Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Волны массовой еврейской иммиграции («алии») и форми­рование общинно-культурного облика израильского общества




Термин «алия» («восхождение») применительно к репатриации евреев в Палестину/Эрец-Исраэль возник в эпоху возвращения из вавилонского пленения. С этого времени алия стала постоян­ным явлением еврейской истории, осуществлением пророчеств об избавлении. Приток евреев из стран рассеяния поддерживал существование еврейской общины в Палестине/Эрец-Исраэль в течение многих веков после разрушения Второго храма. Под араб­ским владычеством еврейское население Палестины/Эрец-Ис-раэль постоянно уменьшалось, однако к концу XIX века достиг­ло 25 тысяч человек.

Репатрианты нового типа, движимые национальным созна­нием и ставившие целью освоение и заселение Палестины/Эрец-Исраэль, начали прибывать в страну с 1882 г. Волну репатриан­тов между 1882 и 1903 гг. принято называть первой алией. Во главе движения, вызвавшего первую алию, стояла небольшая группа молодежи, убежденная, что проблема преследования ев­рейского народа может быть решена лишь путем его возвраще­ния на свою историческую родину. Именно тогда начался и про­цесс возрождения языка иврит. На протяжении менее четверти века иврит превратился из литературного языка немногочислен­ной элиты в язык современной нации, живущей в своем госу­дарстве. В том, что это возможно, многие — даже в самом сиони­стском движении — испытывали значительные сомнения. Даже Теодор Герцль, которого принято считать основателем полити­ческого сионизма, заметил в дневнике, что «в будущем еврейс­ком государстве придется подумать насчет языка для народа, ибо кто из нас знает иврит настолько, что может хотя бы объяснить­ся с кассиром о билете на поезд». Главным залогом победы был добровольный выбор иврита как языка повседневного общения в прибывших в Эрец-Исраэль в первой четверти XX в. семьях репатриантов, в городах и общинных сельскохозяйственных по­селениях. Исторические и культурные корни иврита восходили к библейскому периоду, когда еврейский народ был доминирую щим народом в Палестине/Эрец-Исраэль. Поэтому было очень символично, воссоздавая свое государство на своей древней зем­ле, выбрать древний язык своего народа в качестве основного языка этого государства. Ожидалось (и эти ожидания вполне оправдались), что евреи приедут в Палестину/Эрец-Исраэль из многих стран рассеяния, где они говорили на разных языках. Несмотря на все различия между течениями и группировками в сионистском движении, существовал консенсус относительно необходимости построения «национального дома» для еврейско­го народа.

Финансовая и административная помощь барона Эдмонда де Ротшильда позволила приобрести новые земельные участки и в 1880-е — 1890-е гг. основать поселения Ришон ле-Цион, Зих-рон-Яаков, Иесуд ха-Маала, Экрон, Гедера, Беер-Товия, Рехо-вот, Нес-Циона, Хадера и другие, в которых жили около десяти тысяч евреев. В начале 1880-х гг., движимые мессианскими чая­ниями, стали прибывать евреи из Йемена. За годы первой алии в Палестину/Эрец-Исраэль прибыло около 25 тысяч человек, уве­личив еврейское население страны до 47 тысяч человек, однако многие из них покинули страну из-за крайне тяжелых условий жизни. Земли во владении евреев составляли около десяти тысяч гектаров.

Следующая, так называемая вторая алия (1904-1914 гг.), была вызвана усилением национального самосознания евреев России после Кишиневского погрома 1903 года, антисемитских эксцес­сов в ходе революции 1905 года и находилась под влиянием идеи синтеза социализма и сионизма. В 1909 году в Палестине/Эрец-Исраэль была основана первая сельскохозяйственная коммуна — киббуц Дгания. В эти же годы возобновилась (и продолжалась вплоть до первой мировой войны) также репатриация йеменских евреев, вызванная волной религиозных преследований и тяжелой засухой 1903-1905 гг., во время которой погибли тысячи человек.

Общая численность второй алии составила около сорока ты­сяч человек, и хотя многие покинули страну, еврейское населе­ние Палестины/Эрец-Исраэль к 1914 г. достигло 85 тысяч чело­век. Площадь земельной собственности во владении евреев соста-вила 41,8 тысяч гектаров. В этот период возник ряд новых сельс­кохозяйственных поселений, а в 1909 г. был основан Тель-Авив, где открылась первая гимназия с преподаванием на иврите.

Третья алия (1919-1923 гг.) была продолжением прерванной войной второй алии и стимулировалась массовыми погромами в России в период гражданской войны и декларацией министра иностранных дел Великобритании А.Д.Бальфура о благосклон­ном отношении к созданию еврейского «национального очага» в Палестине/Эрец-Исраэль, с последовавшим за ней установлени­ем в этом регионе британской власти. В эти годы возникли мно­гочисленные сионистские молодежные движения, организовав­шие прибытие в Палестину/Эрец-Исраэль десятков тысяч чело­век (преимущественно, из Украины, Польши и других районов бывшей «черты еврейской оседлости» в Российской империи).

В результате арабского давления британская мандатная ад­министрация опубликовала в сентябре 1920 года указ, ограничи­вавший квоту еврейской иммиграции в страну (16.500 человек в год). В 1922 г. была опубликована так называемая «Белая книга» У.Черчилля (он был тогда министром по делам колоний в прави­тельстве Великобритании), ограничивавшая понятие «националь­ного очага» только западной частью Палестины/Эрец-Исраэль (то есть исключавшая Заиорданье) и декларировавшая, что алия будет разрешена только с «учетом экономической емкости стра­ны в каждый период времени и в соответствии с интересами уже проживающего в стране населения». Несмотря на эти ограниче­ния, численность третьей алии составила свыше 35 тысяч чело­век, так что к концу 1923 г. еврейская община насчитывала бо­лее 93 тысяч человек, а обрабатываемые евреями земли состави­ли 56 тысяч гектаров.

Четвертая алия (1924-1928 гг.) явилась в основном результа­том антиеврейской экономической политики, проводившейся правительством Польши, и введения иммиграционных ограни­чений в США. В 1924 г. в страну прибыло около 13 тысяч евреев, из которых половину составляли выходцы из Польши. Большин­ство репатриантов были обладателями небольших капиталов, приток которых способствовал быстрому развитию мелких пред-приятии и расширению строительства. В 1925 г. число репатриан­тов достигло рекордной цифры — 34 тысячи человек. В следую­щем году из-за экономического кризиса в Палестину/Эрец-Исра-эль прибыло лишь 13 тысяч репатриантов, а 6.500 человек поки­нули страну; в 1927-1929 гг. репатриировались еще около 10 тысяч человек, однако приблизительно столько же оставили страну. Всего за годы четвертой алии в Палестину/Эрец-Исраэль прибыли око­ло 85 тысяч евреев (в том числе девять тысяч из Йемена), из кото­рых уехали около 20 тысяч человек. Четвертая алия способствова­ла резкому увеличению городского еврейского населения и разви­тию еврейской торговли и промышленности.

Пятая алия (1929-1939 гг.) состояла в основном из евреев, покинувших Германию и сопредельные страны в результате при­хода к власти нацистов (1933). Репатрианты пятой волны значи­тельно обогатили духовную и культурную жизнь Палестины/Эрец-Исраэль, внеся большой вклад и в создание юридической систе­мы страны.

Опубликованная англичанами в мае 1939 г. так называемая «Белая книга» М.Макдональда, последовавшая за арабским вос­станием 1936-1939 гг. в подмандатной Палестине/Эрец-Исраэль, устанавливала иммиграционную квоту на ближайшие пять лет в пятнадцать тысяч человек в год, несмотря на преследование ев­реев нацистами в Европе. В 1939 г. в страну смогли прибыть лишь менее четырнадцати тысяч евреев. Всего с пятой алией в страну прибыло свыше 250 тысяч человек. Еврейское население Палестины/Эрец-Исраэль достигло в 1940 г. 450 тысяч человек и владело 150 тыс. гектаров земли.

В ответ на иммиграционные ограничения началась нелегаль­ная иммиграция. Нелегальные иммигранты прибывали главным образом из Европы, а также из Ирака, Сирии, Египта и Ирана. Значительный вклад в организацию нелегальной алии из восточ­ных стран внесли еврейские общины Сирии и Ливана. В городах Халеб (Алеппо), Дамаск, Камышлы (на сирийско-турецкой гра­нице) и Бейрут действовали штабы нелегальной иммиграции.

Начало второй мировой войны несколько ослабило полити­ческую борьбу за алию, так как еврейские учреждения сотрудни-чали с британским правительством в борьбе с нацистской Гер­манией. Однако практические мероприятия не ослабевали и со­средоточились на спасении евреев от физического уничтожения. В первые годы войны, когда еще не вся Европа была под влас­тью Германии, оставалась возможность организовывать отправ­ку судов с еврейскими беженцами из различных портов. В пос­ледующие годы эта возможность исчезла. Британские власти, ког­да им удавалось перехватить суда с беженцами, переправляли репатриантов на Кипр (в одном случае — на о.Маврикий), где они (всего около 55 тысяч человек) содержались в особых лаге­рях вплоть до создания Государства Израиль. Несмотря на чини­мые британскими властями препятствия, в 1940-1945 гг. в Пале-стину/Эрец-Исраэль было нелегально доставлено морским пу­тем около 60 тысяч человек Одновременно продолжалась неле­гальная алия из стран Востока (около 7.500 человек).

Хотя всему миру стало известно о Холокосте — Катастрофе европейского еврейства, ограничения на иммиграцию не были отменены и после окончания войны. Поэтому нелегальная алия стала основным способом репатриации евреев вплоть до образо­вания Государства Израиль В 1945 г. в страну прибыло 4.400 нелегальных иммигрантов, в 1946 г. — около 23 тысяч, в 1947 — около 44 тысяч человек. Нелегальная иммиграция превратилась в разветвленное и многостороннее движение. Сотни тысяч бежен­цев находились в лагерях для перемещенных лиц в Германии, од­нако британские власти не разрешали им репатриироваться в Па-лестину/Эрец-Исраэль. Всего с начала нелегальной иммиграции (1934 г.) в страну прибыло около 115 тысяч нелегальных иммиг­рантов, из них около 80% — морским путем. За период британско­го мандата в Палестину/Эрец-Исраэль репатриировалось легаль­но и нелегально около 500 тысяч человек. К моменту создания государства еврейское население подмандатной Палестины/Эрец-Исраэль составляло около 650 тысяч человек; в руках евреев нахо­дилось 180 тысяч гектаров земли.

Провозглашение Государства Израиль было воплощением ча­яний сионизма, видевшего в создании еврейского государства первый и решающий шаг на пути национального освобождения еврейского народа — его превращения в равноправную и суве­ренную нацию. Решение ООН о создании еврейского государ­ства в Палестине/Эрец-Исраэль (29 ноября 1947 г.) было между­народным признанием не только права на самоопределение ев­рейского населения страны, но и права всего еврейского народа на свое государство, и потому репатриация еврейского народа на свою историческую родину является осуществлением историчес­кой миссии и моральным оправданием еврейского государства. Создание Государства Израиль положило конец ограничениям на репатриацию в Эрец-Исраэль, налагавшимся чужеземными властями. Декларация независимости Израиля, принятая 15 мая 1948 г., провозглашает, что вновь созданное государство откры­то для репатриации евреев всего мира, уже в первый год суще- ствования Государства Израиль в него прибыли 203 тысячи ре- патриантов.

Существование суверенного еврейского государства и его ус- пехи в сочетании с целенаправленным распространением сио­нистской идеологии среди евреев диаспоры и оказанием помо­щи новоприбывшим являются важнейшими факторами, стиму­лирующими алию в Израиль. Израильское общество в основном состоит из репатриантов и их потомков. В 1948-1951 годах в Из­раиль переселились целые еврейской общины: 37 тысяч из 45 тысяч евреев Болгарии, 30 тысяч из 35 тысяч евреев Ливии, 124 тысячи из 130 тысяч евреев Ирака (операция «Эзра и Нехемия»), около 100 тысяч из 150 тысяч переживших Катастрофу евреев Польши, около 117 тысяч из 350 тысяч евреев Румынии. В 1949-1950 годах Израиль провел операцию «Ковер-самолет»: в тече­ние двух лет каждые два дня осуществлялся прямой перелет из Йемена в Израиль, таким образом репатриировались 48 тысяч из 50 тысяч йеменских евреев.

С момента провозглашения Израиля и по конец 2003 г. в страну репатриировалось 2 миллиона 950 тысяч человек. После пика массовой алии 1948-1951 гг., когда население страны удво­илось за три года, наступил временный спад, частично вызван­ный тем, что правительство Израиля — в первый и, на сегодняш­ний день, последний раз — приняло решение о введении иммиграционных квот. В 1954-1957 гг. в Израиль прибыла новая волна репатриантов (около 160 тысяч человек). Среди новоприбывших было шестьдесят тысяч евреев из Марокко, пятнадцать тысяч — из Туниса, тридцать пять тысяч — из Польши, значительную часть которых составляли евреи, вернувшиеся в Польшу и Румынию из СССР. Вслед за венгерским восстанием 1956 года в Израиль нелегальным путем прибыло около девяти тысяч евреев Венг­рии. После Синайской кампании (октябрь 1956 года) в страну репатриировались почти пятнадцать тысяч евреев Египта. Но­вый подъем алии относится к 1961-1964 гг., когда в страну при­было около 220 тысяч репатриантов, преимущественно из Се­верной Африки (около 100 тысяч, главным образом из Марокко) и Румынии (около 63 тысяч человек). После победной Шести­дневной войны (июнь 1967 года) в Израиль стали прибывать мно­гочисленные репатрианты из Советского Союза и англоязычных стран (США, Канады, Австралии, Южной Африки), впоследствии — также из Франции (с момента создания Израиля из этой стра­ны прибыли более семидесяти тысяч человек), Аргентины (всего из этой страны репатриировались более 65 тысяч человек) и Эфи­опии. Между 1967 и 1984 гг. в Израиль прибыло около полумил­лиона репатриантов, из них: около 35% — из СССР, 13% — из Северной и Южной Америки, 7% — из Франции, 6% — из Румы­нии, 6% — из Северной Африки, 4% — из Ирана, 3% — из Англии. Среди репатриантов из Советского Союза большую часть состав­ляли выходцы из европейских республик, однако алия из кавказ­ского региона (прежде всего, из Грузии, Дагестана и Азербайджа­на) и из Узбекистана также была значительной. С 1967 по конец 1982 г. в Израиль репатриировалось около половины всех евреев Грузии. Репатриация евреев Узбекистана (так называемых «бухар­ских евреев») началась в 1971 г., и до конца 1982 г. в Израиль репатриировалось около шестнадцати тысяч человек. Численность прибывших в Израиль «горских евреев» (большая их часть — жи­тели Дагестана) за период с 1972 по 1982 г. составила одиннадцать тысяч человек. В середине 1980-х гг. алия упала до самого низко­го уровня за всю историю Израиля; в 1986 г. в страну прибыло менее 10 тысяч репатриантов. Однако уже в 1987 г. началась но-вая волна алии из Советского Союза: число репатриантов из СССР удесятерилось по сравнению с предыдущим годом (2.096 против 202 человек), причем власти стали разрешать выезд мно­голетним «отказникам» (так называли людей, которым отказы­валось в их просьбе на выезд в Израиль на постоянное место жительства).

Подлинный перелом в масштабах алии произошел в 1989 г.: число репатриантов — 24 тысячи (из них более половины — из Советского Союза) — в два раза превысило среднегодовой пока­затель четырех предыдущих лет. В рекордном 1990 г. число ре­патриантов достигло почти 200 тысяч (лишь в 1949 г. их число было больше — 240 тысяч человек); более 92% из них прибыли из СССР. Хотя именно в 1991 г. начали осуществляться прямые авиарейсы из Москвы (а позднее — и других городов) в Израиль, темпы алии начали снижаться. За первые шесть месяцев из Со­ветского Союза приехало 88 тысяч человек, то есть на 34% мень­ше по сравнению с предшествующим полугодием. Во втором полугодии 1991 г. в Израиль из СССР прибыли 59 тысяч чело­век. В 1992-2000 гг. численность репатриантов из стран СНГ и Балтии составляла от 46 до 67 тысяч человек в год, составляя примерно 80% общего числа прибывавших. В последующие годы численность репатриантов из стран СНГ и Балтии резко снизи­лась, составив в 2003 г. лишь 12.549 человек — меньше, чем в любой год из предшествующих пятнадцати лет.

3. Этнодемографическая и национально-религиозная структура израильского общества

В начале 2004 г. из всего населения Израиля евреи составляли 76.4% (5 миллионов 181 тысяча человек), арабы — 19.3% (1 мил­лион 311 тысяч человек); 288 тысяч человек принадлежат к иным национальностям. Среди последних имеется 27 тысяч христиан из числа прямых родственников репатриантов из бывшего СССР и 261 тысяч неевреев, прибывших в страну на основании Зако­на о возвращении и не определивших своей религиозной при-надлежности. Конфессиональная структура арабского населе­ния: 1 миллион 82 тысячи мусульман, 117 тысяч христиан и 111 тысяч друзов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.