КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология этно-политических конфликтов 1 страница
Все этно-политические конфликты можно условно разделить на следующие основные типы в зависимости от целей вовлеченных в них сторон. 1. Конфликты, в основе которых лежит сепаратизм, стремле 2. Конфликты, обусловленные ирредентизмом, т.е. стремле
3. Споры относительно административного статуса той или 4. Пограничные споры, требования изменения границ. 6. Социально-политические конфликты на основе требова-| ния расширения представительства во власти и выравнивания уровня жизни в различных регионах. Например, такого рода требования лежали в основе конфликта в Таджикистане. Этот конфликт имел квазиэтническое измерение. В условиях слабости национальной идентификации северные таджики нередко воспринимались на юге (и наоборот) как представители нетаджикского этноса, поскольку отличаются языковыми и культурными особенностями. Разумеется, данная схема не отражает всего многообразия этно-политических конфликтов. Более того, в конфликте чаще всего присутствуют несколько из перечисленных типов. Так, вопрос о повышении административного статуса тесно увязывается с требованиями сохранения национальной самобытности и нередко выливается в сепаратизм. Часто сопутствуют друг другу вопросы об изменении границ и выделении моноэтнических образований. Например, идея создания Лезгистана на стыке территорий Азербайджана и Армении, самостоятельного курдского государства и т.п.
Как отмечал американский конфликтолог О.Надлер: «Современные конфликты обычно включают в себя несколько определенных уровней, начиная от личностного или психологического уровня до микросоциального или группового, а затем до макросоциального уровня, каждый из которых имеет одновременно различные измерения. В дополнение к такому многообразию все эти уровни и измерения достаточно часто переплетены таким образом, что можно с трудом определить, откуда все же следует начать или даже существует ли точка, более подходящая, чем другие». Хотя в данном случае речь идет о сложностях академического анализа конфликтных ситуаций сегодняшнего дня, очевидно, что взаимопереплетение различных причин и уровней противоречий значительно осложняет и практические меры по деэскалации и урегулированию. Сами типы конфликтов свидетельствуют, что в них заложены не просто противоречивые, а взаимоисключающие интересы сторон. Причем этно-национальное измерение придает конфликту особенно сильную эмоциональную окраску, еще более сужающую возможность компромисса. Поскольку многие современные конфликты происходят (происходили) на территории некогда единого государства, то, учитывая происходившие насильственные и естественные миграции населения, совместное проживание, наличие смешанных браков и проч., они, независимо от типа конфликта, нередко принимают форму, сходную с гражданской войной, наиболее жестоким и бескомпромиссным вариантом противостояния с разрушительными национальными последствиями. Главным противоречием в подавляющем большинстве современных конфликтов стало противоречие между правом наций на самоопределение и сохранением территориальной целостности государства. Вопрос о том, кого считать нацией, а кого этническим или национальным меньшинством, и что следует понимать под этими терминами начал стремительно политизироваться, утрачивая былой академизм. В.А.Тишков даже опубликовал в 1998 г. дискуссионную статью «Забыть о нации», пафос которой сводился к тому, что «со словом нация тесно связано понятие государственности и самоопределения. Эта традиция пришла из якобинского понимания и до последнего времени сохранялась в политической философии и в международном правеприменительно к государственным образованиям. Поэтому при употреблении данного понятия в его этническом контексте следуют простые мыслительные выводы, а затем и политические лозунги, что этнические казахи, русские, украинцы, татары, латыши и прочие как нации должны обязательно политически самоопределяться и иметь свое собственное государство. Если они не имеют "своей национальной государственности", то они есть некая полунация или не полностью состоявшаяся нация».
Как бы ни были прозрачны цели новых элит, но претензии на территорию и власть, облеченные в форму борьбы за самоопределение и национальные права выглядели респектабельно и заслуживали международной поддержки. Показательно, что поддержка предоставлялась при этом весьма выборочно. Так, многие малочисленные народы в бывшем СССР и России рассматривались на Западе именно как нации, которые имеют право на собственную государственность на своей территории. При этом во многом превышавшие их численно представители нетитульных этносов в западных государствах так и оставались этническими меньшинствами, национальные претензии которых можно ограничить исключительно культурной автономией. Проблема самоопределения, очевидно, сохранит свою остроту на долгие годы. Однако, как представляется, лозунги самоопределения и отделения должны учитывать и отношение к этому других народов, населяющих данное государство. В этом отношении представляется важной мысль Й.Галтунга, который, в принципе, всегда признавал право на самоопределение за всеми этнокультурнымии общностями. «Право на самоопределение представляет собой право народа определять свой статус в государстве и, соответственно, в мире, включая вариант независимости или вариант сохранения статус-кво. Но независимо от решения, право на автономию на низком или высоком уровне не предусматривает права на аутизм, на то, чтобы полностью игнорировать других, так же как право на свободу слова не предусматривает права игнорировать последствия применения такого права. В этом состоит важнейший принцип ответственности». Следует признать, что во многих случаях этот принцип не прини-мался во внимание, что стало одной из причин возникновения этно-политических конфликтов и перехода к вооруженным действиям.
Современные конфликты гораздо менее управляемы, чем поколение региональных или межгосударственных конфликтов периода «холодной войны». Во-первых, исчезновение биполярной структуры, обеспечивавшей большую устойчивость международных отношений, способствовало тому, что «правила игры», ранее жестко навязываемые США и СССР конфликтующим региональным партнерам, начали размываться, сделав участников конфликтов более безответственными, чем раньше. Ни в одном региональном конфликте его участникам не позволялось перейти черту, за которой могло последовать прямое столкновение между двумя сверхдержавами, хотя те и пытались максимально использовать глобальных партнеров в собственных интересах. Во-вторых, конфликтующие стороны в большинстве своем не являются государствами, так или иначе вынужденными подчиняться нормам международного поведения. Примером международной коллективной реакции на несоблюдение требований мирового сообщества была, в частности, операция «Буря в пустыне», заставившая иракскую армию уйти из Кувейта. Ныне происходит дробление участников конфликта, появление новых самостоятельных сил. В частности, военные группировки, подчиняющиеся полевым командирам, стремятся действовать на свой страх и риск, выйти из подчинения политических лидеров. Большое распространение получает на этом фоне терроризм.
Вопрос об использовании силы негосударственными субъектами приобретает особую значимость. Фактически идет процесс десуверинизации государства в плане постепенной утраты им монополии на легитимное использование военной силы. В ходе конфликта происходит изменение ролевых функций — независимые и незаконные военные группировки становятся частью милиции, вооруженных сил, а затем снова порывают с официальными структурами. Такого рода превращения имели место в Чечне, в Палестине, на Балканах. Некоторые новые государства, которые прямо или косвенно вовлечены в конфликты, имеют серьезные слабые стороны. К ряду из них применимо либо понятие «квазигосударство», т.е. государство, не обладающее реальными возможностями осуществлять свои функции, либо даже понятие «провальное государство» (failed state) — не способное регулировать жизнь общества. Разумеется, данное состояние можно рассматривать как переходное и временное, однако оно усиливает нестабильность. В условиях правового беспредела и паралича официальных силовых структур вынуждено вооружаться население для обеспечения собственной безопасности. Кроме того гарантии, которые в ходе урегулирования могли бы быть представлены обеими сторонами, не рассматриваются ими как действительно заслуживающие доверия. Слабость государственных структур порождает сомнения относительно возможности находящихся у власти сил (не говоря уж об их оппонентах) обеспечить реализацию взятых на себя обязательств. Это в еще большей степени относится к негосударственным образованиям, руководство которых не имеет реальных средств обуздания экстремистов, больше вынуждено прибегать к популистским лозунгам и мерам и т.п. Этно-политические конфликты, судя по всему, надолго останутся одним из характерных явлений современных международных отношений. Как уже отмечалось, они с трудом поддаются урегулированию и даже при определенной стабилизации требуют постоянного международного внимания — латентная фаза может легко перейти в новый вооруженный кризис. Несмотря на наличие общих черт, каждый этно-политический конфликт глубоко индивидуален, что обусловлено особенностями культуры и психологии его участников. И наконец, он наносит очень глубокие раны, нередко сопровождается этническими чистками, создает проблему беженцев, что способствует сохранению у этнических групп на многие годы и даже десятилетия травмированной исторической памяти и стремления к реваншу.
КОНФЛИКТЫ НА АФРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ И ПУТИ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ А.Л.Емельянов
настоящее время на африканском континенте происходит гораздо больше конфликтов, чем на любом другом. Самый кровавый конфликт в послевоенное время — в Руанде и Бурунди — унес только по официальным данным не менее двух миллионов человек, а всего в 50 африканских конфликтах за сорок лет, прошедшие после обретения независимости, погибло более пяти миллионов человек. И, несмотря на это, международное сообщество гораздо больше внимания уделяет странам бывшей Югославии и Кашмиру. И только после 11 сентября весь мир по-настоящему понял, что международная безопасность зависит не только от позиции ведущих государств мира, но и от региональной безопасности. Кроме того, любой конфликт приводит помимо жертв и материального ущерба участвующих в нем сторон, к увеличению количества беженцев, часть из которых всеми правдами и неправдами оседает в благополучных странах Европы, США и Канады, распространению болезней, от попадания носителей которых не застраховано ни одно государство, к расширению базы для мирового терроризма и распространения наркотиков, губительно воздействует на природу, а при определенных обстоятельствах может привести к экологической катастрофе, наконец, к неизбежному нарушению прав человека. Следствием конфликта является отступление на более низкую ступень экономического развития, и как результат — распространение нищеты и социальных потрясений. Все эти обстоятельства выдвигают на передний план задачу предотвращения конфликтов, а если он все-таки произошел — то его скорейшее урегулирование. Но для максимально эффективной реализации этой задачи необходимо отчетливо представлять причины кон-фликтов и их типологию применительно к африканскому континенту, который и в рассматриваемых вопросах имеет свои особенности. Эта сложная и актуальная задача была решена российским политологом Д.В.Поликановым. Можно условно выделить несколько групп факторов, способных спровоцировать конфликт и привести к его перерастанию в вооруженную фазу: факторы военно-силового характера, факторы социально-экономического характера и факторы социально-психологического характера. К первой группе относятся противоречия, возникающие при установлении и регулировании отношений силы на различных уровнях. На международном — речь идет о влиянии на конфликты великих держав. Это не только ушедшее в историю противостояние США и СССР, которое играло определенную роль в разжигании и поддержании конфликтов на континенте, но и бывших метрополий, которые реализовали свои интересы через дружественные им режимы, влияя на них поставками вооружения и оказанием экономической помощи вне зависимости от агрессивности внешней политики и стабильности ситуации внутри государства. После ликвидации биполярного устройства мира и ослабления интереса ведущих государств мира и Африке в начале девяностых годов появилась новая разновидность конфликтов на национальном и местном уровнях, которые возникали во многом лишь потому, что их инициаторы были уверены в международном невмешательстве в них. На региональном уровне отмечается борьба за лидерство и становление новых центров силы, которые являются неоспоримыми лидерами субрегиональных группировок — Нигерия (ЭКО-ВАС) и ЮАР (САДДК). Для них международные конфликты становятся не только средством реализации своих интересов, но и своеобразным каналом самоутверждения, открывающим дополнительные возможности для повышения собственного статуса через миротворчество. К региональному уровню относятся конфликты между двумя государствами, не претендующими на лидерство в регионе, а стремящиеся к расширению сферы своего влияния. При этом слабые в экономическом отношении африканские государства представляют силу как, прежде всего, военный потенциал, игнорируя общепринятый набор факторов силы — население, обеспеченность ресурсами, экономический потенциал, уровень развития науки и техники и т.д. Милитаризация континента, пик которой приходился на восьмидесятые годы, продолжается. Несмотря на относительное сокращение военных расходов, Тропическая Африка является пятым по величине рынком вооружений. Африканские государства часто избирают военные методы для самоутверждения еще и потому, что их уровень силы еще недостаточно велик для того, чтобы представлять угрозу взаимного уничтожения. Следующая группа причин, лежащих в основе конфликтов — факторы социально-экономического характера. Речь идет, прежде всего, о той или иной форме борьбы за материальные ресурсы, которые столь часто являются объектом конфликта, а также проблема бедности и отставания в развитии. Если межгосударственная борьба за территорию во многом отошла в прошлое, то проблема границ и их соответствия реальному этническому делению по-прежнему стоит очень остро. Хотя с 1964 по 2001 г. Организация африканского единства была фактическим гарантом сложившихся еще в колониальное время границ, тем не менее, часто возникали и возникают пограничные конфликты. Борьбу за территорию и природные богатства можно назвать важной составляющей и внутригосударственных конфликтов. Тяжелое экономическое положение африканских стран, ограниченность материальных и финансовых ресурсов усугубляют борьбу за их распределение. В условиях неэффективных структур государственного управления, неспособных направить конкуренцию различных социальных групп в рамки созданных политических институтов, противостояние все чаще приобретает вооруженный характер. Демографический фактор и неконтролируемые процессы миграции, в том числе за счет беженцев и перемещенных лиц, также ведут к замедлению темпов экономического и социального развития, а как следствие и к конфликтам. Сепаратисты видят в вооруженной борьбе за отделение, в первую очередь, возможность для своего народа или этнической группы получить в пол-распоряжение ресурсы данной территории и увеличить свое влияние. Однако следует учитывать, что многие внутренние, в |особенности этнические конфликты, начинаются не с попыток завоевать суверенитет над территорией, однако, если на раннем этапе не устранить причины для недовольства, то чаще всего такой конфликт выльется в движение за отделение. Положение усугубляется еще и тем, что нищенское существование населения ведет к формированию бандитских образований, часто примыкающих к вооруженной оппозиции. Последнюю группу факторов, способствующих возникновению конфликтов, составляют социально-психологические, связанные, прежде всего, с особенностями этнического мышления и таким понятием, как трайбализм. Перенесение этно-племен-ных форм организации и культуры на более крупные политические институты неизбежно ведет к возникновению трений между различными группами. В условиях конфликта это приводит к феномену "искаженного восприятия" и усилению влияния существующих негативных стереотипов, возникновению и поддержанию "образа врага". Положение усугубляется высокой степенью персонификации власти на африканском континенте, когда развитие ситуации зависит от опыта ситуативного поведения лидера, его мотивации, готовности к использованию военно-силового аппарата. Многие лидеры являются выходцами из армейских кругов, и, соответственно, имеют иной опыт ситуативного поведения, нежели гражданские политики. Во многих случаях проблемы меньшинств и межэтнических отношений намеренно используются для реализации экономических и властных интересов определенной группы. Возникновение негативных стереотипов и образа врага в Африке связано с практически перманентными конфликтами, а ошибочное восприятие одним из участников конфликта намерений противоположной стороны может привести к обострению ситуации. Люди склонны принимать свои страхи за намерения другой стороны. В результате возникает тенденция воспринимать собственные действия как ответные, вынужденные, в то время как действия противоположной стороны расцениваются в качестве провокационных. В подобной обстановке нагнетания напряженности возникает четкое внешнее разделение на "своих" и "чужих" вне зависимости от того, состоялся или нет индивидуальный выбор. К социально-психологическим факторам относятся пять основных признаков агрессивности руководителей государств, ведущих к расширению и усугублению международных конфликтов: чрезмерное внешнее давление; недостаточная способность государства приспосабливаться к внешним изменениям; преимущества данного государства, вытекающие из соотношения сил с другими странами, и возникающее вследствие этого желание воздействовать на внешнее окружение, необходимость приспособиться к нему; степень легитимизации статуса правительства; эффективность деятельности политического руководства, т.е. реагирование на окружающее воздействие, выбор подходящих средств осуществления поставленных целей. Следует отметить и ту роль, которую могут сыграть средства массовой информации в углублении конфликта, их воздействие может быть краткосрочным и долговременным, прямым и косвенным, наиболее эффективным представляется долговременное косвенное влияние СМИ внутри собственной страны. Они формируют общественное мнение и общественные настроения, придают им нюансировку, эмоциональные оттенки, акцентируют внимание на одних и приглушают другие темы в пропаганде. Климат, сложившийся при помощи СМИ, выступает как важнейший внутриполитический фон, который формирует восприятие и оценку информации, связанной с возможностью конфликта. Одни и те же сообщения будут восприняты и оценены совершенно по-разному в спокойной атмосфере и в ситуации, пропитанной духом истерии и подозрительности. Можно выделить несколько основных путей распространения конфликта: а) мятежники (часто с одобрения правительства соседней страны) могут захватить приграничные районы; б) правительство одного государства может принять меры для того, чтобы ликвидировать базы повстанцев, расположенные на территории соседней страны; в) в результате различных попыток ослабить регионального соперника; г) миграции беженцев явля-ся одним из направлений интернационализации внутренних столкновений или расширения международного конфликта; д) распространению конфликта способствует и торговля стрелко-IM оружием (наиболее дешевый вид), которое часто уходит из 'горячих" точек в районы потенциального вооруженного столк-ювения; е) наконец, может сказаться и демонстрационный эф-фект, когда успехи повстанческих движений в соседних странах подогревают экстремистские настроения внутри данной страны. Обозначив основные факторы, способные спровоцировать конфликт и привести к его перерастанию в вооруженную стадию, следует отметить, что в реальных конфликтах очень часто наблюдается взаимодействие и переплетение факторов из различных групп. Поэтому возникает необходимость выделения типов конфликтов; их классификация строится, главным образом, на основе трех параметров: уровня (международный, региональный, субрегиональный или локальный), характера участников (межгосударственный, внутренний или внутренний интернали-зированный) и причин (политический, социально-экономический, социально-психологический). В свою очередь, классификация конфликтных ситуаций на африканском континенте базируется на причинах, характере участников и особенностях развития конфликта: а) конфликты, отражающие комплекс противоречий, возникающих на почве религиозных и конфессиональных отношений в большинстве случаев между арабизированным и африканским населением стран, расположенных в зоне, которая разделяет Тропическую Африку и Магриб (примеры Эфиопии, Судана, Чада); б) конфликты, возникающие на почве борьбы этнических групп за доминирование во власти и распоряжение ресурсами внутри государства (например, Руанда, Бурунди); в) противостояние между вооруженными группировками полукриминального характера в условиях распада государственных структур (Либерия, Сомали). В современной конфликтологии существует традиционное разделение мер, направленных на предотвращение, урегулирова-ние и разрешение конфликтов: а) создание систем раннего предупреждения; б) превентивная дипломатия; в) укрепление мер доверия, контроля над торговлей вооружениями и т.п. При формировании систем раннего предупреждения главными проблемами являются не только своевременный сбор и анализ данных, но и обеспечение принятия решения на основе полученной информации, что доказывает опыт руандского конфликта 1994 года. В последнее десятилетие возрастает роль превентивной дипломатии, прежде всего, через дипломатическое вмешательство на ранней, невооруженной стадии конфликта, а также через политические мероприятия по пропаганде культуры мира, компромисса и мирного сосуществования различных социальных групп. Большое значение имеет совершенствование мер доверия в рамках международных, региональных и субрегиональных объединений и поддержки усилий в этой области. При урегулировании конфликтных ситуаций выделяются два крупных направления: переговоры и миротворчество (осуществляемое через посредничество, примирение, арбитраж, предоставление добрых услуг, использование международных правовых механизмов (Международный Суд), а также принуждение к миру и санкции. При использовании переговоров как средства урегулирования важно создать благоприятную атмосферу и наладить каналы коммуникации между сторонами. В последнее время возрастает роль "второго направления дипломатии", т.е. неофициального посредничества, обладающего целым рядом преимуществ по сравнению с формализованными процедурами традиционного официального вмешательства третьей стороны. Все большее значение приобретает и деятельность Международного Суда, способного эффективно разрешать межгосударственные территориальные споры. Выделяются и такие относительно новые направления, как принуждение к миру и санкции. Если первая концепция находится еще в стадии разработки, то в отношении санкций у международного сообщества открываются новые возможности через их направленное использование против одной из сторон, срывающей выполнение мирных соглашений, а также желание возложить бремя санкций на руководство той или иной стороны, чтобы в меньшей степени повлиять на положение наименее обеспеченных слоев населения, которые в настоящий момент больше всего страдают от применения санкций. Разрешение конфликтов происходит в русле концепции укрепления мира, которая подразумевает интеграцию противоборствующих сторон в политические структуры, их вовлечение в совместные экономические проекты и культурное взаимопроникновение. Если интегрирование расколотого войной общества осуществляется за счет внутренних ресурсов, прежде всего, в рамках демократических процедур и обеспечения более справедливого распределения власти и общественного богатства, то экономические меры требуют в африканских условиях активного содействия международного сообщества, в том числе через оказание финансовой и технической помощи. Говоря о роли ООН и решении проблемы нестабильности на африканском континенте необходимо подчеркнуть появление качественно новых направлений, в частности, таких как превентивное размещение войск и принуждение к миру. На основе опыта миссий ООН в Анголе, Либерии, Мозамбике, Намибии, Сомали, ЦАР открываются широкие возможности, которыми обладает организация при урегулировании и разрешении конфликтов. Необходимо совершенствовать механизмы сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными структурами безопасности, обеспечивающие тесное взаимодействие на различных уровнях принятия решений. Одним из важнейших гарантов сохранения мира и укрепления безопасности на континенте была Организации африканского единства (ОАЕ). Несмотря на то, что она прекратила свое существование, а ее место занял Африканский Союз, но он к настоящему времени пока никак себя не проявил на ниве миротворчества, опыт ОАЕ явно недооценен. Она в целом справлялась с разрешением межгосударственных конфликтов, но усилия, предпринимаемые ей в отношении внутренних конфликтов, были явно недостаточны. Тем более, в последнее десятилетие существования ОАЕ четко прослеживалась тенденция передачи функций миротворчества, включая и вооруженное вмеша-тельство, на уровень субрегиональных организаций континента. Неоднократно на разных уровнях, включая и ООН, поднимался вопрос о создании межафриканских миротворческих сил. При этом основными вопросами являются обеспечение надлежащего финансирования и соблюдения миротворцами принципа беспристрастности, а также сложный процесс выработки функционирования подобных сил. После распада СССР и фактического самоустранения Российской Федерации от миротворчества в Африке, США остались единственной державой активно и открыто вмешивающейся во внутренние дела государств черного континента. Помимо международных организаций в настоящее время только США обладают достаточным политическим, экономическим и военным потенциалом для предотвращения или урегулирования (при условии хорошей и всесторонней подготовки, содействия мирового сообщества и африканских стран) практически любого африканского конфликта. Без учета американской позиции практически невозможно дать объективную оценку любому конфликту на черном континенте. Сама по себе концепция "миротворчества" возникла практически сразу же после победы американской революции в конце XVIII века и выступала одним из важных и эффективных инструментов внешней политики. Данная концепция неоднократно изменялась, а применительно к современной Африке в самых общих чертах — умиротворение во время этнических и гражданских беспорядков. Впервые она была реализована в Сомали в рамках миротворческих операций ООН, начавшихся в декабре 1992 г. Для США было важно показать, кто является подлинным вершителем судеб Африки. В 1993 г. в Сомали действовали более трех тысяч американских военнослужащих и более семи тысяч морских пехотинцев, оснащенных самым современным оружием и боевой техникой. Но штабные офицеры не учли африканскую специфику, они рассчитывали использовать племенные и клановые разногласия, когда в распавшемся государстве воевали все. Но против американцев поднялся весь народ, от детей и женщин до глубоких стариков, отодвинув на задний план свои разногла-сия. Сразу же после почти полного истребления в ночь с 3 на 4 |октября элитного подразделения американского спецназа, ата-рковавшего штаб-квартиру полевого командира М.Айдида, конт-ролировавшего столицу Сомали Могадишо, началась эвакуация американских подразделений. После поражения США от иррегулярных отрядов, ведущих партизанскую войну, администрация Б.Клинтона сформулировала основные цели американского миротворчества на черном континенте — предотвратить распад ключевых африканских стран, так как последствия этого может затронуть национальные интересы США. Африка представляется полигоном для отработки моделей урегулирования конфликтов, большинство из которых в настоящее время возникает не между государствами, а внутри них. Администрация Д.Буша-ст. внесла в них существенные изменения. На первый план выходит военно-политическая составляющая, то есть готовность применить силу против тех стран и политических группировок, которые, по мнению американцев, являются источниками терроризма, в первую очередь Судан, Ливия и Сомали. Правда при этом звучит существенная оговорка — борьба против террористов не является войной цивилизаций. Одним из самых длительных, ожесточенных и кровавых конфликтов, который удалось урегулировать с помощью ООН, является конфликт в Анголе. До получения независимости в 1975 г. в стране действовали три основных повстанческих группировки — МПЛА во главе с А.Нето, УНИТА во главе с Ж.Савимби и ФНЛА во главе с Х.Роберто. Во время годового переходного периода между ними началась борьба за власть, победителем из которой вышла МПЛА, поддержанная СССР. Тогда из Намибии двинулась бронетанковая колонна ЮАР с целью сорвать провозглашение независимости и привести к власти УНИТА. Бойцам МПЛА удалось приостановить продвижение колонны, а сразу же после официальной церемонии кубинские интернационалисты с помощью самого современного советского оружия разгромили юаровские войска. Но механизм гражданской или, более точно, этнической войны был уже запущен. УНИТА контролировала южную часть Анголы, населенную овимбунду, чуть более 30% населения, ФНЛА — север, населенный баконго, более 10%. МПЛА поддерживал СССР, УНИТА - США, ЮАР, на некоторых этапах Китай, ФНЛА соседний Заир, современная Демократическая Республика Конго. Кроме того, существовал ФЛЕК -Фронт освобождения Кабинды, северного анклава Анголы, чрезвычайно богатого нефтью. При подобной расстановке сил и международной поддержке победить смогла бы только та сторона, которая физически уничтожит этническую базу группировки, а это многие миллионы человек с каждой стороны.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |