Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарастание индусско-мусульманских противоречий в период независимости




 

Проблема взаимоотношений двух основных общин в Индии в период независимости имеет два аспекта: отношения внутри стра­ны и международные отношения с соседним Пакистаном — Каш­мирский вопрос. Конфликт вокруг Кашмира должен быть рас­смотрен отдельно. Но о нем необходимо упомянуть, поскольку он серьезнейшим образом влияет на атмосферу внутри страны. По­скольку два соседних государства находятся в состоянии конф­ронтации вот уже более 50 лет, а одно из них — "исламское", то даже лояльные граждане Индийской республики-мусульмане ока­зываются вне зависимости от их позиции или намерений в глазах населения как бы агентами иностранной враждебной державы.

Индийская республика с самого начала провозгласила себя светским государством. Индусские шовинисты к 1947 г. не име­ли массовой поддержки. Когда же М.К.Ганди был убит членом «Хинду махасабхи», их влияние, казалось, сошло на нет. «Хинду махасабха», «Раштрия сваямсевак сангх» (РСС) и ряд других по­добных организаций были запрещены, и это было встречено об­щественностью с полным пониманием. Казалось, индийцы пол­ностью излечились от соблазна использовать религию как идео­логию.

По конституции 1950 г. всякая дискриминация на основе расы, религии, касты и т.д. запрещена. Когда Пакистан был объяв­лен "исламским" государством, Индия ввела в официальное на­звание своего государства эпитет secular ("светское").

Правящие круги тщательно следили за тем, чтобы президен­том страны избирался не только индус, но мусульманин, и сикх. (Эта традиция поддерживается до сих пор: в июле 2002 г. на очередной 5-летний срок Президентом страны избран мусульма­нин Абдул Калам, ученый-ракетчик при поддержке как ИНК(И), так и правившей в тот момент индусской партии БД П.)

В стране доминировала идеология Дж.Неру. Он считал, что само развитие, индустриализация, распространение образования подорвут позиции религии. Развитие науки и техники само по себе приведет к ослаблению коммунализма, секуляризм станет нормой политической жизни общества. Даже кровавый раздел страны в 1947 г. не подорвал этой уверенности. Партия «Бхара-тия Джан сангх», возникшая в 1951 г. как политическое крыло РСС и занимавшая противоположные позиции, имела столь скромные успехи в серии первых выборов, что уверенность эта перешла в самоуверенность и сохранилась даже тогда, когда по­пулярность этой партии начала расти.

Коммуналистские настроения в стране постепенно росли, и это выразилось, в частности, в том, что секуляризм Националь­ного конгресса, начиная, по крайней мере, с периода его нахож­дения в оппозиции в 1977-1979 гг., стал довольно пустым лозун­гом. Партии все нужнее становились голоса общины большин­ства, и лидеры ИНК все чаще стали использовать в предвыбор­ной борьбе религиозные чувства избирателей. Индира Ганди де­монстративно посещала храмы и индусских святых (садху), госу­дарственные средства все больше тратились на строительство и ремонт религиозных, именно индусских, учреждений, культур­ные общества, ставившие своей целью возвеличивание всего индусского, стали получать государственные субсидии. Следует упомянуть и о такой "мелочи", как освящение новых строек брах­манами по ведическому обряду. Это воспринималось как игно­рирование на официальном уровне неиндусских слоев населе­ния. Возможно, все это давало ИНК какие-то проценты на вы­борах. Но, в конечном счете, поощрение индуизма работало про­тив ИНК, поскольку от лозунга секуляризма он все же не мог отказаться, и за ним закрепилась стойкая репутация "защитника мусульман". Все политические дивиденды от уступок в религи­озной политике получали коммуналисты.

Дело в том, что в первые десятилетия своей власти ИНК действительно имел одну из своих опор в голосах мусульманс­кой общины, правительство покровительствовало культурному развитию мусульман. Это давало индусским коммуналистам по­вод обвинять ИНК в антииндусской направленности, писать о том, что "индуизм находится под угрозой", что идет "травля" индусов и т.п.

Положение изменилось со времен "чрезвычайного положе­ния" 1975-1977 гг., когда практика насильственной стерилиза­ции и ликвидации трущоб в городах ударила по мусульманам и оттолкнула их от Индиры. В дальнейшем отношения мусульман и Конгресса претерпевали изменения, но первые уже никогда не оказывали ИНК полной поддержки.

Эрозия конгрессистского секуляризма проявлялась и в том, что он по существу отказался от осуществления законодатель­ства, защищающего эту идеологию. В Индии действует Закон о предотвращении противозаконной деятельности (Unlawful Activities (Prevention) Act, 1967), запрещающий любую деятель­ность, направленную на разжигание чувства ненависти на осно­ве религии, расы, касты или общины. Высказывания лидеров БДП и РСС, не говоря уже об их действиях, нередко могли бы преследоваться по этому закону. Но к ним он не применялся. На практике он действовал только в отношении сепаратистов.

Индийская индусская интеллигенция, когда-то находившая­ся под влиянием идей секуляризма, все более от них отходит, проникается чувствами индусского превосходства, пропаганди­рует соответствующие идеи в литературных, исторических и про­чих произведениях. Были упущены все возможности противо­стояния пропаганде индусской исключительности и высокомер­ному отношению к неиндусам. В условиях, когда все партии не гнушаются использовать идеи "величия" или "защиты" той или иной общины, в конечном итоге получают преобладание те силы, которые отстаивают эти идеи наиболее решительно и последова­тельно.

Конечно, если бы Конгресс твердо стоял все эти годы на "позициях Неру", это вовсе не гарантировало бы ему сохранение власти, но, по крайней мере, давало бы ему потенциальную (ги­потетическую) возможность продолжать борьбу, сохраняло бы за ним симпатии хотя бы вестернизированной части индийского общества. Избранная же им тактика "использования" религиоз­ности населения неизбежно вела его в политический тупик.

«Хинду махасабха» и РСС были легализованы уже в 1949 г. «Хинду махасабха» попыталась освободиться от одиозного образа, приняв программу с требованием построения "индусского со­циализма". Но ее авторитет продолжал падать, и после смерти Саваркара она прекратила существование. Ее место заняла партия «Бхаратия джан сангх» (БДС).

Первоначально требование воссоединения Индии и Пакис­тана, воссоздания "единой и неделимой" Индии, доходившее в речах до требования "уничтожить Пакистан", было главным в программе новой партии. В 1962 г. к неприятию Пакистана до­бавилась антикитайская риторика. БДС по максимуму использо­вала поражение Индии в пограничном конфликте с Китаем в октябре 1962 г. В программу 1962 г. были также включены требо­вания "уничтожения эксплуатации" и приоритетного развития частного сектора.

Как в свое время «Хинду махасабха», БДС пыталась предста­вить себя не коммуналистской партией. Уже в программе 1962 г. нет слов "индус" и "защита прав индусов". Вместо этого партия гарантирует "полную свободу веры и вероисповедания для всех", обязуется бороться "против коммунализма, кастеизма, лингвиз-ма и регионализма". В 1965 г. новый лозунг БДС стал звучать как "интегральный гуманизм", который понимался как соеди­нение индивидуального и корпоративного, использование как индусских, так и западных идеалов.

Но сбалансированные и разумные слова в программах и ма­нифестах БДС никого не обманули. Дело в том, что БДС вос­принималась как политическое крыло РСС, большинство чле­нов партии входило в обе организации, а лидеры РСС не выби­рали выражений.

Особенно яркие высказывания принадлежат М.С.Голвалка-ру (1906-1973), вождю РСС с 1940 г. до своей кончины. Он счи­тал индийских мусульман и христиан "врагами, захватчиками и ворами, которые должны быть истреблены, или ассимилирова­ны путем полного принятия ими индусской религии и культу­ры". Что же касается индусов, то они — не только автохтонные жители Индии, но и вообще как бы первые люди на Земле, "на­род, не имеющий начала". "Мы, индусы, не пришли в эту страну откуда-то, но всегда были детьми этой земли. Здесь мы создали наши ни с чем не сравнимые Веды, разработали нашу философию Абсолюта, являющуюся высшим достижением человеческого ра­зума, сотворили нашу науку, искусство и ремесла. Здесь мы доби­лись величайшего прогресса в развитии сельского хозяйства, про­мышленности и торговли, ставших основой нашего процветания и благоденствия, создали культуру, которая сделала каждого ин­дивида воплощением гуманности, истины и великодушия".

Создалась сеть индусских шовинистических организаций, по­лучивших в индийском политическом обиходе наименование «Семьи РСС» (Сангх паривар).

Ядром конгломерата подобных организаций служит сам РСС. Он насчитывает, по оценкам, 4 млн. чел, имеет около 38 тыс. местных ячеек, действующих почти во всех регионах страны. Секретари ячеек дают обет безбрачия и являются для членов абсолютными авторитетами. Они, в свою очередь, беспрекос­ловно подчиняются вождю. Молодежь привлекается в военизи­рованные лагери, где проводятся политзанятия и военно-физ­культурные мероприятия: молодых людей учат строю и обра­щению с палками в драке. Поговаривают, что в лагерях есть и оружие и там обучают стрельбе, но жизнь лагерей окутана тай­ной и доказательств подготовки вооруженных отрядов пока не обнаружено. То, что все предыдущие правительства Индии смот­рели на эту деятельность сквозь пальцы и боялись проверить слухи, говорит о том, что сторонники коммуналистов есть во всех органах власти.

«Семью» составляют около 50-ти "крыльев". Среди них проф­союзное объединение «Бхаратия маздур сангх» (с 1955 г., более 3 млн. чел., крупнейший профсоюз Индии); крестьянская органи­зация «Бхаратия кисан сангх»; женская организация «Раштра севика самити»; «Шри видья никетан» оказывает помощь семь­ям неимущих; «Сева бхарати» работает среди жителей городских трущоб; «Бхаратия далит морча» занимается проблемами "не­прикасаемых" и пытается ослабить самостоятельное движение наиболее угнетенных масс; «Ванаваси кальян кендра» работает среди племен (малых народностей), пытаясь пресечь их обраще­ние в христианство.

Пристальное внимание деятели РСС уделяют работе среди молодежи. «Видья бхарати» контролирует 5 тыс. начальных и средних школ, в которых преподают активисты РСС. «Бхаратия шикшан мандал» готовит кадры учителей для этих школ. «Акхил бхаратия видъяртхи паришад» (основана в 1949 г.) объединяет коммуналистски настроенных студентов. РСС и его "крылья" издают множество газет, журналов, брошюр на всех языках на­родов Индии. Особенно пагубными для сознания подрастающе­го поколения следует признать издающиеся во множестве ко­миксы для самых маленьких, в которых прославляются индус­ские исторические деятели, а мусульмане представлены как от­вратительные персонажи.

Особое место среди "крыльев" занимает «Вишва хинду пари­шад» (ВХП, «Всемирный совет индусов»), созданный в 1966 г. Основная его цель - организационно и теологически объеди­нить культы, составляющие конгломерат, называемый индуиз­мом, и привлечь в создаваемую таким образом "церковь" инду­сов, живущих в других странах по всему миру. Лидеры ВХП хо­тят превратить индуизм в одну из мировых религий, которая в будущем вытеснит все другие и станет вселенской.

Наступательная идеология неизбежно вызывает стремление к поиску врагов. Врагами считаются мусульмане и христиане, прежде всего, конечно, индийские мусульмане и индийские хри­стиане. Борьба с "врагами" поручена "крылу" «Баджранг дал» («Отряд сильных»), в которое привлекаются подростки и моло­дые люди из деклассированных элементов и жителей городских трущоб. Именно эти отряды осуществляют нападения на мусуль­манские кварталы и христианские миссии. Число нападений ра­стет с угрожающей быстротой.

РСС и его "семья" официально не занимаются политикой и являются чисто "культурными" организациями. За власть они борются при помощи политического "крыла" — партии БДС (сей­час — «Бхаратия Джаната парти», БДП), которая действует в рам­ках демократических процедур.

По-видимому, в БДП сосуществуют разные направления, представленные разными деятелями. Политический лидер партии Атал Бехари Ваджпаи (род. 1926 г.), премьер-министр в 1998-2004 гг., — по общему мнению, наиболее умеренный в ее руко­водстве. От него не услышишь явных антимусульманских или антизападных высказываний. Он понимает, что тот, кто облада­ет властью, должен вести себя ответственно.

Лал Кришна Адвани (род. 1929 г.), несколько раз избирав­шийся председателем партии, обычно выступает более радикаль­но—в его речах индусские шовинистические лозунги повторя­ются постоянно.

Когда стало ясно, что ИНК по существу забыл заветы М.К.Ганди, БДС и РСС стали стремиться использовать автори­тет гандизма в своих интересах. Партия объявила о цели постро­ения "гандистского социализма", в офисах партии стали появ­ляться портреты Махатмы, в партийных газетах стали печататься пространные статьи, в которых из него делали предтечу совре­менного коммунализма.

С большим основанием, но, тем не менее, коварно, индус­ские коммуналисты "присвоили" такие великие имена, как Ви-векананда, Тилак и др. Все то, что в их деятельности и сочине­ниях можно считать прогрессивным, замалчивается, а мысли, созвучные паниндусской пропаганде, тиражируются.

Одним из неизменных лозунгов БДС/БДП было и остается требование "величия" Индии, которое понимается как военное превосходство по крайней мере над соседями. Меры правитель­ства ИНК, направленные на увеличение военных расходов, ни­когда не вызывали критику со стороны БДП. Так что ядерные испытания, проведенные в 1998 г., вполне отвечают идеологии партии.

Успехи партии, вначале довольно скромные, росли, и это объяс­няется не столько ее избирательной тактикой, сколько ее внима­нием к воспитанию молодежи в определенном духе. В Индии воп­росы образования по конституции относятся к компетенции шта­тов. Приходя к власти в отдельных штатах, БДС(БДП) прежде всего вводила новые учебники истории в школах, доказывающие, что Индия — страна индусов. Вводились такие предметы изуче­ния, как йога, санскрит, национальная музыка и этика. Эта пропаганда падала на хорошо подготовленную почву. Индийцам из­давна присуще представление о своей исключительности и мо­ральном превосходстве над всеми другими.

Партия возродила лозунг хиндутвы, выдвинутый в свое вре­мя Саваркаром. Конкретное содержание этой идеологемы до­вольно неопределенно, лидеры дают ей разное толкование. Так, Адвани в одних своих речах заявляет, что хиндутва и индуизм — синонимы, а в других разъясняет, что индуизм — это и есть под­линный секуляризм, а хиндутва равна "индийскому" (бхаратия) национализму.

Следует остановиться на союзнике БДП — партии «Шив сена» («Армия Шиваджи»). Ее ценность как союзника состоит именно в том, что это партия местная, штатовская, имеющая серьезные позиции только в Махараштре и потому не представляющая со­бой конкурента БДП на общеиндийской арене, а также в том, что она сильна в штате, который до последнего времени был одним из немногих опорных баз Конгресса.

«Шив сена» основана осенью 1966 г. редактором маратхс-кой газеты «Мармик» Балом Тхакре (Thackeray, род. 1927). Сна­чала ее основным лозунгом была защита маратхского населе­ния от переселенцев с юга ("лиц дравидийской национально­сти"), которые отнимали рабочие места у "детей земли". Она успешно выступила на муниципальных выборах в г. Бомбей в 1968 и 1973 гг. Уже в 1969 г. южноиндийцы перестали быть глав­ной мишенью — ненависть была перенесена на коммунистов и мусульман, а потом и на сикхов. Тхакре заявлял: "Наши враги — красный флаг и зеленый полумесяц. Это враги нации. Я нацио­налист, и я сотру их с лица земли".

Некоторые деятели «Шив сены» предлагают взять на воору­жение не только идеи героя маратхского народа Шиваджи, но и его неразборчивость в применении насильственных средств. Даже Л.К.Адвани иногда высказывает несогласие с риторикой лиде­ров «Шив сены». (Пример «Шив сены» дает основание сделать еще одно наблюдение: экстремизм может быть самым различ­ным: религиозным, националистическим, коммунистическим, ан­тикоммунистическим и т.п. Экстремисту по складу характера в целом безразлично, какие идеи отстаивать. Главное - отстаивать их насильственными методами.)

В Индии действуют также разнообразные мусульманские орга­низации, играющие разную роль. Некоторые из них после разде­ла 1947 г. перенесли свою деятельность в Пакистан («Джамаат-улама-и-ислам»). Другие остались в Индии («Джамаат-уль-ула-ма-и-Хинд»). Партия «Джамаат-и-ислами», основанная в 1941 г. мауляной Абул Ала Маудуди, разделилась на пакистанскую и индийскую части. В отличие от пакистанской, индийская «Джа­маат-и-ислами», как и «Джамаат-уль-улама-и-Хинд», поддержи­вали политику секуляризма Дж. Неру, считая, что она наилуч­шим образом обеспечивает развитие мусульманской культуры и политические права мусульман. Кашмирский филиал «Джамаат-и-ислами» на первых порах участвовал в политической жизни индийского Кашмира и не выступал с требованиями отделения от Индии, но с начала 60-х годов перешел в оппозицию и стал одной из главных ее организаций.

В последние десятилетия поступления средств из Саудовс­кой Аравии и соответствующая пропаганда способствовали рас­пространению в Индии ваххабитских течений, что привело к воз­никновению ряда радикально-фундаменталистских организаций. Индийские официальные и научные круги приписывают боль­шую роль в активизации таких организаций пакистанской раз­ведке. Считается также, что определенную вдохновляющую роль сыграла поддержка со стороны США джихада против советских войск в Афганистане.

Новые организации носят воинственный характер, и им при­писываются акты исламского терроризма, совершаемые в Ин­дии. Это «Джамаат-е-ахль-е-Хадис», «Таблигхи джамаат», «Мар-каз Дава-уль-Иршад», «Харкат-уль-Ансар». Их деятельность за­конспирирована. Индийские спецслужбы утверждают, что эти организации, базируясь на территории Бангладеш и Непала, со­здали по всей Индии террористическую сеть.

Мусульманский коммунализм имеет объективные причины. Мусульмане в Индии все более превращаются в население вто­рого сорта. Все то, что было сделано для подъема образовательного и имущественного уровня мусульманского населения в коло­ниальный период, досталось "в наследство" Пакистану. Туда переехали наиболее удачливые и крупные бизнесмены, чи­новники, офицеры, интеллектуалы. В Республике Индия оста­лись наиболее бедные и наименее образованные слои мусульман. Процент грамотных среди них ниже, чем среди индусов. Среди выпускников вузов их только 2,3%, среди служащих - 2-3%. Их совсем нет среди руководящего состава армии и полиции. В Ниж­ней палате Парламента всего 28 депутатов-мусульман. Между тем, мусульмане в Индии — это прежде всего городское население (20% в городах). Мусульманский национализм в Индии, питаясь чувством тревоги и неуверенности среди членов своей общины, вызванным разгулом индусских коммуналистских организаций, вносит свою "лепту" в обострение внутриполитического поло­жения в стране.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.