Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как учить детей читать




Развитие речи в раннем детстве

Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте

Развитие игры в дошкольном возрасте

Текст составлен из § 2 и 5 одноименной главы V в книге «Психология игры» (М., 1978). Д. Б. Эльконин на большом фактическом материале раскрывает мотивацию игровой деятельности и место символизации в ее осуществлении. Побуждения ребенка к игре традиционно связывались лишь с его переживаниями (удовольствием и т. п.). Д. Б. Эльконин стремится преодолеть такой подход, изучая объективные основания, мотив игры; он усматривает их в том особом значении, которые имеют в игре роль и соответствующая воображаемая ситуация.

Своеобразно Д. Б. Эльконин раскрывает место символов в игре дошкольника. Их использование позволяет ребенку выйти за пределы жесткого реального действия с предметами, выявить в нем общий смысл и выполнять его в сокращенной игровой форме. Вместе с тем посредством символизации ребенок «моделирует» в игре социальные отношения людей и берет на себя роли взрослых. В соответствующем параграфе данной главы на основе фактического материала излагается становление этих функций игровой символизации.


Статья опубликована на ротапринте в научном сборнике «Игра и ее роль в развития ребенка дошкольного возраста» (М., 1978). Среди многих слаборазработан-ных вопросов психологии игры (например, значение игры для возникновения у ребенка новых потребностей, различие игровых и неигровых видов деятельности и др.)! Д. Б. Эльконин правомерно выделил два вопроса: средства и особенности организации детских игр и пути формирования условной позиции ребенка как существенной предпосылки интеллектуального развития дошкольников.

Одноименный § 2 главы V монографии «Детская психология» (М., 1960). Проблемы развития детской речи Д. Б. Эльконин начал изучать в 1930-х гг., первоначально по преимуществу применительно к детям младшего школьного возраста. В 1950-х гг. он исследовал развитие речи дошкольников, а несколько позднее переключился на изучение вопросов обучения детей чтению. В указанной монографии, посвященной психическому развитию детей дошкольного возраста, большое место отведено развитию речи дошкольников, в частности в раннем детстве. Д. Б. Эльконин, используя материалы ведущих специалистов по детской речи (особенно А. Н. Гвоздева, Н. X. Швачкина и др.) и своих сотрудников, провел тонкий и глубокий психологический анализ процессов становления у маленьких детей понимания речи взрослых, а также собственной активной речи.

Сокращенный вариант одноименной брошюры, вышедшей в изд-ве «Знание» (М., 1976). Д. Б. Эльконин много лет разрабатывал психологические основы обучения детей чтению и вместе с тем подготовил и издал свой экспериментальный «Букварь» (М., 1969, -1972). В публикуемой брошюре он изложил оригинальную методику обучения детей чтению.

Суть методики состоит в том, что в ней особое значение придается развернутому обучению ребенка анализу звуковой стороны языка, а затем воссозданию звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели согласно позиционному принципу чтения. В этом случае обучение чтению понимается как процесс перестройки у ребенка управления устной речью, превращения его в произвольный, сознательно регулируемый процесс с последующей автоматизацией. Формирование действия чтения имеет ряд закономерных этапов (фонемный анализ слов, формирование ориентировочной основы этого действия, ознакомление ребенка с буквами и формирование основного механизма чтения).

Психологический подход Д. Б. Эльконина к обучению чтению и его способы построения «Букваря» были использованы специалистами при создании учебно-методических пособий, предназначенных для первоначального обучения детей чтению на армянском, грузинском, эстонском, якутском, болгарском, польском языках. Последователи и ученики Д. Б. Эльконина продолжают совершенствовать его «Букварь» и методику обучения чтению на русском языке (в частности, применительно к работе в детских садах и в первых классах для шестилеток; см.: Л. Е. Журова, 1968, 1983; и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.