Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговая система и её задачи




Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему государства, которая является важнейшим механизмом системы государственного регулирования экономики.

Налоговые системы развитых стран складываются под влиянием различных экономических, политических и социальных условий. Налоговые системы различаются по набору, структуре, способам взимания, ставкам налогов, по фискальным полномочиям различных уровней власти и т.д.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

Главная функция налоговой системы - фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Но так же существуют и другие функции
-ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.

Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами:

1. Полнота выявления источников в целях обложения их налогом;

2. Минимизация расходов по взиманию налогов.

Эффективность налоговой системы определяется как чистый доход государства от поступления налогов, т.е. как разница между взысканными налогами и издержками взимания. Степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов.

 

Классификация налогов в российской федерации

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в конце 1991 года, когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много, видимо даже слишком много, отдельных частных изменений, но основные принципы налогообложения сохранились.

Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990- первой половине 1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определил Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". К понятию "другие платежи" были отнесены обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

В настоящее время указанный выше закон действует в части, не противоречащей Налоговому кодексу Российской Федерации (далее кодекс), часть I которого введена в действие с 01.01.1999г., а часть II – с 01.01.2001г. (главы 21 «Налог на добавленную стоимость», 22 «Акцизы», 23
«Налог на доходы физических лиц, 24 «Единый социальный налог», 27 «Налог с продаж»); с 01.01.2002г. – глава 25 «Налог на прибыль организаций»; с 01.01.2003г. – главы 26.2 «Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения», 26.3. «Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности» и 28 «Транспортный налог».

Первая часть кодекса посвящена общим вопросам налогообложения юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, физических лиц. Вторая часть кодекса освещает проблемы, связанные с порядком исчисления и уплаты отдельных видов налогов, включенных в налоговую систему Российской Федерации.

Часть I кодекса определяет основные понятия, применяемые в налогообложении, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков, порядок осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля.

В соответствии с требованиями статьи 17 кодекса налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога и порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения согласно статье 38 кодекса являются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущества, доход (прибыль), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, наличие которых связано с возникновением обязанности по уплате налогов.

Законодатель установил, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный налоговый период.

Статьей 53 кодекса определено, что налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, а налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Понятие налогового периода содержится в статье 55 кодекса – это определенный период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

Порядок исчисления налога определен в кодексе как конкретный порядок уплаты налога, который устанавливается законодательством о налогах. Порядок и сроки уплаты налога установлены как срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

Кодекс определяет, что плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами во зло жена обязанность у плачивать налоги.

По налогам могут в законодательном порядке устанавливаться определенные льготы. К их числу относятся:

• необлагаемый минимум объекта налога;

• изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

• понижение налоговых ставок;

• вычет из налогового платежа за расчетный период;

• целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

• прочие налоговые льготы.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством возлагается на налогоплательщика.

В этих целях налогоплательщик обязан:

• вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово- хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;

• в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.

По механизму формирования российские налоги также подразделяются на прямые и косвенные.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации выделяют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3. налог на прибыль (доход) организации;

4. налог на доходы от капитала;

5. налог на доходы физических лиц;

6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7. государственная пошлина;

8. таможенная пошлина и сборы;

9. налог на пользование недрами;

10. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12. налог на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13. лесной налог;

14. водный налог;

15. экологический налог;

16. федеральные лицензионные сборы.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок), объекты налогообложения, плательщики налога в и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

К региональным налогам и сборам относят:

1. налог на имущество организации;

2. налог на недвижимость;

3. дорожный налог;

4. транспортный налог;

5. налог с продаж;

6. налог на игорный бизнес;

7. региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относят:

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц;

3. налог на рекламу;

4. налог на наследование или дарение;

5. местные лицензионные сборы.

Большинство региональных и местных налогов устанавливаются законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются законодательными актами республик или решением органов государственной власти краев, областей и т.д. Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.

Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет налогоплательщик В первую очередь уплачиваются все поимущественные налоги и пошлины (налог на имущество организации), их сумма вычитается из налогооблагаемого дохода или налогооблагаемой прибыли Затем уплачиваются местные подоходные налоги, после чего с оставшейся суммы рассчитываются и уплачиваются все остальные налоги (налог на прибыль).

 

Основные налоги, действующие в Российской Федерации

Налог на доходы физических лиц. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской федерации.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1. От источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2. От источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Ставка налога на доходы физических лиц составляет 13%. Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов:

1. Любые виды выигрышей;

2. Страховые выплаты;

3. Процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, в течение периода, за который начислены проценты.

4. Суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств.

Налоговая ставка в 30% применяется в отношении дивидендов и доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.

Существуют доходы, не подлежащие налогообложению этим налогом. Среди этих доходов: государственные пособия и пенсии, все виды компенсационных выплат (возмещение вреда, увольнение работников и т.д.), алименты, суммы, выделяемые налогоплательщиками для поддержки науки, суммы премий за достижения в какой-либо области, суммы материальной помощи, доходы налогоплательщиков от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах продуктах животноводства, цветоводства и т.д.

В налоговой системе Российской Федерации при исчислении налога на доходы физических лиц производятся следующие виды вычетов:

1. стандартные (предоставляются инвалидам и участникам ВОВ, лицам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, вдовцам, одиноким родителям, низкооплачиваемым категориям граждан и т.д.);

2. социальные (оплата за обучение, лечение и т.д.);

3. имущественные (суммы на приобретение недвижимости, строительство жилья и т.д.);

4. профессиональные (частные нотариусы, налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, техники и т.д.)

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из всех налоговых вычетов.

Основной вид налога юридических лиц — налог на прибыль. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Объектом обложения налогом является балансовая прибыль (валовая прибыль минус НДС, себестоимость произведенной продукции, и все убытки). В этой связи важным моментом является правильное определение затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством (если прибыль направляется на финансирование капитальных вложений, на природоохранные мероприятия, на содержание объектов социального назначения, на благотворительные цели).

Особые льготы, помимо общих, установлены для малых предприятий: из налоговой базы исключается прибыль, которая направляется на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники и технологии; освобождение на первые два года работы от уплаты налога на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления и т.д.

Важным моментом налогообложения является то, что для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль уменьшается на сумму арендной платы, подлежащей в установленном порядке взносу в бюджет.

Законом предусмотрены особенности определения прибыли иностранных юридических лиц. Налогообложение подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью на

территории РФ.

Налог на добавленную стоимость. Переход к рыночным отношениям обуславливает необходимость появления новых налогов, непосредственно связанных с формированием стоимости. Таким налогом является налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства, определяется как разница между стоимость» реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимости материальных затрат, отнесенных на издержки

Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица. Плетельщиками налога на добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров(ра5от,услуг) превышает 1 млн.руб. Стоимость, добавленная в процессе работы над имеющимися предметами труда, облагается налогом с добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который приобретает потребитель.
Таким образом, всю тяжесть этого налога несет конечный потребитель.

Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию
России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь, Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации. Освобождаются от налета на добавленную стоимость услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуга по уходу за больными и престарелыми; ритуальные у слуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений;, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.
Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

Налог на добавленную стоимость взимается в России и во всех странах ОЭСР
(Организация экономического сотрудничества и развития), кроме Австралии,
США, Швеции. Налог на добавленную стоимость взимается с фирм-продавцов товаров и услуг в размере от 5 до 8% стоимости их товара и распространяется на наиболее "ходовые" товары и услуги. У нас он составляет 20%.

Акциз является косвенным налогом, включаемым в цену товара, и оплачиваемым покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.

Это общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью. Рыночная экономика неизбежно порождает необходимость в акцизах.

Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории РФ предприятия и организации, реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз, К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т, ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость.

Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории
России.

Единый социальный налог (взнос). Частью второй НК РФ введен с 1 января
2001 г единый социальный налог (взнос). Этот налог заменил страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Поступления налога, контролируемые уже не фондами, а налоговыми органами, зачисляются в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования и направляются на финансирование государственного пенсионного и социального обеспечения и медицинской помощи гражданам.

Налогоплательщиками социального налога признаются работодатели, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, адвокаты, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не уплачивают социальный налог с дохода от данных видов деятельности.

Объектом налогообложения для работодателей признаются выплаты и вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу наемных работников по всем основаниям. При этом выплаты материальной помощи, а также выплаты в натуральной форме сельскохозяйственной продукцией и товарами для детей освобождаются от налогообложения в пределах 1000 руб. в календарный месяц.

Выплаты физическому лицу, не связанному с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, авторским или лицензионным договором, производимые из прибыли, остающейся в распоряжении организации, не признаются объектом налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей объектом налогообложения служат доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с извлечением данных доходов. Дня индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, облагаемый доход определяется исходя из стоимости патента.

Налоговая база работодателей определяется как сумма доходов, начисленных ими за налоговый период в пользу работников, с учетом приведенных ранее вычетов по материальной помощи, выплат, производимых из собственной прибыли организации, и т.д. Налоговая база определяется отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Не подлежат налогообложению социальным налогом:

. государственные пособия, такие как пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, пособия по беременности,

. все виды компенсационных выплат,

. суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями, террористическими актами, смертью члена семьи или другими чрезвычайными обстоятельствами;

. сумма компенсации стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, расположенные в России, кроме туристических путевок;

. суммы, направленные на лечение и медицинское обслуживание работников и членов их семей, если оплата производится из прибыли, остающейся в распоряжении организаций, и при наличии у медицинских учреждений соответствующих лицензий; суммы оплаты труда в иностранной валюте, выплачиваемые работникам бюджетных учреждений, направленным на работу за границу, в пределах установленных законодательством размеров;

. доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции в течение 5 лет, начиная с года регистрации хозяйства;

. доходы родовых общин малых народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла, за исключением оплаты труда наемных работников;

. суммы страховых платежей, выплачиваемых организацией по договорам добровольного страхования или добровольного пенсионного обеспечения работников, заключенным со страховыми и негосударственными пенсионными фондами за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации;

. суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, гаражно- строительных и жилищно-строительных кооперативов лицам, выполняющим какие-либо работы для данных кооперативов;

. суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов в депутаты;

. стоимость проезда работников, проживающих в районах Крайнего Севера, и членов их семей к месту проведения отпуска, оплата расходов по содержанию детей своих работников в детских дошкольных учреждениях, если она производится из прибыли, остающейся в распоряжении организации;

. выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов, при условии, что они производятся не чаще одного раза в 3 мес. и не превышают 10 000 руб. в год.

По социальному налогу предусматриваются налоговые льготы инвалидам и их общественным организациям, а также организациям, созданным для оказания помощи инвалидам.

Поимущественные налоги, прежде всего налоги на имущество, дарения и наследство,

Налог на имущество предприятий. Важное место в налоговой системе занимает налог на имущество предприятий, который в перспективе должен получить дальнейшее развитие. Данный налог относится к числу республиканских и краевых налогов РФ.

Плательщиками этого налога являются предприятия, учреждения (включая банки и кредитные учреждения) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также межфондовые объединения и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм, банков и организаций, расположенных на территории РФ. Объектом налогообложения является имущество предприятия в стоимостном выражении, находящееся на его балансе. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.

Налогом на имущество предприятий не облагаются имущество бюджетных учреждений и организаций, адвокатов; предприятий по производству и хранению сельскохозяйственной продукции; жилищно-коммунального и другого городского хозяйства и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.