Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парфянское общество и культура




Интенсивное развитие Парфии не могло не отразиться на общественных отношениях, достигших значительного классового антагонизма. Большую роль в хозяйстве играл труд рабов. Источники сообщают о значительном количестве рабов в Парфии, причем дети рабов также оставались рабами. Формы эксплуатации рабов были весьма различны. Труд их применялся на рудниках, в сельскохозяйственных поместьях, в до-машнем хозяйстве. В отдельных имениях работало до 500 рабов. В сельском хозяйстве использовался труд рабов, составлявших собственность рабовладельца, но посаженных на землю хозяина и могущих часть дохода использовать на удовлетворение собственных нужд. Такое частичное освобождение рабов свидетельствует о поисках рентабельных форм эксплуатации подневольного населения. Нелегким было положение и рядовых общинников. Они выплачивали государству большие налоги, обработка ими земли рассматривалась как го-сударственная повинность и строго контролировалась. Социальную верхушку общества образовывал царский род Аршакидов, владевший обширными землями, и парфянская знать, экономическая самостоятельность которой во многом обусловила ее значительную роль в державе.

Существующая система эксплуатации требовала четкой работы административного и фискального аппарата центрального правительства. Однако внутренняя структура Парфянского государства отличалась известной противоречивостью и не отвечала в полной мере этим задачам. В ней отразились тенденции, связанные со стремлением создать прочную централизованную державу, и некоторая аморфность политических органов, несущих черты архаического общественного уклада. Так, царская власть рассматривалась как принадлежащая роду Аршакидов в целом, и царя выбирали два совета — племенной знати и жрецов. Нередко царем становился не сын, а брат умершего владыки или еще более отдаленный родственник; имеются сведения и о смещении царей советом знати. С расширением границ Парфянской державы в ее состав вошли небольшие полузависимые царства с местными правителями, греческие города Месопотамии и других областей, по существу, пользовавшихся автономией. В результате Парфия не представляла единого централизованного государства, что было постоянным источником ее внутренней слабости.

Сложный и неоднородный состав Парфянской державы нашел яркое отражение в культуре парфянской эпохи. Месопотамия и соседние области, обладающие собственной культурной традицией, заметно отличались от самой Парфии и восточной части всего государства в целом. Формирование некоторых общих черт было вызвано активным использованием форм греческой культуры, отношение к которым менялось на протяжении многовековой истории государства Аршакидов. В ранний период, в III—I вв. до н. э., влияние греческих кано-нов было очень сильным, и сами парфянские цари считали долгом в официальной титулатуре именовать себя эллинолюбивыми (филэллинами). Эллинизация широко охватила придворные круга и парфянскую знать. Особенно хорошо это видно на примере царской резиденции в Нисе, неподалеку от Ашхабада, тщательно изученной отечественными археологами. Здесь отчетливо прослеживаются два мира, два культурных пласта. Древние традиции монументальной сырцовой архитектуры, тяжелые планы квадратных парадных залов, зороастрийские имена в документах дворцового архива и зороастрийский календарь ясно указывают на глубокие местные корни. Вместе с тем в архитектурном декоре широко используются пышные капители ко-ринфского ордера, в царской сокровищнице бережно хранятся мраморные статуи, выполненные в лучших традициях эллинистической скульптуры. Соединение этих двух культурных традиций прослеживается на примере выточенных из слоновой кости крупных рогов-ритонов. Форма традиционно восточная, а некоторые сюжеты несомненно греческие, в том числе изображения двенадцати олимпийских божеств. С I в. н. э. идет активное утверждение собственно парфянских, восточных мотивов и канонов, греческое начало выступает уже в сильно переработанном виде. Так, на монетах появляются надписи на парфян ском языке, постепенно вытесняющие греческие, которые становятся все более неразборчивыми и искаженными. В Месопотамии дворцовые строения греческого типа сменяются величественными комплексами с широким использованием крупных, открытых только с одной стороны помещений — айванов. Храмы иногда строятся по образцу более древней культовой архитектуры Месопотамии, а в ряде случаев просто копируются зороастрийские храмы огня. Для скульптуры этого времени характерны несколько тяжеловесные, как бы застывшие

статуи богов и светских правителей, развернутые фронтально: фигуры в композиции монотонно повторяются, всякое движение и живость намеренно исключены. В искусстве наряду с культовыми и жанровыми сценами определенное внимание уделяется и личности царя, обожествлению его и всей династии в целом. Культура парфянской эпохи обнаруживает сложную картину взаимодействия различных элементов, а собственно парфянские традиции не были достаточно сильными, чтобы привести к культурному единству.

 

48.Социум,этнос – общая характеристика.Троянское, Фргийское, Лидийское царства-общая характеристика.

«Троянское» царство Одним из древнейших центров Западной Малой Азии был Илион (собственно, Вилиос, «Троя» поздней греческой традиции и современной археологии), основанный на исходе IV тысячелетия до н. э. ранней волной балканских переселенцев в Анатолию. Переселения новых индоевропейских групп — тевкров (?) ок. 2800 г. до н. э. (к эпохе доминирования этой группы, фазе «Троя II», относится так называемый «клад Приама»), а затем лувийцев ок. 2500 г. до н. э. предопределили пестроту населения Илиона и его области (Троады), сделавшейся для Малой Азии своеобразным «окном в Европу». Не исключено, что в этом же районе расселялись пришедшие с востока протоэтруски-турша с центром в настоящей Трое — Труисе, слившейся с Илионом (в греческих воспоминаниях). Лувийский период истории Илиона (фазы «Троя III—V», 2500—1800 гг. до н. э.) закончился новым, на этот раз иллиро-фракийским, вторжением с Балкан. Пришельцы заняли плодородную центральную часть Западной Азии, покорив местных лувийцев и частично оттеснив их в горы юга и севера, за которыми и закрепилось отныне название «Лукка», т. е. «страна лувийцев» (отсюда, в частности, позднейшая Ликия). На завоеванных территориях было основано несколько царств, объединенных вокруг сильнейшего из них — Арцавы на юго-западе Малой Азии. Одним из этих царств и была Вилуса с центром в Илионе, где закрепилось иллирийское племя дарданов. В период «Троя VI» (1800 — ок. 1250 гг. до н. э.) Вилуса сначала входила в конфедерацию «стран Арцава», а около 1350 г. до н. э. добровольно подчинилась хеттам. Это было процветающее полиэтничное царство, контролировавшее главный путь из Анатолии на Балканы (о связи с последними, кстати, свидетельствует балканская, так называемая «серая минийская» керамика, типичная для ахейцев и найденная в «Трое VI»). В военном деле стали применять колесничные упряжки, и Гомер не случайно именует троянцев «укротителями коней». В самом начале XIII в. до н. э. князь-пират Пиямараду при поддержке Ахейской державы пытался захватить Вилусу и поставить ее под ахейский контроль, но хеттская интервенция покончила с этими планами. Хеттский царь Муваталли II утвердил в Вилусе местного царевича Алаксанду в качестве своего вассала (ср. греческое предание о дружбе малоазиатского царя «Мотила» с троянским «Александром»-Пари-сом), но мирную черту под хетто-ахейским конфликтом из-за Вилусы подвел только Хаттусили III (ок. 1270 г. до н. э.). Вскоре после этого Илион был разрушен землетрясением. Строительство нового города («Троя VII-а», она же «город Приама», ок. 1250—1185) греческая традиция приписывает царю Лаомедону. Около того же времени Вилуса освободилась от хеттского контроля. Кризисом хеттской власти на западе Малой Азии вновь воспользовалась Ахейская держава, начав широкомасштабное вторжение в Малую Азию (греческие легенды связали его с именем Геракла), с трудом отраженное хеттским царем Тудхалией IV. Одним из эпизодов этого вторжения был первый, «Гераклов» набег на Илион (ок. 1240 г. до н. э.); Лаомедон погиб и был сменен своим малолетним сыном, Приамом. Вскоре Вилуса, в союзе с государством только что переселившихся в Анатолию сангарийских фригийцев (Ассувой, по хеттским источникам), должна была отражать контрнаступление Тудхалии IV, закончившееся восстановлением хеттского владычества над всем Западом Анатолии (ок. 1230 г. до н. э.). Гомер упоминает в «Илиаде» эту неудачную для Приама войну с обычной заменой хеттов на «амазонок». Хеттское торжество оказалось недолговечным: ок. 1225 г. до н. э. мятеж правителей ряда стран Западной Малой Азии, возглавленный неким Маттуваттой, навсегда изолировал Вилусу от хеттов, неожиданно открыв перед ней возможности собственной экспансии. Воспользовавшись ими, Приам в конце XIII в. до н. э. подчинил ряд областей по обе стороны Мраморного моря и, по-видимому, вступил в теснейший союз с возвысившейся при тех же обстоятельствах южной Луккой-Ликией. Хетты, сан-гарийские фригийцы и некоторые окраинные племена поддерживали с новообразованной державой («Троянский союз» Гомера) дружественные отношения. «Троя» этого времени была процветающим городом с могучей цитаделью и обширным посадом; Гомер называет ее «крепкостенной», «широкоулочной», «пышно устроенной». О походах войск Приама в Европу на Балканах помнили столетия спустя. Внезапный конец этого великодержавия стал одним из самых знаменитых культурно-исторических сюжетов мира. В 80-х годах XII в. до н. э. Ахейская держава разгромила Илион после продолжительной осады, несмотря на помощь, оказанную Вилусе хеттами («кетейцами» в «Одиссее», «амазонками» основной греческой тради-ции). «Троянская» война охватила все западное и южное побережье Малой Азии и дала начало грандиозному переселению народов («народов моря»), в котором приняли участие и часть победоносных ахейцев, и население только что разбитых ими государств, и соседи последних. Впрочем, Илион был отстроен (слой «Троя VII-б», ок. 1185—1125 гг. до н. э.), и Илионское царство продолжало существовать, хотя никогда не достигало прежнего могущества. Часть населения Троады и окрестных земель выселилась на запад, на Адриатику, в Сицилию и Италию (в том числе, возможно, и этруски), а остальные принуждены были терпеть последствия всех балкано-анатолийских миграций бурного XII в. до н. э. В конце этого столетия новая волна фригийцев с Балкан окончательно разгромила Илион и захватила Троаду. Город запустел, и лишь ок. VIII в. до н. э. был заново заселен греческими колонистами. Однако память об Илионском («Троянском») царстве пережила века. Ее удержали как греки, наследники ахейских разрушителей Илиона, так и обитатели Италии, принявшей малоазиатских колонистов конца II тысячелетия до н. э.

Фригийское царство Самым важным политическим образованием Малой Азии после падения Хеттской державы стало фригийское царство. Фригийцы, видимо, переселились в северозападную часть полуострова во второй по-ловине II тысячелетия до н. э. из Македонии или Фракии. Они продуктивно занимались земледелием и скотоводством. Античные авторы особо упоминают о виноградарстве и коневодстве. Процветали различные ре-месла: обработка камня (в том числе мрамора) и дерева, добыча золота и других металлов, ткачество и изготовление ковров и др. Фригийцы были тесно связаны с соседними государствами и племенами. Они помогали троянцам в их войне с греками в XIII в. до н. э., но после поражения союзника наряду с хеттами постарались воспользоваться выгодной ситуацией и сделать территориальные приобретения в Троаде. Возможно, Фригия сыграла определенную роль в крушении Хеттского царства. Значительная часть его территории досталась фригийцам, которые смешались с рядом живших там племен, в частности с мушками, вследствие чего ассирийцы в своих летописях обычно именовали Фригию «страной мушков». В конце XII в. до н. э. продвижение мушков на Восток было приостановлено Ассирией в районе Верхнего Евфрата. В X—VIII вв. до н. э. Фригийское царство достигает наивысшего расцвета. Растет число городов. Славится фригийская столица: город Гордион на берегу реки Сангария (совр. Сакарья), названный так в честь легендарного царя Гордия, которого греки считали основателем Фригийского царства. Это был мощный город-крепость со стенами, сложенными из камня и сырцового кирпича, с широкими воротами и большими крепостными бастионами. Политическая история Фригии этого периода известна в основном по легендам, которые дошли до нас в переложении греков и римлян, хотя сейчас найдены и надписи Гордия и его сына Мидаса на восточных рубежах государства. Выдающимся фригийским царем они считали Гордия, который якобы был простым землепашцем, имевшим клочок земли и пару волов, но по воле оракула оказался избранным на царство. Труд земледельца традиционно пользовался уважением во фригийском обществе: за кражу быка или земледельческого орудия полагалась смерть. В легенде рассказывалось и о повозке Гордия, на ярме которой был завязан замысловатый узел («гордиев узел») из лыка дикой вишни. Из уст в уста передавалась легенда, что тот, кто развяжет знаменитый «гордиев узел», станет владыкой Азии. Когда этот узел показали Александру Македонскому, тот ударом меча разрубил его и... завоевал Азию. Одним из самых известных фригийских царей был Мидас (конец VIII— начало VII в. до н. э.). Он пришел к власти в результате жестокой междоусобицы, возникшей после смерти Гордия. Мидас покровительствовал развитию наук и искусства, проводил активную внешнюю политику на востоке, был в контакте с греками. Греки приписывали ему строительство в центре государства города Анкиры (в будущем турецкой столицы Ан-кары). А на востоке Малой Азии археологи обнаружили «Город Мидаса»: расположенную на четырех холмах крепость с царским дворцом и городское поселение, защищенное от врагов скальными отрогами. В обстановке напряженной борьбы за Восточносредиземноморское побережье Фригия блокировалась с Урарту, Табалом, Каркемишем и выступала в различных антиассирийских коалициях. Однако Ассирия сумела разгромить своих противников поодиночке. В летописи Саргона II говорится об успеш-ной борьбе против Мидаса. Во время боев в горной местности ассирийские войска захватили 3000 крепостей, 10 городов, 2400 пленников и большую добычу. Мидас был вынужден признать власть Ассирии и принести ей дань. Это было продиктовано еще и тем, что внешнеполитическое положение Фригии в конце VIII в. до н. э. резко ухудшилось: на западных и северо-западных границах ей угрожали греки и ряд малоазийских народов; с востока обрушились племена киммерийцев, напор которых она не смогла сдержать. Борьба с Ассирией и киммерийцами принимала все более затяжной характер, тем более что былые союзники либо выбывали из нее, попав под власть ассирийцев, либо усиливались, вели самостоятельную игру и становились врагами Фригии (как, например, Урарту). В итоге при Асархаддоне в 60-е годы VII в. до н. е. Ассирия стала числить Фригию среди своих провинций. Но это было номинальное приобретение, ибо подлинными хозяевами ее оказались орды кочевников: киммерийцев и треров. Вероятно, в это время, потерпев от них поражение, покончил жизнь самоубийством царь Мидас (возможно, II), а Фригийское царство в VII в. до н. э. распалось. Впоследствии его территория перешла под власть Лидийского царства, а в 547 г. до н. э. была включена в Персидскую державу. Фригийская культура имеет ряд важных достижений. Фригийцы создали алфавитную письменность. У нее много общего с греческой системой письма, и до сих пор в науке остается спорным вопрос, фригийцы ли заимствовали у греков алфавитное письмо или греки через посредство фригийцев познакомились с алфавитом древневосточных народов. Произведений фригийской литературы не сохранилось, но упоминания о них имеются у греческих авторов. В религии фригийцев выделяется фанатичное почитание культов Великой Матери богов и ее возлюбленного — бога Аттиса, символизирующих силы природы, ее плодородие, что несомненно имеет аналогии и, возможно, преемственность с подобными же религиозными воззрениями хеттов. Материальная культура, изобразительное искусство фригийцев известны по материалам археологических раскопок. Широко было распространено сооружение скальных построек, особенно храмов и гробниц. Так называемая гробница Мидаса сооружена в скале, и ее фасад оформлен в виде жилого дома. Искусство представлено оригинальными терракотовыми рельефами, яркой многоцветной росписью керамики, печатями, скульптурой и др. Интересна найденная Богазкёе целая скульптурная группа из известняка, изображающая фригийскую богиню с двумя музыкантами, играющими на кифаре и двойной флейте. В Восточном Средиземноморье знали фригийскую музыку и использовали созданные фригийцами музыкальные инструменты (например, флейту). Фригийская «мода» (плащи, туники, головные уборы) была очень популярна в Греции. Некоторые знаменитые фригийцы (цари Гордий и Мидас, мальчик-пастух Ганимед,ставший виночерпием Зевса на Олимпе, трагически погибший флейтист Марсий и др.) стали персонажами греческой мифологии.

Лидийская держава Территория Лидии занимала центральный район западной части Малой Азии. В начале I тысячелетия до н. э. Лидия входила в состав могущественного Фригийского царства, но после его ослабления и распада выделилась в самостоятельное государство, столицей которого был крупный город Сарды. Основой экономики Лидии было развитое земледельческое хозяйство. Лидийская почва, орошаемая реками Герм, Пактол, Меандр и удобряемая илом, отличалась плодородием. В долинах сеяли зерновые культуры, а по склонам гор разводили виноград, смоковницу и другие садовые культуры. Огромные пастбища позволяли в больших масштабах заниматься скотоводством, в особенности коневодством. Богатство металлами (золото, серебро, железо, медь, цинк) способствовало расцвету металлургического производства. «Золотоносная» река Пактол в изобилии давала самородки и золотой песок. Лидийцы умели добывать золото из породы, имели приспособления для его очистки. Лидийцы изготовляли дорогие узорчатые ткани, роскошные одежды, великолепные головные уборы, обувь. Славилась и их керамика: расписные сосуды и облицовочная плитка. Они делали прочный кирпич, хорошие минеральные краски, например знаменитую сардскую охру, использовали пурпурную краску. Находясь на стыке западного (греческого) и древневосточного миров, Лидия вела активную торговлю. Об «оборотистых» лидийских торговцах неоднократно упоминали античные авторы. Для удобства приезжих торговцев в Лидии строились гостиницы. Согласно античной традиции, Лидия была родиной монеты — наиболее удобного средства обращения в торговле. В VII в. до н. э. при царе Гигесе стала чеканиться монета из электрума — природного сплава золота и серебра, затем наладилась чеканка серебряной монеты, а в VI в. до н. э. при Крезе чеканилась уже и золотая. Лидийская монетная система была широко распространена, и ею пользовались, например, греческие города Ионии. Господствующее положение в лидийском обществе занимал класс рабовладельцев, в который входили богатые землевладельцы, военная и жреческая верхушка, а также крупные торговцы. Интересно описание Геродотом богатств некоего лидийского аристократа Пифия, который подарил персидскому царю Дарию I платан и виноградную лозу из чистого золота, а царю Ксерксу и его огромному войску, идущему войной на Грецию, оказал роскошный прием. Основную массу производителей и налогоплательщиков в пользу храмов и царской казны составляли свободные мелкие землевладельцы, пастухи, ремесленники. В самом низу классовой и социальной иерархии лидийского общества находились рабы — храмовые, частновладельческие и др. По своему политическому устройству Лидия была монархией. Во главе государства стоял царь. Опору его власти составлял отряд телохранителей и войско; особенно славились знаменитая конница и лидийские колесницы. Цари Лидии привлекали на службу и наемников, чаще всего соседей: карийцев, ионийцев и ликийцев. Большую роль при царском дворе играли так называемые царские соправители, происходившие из видных аристократических родов. Возможно, существовал и аристократический совет. Для решения важных вопросов внешней и внутренней политики созывалось народное собрание. Однако постепенно, с ростом могущества царской власти, оно утратило свое значение. В социальной и по-литической жизни Лидии сохранились пережитки архаических общественных отношений: деление по родоплеменному признаку, обычаи предков, древние родовые нормы права и др. Расцвет Лидийского царства падает на VII—VI вв. до н. э., когда к власти пришла династия Мермнадов, основателем которой был Гигес (первая половина VII в. до н. э.). Он происходил из знатного, но не царского рода и захватил власть в результате дворцового переворота. Гигес был одним из самых могущественных лидийских царей. Он присоединил к Лидии часть Фригии и Карии, Троаду и Мисию, благодаря чему лидийцы получили выход к важнейшим морским проливам и торговым путям в Причерноморье. Но интересы развития торговли требовали выхода в Эгейское море. В связи с этим Гигес предпринял походы на крупнейшие греческие города Милет и Смирну, которые, однако, не увенчались успехом, но затем ему удалось захватить Колофон и Магнезию. Вместе с тем он посылал щедрые дары в греческий храмовый центр Дельфы, поддерживавший его еще при вступлении на трон, и сохранял дружественные отношения с влиятельным жречеством бога Аполлона. Если на Западе Лидией велась успешная наступательная политика, то на Востоке она с трудом отбивалась от киммерийцев, осевших в Каппадокии, безуспешно пытаясь через Киликию выйти к Восточному Сре-диземноморью. Рассчитывая на помощь Ассирии в борьбе с киммерийцами, Гигес отправил туда посольство и признал ее верховную власть. Опираясь на этот союз, ему удалось одержать победу над киммерийцами. Однако вскоре Лидия нашла себе других союзников в лице Египта и Вавилона, жаждущих освободиться от власти Ассирии, и, вероятно, приняла участие в обширном антиассирийском движении в середине VII в. до н. э., беспощадно подавленном Ашшурбанапалом. На Лидию по наущению Ассирии устремились полчища киммерийцев, в сражении с которыми Гигес потерял трон и жизнь, а вся страна и ее столица Сарды были захвачены этими грозными кочевниками. Хотя захватчики сожгли город, но неприступный акрополь лидийской столицы взять все же не смогли. Там и отсиделся наследник Гигеса — новый царь Ардис, которому удалось избавиться от киммерийцев ценой подтверждения власти Ассирии над Лидией. Ардис (вторая половина VII в. до н. э.) вел осторожную внешнюю политику на своих восточных границах, ибо киммерийцы продолжали беспокоить страну. Но на западе он упорно пробивался к Эгейскому морю, воюя с городами Приеной и Ми-летом. Война с Милетом, которую вели уже последующие лидийские цари, растянулась на 12 лет, но закончилась заключением почетного для Милета мира. Используя падение Ассирии, Лидия попыталась продвинуть свои границы на восток, что привело к враждебным отношениям с Мидией — преемницей ассирийского влияния в северной части Передней Азии. Результатом была ожесточенная 5-летняя (590—585 гг. до н. э.) война между Лидией и Мидией, завершившаяся миром, на заключение которого повлияло солнечное затмение 29 мая 585 г. до н. э., признанное дурным предзнаменованием (во время битвы обе стороны в ужасе побросали оружие). Границей между враждовавшими государствами была признана река Галис. Договор был скреплен династическим браком: индийский царевич Астиаг женился на лидийской царевне. Крупным успехом внешней политики Лидии в этот период было изгнание из Малой Азии воинственных племен киммерийцев. Внешнеполитический расцвет Лидии приходится на время правления Креза (562—547 гг. до н. э.). Он покорил греческие города в Малой Азии, заставив их платить Лидии дань. Опасаясь могущественного Персидского государства, Лидия охотно пошла на контакты с наиболее крупными и влиятельными греческими центрами: Спартой, Афинами, Самосом, заключила дружественные союзы с Египтом и Вавилоном. Кроме того, Крез набрал большую армию наемников, но ни армия, ни союзники не спасли Лидию. В 547 г. до н. э. Крез первым перешел реку Галис и вторгся в Каппадокию. Сражение с персами не принесло успеха ни той, ни другой стороне. Крез был вынужден отвести свои войска назад в Сарды, чем немедленно воспользовался персидский царь Кир, который вторгся в Лидию, одержал победу под Сардами, взял вскоре саму столицу и захватил в плен Креза. Военной катастрофой 547 г. до н. э. закончилась 150-летняя история независимости Лидийского царства. Лидия вошла в состав Персидской державы в качестве одной из ее сатрапий. Лидийская культура — явление сложное и многообразное. Свою алфавитную письменность лидийцы заимствовали у греков Малой Азии. У лидийцев были популярны гимнастические военные игры и воинские пляски, различные игры в кости, кубы, мяч. Высока была их музыкальная культура: славились лидийская музыка, народные песни, лидийские музыкальные инструменты (флейты, дудки, трещотки, тимпаны, кимвалы, многострунные лиры). В Лидии имелись искусные врачи, были накоплены знания о лекарствах. Лидийцы сооружали неприступные крепости, монументальные гробницы своим царям (Гигесу и др.), строили сложные искусственные водохранилища (озеро Гигея). Красочным своеобразием отличаются произведения лидийского изобразительного искусства: многоцветные терракотовые рельефы, ювелирные изделия из горного хрусталя, сердолика, золота, серебра, вазы с сюжетной росписью. В лидийской религии большим почитанием и распространением пользовались культы умирающих и воскресающих божеств (Сандан, Аттис, Сабазий), оргиастические мистерии в их честь. Наибольшую же популярность снискала себе богиня, известная под именами Великой Матери, Матери богов, Кибелы, Ma и другими, олицетворявшая культ плодородия и одновременно почитавшаяся как божество войны во всей Малой Азии. Лидийская культура оказала влияние на греческую, а также передала Греции ряд культурных достижений Востока.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.