова образуется широкий (до 8-12 км) разлив воды. Здесь много островов и полуостровов, покрытых ивняком. Окружающая местность поросла сосновыми лесами.

От пристани Чайка (183 км) начинается Белозерский обводный канал (см. стр. 108). Теплоход проходит устье Шексны, на пути несколько небольших островов и колокольня затопленной при строительстве Волго-Балта церкви. Недалеко отсюда на южном берегу Белого озера, у истока Шексны, в древности располагался город Белоозеро.

Впереди берега резко расходятся в стороны - и перед взором открывается безбрежное Белое озеро (см. стр. 109). Теплоход поворачивает влево. Вскоре показываются купола древних храмов. Это Белозерск (см. стр. 105).

Далее путь лежит к старинному городу Вытегре. Основная судоходная трасса проложена через Белое озеро напрямик. Миновав его, теплоход следует по долине Ковжи, имеющей здесь большое расширение. После строительства Волго-Балтийского водного пути, благодаря подпору Шекснинского гидроузла, уровень воды выше гидроузла и вплоть до Пахомовского был приподнят. В результате большие площади оказались затопленными.

Река Ковжа (длина 86 км) вытекает из Ковжского озера, расположенного на северо-западе области. Озеро небольшое (длина 15 км, ширина 12 км). Река течет среди лесистой, заболоченной местности. Основные притоки - Тумба, Шола, Тистола. Река сплавная, впадает в Белое озеро и входит в систему Волго-Балтийского водного пути.

Следующая остановка у пристани Новокемский (206км). Здесь рабочий поселок, выросший на берегах Ковжи в годы строительства Волго-Балта. Сюда были переселены жители деревень, оказавшихся в зоне затопления. В поселке есть школа, клуб, библиотека, магазины, столовая, детские, коммунально-бытовые учреждения.

Другой поселок на Ковже - Анненский Мост (326 км). В нем живут речники и лесозаготовители. Есть клуб, библиотека, магазин, школа, почта, радиоузел. Здесь проходит шоссе из Вытегры на Белозерск и Каргополь. Анненский Мост связан с этими городами автобусным сообщением. В старину тут шла дорога из Архангельска в Петербург (см. стр. 149). Возле почтовой станции возникло небольшое село. Во время строительства Мариинской системы (в 1810 году) на этом месте на Ковже был сооружен шлюз св. Анны, давший название населенному пункту.

Далее теплоход идет по водораздельному каналу, который тянется почти 40 км до Пахомовского гидроузла. Здесь проходят отроги Андомской и Мегорской возвышенностей (см. стр. 4). Интересна история канала. При выборе трассы Мариинской системы проектировщики, чтобы избежать трудоемких работ в перекристаллизованных и закарстованных известняках, проложили ее по естественным водоемам в самой низкой части водораздела. Во второй половине XIX века Мариинская система была реконструирована. В 1882- 1886 годах взамен старого был прорыт Новомариинский канал, который действовал до постройки Волго-Балтийского водного пути.

Разрабатывая проект трассы Волго-Балта, сотрудники Ленинградского филиала Гидропроекта провели детальные геологические изыскания, показавшие, что в доледниковое время Ковжа и Вытегра представляли собой единый поток древней реки, направленный к Онежскому озеру. Долина, в которой протекала древняя река, была неглубокая и на избранном участке достигала не более 65-70 см. Современный водораздел, как показали исследования, образовался в послеледниковый период в результате тектонического поднятия территории. Проектировщики решили использовать для трассы Волго-Балта долину древней реки, выполненную рыхлыми четвертичными образованиями, и таким образом избежать трудоемких работ. Так они вернулись к первоначальному, Петровскому, варианту.

На водоразделе между Ковжей и Вытегрой строителям пришлось сделать глубокую выемку, по которой следует теплоход. Чтобы преодолеть падение воды от Пахомовского гидроузла и ниже, на расстоянии 39 км было сооружено 6 шлюзов.

С борта теплохода виднеется село Александровское. Здесь у бывшего шлюза № 30, в устье Новомариинского канала, был установлен обелиск, на пьедестале которого начертаны слова: "Новый соединительный канал между реками Вытегрой и Ковжей". В настоящее время этот канал остался далеко в стороне от водораздельного канала Волго-Балта, высох в обнажениях, и на его стенках прослеживаются органогенные и обломочные известняки. В выемке бывшего Новомариинского канала созданы карьеры по добыче известняка.

В 500 м от бывшего шлюза № 29 заброшенный Новомариинский канал пересекается водораздельным каналом Волго-Балтийского водного пути. За ним, слева по ходу теплохода, село Петровское. Здесь в 1711 году останавливался Петр I, совершавший поездку, чтобы ознакомиться с трассой проектируемого в то время водного пути по Вытегре и Ковже для соединения Петербурга с центральными районами Поволжья.

Теплоход идет по прямой, точно широкий проспект, трассе водораздельного канала. Временами в отвесных берегах прослеживаются слои пестроцветных известняков. То и дело попадаются деревни и села, живописно раскинувшиеся по склонам зеленых холмов. А вокруг бескрайние дали смешанного леса: преобладают сосна, ель и береза, встречаются заросли осинника.

Проходим мимо поселков Верхний Рубеж, Волоков Мост. Белый Ручей - крупный центр лесозаготовительной промышленности. В поселке Дом культуры, школа, детские учреждения, магазины, столовые, библиотека, радиоузел. Узкоколейка связывает поселок с лесными массивами, откуда доставляется заготовленный в глубинных районах лес для отправки его по Волго-Балту в Ленинград, Череповец и в центральные районы страны.

Места тут красивые. По берегам Девятинского канала тянутся бесконечные березовые леса. Особенно красиво осенью, когда березки покроются золотистой листвой. Бывалые люди рассказывают, что грибов здесь тьма, воды канала богаты разноообразной рыбой, водится и форель.

Проходим Пахомовский гидроузел (6-й шлюз). Отсюда начинается северный склон Волго-Балта. Шлюз является важным гидротехническим сооружением на этом участке: он замыкает северный склон Шекснинского водохранилища. По напору воды он в 1,5 раза превосходит все другие шлюзы. Пройдя шлюз № 6, теплоход следует вдоль Новинкинского водохранилища. По окончании строительства этого водоема, при заполнении его водой, были затоплены три старых шлюза Мариинской системы, Кандусский лесозавод, Севастьяновская гравийно-сортировочная фабрика и Девятинская база флота.

Справа на высоком берегу раскинулось на несколько километров старинное село Девятины (361 км). С возвышенности близ села открывается панорама Новинкинского водохранилища, зеленых холмов, покрытых живописными перелесками и желтеющими полями. Чистый, прозрачный северный воздух позволяет видеть отсюда даже Онежское озеро. Это красивое место по праву называют "Вытегорской Швейцарией". Возле села Девятины остатки полуразрушенных деревянных гидросооружений Мариинской системы. В конце прошлого века здесь, в основании излучины Вытегры, был проложен 1,5-километровый судоходный канал - Девятинский перекоп - и сооружено 6 шлюзов. Теперь они остались в стороне от Волго-Балта и за ненадобностью осушены.

Теплоход минует шлюзы № б, 4, 3 Новинкинского гидроузла, расположенные на расстоянии 900-1100 м друг от друга. Далее путь лежит по Белоусовскому водохранилищу. Длина его 5,8 км, ширина местами до 4,2 км. Здесь когда-то было 5 шлюзов Мариинской системы, сейчас успешно справляется с более многочисленными перевозками один Белоусовский гидроузел. Водосброс гидроузла совмещен с гидроэлектростанцией.

Справа по берегу тянутся высокие, поросшие мелколесьем, зеленые холмы. Это отроги Андомской возвышенности (см. стр. 4). Слева пестроцветным ковром раскинулись широкие луга. Красивый железобетонный мост перекинут через реку Нагажму. Река небольшая, лесная, берет начало из карстовых озер. Прежде она впадала в Вытегру, но после образования Белоусовского водохранилища устье ее отодвинулось почти на километр к югу, и теперь она впадает в Вытегорское водохранилище. В устье Нагажма разлилась на 100-150 м. Чтобы соединить приканальное шоссе, строители вынуждены были построить здесь мост.

Пройдя шлюз № 2, теплоход идет по Вытегорскому водохранилищу (длина 8,5 км, ширина 2,7 км), образованному в результате подпора Вытегры дамбой Вытегорского гидроузла. До строительства гидроузла Вытегра, вытекая из болот близ Ковжского озера, впадала в Онежское озеро. Русло ее было извилистым, каменистым, течение стремительным. Длина- реки насчитывала около 65 км, а ширина в. устье достигала 50-55 м. Воздвигнутые здесь плотины остановили Вытегру, и она широко разлилась по Вытегорской долине.

Теперь это самое обширное водохранилище на северном склоне Волго-Балтийского водного пути.

Справа, вдоль водохранилища, живописно расположилось крупное старинное село Анхимово. Оно впервые упоминается в летописи под 1582 годом. Вначале тут стоял небольшой Вытегорский погост, преобразованный затем в село Анхимово. В 1708 году в Анхимове был построен местными зодчими замечательный памятник русской деревянной и церковной архитектуры 20-главый Покровский собор, предшественник известного Преображенского собора в Кижах. К сожалению, собор сгорел в 1963 году. Его модели хранятся в Вологодском и Вытегорском краеведческих музеях.

Справа - пристань Вытегра (377 км). Путешествие по Волго-Балтийскому водному пути подошло к концу. Здесь можно сделать остановку и ознакомиться со старинным городом Вытегрой.

История его, как и многих других городов и селений Вологодской области, уходит в далекие времена. Впервые Вытегра упоминается в 1496 году. Тогда это был Вытегорский Погост. Здесь проходил древний торговый путь, по которому новгородцы пробирались на своих утлых судах на Волгу, а используя волок - на Сухону, Вычегду - и на Урал. Места тут были бойкие, и погост вскоре вырос в большой населенный пункт Вянги. В начале XVIII века образовалась Вянгинская пристань, где строились небольшие деревянные суда.

В 1773 году село Вянги было преобразовано в город, получивший название по реке - Вытегра.

В начале XIX века, с открытием Мариинской системы, город оказался одним из важных транзитных пунктов на пути из центральных районов страны в Петербург. Это внесло некоторое оживление в его развитие. В центре города стали возводиться каменные дома, были построены гостиный двор, Сретенский собор.

В конце XIX - начале XX веков с пуском железных дорог Москва - Архангельск и Петербург - Вятка перевозки грузов по Мариинской системе значительно сократились. Хозяйство Вытегры стало приходить в упадок. До революции Вытегорский район был местом политической ссылки. Здесь жил на поселении один из ближайших соратников В. И. Ленина - А. Д. Цюрупа и многие другие видные революционеры.

После Октябрьской революции Вытегра значительно выросла. Особенно большое влияние на рост города оказала постройка Волго-Балтийского водного пути. В настоящее время Вытегра - административный центр одноименного района, центр крупного лесопромышленного района. Работают ремонтно-механический завод, судоремонтные мастерские, два кирпичных завода. Есть пристань, речной вокзал. В центре и на окраинах города появились десятки каменных зданий, новые школы, детские сады, Дом культуры, библиотеки, широкоэкранный кинотеатр, магазины и другие культурно-бытовые учреждения. В Заречной стороне вырос поселок водников. В 1972 году установлена 80-метровая башня телевизионного ретрансляционного центра, и жители города могут смотреть передачи Центрального телевидения.

В Вытегорском районе сеют зерновые, выращивают лен, занимаются животноводством. Развиты лесозаготовки. Богат район и полезными ископаемыми: стекольными и формовочными песками, огнеупорными глинами и минеральными красками на реках Тагажме и Андоме, флюсовыми известняками Белоручейского и Девятинского месторождений, Темноручейскими доломитами.

После открытия Волго-Балтийского водного пути Вытегра стала туристским городом. Сюда прибывают туристы из многих городов нашей страны, знакомятся с новостройками и архитектурными памятниками города, посещают краеведческий музей.

Музей расположен в Сретенском соборе (ул. Красная Горка, 112). Основан в 1873 году в ознаменование 100-летия города. Хорошо подобранная экспозиция музея рассказывает об истории края и города, о социалистических преобразованиях в нем. Большой интерес представляет постоянная выставка "Город Вытегра и Мариинская система". Городское экскурсионное бюро организует экскурсии по городу. Экскурсоводы показывают первый шлюз Мариинской системы, знакомят с Вытегорским гидроузлом, расположенным на окраине города и представляющим собой целый комплекс гидротехнических сооружений. Вытегорский гидроузел - один из крупных водотранспортных узлов на Волго-Балте. Через него проходит прямой оживленный путь от Ленинграда в бассейн Волги.

В центре города памятник В. И. Ленину работы скульптора И. Д. Шадра, установленный в 1924 году. В парке им. Кирова памятник советским воинам, павшим во время Великой Отечественной войны при защите рубежей на Оштинском направлении.

Ознакомившись с Вытегрой, туристы могут вернуться в Вологду самолетом. Летом от пристани Вытегра ежедневно отходят теплоходы в Череповец, Петрозаводск и Ленинград. Кроме того, Вытегра связана автобусным сообщением с Лодейным Полем (215 км), откуда по железной дороге можно доехать до Ленинграда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.