КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нарастание индусско-мусульманских противоречий в период независимости
Проблема взаимоотношений двух основных общин в Индии в период независимости имеет два аспекта: отношения внутри страны и международные отношения с соседним Пакистаном — Кашмирский вопрос. Конфликт вокруг Кашмира должен быть рассмотрен отдельно. Но о нем необходимо упомянуть, поскольку он серьезнейшим образом влияет на атмосферу внутри страны. Поскольку два соседних государства находятся в состоянии конфронтации вот уже более 50 лет, а одно из них — "исламское", то даже лояльные граждане Индийской республики-мусульмане оказываются вне зависимости от их позиции или намерений в глазах населения как бы агентами иностранной враждебной державы. Индийская республика с самого начала провозгласила себя светским государством. Индусские шовинисты к 1947 г. не имели массовой поддержки. Когда же М.К.Ганди был убит членом «Хинду махасабхи», их влияние, казалось, сошло на нет. «Хинду махасабха», «Раштрия сваямсевак сангх» (РСС) и ряд других подобных организаций были запрещены, и это было встречено общественностью с полным пониманием. Казалось, индийцы полностью излечились от соблазна использовать религию как идеологию. По конституции 1950 г. всякая дискриминация на основе расы, религии, касты и т.д. запрещена. Когда Пакистан был объявлен "исламским" государством, Индия ввела в официальное название своего государства эпитет secular ("светское"). Правящие круги тщательно следили за тем, чтобы президентом страны избирался не только индус, но мусульманин, и сикх. (Эта традиция поддерживается до сих пор: в июле 2002 г. на очередной 5-летний срок Президентом страны избран мусульманин Абдул Калам, ученый-ракетчик при поддержке как ИНК(И), так и правившей в тот момент индусской партии БД П.)
В стране доминировала идеология Дж.Неру. Он считал, что само развитие, индустриализация, распространение образования подорвут позиции религии. Развитие науки и техники само по себе приведет к ослаблению коммунализма, секуляризм станет нормой политической жизни общества. Даже кровавый раздел страны в 1947 г. не подорвал этой уверенности. Партия «Бхара-тия Джан сангх», возникшая в 1951 г. как политическое крыло РСС и занимавшая противоположные позиции, имела столь скромные успехи в серии первых выборов, что уверенность эта перешла в самоуверенность и сохранилась даже тогда, когда популярность этой партии начала расти. Коммуналистские настроения в стране постепенно росли, и это выразилось, в частности, в том, что секуляризм Национального конгресса, начиная, по крайней мере, с периода его нахождения в оппозиции в 1977-1979 гг., стал довольно пустым лозунгом. Партии все нужнее становились голоса общины большинства, и лидеры ИНК все чаще стали использовать в предвыборной борьбе религиозные чувства избирателей. Индира Ганди демонстративно посещала храмы и индусских святых (садху), государственные средства все больше тратились на строительство и ремонт религиозных, именно индусских, учреждений, культурные общества, ставившие своей целью возвеличивание всего индусского, стали получать государственные субсидии. Следует упомянуть и о такой "мелочи", как освящение новых строек брахманами по ведическому обряду. Это воспринималось как игнорирование на официальном уровне неиндусских слоев населения. Возможно, все это давало ИНК какие-то проценты на выборах. Но, в конечном счете, поощрение индуизма работало против ИНК, поскольку от лозунга секуляризма он все же не мог отказаться, и за ним закрепилась стойкая репутация "защитника мусульман". Все политические дивиденды от уступок в религиозной политике получали коммуналисты.
Дело в том, что в первые десятилетия своей власти ИНК действительно имел одну из своих опор в голосах мусульманской общины, правительство покровительствовало культурному развитию мусульман. Это давало индусским коммуналистам повод обвинять ИНК в антииндусской направленности, писать о том, что "индуизм находится под угрозой", что идет "травля" индусов и т.п. Положение изменилось со времен "чрезвычайного положения" 1975-1977 гг., когда практика насильственной стерилизации и ликвидации трущоб в городах ударила по мусульманам и оттолкнула их от Индиры. В дальнейшем отношения мусульман и Конгресса претерпевали изменения, но первые уже никогда не оказывали ИНК полной поддержки. Эрозия конгрессистского секуляризма проявлялась и в том, что он по существу отказался от осуществления законодательства, защищающего эту идеологию. В Индии действует Закон о предотвращении противозаконной деятельности (Unlawful Activities (Prevention) Act, 1967), запрещающий любую деятельность, направленную на разжигание чувства ненависти на основе религии, расы, касты или общины. Высказывания лидеров БДП и РСС, не говоря уже об их действиях, нередко могли бы преследоваться по этому закону. Но к ним он не применялся. На практике он действовал только в отношении сепаратистов. Индийская индусская интеллигенция, когда-то находившаяся под влиянием идей секуляризма, все более от них отходит, проникается чувствами индусского превосходства, пропагандирует соответствующие идеи в литературных, исторических и прочих произведениях. Были упущены все возможности противостояния пропаганде индусской исключительности и высокомерному отношению к неиндусам. В условиях, когда все партии не гнушаются использовать идеи "величия" или "защиты" той или иной общины, в конечном итоге получают преобладание те силы, которые отстаивают эти идеи наиболее решительно и последовательно. Конечно, если бы Конгресс твердо стоял все эти годы на "позициях Неру", это вовсе не гарантировало бы ему сохранение власти, но, по крайней мере, давало бы ему потенциальную (гипотетическую) возможность продолжать борьбу, сохраняло бы за ним симпатии хотя бы вестернизированной части индийского общества. Избранная же им тактика "использования" религиозности населения неизбежно вела его в политический тупик.
«Хинду махасабха» и РСС были легализованы уже в 1949 г. «Хинду махасабха» попыталась освободиться от одиозного образа, приняв программу с требованием построения "индусского социализма". Но ее авторитет продолжал падать, и после смерти Саваркара она прекратила существование. Ее место заняла партия «Бхаратия джан сангх» (БДС). Первоначально требование воссоединения Индии и Пакистана, воссоздания "единой и неделимой" Индии, доходившее в речах до требования "уничтожить Пакистан", было главным в программе новой партии. В 1962 г. к неприятию Пакистана добавилась антикитайская риторика. БДС по максимуму использовала поражение Индии в пограничном конфликте с Китаем в октябре 1962 г. В программу 1962 г. были также включены требования "уничтожения эксплуатации" и приоритетного развития частного сектора. Как в свое время «Хинду махасабха», БДС пыталась представить себя не коммуналистской партией. Уже в программе 1962 г. нет слов "индус" и "защита прав индусов". Вместо этого партия гарантирует "полную свободу веры и вероисповедания для всех", обязуется бороться "против коммунализма, кастеизма, лингвиз-ма и регионализма". В 1965 г. новый лозунг БДС стал звучать как "интегральный гуманизм", который понимался как соединение индивидуального и корпоративного, использование как индусских, так и западных идеалов. Но сбалансированные и разумные слова в программах и манифестах БДС никого не обманули. Дело в том, что БДС воспринималась как политическое крыло РСС, большинство членов партии входило в обе организации, а лидеры РСС не выбирали выражений. Особенно яркие высказывания принадлежат М.С.Голвалка-ру (1906-1973), вождю РСС с 1940 г. до своей кончины. Он считал индийских мусульман и христиан "врагами, захватчиками и ворами, которые должны быть истреблены, или ассимилированы путем полного принятия ими индусской религии и культуры". Что же касается индусов, то они — не только автохтонные жители Индии, но и вообще как бы первые люди на Земле, "народ, не имеющий начала". "Мы, индусы, не пришли в эту страну откуда-то, но всегда были детьми этой земли. Здесь мы создали наши ни с чем не сравнимые Веды, разработали нашу философию Абсолюта, являющуюся высшим достижением человеческого разума, сотворили нашу науку, искусство и ремесла. Здесь мы добились величайшего прогресса в развитии сельского хозяйства, промышленности и торговли, ставших основой нашего процветания и благоденствия, создали культуру, которая сделала каждого индивида воплощением гуманности, истины и великодушия".
Создалась сеть индусских шовинистических организаций, получивших в индийском политическом обиходе наименование «Семьи РСС» (Сангх паривар). Ядром конгломерата подобных организаций служит сам РСС. Он насчитывает, по оценкам, 4 млн. чел, имеет около 38 тыс. местных ячеек, действующих почти во всех регионах страны. Секретари ячеек дают обет безбрачия и являются для членов абсолютными авторитетами. Они, в свою очередь, беспрекословно подчиняются вождю. Молодежь привлекается в военизированные лагери, где проводятся политзанятия и военно-физкультурные мероприятия: молодых людей учат строю и обращению с палками в драке. Поговаривают, что в лагерях есть и оружие и там обучают стрельбе, но жизнь лагерей окутана тайной и доказательств подготовки вооруженных отрядов пока не обнаружено. То, что все предыдущие правительства Индии смотрели на эту деятельность сквозь пальцы и боялись проверить слухи, говорит о том, что сторонники коммуналистов есть во всех органах власти. «Семью» составляют около 50-ти "крыльев". Среди них профсоюзное объединение «Бхаратия маздур сангх» (с 1955 г., более 3 млн. чел., крупнейший профсоюз Индии); крестьянская организация «Бхаратия кисан сангх»; женская организация «Раштра севика самити»; «Шри видья никетан» оказывает помощь семьям неимущих; «Сева бхарати» работает среди жителей городских трущоб; «Бхаратия далит морча» занимается проблемами "неприкасаемых" и пытается ослабить самостоятельное движение наиболее угнетенных масс; «Ванаваси кальян кендра» работает среди племен (малых народностей), пытаясь пресечь их обращение в христианство. Пристальное внимание деятели РСС уделяют работе среди молодежи. «Видья бхарати» контролирует 5 тыс. начальных и средних школ, в которых преподают активисты РСС. «Бхаратия шикшан мандал» готовит кадры учителей для этих школ. «Акхил бхаратия видъяртхи паришад» (основана в 1949 г.) объединяет коммуналистски настроенных студентов. РСС и его "крылья" издают множество газет, журналов, брошюр на всех языках народов Индии. Особенно пагубными для сознания подрастающего поколения следует признать издающиеся во множестве комиксы для самых маленьких, в которых прославляются индусские исторические деятели, а мусульмане представлены как отвратительные персонажи. Особое место среди "крыльев" занимает «Вишва хинду паришад» (ВХП, «Всемирный совет индусов»), созданный в 1966 г. Основная его цель - организационно и теологически объединить культы, составляющие конгломерат, называемый индуизмом, и привлечь в создаваемую таким образом "церковь" индусов, живущих в других странах по всему миру. Лидеры ВХП хотят превратить индуизм в одну из мировых религий, которая в будущем вытеснит все другие и станет вселенской. Наступательная идеология неизбежно вызывает стремление к поиску врагов. Врагами считаются мусульмане и христиане, прежде всего, конечно, индийские мусульмане и индийские христиане. Борьба с "врагами" поручена "крылу" «Баджранг дал» («Отряд сильных»), в которое привлекаются подростки и молодые люди из деклассированных элементов и жителей городских трущоб. Именно эти отряды осуществляют нападения на мусульманские кварталы и христианские миссии. Число нападений растет с угрожающей быстротой. РСС и его "семья" официально не занимаются политикой и являются чисто "культурными" организациями. За власть они борются при помощи политического "крыла" — партии БДС (сейчас — «Бхаратия Джаната парти», БДП), которая действует в рамках демократических процедур. По-видимому, в БДП сосуществуют разные направления, представленные разными деятелями. Политический лидер партии Атал Бехари Ваджпаи (род. 1926 г.), премьер-министр в 1998-2004 гг., — по общему мнению, наиболее умеренный в ее руководстве. От него не услышишь явных антимусульманских или антизападных высказываний. Он понимает, что тот, кто обладает властью, должен вести себя ответственно. Лал Кришна Адвани (род. 1929 г.), несколько раз избиравшийся председателем партии, обычно выступает более радикально—в его речах индусские шовинистические лозунги повторяются постоянно. Когда стало ясно, что ИНК по существу забыл заветы М.К.Ганди, БДС и РСС стали стремиться использовать авторитет гандизма в своих интересах. Партия объявила о цели построения "гандистского социализма", в офисах партии стали появляться портреты Махатмы, в партийных газетах стали печататься пространные статьи, в которых из него делали предтечу современного коммунализма. С большим основанием, но, тем не менее, коварно, индусские коммуналисты "присвоили" такие великие имена, как Ви-векананда, Тилак и др. Все то, что в их деятельности и сочинениях можно считать прогрессивным, замалчивается, а мысли, созвучные паниндусской пропаганде, тиражируются. Одним из неизменных лозунгов БДС/БДП было и остается требование "величия" Индии, которое понимается как военное превосходство по крайней мере над соседями. Меры правительства ИНК, направленные на увеличение военных расходов, никогда не вызывали критику со стороны БДП. Так что ядерные испытания, проведенные в 1998 г., вполне отвечают идеологии партии. Успехи партии, вначале довольно скромные, росли, и это объясняется не столько ее избирательной тактикой, сколько ее вниманием к воспитанию молодежи в определенном духе. В Индии вопросы образования по конституции относятся к компетенции штатов. Приходя к власти в отдельных штатах, БДС(БДП) прежде всего вводила новые учебники истории в школах, доказывающие, что Индия — страна индусов. Вводились такие предметы изучения, как йога, санскрит, национальная музыка и этика. Эта пропаганда падала на хорошо подготовленную почву. Индийцам издавна присуще представление о своей исключительности и моральном превосходстве над всеми другими. Партия возродила лозунг хиндутвы, выдвинутый в свое время Саваркаром. Конкретное содержание этой идеологемы довольно неопределенно, лидеры дают ей разное толкование. Так, Адвани в одних своих речах заявляет, что хиндутва и индуизм — синонимы, а в других разъясняет, что индуизм — это и есть подлинный секуляризм, а хиндутва равна "индийскому" (бхаратия) национализму. Следует остановиться на союзнике БДП — партии «Шив сена» («Армия Шиваджи»). Ее ценность как союзника состоит именно в том, что это партия местная, штатовская, имеющая серьезные позиции только в Махараштре и потому не представляющая собой конкурента БДП на общеиндийской арене, а также в том, что она сильна в штате, который до последнего времени был одним из немногих опорных баз Конгресса. «Шив сена» основана осенью 1966 г. редактором маратхс-кой газеты «Мармик» Балом Тхакре (Thackeray, род. 1927). Сначала ее основным лозунгом была защита маратхского населения от переселенцев с юга ("лиц дравидийской национальности"), которые отнимали рабочие места у "детей земли". Она успешно выступила на муниципальных выборах в г. Бомбей в 1968 и 1973 гг. Уже в 1969 г. южноиндийцы перестали быть главной мишенью — ненависть была перенесена на коммунистов и мусульман, а потом и на сикхов. Тхакре заявлял: "Наши враги — красный флаг и зеленый полумесяц. Это враги нации. Я националист, и я сотру их с лица земли". Некоторые деятели «Шив сены» предлагают взять на вооружение не только идеи героя маратхского народа Шиваджи, но и его неразборчивость в применении насильственных средств. Даже Л.К.Адвани иногда высказывает несогласие с риторикой лидеров «Шив сены». (Пример «Шив сены» дает основание сделать еще одно наблюдение: экстремизм может быть самым различным: религиозным, националистическим, коммунистическим, антикоммунистическим и т.п. Экстремисту по складу характера в целом безразлично, какие идеи отстаивать. Главное - отстаивать их насильственными методами.) В Индии действуют также разнообразные мусульманские организации, играющие разную роль. Некоторые из них после раздела 1947 г. перенесли свою деятельность в Пакистан («Джамаат-улама-и-ислам»). Другие остались в Индии («Джамаат-уль-ула-ма-и-Хинд»). Партия «Джамаат-и-ислами», основанная в 1941 г. мауляной Абул Ала Маудуди, разделилась на пакистанскую и индийскую части. В отличие от пакистанской, индийская «Джамаат-и-ислами», как и «Джамаат-уль-улама-и-Хинд», поддерживали политику секуляризма Дж. Неру, считая, что она наилучшим образом обеспечивает развитие мусульманской культуры и политические права мусульман. Кашмирский филиал «Джамаат-и-ислами» на первых порах участвовал в политической жизни индийского Кашмира и не выступал с требованиями отделения от Индии, но с начала 60-х годов перешел в оппозицию и стал одной из главных ее организаций. В последние десятилетия поступления средств из Саудовской Аравии и соответствующая пропаганда способствовали распространению в Индии ваххабитских течений, что привело к возникновению ряда радикально-фундаменталистских организаций. Индийские официальные и научные круги приписывают большую роль в активизации таких организаций пакистанской разведке. Считается также, что определенную вдохновляющую роль сыграла поддержка со стороны США джихада против советских войск в Афганистане. Новые организации носят воинственный характер, и им приписываются акты исламского терроризма, совершаемые в Индии. Это «Джамаат-е-ахль-е-Хадис», «Таблигхи джамаат», «Мар-каз Дава-уль-Иршад», «Харкат-уль-Ансар». Их деятельность законспирирована. Индийские спецслужбы утверждают, что эти организации, базируясь на территории Бангладеш и Непала, создали по всей Индии террористическую сеть. Мусульманский коммунализм имеет объективные причины. Мусульмане в Индии все более превращаются в население второго сорта. Все то, что было сделано для подъема образовательного и имущественного уровня мусульманского населения в колониальный период, досталось "в наследство" Пакистану. Туда переехали наиболее удачливые и крупные бизнесмены, чиновники, офицеры, интеллектуалы. В Республике Индия остались наиболее бедные и наименее образованные слои мусульман. Процент грамотных среди них ниже, чем среди индусов. Среди выпускников вузов их только 2,3%, среди служащих - 2-3%. Их совсем нет среди руководящего состава армии и полиции. В Нижней палате Парламента всего 28 депутатов-мусульман. Между тем, мусульмане в Индии — это прежде всего городское население (20% в городах). Мусульманский национализм в Индии, питаясь чувством тревоги и неуверенности среди членов своей общины, вызванным разгулом индусских коммуналистских организаций, вносит свою "лепту" в обострение внутриполитического положения в стране.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |