Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Еврейское население Израиля




Происхождение из той или иной еврейской субэтнической груп­пы не влияет на официальное положение в израильском обще­стве и не отражается в официальных документах. Однако с точки зрения ментальное™ и культуры, а также места, которое они занимают в экономической и политической жизни страны, раз­личия между этими группами все еще значительны.

На основании происхождения от соответствующих этнолин­гвистических групп еврейское население Израиля делится сле­дующим образом.

К ашкеназам, языком повседневного общения которых в стра­нах рассеяния был идиш, принадлежат выходцы из Восточной и Центральной Европы, Северной Америки, Южной Африки и Ав­стралии и абсолютное большинство выходцев из стран Западной Европы и Южной Америки. (В странах Западной и Центральной Европы уже несколько столетий ашкеназы пользуются языками окружающих народов). Ашкеназы составляли подавляющее боль­шинство населения еврейской общины Палестины/Эрец-Исраэль в догосударственный период. В момент образования Государства Израиль (15 мая 1948 г.) выходцы из стран Европы и Америки (не считая их детей, уже родившихся в стране) составляли 54.8% на­селения страны. В 1950-х гг. в результате массовой репатриации из арабских стран доля ашкеназов в еврейском населении Израи­ля понизилась до 36.5% (данные за 1958 г.). В настоящее время, благодаря массовой репатриации из бывшего Советского Союза, ашкеназы составляют 58.3% от общего количества израильтян, не являющихся уроженцами Израиля, по крайней мере, во втором поколении (по отцу). Наиболее крупные из ашкеназских общин Израиля (выходцы из данной страны и их потомки по мужской линии) — «польская», «русская» и «румынская».

К сефардам, языком повседневного общения которых в стра­нах рассеяния был еврейско-испанский (ладино), относятся вы­ходцы из стран Балканского полуострова (Греция, Болгария, Югославия) и Анатолии (Турция), часть выходцев из Италии, небольшая часть выходцев из Северной Африки, а также незна­чительная часть — из Англии, Нидерландов и Франции. Сефард-ская община Израиля составляет подавляющее большинство всех сефардов мира.

Около 35% еврейского населения Израиля (исключая уро­женцев страны во втором поколении) составляют выходцы из арабского мира, языком повседневного общения которых были диалекты арабского языка. Самые большие общины - выходцев из Марокко (661 тысяча - почти половина всех выходцев из араб­ских стран), из Ирака (246 тысяч) и Йемена (146 тысяч). Незна­чительную часть населения Израиля (менее 5%) составляют вы­ходцы из стран, языком повседневного общения которых были диалекты иранской группы: иранские (в Израиле находится боль­шая часть общины), бухарские (приблизительно 1/2 общины), горские (приблизительно 1/5 общины) и афганские (вся общи­на) евреи. Особые этнолингвистические группы — курдские ев­реи (вся община), пользовавшиеся диалектами арамейского языка, выходцы из Грузии (приблизительно половина всей общины), пользовавшиеся в повседневном общении грузинским языком, Бней-Исраэль (половина всей общины) из индийского штата Махараштра, говорившие на диалекте языка маратхи, евреи Эфи­опии (приблизительно половина всей общины), говорившие по-

амхарски и частично на языке тиграи, кочинские евреи с Малабарского побережья Индии (вся община), говорившие на малая-лам, и крымские евреи, говорившие на крымско-татарском языке (практически — вся община; на том же диалекте говорила часть караимов).

Более общим делением, не всегда совпадающим с этнолингвистическим, является деление на выходцев из стран Европы и Америки и стран Азии и Африки, принятое в израильской ста­тистике. Основанием для такого деления служит различие типов общества — индустриального и традиционно-патриархального, — наложившего отпечаток на образ жизни, характер и уровень об­разования, характер экономической деятельности и структуру семьи местных еврейских общин и во многом определившего социально-экономическое положение выходцев из этих общин после их репатриации.

Как во многих других обществах со сложной (суб-) этничес­кой структурой, среди еврейского населения Израиля действуют две параллельные тенденции — к интеграции и созданию унифи­цированных типов и к поддержанию и развитию общинного плю­рализма. Общий язык, общая религиозная традиция, сионистс­кая идеология, социальная интеграция в рамках смешанных го­родских кварталов, школы и армии, а также целенаправленная государственная политика, способствующая интеграции выход­цев из восточных общин в социально-экономическую структуру израильского общества, западного по своему типу, привели к быстрому развитию процесса культурной и социальной консо­лидации еврейского населения и к постепенной унификации поведенческих норм, семейной структуры и т.п. Тем не менее, несмотря на устойчивую тенденцию к сглаживанию социально-экономического неравенства между выходцами из стран Европы и Америки и стран Азии и Африки, разрыв еще не преодолен и остается одной из наиболее актуальных проблем израильского общества.

Тенденция к общинному плюрализму проявляется главным образом в сфере культурной деятельности и в поддержании (а зачастую — уже в воссоздании) бытовых и фольклорных тради­ций. С середины 1970-х гг. возрос научный интерес к этногра­фическим и культурным особенностям и истории еврейских об­щин, в первую очередь - восточных. Литературные произведе­ния, созданные в диаспоре, включаются в обязательные програм­мы школьного обучения. Элементы культур различных общин становятся частью общеизраильской культуры (например, музы­кальный и танцевальный фольклор евреев Йемена, праздник марокканских евреев Мимуна и т.п).

Отметим, что в современном Израиле произошло смещение этнических категорий, которые приобрели социальную коннота-цию. Ашкеназское происхождение ассоциируется с господству­ющими общественными элитами, в то время как «сефардами» называют всех восточных евреев, в массе своей заполняющих нижние страты израильского общества. В свою очередь собственно сефарды в массе своей воспринимаются как часть «ашкеназско-го истеблишмента».

Другими важными элементами этносоциальной структуры из­раильского общества являются разные типы еврейских общин. При этом следует различать «исторические» еврейские общины диаспоры и новые общины, которые формируются в Израиле — как правило, на основе общности страны исхода, и таким обра­зом их члены являются носителями не столько «диаспоральнои», сколько новой израильской идентичности.

Рассмотрим это на примерах. В историческим смысле нет никакой разницы между польскими евреями и американскими — это все те же восточноевропейские ашкеназские евреи, однако в Израиле это две разные общины. В 1950-х гг. основная масса марокканских, тунисских, алжирских евреев эмигрировала час­тично во Францию, частично в Израиль, и в социокультурном смысле это - одна община. Однако в сегодняшнем Израиле есть существенная разница между «марокканцами» и «французами»: дети двух братьев, один из которых уехал во Францию, а другой в Израиль, принадлежат к разным общинам. В свою очередь выходцы из Аргентины как ашкеназского, так и сефардского происхождения в Израиле однозначно воспринимаются, и, как правило, воспринимают себя как представители одной общины.

Хотя социальные и даже культурные границы между общи­нами уже значительно размыты, каждая из них занимала или занимает свою нишу в социально-экономической и политичес­кой структуре страны. Политический вес общин зависит от раз­личных обстоятельств, и их численность не всегда является оп­ределяющим фактором. Так, численность выходцев из Румынии в Израиле достигает примерно четверти миллиона, однако их вклад в политическую элиту Израиля минимален. С другой сто­роны, примерно сто тысяч проживающих в Израиле выходцев из Эфиопии являются сплоченной политической силой. Аналогич-ным образом «русская» община Израиля имеет немалую полити­ческую значимость, «американская» же, парадоксальным обра­зом, — нет.

Для различных общин характерны и занятость в определен­ных профессиональных сферах, а также сходные модели полити­ческого поведения. Так, выходцы из СССР/СНГ европейского происхождения традиционно тяготеют «вправо», выходцы ашке-назского происхождения из англоязычных стран, в первую оче­редь США, распределяют свои симпатии между левым и правым лагерем, а выходцы из стран Латинской Америки, как правило, поддерживают левоцентристские силы. Среди восточных евреев, согласно опросам разных лет, существует различие между «пра­выми» выходцами из Марокко, левонастроенными евреями ирак­ского происхождения, и занимающими центристскую идеологи­ческую позицию представителями общины выходцев из Йемена.

В Израиле насчитывается около 15 тысяч караимов, пред­ставителей секты, отделившейся от раввинистического иудаиз­ма в VIII в. Наиболее значительные караимские общины — в Рамле и Ашдоде; караимы живут также в Беер-Шеве, Офаким, Бат-Яме, Акко, Кирьят-Малахи, Явне, Иерусалиме и мошавах Раннен и Мацлиах. Караимы начали селиться в Палестине/Эрец-Исраэль с IX века; после образования Государства Израиль в страну прибыли караимы из Египта (2 тысячи человек), а также из Ирана и Турции. Всеизраильский религиозный совет и рели­гиозный суд караимов находятся в Рамле. Государство финанси­рует религиозные занятия детей караимов в государственных школах. Члены общины несут обязательную воинскую повин­ность.

В Израиле живет около 650 самаритян, потомков некогда мно­гочисленного населения Самарии, происшедшего из смешения евреев, оставшихся в Палестине/Эрец-Исраэль после депорта­ции десяти «колен» израилевых, уведенных в плен ассирийцами, с переселенными сюда жителями из других районов Ассирии. Около половины самаритян живет в отдельном квартале в Холо-не, где в 1983 г. был открыт самаритянский общинный центр; другая половина живет в деревне Кирьят Луза возле Шхема (На-

блуса) (близлежащая гора Гризим служит самаритянским куль­товым центром; по их мнению, с этой горы началось сотворение мира, здесь был создан Адам, здесь находился райский сад). Все самаритяне имеют гражданство Израиля.

Национальные и религиозные меньшинства

Арабы-мусульмане составляют 15.9% населения Израиля и 67.6% его нееврейского населения. Подавляющее большинство изра­ильских мусульман — сунниты. С образованием Государства Из­раиль арабы-мусульмане превратились из доминирующей рели­гиозно-этнической группы в национальное меньшинство, а сло­жившаяся в период британского мандата общинная организация распалась. Ее высший официальный орган, Верховный мусуль­манский совет, возглавлявшийся националистически и прона-цистски настроенным иерусалимским муфтием Хадж Амином эль-Хусейни, перестал функционировать уже в 1937 г. с бегством муфтия за границу, и поныне не восстановлен. В ходе Войны за независимость (1948-1949 гг.) большинство религиозных и об­щественных лидеров общины покинули страну.

Государство Израиль в лице Министерства по делам религий приняло меры к восстановлению кадров мусульманского духо­венства, органов шариатского судопроизводства, управления свя­тыми местами и использования вакфа — средств, отказанных на религиозные и благотворительные нужды (образовательных, ме­дицинских и филантропических заведений, содержание мечетей, кладбищ и т. п.). Наряду со строительством новых мечетей (са­мая большая — мечеть Мира в Назарете, 1965 г.) реставрированы мечеть ад-Джаззар в Акко, Большая мечеть в Рамле и мечеть Хасан-Бек в Яффо. Распределением средств, в том числе госу­дарственных субсидий, ведает комиссия, в состав которой, наря-ДУ с чиновниками соответствующих правительственных ведомств, входят представители мусульманской общины. Кадры мусульман­ского духовенства получают заработную плату от государства. Пятница (день молитвы) и другие праздники ислама официально признаны в Израиле нерабочими днями для мусульман (За­кон о рабочем времени и отдыхе от 1951 г.). Каждое утро изра­ильское радиовещание на арабском языке передает стихи из Ко­рана, а по пятницам и праздничным дням — молитвы и пропове­ди. Совместными усилиями представительных органов мусуль­манской общины и израильских дипломатов в 1977 году мусуль­мане Израиля добились согласия соседних арабских стран на хадж (паломничество в Мекку). Мусульмане-арабы освобождены от воинской повинности. Черкесы и бедуины служат в Армии обо­роны Израиля, первые — в обязательном порядке, вторые — на добровольных началах.

Христиане составляют 2.1% населения Израиля и 9.1% его нееврейского населения (данные на конец 2003 года). Христиане Израиля принадлежат к 35 различным течениям, связанным с четырьмя основными церквями: православной, католической, мо-нофизитской и протестантской.

Среди православных церквей в Израиле наиболее крупная — Греческая православная церковь; во главе ее стоит патриарх, за­нимающий ведущее положение среди христианского духовенства страны. В Израиле действуют основанная в 1874 г. русская духов­ная миссия Московской патриархии во главе с архимандритом (масштабы ее деятельности несоизмеримы с существовавшими до 1917 г.), миссия Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) и миссия Румынской православной церкви. Католичес­кая церковь в Израиле насчитывает около 25 тысяч прихожан, однако вместе с другими церквями (греко-католическая — около 46 тысяч прихожан, маронитская — около 6 тысяч, армяно-като­лическая, сиро-католическая, халдейская и коптская — несколько сотен прихожан в каждой) объединяет около 2/3 всех христиан страны. Самой римско-католической церкви принадлежит раз­ветвленная сеть религиозных, культурных и благотворительных учреждений. Греко-католическая церковь действует главным об­разом на севере страны (Хайфа, Назарет, Акко, Шфарам и села Галилеи). Монофизитские церкви представлены в Израиле ар­мянской апостольской (григорианской) — около 1.500 прихожан, из которых приблизительно половина проживает в армянском квартале в Старом городе Иерусалима, коптской — около тысячи прихожан, сирийской (яковистской) — около тысячи прихожан, и эфиопской — несколько сот прихожан. Протестантизм насчи­тывает в Израиле около 20 различных направлений (всего — око­ло трех тысяч приверженцев). Наиболее крупные протестантс­кие церкви в Израиле: арабская лютеранская (около тысячи при­хожан) и отпочковавшаяся от англиканской — арабская еванге­лическая епископальная (две тысячи прихожан).

Внутренняя автономия христианских общин, признанная ту­рецкими и подтвержденная британскими мандатными властями, а затем Израилем, распространяется на управление находящи­мися во владении общин святыми местами, назначение священ­нослужителей, школьное образование и судопроизводство. В силу так называемых «капитуляционных соглашений», заключенных турецкими властями с европейскими державами еще до первой мировой войны и признанных последующими правительствами, церковное имущество освобождено от большей части государ­ственных и муниципальных налогов, пошлин и других сборов. Воскресные дни и христианские праздники официально призна­ны нерабочими днями для христиан Израиля. Христианские об­щины содержат свои начальные и средние школы. По просьбе греко-католической церкви и баптистской церкви Министерство образования и культуры официально признало их школы и при­няло на себя выплату заработной платы преподавательскому со­ставу. В 1960-1990-х гг. было сооружено и реставрировано зна­чительное число церквей, монастырей и религиозных школ. Многие святые места были реставрированы или отремонтирова­ны, значительные строительные работы для обеспечения досту­па к святым местам были осуществлены за государственный или муниципальный счет (в Старом городе Иерусалима, у озера Ки-нерет и в других местах). По традиции, представители высшей церковной иерархии участвуют в израильских общественных и гражданских церемониях (открытие сессий Кнессета, торжества по случаю Дня независимости и т.п.), а представители израильс­кого правительства приглашаются на религиозные церемонии христианских общин (освящение церквей, возведение в сан высших иерархов и т.п.), а также на рождественскую и пасхальную службы. В канун нового года (по григорианскому календарю) президент Израиля дает прием в честь глав христианских церк­вей страны. Арабы-христиане в Израиле освобождены от воинс­кой повинности.

По уровню образования и некоторым другим показателям арабы-христиане превосходят мусульман. По данным опроса тысячи двухсот арабоязычных граждан Израиля, проведенного под руководством профессора Хайфского университета Сами Самухи и его коллеги Асада Ганема в середине 1990-х гг., среди христиан образование выше среднего имеют почти 34%, среди мусульман — 14%, среди друзов — 9.5%. К состоятельной группе населения относится 21% христиан, в то время как у мусульман — менее 8%, у друзов — чуть больше 5%. Жилищные стандарты христиан тоже лучше, чем у двух других групп. 41% христиан живут в условиях, когда на одного человека приходится одна комната или больше; у мусульман в таких условиях живет 21% (в два раза меньше). Арабы-христиане менее придерживаются тра­диционных взглядов в повседневной жизни. 93% христиан не одобряют разделение мужчин и женщин во время публичных мероприятий (среди мусульман — 64%, среди друзов — 53%). 28.5% христиан допускают, что незамужняя арабская девушка может иметь бойфренда. Среди мусульман и друзов такое мнение раз­деляют всего лишь 9-11% опрошенных.

Друзы представляют религиозно-этническую группу, возник­шую в начале XI века в результате раскола в исмаилизме (тече­нии шиитского ислама). Религия друзов является эзотерическим учением, совмещающим монотеизм с учением о последователь­ном воплощении Бога в семи праведниках (Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммад и Мухаммад ибн Исмаил, последний халиф из династии Фатимидов, 996-1021 гг.), каждый из кото­рых дополняет знание, открытое людям его предшественником. Израильские друзы, составляющие около 3.3% от общей чис­ленности группы (около трех миллионов), в своем большинстве находящейся в Ливане и Сирии, живут в деревнях Галилеи, на горе Кармел и на Голанских высотах. В 1957 г. друзы Израиля были официально признаны в качестве самостоятельной рели­гиозной общины с официальным органом — религиозным сове­том. В 1963 г. была учреждена система друзского судопроизвод­ства, частью которой был признан местный религиозный суд друзской общины на Голанских высотах после их аннексии в 1981 г. Друзы (за исключением тех друзов, живущих на Голанс­ких высотах, которые отказались от принятия израильского граж­данства) подлежат обязательной воинской повинности.

В Израиле проживают также несколько сотен приверженцев бахаизма — иностранных подданных, являющихся священнос­лужителями в мировом центре бахаистской религии в Хайфе, где находятся усыпальница Мирзы Али Мухаммада (построена в 1953 г.), основоположника и проповедника бахаистской веры и Центральный архив бахаизма (создан в 1957 г.); в Акко нахо­дится могила создателя бахаистской общины — Мирзы Хусейна Али, в личности которого, как считают приверженцы бахаизма, воплотилось пророчество Али Мухаммада.

Явлением последних двух десятилетий стало оформление в Израиле ряда новых этнических групп нееврейского и неарабс­кого происхождения. Представители некоторых из них прибыли в Израиль как члены семей евреев в соответствии с Законом о возвращении. Речь в первую очереди идет об этнических славя­нах-выходцах из СССР/СНГ, родственниках эфиопских евреев (так называемых «фалашмура») и испаноязычных латиноамери­канцах. Хотя подавляющее большинство представителей этих групп ментально и социологически относят себя к еврейскому большинству Израиля и еврейским общинам выходцев из своих стран, часть из них демонстрирует претензии на самостоятель­ную национальную идентичность и приобретение соответствую­щих гражданских прав. (Маргинальным, но показательным яв­лением в этой связи можно считать образование ассоциаций типа «Славянского союза», который требует в Израиле культурной автономии для этнических русских). Другие «новые» этнические группы в Израиле образовали иностранные рабочие (численность которых достигает, по некоторым данным, четверти миллиона человек).

 

4. Многонациональное и многоконфессиональное «еврейское демократическое государство»

В первой статье принятого в 1992 г. Основного закона о свободе и достоинстве человека Израиль определяет себя как «еврейское демократическое государство». Совершенно очевидно, что с ис­торической точки зрения данное определение является вполне оправданным: именно в качестве «еврейского государства» был создан Израиль в соответствие с резолюцией №181/11 Генераль­ной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. Вместе с тем, представ­ленная выше, пусть и вкратце, информация об этноконфессио-нальной структуре израильского общества с полным основанием позволяет охарактеризовать его как многонациональное и мно­гоконфессиональное. Данное имманентное противоречие созда­ет немалые проблемы как для представителей еврейского боль­шинства (и различных групп меньшинств среди него, как, на­пример, сторонников реформистского и консервативного иуда­изма), так и для национально-религиозных меньшинств, кото­рым Израиль гарантирует равенство индивидуальных, но не кол­лективных прав.

В Израиле, безусловно, наблюдается значительный разрыв между евреями и арабами в том, что касается уровня благосос­тояния и степени участия в политической жизни страны. За всю историю Государства Израиль ни один представитель араб­ского меньшинства не входил в состав правительства, а в из­бранном в январе 2003 г. Кнессете шестнадцатого созыва — кста­ти, впервые за многие годы — ни в одной из неарабских партий, в том числе в Партии Труда и в леворадикальном блоке МЕРЕЦ, нет депутатов от арабского сектора. Для арабов национальный язык и культура Израиля - это не их язык и не их культура, а в отсутствие какого-либо влияния на иммиграционную политику государства (Закон о возвращении распространяется только на евреев и членов их семей), их способность увеличить свою долю в общей численности населения носит весьма ограниченный ха­рактер. Более того, поддержание их безопасности не только в качестве индивидуумов, но и в качестве культурной общности, зависит от доброй воли и компетенции чуждого им режима. Вы­шеперечисленные ограничения арабам крайне тяжело вынести еще и потому, что когда-то они являлись большинством на этой земле и за относительно короткий отрезок времени преврати­лись в этническое меньшинство, хотя и сохранили данную тер­риторию в качестве места своего проживания. Израиль обязует­ся сохранять приверженность демократии и соблюдению прав человека, однако его основным официальным языком является иврит, выходным днем — суббота, а еврейские религиозные праз­дники признаются государством в качестве общенациональных выходных дней. Общественная культура этого государства также является еврейской, хотя, конечно же, Израиль нельзя назвать теократией, ибо он не навязывает какую-либо концепцию ев­рейской религиозной идентичности своим гражданам (так, выс­тупающая под атеистическими лозунгами партия «Шинуй» («Пе­ремена») добилась на парламентских выборах 2003 г. поддержки 12.3% избирателей, став третьей по величине силой во внутрен­ней политике). И хотя статус израильских арабов всегда будет сравниваться с положением израильских евреев, следует помнить, что их ситуация во многих отношениях предпочтительнее той, которая ждала бы их в арабском государстве. Это наиболее за­метно в таких сферах как образование, здравоохранение, а также обеспечение политической свободы. Даже уровень их личной бе­зопасности является относительно высоким: случаи физическо­го насилия со стороны государственных органов являются край­не редкими. После трагических событий в Кфар-Касеме, где в 1956 г. израильские резервисты убили 49 арабских жителей де­ревни, по неведению нарушивших комендантский час, все ви­новные были привлечены к судебной ответственности. Когда в октябре 2000 года 13 израильских арабов были убиты в ходе араб­ских беспорядков, была создана государственная комиссия по расследованию во главе с судьей Верховного суда Теодором Ором. Помимо этого, единственный случай гибели арабских граждан от рук представителей власти произошел в 1976 г. в ходе демон­страций, посвященных Дню земли, когда шестеро арабов были Убиты в ходе столкновений с полицией. Вовсе не тривиален тот факт, что на протяжении четырех лет непрекращающейся терро­ристической деятельности, направленной против израильских граждан, в которую во многих случаях напрямую или косвенно были вовлечены израильские арабы, с октября 2000 г. не было ни единого случая насилия со стороны израильтян по отноше­нию к арабским согражданам. Поэтому неудивительно, что, не­смотря на серьезные трудности, сопряженные с жизнью в Изра­иле, данные многочисленных социологических опросов свиде­тельствуют: большинство израильских арабов не хотят, чтобы местом их проживания стало Палестинское государство, даже если и когда оно будет создано. В Израиле арабский язык имеет ста­тус государственного, а арабскому сектору гарантируется значи­тельная автономия в образовательной сфере (все школы в этом секторе ведут преподавание на арабском языке, учебные про­граммы по гуманитарным предметам базируются на арабской истории и литературе).

Этнические меньшинства демонстрируют разную степень ло­яльности по отношению к Государству Израиль. Если до начала 1990-х гг. большинство израильских арабов себя считали именно израильскими арабами (то есть арабами, живущими в Израиле), то после начала переговорного процесса между Израилем и ООП и создания Палестинской национальной администрации, в их самосознании произошли значительные сдвиги. Проведенные в последние годы опросы свидетельствуют, что все растущая часть израильских арабов-мусульман считают себя палестинцами, а не израильтянами.

Арабские граждане Израиля активно участвуют в выборах в Кнессет: лишь на выборах в Кнессет десятого созыва электо­ральная активность арабского сектора была ниже 70%, во всех остальных избирательных компаниях она составляла от 70% до 90% (такой высокой она была в 1955 г.). При этом, начиная с выборов 1973 г., в арабском секторе страны стали доминировать партии, не связанные с еврейским политическим истеблишмен­том, что стало выражением растущей политической самостоя­тельности национальных меньшинств, но одновременно — и сви­детельством усиливавшейся палестинизации израильских арабов, отдалявшихся от умеренных левоцентристских сил страны. Во всех электоральных компаниях последних тридцати лет (исклю­чение составили выборы 1992 г.) более трети голосов в арабском секторе получала Коммунистическая партия, около 25% голосов стабильно получали националистические арабские партии. На выборах 1999 г. все преимущественно еврейские партии вместе взятые получили в арабском секторе менее трети голосов (на выборах 1984 г. — 50%), в то время как националистические араб­ские партии — 49%, а преимущественно арабский список Ком­мунистической партии — 22%.

Важно подчеркнуть при этом, что мотивы голосования за раз­личные партии в арабском секторе являются весьма неоднород­ными. Как показало исследование, проведенное И.Кофман и Р.Исраэли в ходе выборов 1996 г., 54% арабов, поддержавших левые сионистские партии (Партию Труда и блок МЕРЕЦ), на­звали основной причиной своего голосования стремление дос­тичь мира между евреями и арабами. При этом среди избирате­лей арабских партий от 52% до 68% опрошенных назвали глав­ной причиной своего выбора более активную борьбу этих партий за сугубо арабские интересы, и лишь менее 20% отметили, что поддержка ими арабских партий вызвана стремлением к дости­жению мира в стране. Поэтому снижение поддержки левых сио­нистских партий в арабском секторе свидетельствует не только о процессах политической радикализации и палестинизации, но и о том, что поиск мирного урегулирования отошел на второй план. В условиях радикализации израильских арабов-мусульман уси­лия умеренных арабских лидеров, призывающих своих соотече­ственников к интеграции в израильское общество без утраты национальной самобытности, пока не увенчались успехом. При этом подавляющее большинство друзских избирателей голосова­ло и продолжает голосовать за преимущественно еврейские сио­нистские партии, как «левой», так и «правой» ориентации (82.3% - в 1992 г., 77.5% - в 2003 г.). Среди бедуинов доля сторонников еврейских сионистских партий существенно снизилась за после­днее десятилетие, но остается значительной (57.6% — в 1992 г., 30.9% - в 2003 г.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.