Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нравственные письма 10 страница




Все связано: основы, наставленья...

В пути их, добродетельность - предел.

Основы - впереди, тут нет сомненья,

Но, наставленьям - также много дел.

"От массы наставлений - беспорядок."

Такое мненье близко подлецам:

Важнейших наставлений список краток,

Не различая места и лица.

"Безумных - мудрость слов не впечатляет...

Злонравных - тоже." - Так ли? И везде?

Пусть порицанье их не исцеляет,

Но, вынуждает следовать узде.

"Законы - наставления с угрозой,

И те не в силах зло преодолеть."

Кого пугают будущие грозы?

А наставленье - пряник, а не плеть.

Нужны ли основания к законам,

Что нам оставил муж добра Платон?

Оспорить их пытался Посидоний...

Ему не нужно? - Но, не все ж, как он.

В законах польза есть - в законе право,

(Хотя они полезны не для всех...)

Дурной закон - залог дурного нрава,

Лазейки в нем - злонравия успех.

И, так же, философия полезна,

Как путь развитья разума, души.

А, тех, кто закоснел в своих болезнях,

Что порицать? - У них свой путь: грешить...

К пороку склонных - мудрость беспокоит,

Как тянет груз упорное весло.

В великом человеке есть такое,

Что благотворно действует без слов.

Федон писал: "Укусы насекомых

Не разглядишь, хоть кровь они сосут."

Пусть с мудрыми вы даже не знакомы

Вам их советы пользу принесут.

"Познай себя!" и "Ничего сверх меры!"

Кто спросит: Почему? - В том мудрых дар...

Я мог бы привести еще примеры

Великих фраз, коротких, как удар.

Помочь способно людям поученье,

Раз порицанье может пристыдить,

Ведь наставленье - мягкое леченье

Души, чтоб путь к добру освободить.

Свет истины зовется вдохновеньем:

В себя мы верим, душу укрепив.

Нам нет преград, готовы в дерзновеньи

Лететь... дорогу кровью окропив.

Агриппа не толкал других к несчастьям,

Но помогал в несчастьях уцелеть:

"И малое - поднимется согласьем,

Великому - раздор не одолеть."

"К чему поток советов, сожалений,

Для тех, кто от природы не глупы?"

Необходима помощь наставлений,

В борьбе с превратным мнением толпы.

Желая блага или проклиная

Примерно в равной степени вредят...

Желают, часто, то, чего не знают,

И ложный страх вселяют, уходя.

Никто не заблуждается отдельно,

Он делится пороками с другим,

Не лечим мы пороков эпидемий,

Наоборот, толпа поет им гимн!

Пороки восхваляются искуссно,

Не слышно даже слова о борьбе...

В итоге - сокрушительная гнусность,

Что каждый видит в людях... не в себе...

Пускай нас опекун возьмет за ухо,

И окриком заглушит шум толпы,

Пусть, как источник нравственного слуха,

Прикажет повернуть к себе стопы.

Природа не толкает нас к пороку:

В земле все злато, там же - и алмаз

Топчите! Нет, нам мало в общем проку...

И, за алмаз, топтать готовы нас.

Природа поднимает лица к небу,

Чтоб наблюдать прекрасный ход светил.

Но человек, не думая: "Вот мне бы...",

Опять глаза на землю опустил.

Он ищет злато в ней (себе на горе),

Железо ищет (копи - как обрыв),

И гибель, вслед за ними, видит вскоре,

Причину и орудие отрыв.

Взгляни на рудокопов: в эти руки

До кончиков волос впиталась грязь.

Но, в душах от металлов - больше муки:

Где богачи, что могут жить смеясь?

Не зарься на признанье, символ власти,

К богатству свои руки не тяни:

Богач собой не властен и несчастен.

Желаешь власть? - Пороки изгони.

Найдутся те, кто, видя призрак славы,

Поджечь решатся стены, города...

Кто покорит великие державы,

Которых и не видел никогда,

Никто не смеет заглянуть им в око,

Чужая жизнь для них не дорога.

Их гонит... честолюбье и жестокость.

Лишь видимость: они теснят врага.

Тщеславный Александр, гонимый страстью

К опустошенью, Грецию поверг

(где был воспитан). Без ума, кто властью

Был упоен, и шел по трупам вверх.

Афины, Спарту взял, пока был молод...

Казалось бы, во всем ему везет!

Так хищник, не испытывая голод,

Добычу беззаботную грызет.

Готов творить насилье над природой,

Чтоб утвердить величие над ней...

Но, камень, по волнам попрыгав, в воду

Уходит, и конец пути - на дне.

И Гней Помпей, из ложного величья,

Вел войны, продлевая свою власть...

И Цезарь, возомнив свое отличье

над всеми, в возвышеньи видел сласть.

Соперника терпеть не захотел он,

Хотя страна - двоих терпеть могла...

"Брут! Как, и ты?"... и охладело тело

когда-то недоступного орла.

Гай Марий - тоже, консулом был столько,

Что и не счесть, согражданам назло...

Не верь, что Марий вел в атаку войско,

Нет - честолюбье Мария вело.

Как смерчи, разрывая все на части,

И город оставляют сокрушён...

Так тот, кто приносил одни несчастья,

И сам, поверь мне, счастья не нашёл.

Ни в ком из них мы мудрость не находим,

Кому они, хоть каплю, помогли?

Вся мудрость - в возвращении к природе,

Откуда нас пороки увели.

Покинем подстрекателей порока,

Толпящихся, друг друга заразив.

Без зрителей - и в золоте нет прока,

Лишь зеркало его отобразит.

Никто не одевается роскошно,

Чтобы себя и близких удивлять.

Наш почитатель - преданный помощник...

Свое безумство людям выставлять.

Не увлекайся знаками отличья

На зависти достойной вышине:

Там смотрят в бездну своего величья,

Дрожа: "Как удержаться на коне?"

Немало есть философов от страха

Проснулся разум в них, почуяв кровь...

Не забывай: в удачах - отсвет краха.

В беде - проснется разум.

Будь здоров.

======================================

Письмо XCV (О важности основ)

Луцилия приветствует Сенека!

Ты требуешь про мудрость написать

(подробно, скрупулезно, как в аптеках):

В основах, в наставлениях искать?

Я мог бы переждать четыре ночи,

Но вспомнил, как пословица гласит...

И ты запомни: "То, чего не хочешь,

Ни от кого на свете не проси!"

Мы часто набиваемся на то, что

Не взяли б в руки, если предложить...

И, в наказанье, тут же, срочной почтой

Получим... и тогда, начнем блажить.

Желаем одного, другого просим,

И... к Богу изрекаем ложный глас.

Но, Он... или не слышит, где нас носит,

А, может, как Отец, жалеет нас...

Я - отомщу тебе немилосердно:

Отвечу нескончаемым письмом!

Читай, что изложил я так усердно,

Причины бед ищи в себе самом:

Как злость жены, сосватанной упорно...

Как должность, что до смерти тяготит...

Как золото, в душе отметкой черной...

Пускай моё письмо в твой дом влетит!

..........

Вступление пропустим, прямо к делу:

"Поступки создают благую жизнь,

Их наставленья побуждают смело...

В итоге: наставлений лишь держись?"

Но, не всегда есть польза наставлений,

А только, если им послушен ум.

Когда душа в осаде ложных мнений,

Ей бесполезен плод правдивых дум.

Иные, даже честно поступая,

Того не знают... не постигнув суть.

Другим же - неуверенность тупая

Не позволяет видеть верный путь.

"Раз в наставленьях честности причина,

То их довольно, чтобы честно жить."

Не в них одних, есть нечто - выше чином,

Попробую в примерах изложить.

"У всех наук в основе - наставленья,

И, мать их, философия - туда ж.

У кормчих - есть на все установленья:

Как править, как идти на абордаж."

Но, только в ней - ученье жизни в целом,

А в остальных - лишь частные куски.

Предавшему единство духа с телом

Пути для оправданья нелегки.

Грамматик от неведенья краснеет,

Когда ошибку сделал невзначай.

Врачу "уход больного" лишь больнее,

Когда его не понял сгоряча.

Наоборот, философу постыдно,

Когда он преднамеренно грешит:

В науке жизни - лживость очевидна:

В поступках - опороченность души.

У каждой умозрительной науки

Исходны утверждения основ.

Философ - не для пользы тянет руки,

Его мечты прекрасней всяких снов:

"Я объясняю сущности начала,

Которыми природа создана,

Какое Слово прежде прозвучало,

И для Кого вся истина ясна."

Детальность наставлений - верный ветер,

Что по волнам нам дует в паруса.

В основах - суть причин всего на свете:

Загадки звезд, земные чудеса.

"У древних мудрость просто поучала:

Что делать и чего нам избегать,

А люди были лучше всё ж сначала..."

Здесь не за что философов ругать:

Простой порок - простое и леченье:

Врачу хватало и немногих трав

Остановить больным кровотеченье.

А, как исправить безнадежный нрав?!

Когда больной силен и крепок телом,

И пища безыскусная легка,

Врач повредить не мог (и не хотел он):

Возможно ли травой убить быка?

Потом меж поварами стали модны

Приправы, чтобы больше в нас вошло...

И то, что было пищей для голодных,

На сытых тяжким бременем легло.

Так появились бледность, дрожь в суставах,

Растянутый за ужином живот,

Гниенье, желчь, бесчувственность, усталость,

Избыток веса, болей хоровод,

За выпитым вчера - понос и рвота,

С похмелья поутру - на стенку лезть...

Ты говоришь: "Я болен отчего-то..."

Зубами ты урвал себе болезнь!

Нам шепчет роскошь: "Намешай все сразу,

Чтоб побыстрей сквозь глотку пропустить."

Несовместимость пищи, как зараза,

Разнообразьем болей будет мстить.

Великий Гиппократ писал про женщин

"Болезням ног, волос - в них нет причин."

А видим, что они больны не меньше

Распущены, не менее мужчин...

Пьют столько же, с мужчиной состязаясь,

Выблевывают, так же ищут снег...

(Что побуждает их? Неужто зависть?

И... на болезнь меняют легкий смех)

О, Боги! (Не могу без отвращенья:

Им похоть от природы не с руки...)

Придумали такие извращенья

Спят с мужиками, словно мужики.

И Гиппократ, знаток, на лжи попался:

У женщин - плешь, подагра, вздутье вен...

А, кто из женщин, Женщиной остался?

(Ругайте, здесь я слишком откровен...)

Философ - ни к чему уже не годен,

Учеников в их школах не найдешь...

Но многолюден лик чревоугодья,

У всех столов толпится молодежь.

Гремят пиры, наложники мальчишки

Ждут в спальнях надругательств над собой,

Все - на подбор... безбожие излишком

Кичится, выходя в последний бой.

Неужто ты считаешь, мякоть устриц,

Что в иле пролежали много лет,

От жадности проглоченная шустро,

В желудке не оставит жирный след?!

Неужто полагаешь, что приправа

Не жжет соленой жижей нам кишки?

А мы, рыгая мерзкою отравой,

С огня едим гниющие куски.

Себе противны, дышим перегаром,

Чтоб не вонять, сидим, закрывши рот.

Кому понюхать, скажет (и недаром):

Ваш ужин неусвоенный гниет...

У лакомки обычно век короткий:

Мешают все, и устриц, и ежей,

А сверху - толстый слой краснобородки,

Очищенной, приправленной уже...

Пережевать и проглотить осталось,

Изъяты кости, снята скорлупа,

Все смешано. Рукой напрячься малость,

Все проглотить и выпить свой стопарь...

Все сварено и смешано предельно

Не выставляем яства напоказ.

Что раньше поглощали мы отдельно,

Блевотиной готовой входит в нас.

И, чем сложнее смешанные блюда,

Тем тяжелей последствия лечить.

К философам все реже ходят люди,

А тем - их все труднее обучить.

Убийства и убийц мы обуздали,

А, войны? Истребление племен?

За них теперь - вручаются медали,

И, награжденных - тысячи имен...

Жестокости - от имени народа,

Убийства - освящает наш сенат.

Так человек - становится уродом,

Чудовищем... Он - крови ближних рад.

Повсюду люди ищут наслажденья,

Порок и низость льются через край,

Бесчестье пробивает загражденья,

Местами поменялись ад и рай.

Не помогают людям наставленья,

Когда в основе - извращенный нрав:

Кто с молоком впитал дурное мненье

Неизлечим влияньем слабых трав.

Кто воинам внушил любовь к знаменам,

Кто их сумел к присяге привести,

Тот может приказать, всем поименно:

Держаться до последнего в пути.

Так, добродетель, словно суеверье,

Философы обязаны внушать,

Тогда, перед ее открытой дверью,

С пороками расстаться поспешат.

"Но, разве нет людей, что преуспели,

Лишь наставленья слушая одни?"

Согласен: ведь, не все же отупели...

И ты признай: их мало в наши дни...

А как другим - дурным, тупым и слабым?

Как воспитать, чтоб были хороши?

Тот ищет брод, кто не умеет плавать...

Как очищать им ржавчину с души?

Нет пользы в наставлениях поступков:

Надстройка без основы терпит крах.

Ты должен объяснить ему доступно,

В чем ложны восхищение и страх.

Слов звук пустой... грядущим поколеньям,

Не сможет ни помочь, ни повредить:

Чтоб шла душа навстречу наставленьям,

Свой разум мы должны освободить.

Пусть человек по чести поступает,

Хотя не знает, что такое честь...

Случайно? По привычке? - Сам не знает.

На будущее нет гарантий здесь.

Другой пример: ты внемлешь наставленью,

Но, сможешь ли во всем так поступать?

Ведь добродетель в тех, кто в преклоненьи

Всегда стремится по ее стопам.

Она распознается не поступком,

А тем, как он бывает совершён.

Роскошный ужин может быть уступкой

Обычаю, что всеми освящён.

Тиберий, получив краснобородку

(огромную, почти что два кило),

Не отдал поварам на сковородку,

Решил продать... Кому же повезло?

Он предсказал: "Октавий иль Апиций

Ее приобретут в мясном ряду,

Иначе, запишите на странице:

Я лично выкупать ее пойду."

Исполнилось - сверх всяких ожиданий:

Они тягались, чуть не подрались...

В конце концов, Октавию отдали

(Пять тысяч, вот как цены поднялись!)

Один сидит у ног больного друга,

Мечтая вместе с ним хоть день прожить.

Другой, что ждет наследства от недуга,

Как коршун в небе падаль сторожит.

В одном поступке: и позор, и честность!

Смотри на цели!!! (Я срываюсь в крик...)

Раз цель честна, суть блага нам известна,

Все остальное - благо лишь на миг.

Вот Это - называю я Основой!

От убежденья - помыслы, дела.

А нет его - не прорастает слово...

И, душу заволакивает мгла.

Марк Юний Брут учил, как подобает

Вести себя со всеми и везде...

Лишь честность в каждом деле помогает!

Как кормчий путь находит?- По звезде.

Нет зрелища постыдней, чем пугливый,

Колеблющийся, робкий человек.

Имея предпосылки жить счастливым,

Он не приступит к этому вовек.

Познавший Бога - чтит Его, с Ним дружит,

Не стоя на коленях день и ночь:

Сам Бог давно людскому роду служит,

Всегда, везде готовый всем помочь.

Кто соблюдает жертвоприношенья,

Но не постиг Его своим умом,

Тот остается в путах прегрешенья.

Благ, кто узрел Его в себе самом!

Считаешь, что нам Бог вредить не хочет?

Нет, Он - не может, хоть бы захотел!

О Ком Природа бережно хлопочет,

Не обижает Сам ее детей.

Бывает, Бог и карой поражает

того, кто сбился с верного пути.

Будь благ, как Бог! Кто Богу подражает,

Тот, безусловно - верует и чтит.

Другой вопрос: как к людям обращаться?

Кто человек - другому? Друг иль волк?

Рожденным меж собой всю жизнь общаться

Скажу, в чем человеческого долг:

Едины мы, но, истина - в пропевшем:

"Я вас люблю! Хочу, чтоб вам везло!"

Закон природы в том, что претерпевший

Счастливей, чем ему принесший зло.

Теренция стихи летят над веком,

И, для души, нет истины важней:

"Коль скоро я родился человеком

Не чуждо человеческое мне."

Мы - только члены матери-природы,

Наш долг - Любовь, пусть зло закроет пасть.

Сообщество людей подобно своду,

Где камень не дает другим упасть.

Теперь (людей оставим мы в покое),

Составим мненье про любой предмет,

Доищемся: "Так, ЧТО ж это такое?!"

Ведь не в названьях ищем мы ответ...

Мы перейдем к понятью "добродетель",

Вершине знанья, благости души...

Я верую, и Бог - тому свидетель:

Одна она нам не дает грешить.

Любое ремесло - собой довольно,

А добродетель - знает всё и вся!

Намеренья поступков - добровольны,

Последствия - взывают голося!

Пришедшие к незыблемым сужденьям

Спокойны - в этом истины предел!

А прочие, как жертвы наважденья,

Погрязли в суете ненужных дел...

Метанья обусловлены молвою,

А, к истине - проложен путь один.

Постигни всё своею головою,

Не верь тому, что скажет господин.

Что дорого? Довольно заблуждаться

Сестерция не стоит даже власть!

Что говорить про милость и богатство,

Которыми одаривают всласть.

Кто говорит, что не нужны основы,

Лишь наставленья - сам изрек догмат...

Я, призывая вас к догматам снова,

Построю наставлений длинный ряд...

Все просто, как в таблице умноженья:

Как глубоко в природу ни взляни,

доказывать основоположенья

не нужно - базис разума они.

Основы с наставленьем разобщённо

Представить невозможно и в бреду,

Но, таинства основ - для посвящённых,

А наставленья - многим на виду.

Кто "этиолог" - в поиске причины,

"Отолог" - нарисует зла портрет...

Суть - та же. Тем, кто хочет "быть Мужчиной",

Понятно: кто - Мужчина, а кто - нет.

"Образчики", нередко, очень кстати,

Как крепости, что смотрят со скалы.

Всегда найдется верный подражатель

Найди пример, достойный похвалы!

Для всякого полезно знать приметы,

Чтоб выбрать благородного коня.

Величья духа зная признак, это

Легко себе во благо перенять.

Вергилий описал нам жеребенка,

В ком - племени божественного стать...

Его портрет понятен и ребенку

Изображенью мудрого подстать.

Я вижу в жеребенке... лик Катона

(Помпея, вместе с Цезарем отверг):

"Свобода или смерть!"- сказал без стона,

И смерть... пред ним подняла руки вверх.

Наш Туберон на козлах, в козьих шкурах,

Поставил только глиняный сосуд...

Хоть римляне считали: "Это - сдуру!"...

То был не пир, а - нравственности суд.

Давно похоронили Сципиона...

Запомнится, в прошествие веков

Не золото, а глина Туберона

Вам - жадные до славы!

Будь здоров.

======================================

Письмо XCVI (Об испытаниях судьбы)

Луцилия приветствует Сенека!

Я замечаю: нынче ты сердит...

Всего одно несчастье в человеке

когда, несчастьем поглощен, сидит.

Болеешь ты? Пора платить налоги?

Долги терзают? Оседает дом?

Убытки и болезнь? Дела? Тревоги?

Всё рушится, что добыто с трудом.

Хочу тебе сказать о сокровенном:

Непониманье видя и вражду,

я к Богу устремляюсь откровенно,

не подчиняюсь - всей душой иду.

По доброй воле я плачу налоги,

Хоть алчность часто шепчет: Придержи!

То, что печаль и злость внушает многим

Не наши беды, а "налог на жизнь".

В те дни, когда хотел увидеть старость,

ты что, не знал, чем славна та пора?

В большом пути всем странникам досталось:

снег, дождь и грязь, пыль, ветер и жара.

Ты жить хотел, забыв о неприятном?

То женщине пристало - как ты мог?!

От сердца заклинаю об обратном:

Избавь тебя от ласк фортуны Бог!

Пока одни сквозь мрак идут с дозором,

Другие нежат тело, голубки.

Их нега искупается позором!

Так жить тебе, Луцилий, не с руки!

Вся наша жизнь - сродни военной службе,

Наш вечный бой - безжалостен, суров.

Надеюсь, пояснения не нужно?

Не избегай опасность.

Будь здоров.

======================================

Письмо XCVII (О преступлении и наказании)

Луцилия приветствует Сенека!

Ты думаешь, Луцилий, что порок,

страсть к роскоши живут лишь в нашем веке?

Столетьями мы платим им оброк.

Не времена, а люди, с мыслью: "Что - нам?"

Блудили, говоря себе: хи-хи...

Признаться стыдно: на глазах Катона

совершены тягчайшие грехи.

Пульхр Клодий обвинялся в тайном блуде

С Помпеей (это - Цезаря жена...)

Деньгами откупился он от судей?

Сам блуд был - искупления цена:

Там судьи, кроме денег, получили

подростков, женщин - всё входило в мзду...

Представь, как эти судьи отличились...

Кого же, как не их, призвать к суду?!

В подарок обещать прелюбодейство

Грешнее, чем попасть за то под суд.

Не доброй волей матери семейства,

Прикрыв лицо, пошли на этот блуд.

Спросил Катул: "Зачем же вам охрана?

Чтоб взятку не отняли у суда?"

А блудодей и сводник...как ни странно,

"законно" был оправдан навсегда.

Скажи: бывают нравы развращенней?

На следствии (...меня терзает злость)

Случилось преступленье изощренней,

Чем то, к чему всё следствие велось?!

В присутствии Катона, сбросить платье

Не требовал народ у жалких шлюх...

Распущенность открыла всем объятья,

Не получая строгих оплеух.

Такой прием известен многим людям,

С судом была затеяна игра:

Чтоб не признали вас виновным в блуде,

Довольно - судей в блуде замарать.

О, Клодий - ты живуч во всяком веке...

Лишь изредка - рождается Катон...

Пороки тем живучи в человеке,

Что тянут под откос, не под уклон.

Не радуются кормчие крушенью,

И адвокат - в проигранном суде,

И врач - похоронивший прегрешенье...

Зато грехи - с улыбкою везде.

Убийца, вор и блудодей не плачут,

Пока порок несет их на крылах...

Найдешь "разочарованных в удаче",

Но, нет "разочарованных в делах".

И в тех, кто глубоко во зле погрязли,

Осталось ощущение добра.

Грехи свои подальше прячут, разве

Злонравье может победить свой страх?

Вот Эпикур: "Злодеи могут скрыться

Уверенными в том не могут быть!"

Добавлю (смысл скорее прояснится):

Нельзя о преступлении забыть.

Пускай порок публично не наказан,

Но, кара за злодейство - в нём самом:

Удаче он спасению обязан,

Страх неудач - отправленным письмом

Не стоит соглашаться с Эпикуром,

Что грех одним лишь страхом излечим.

Но, если страх живет в людской натуре

Природа от грехов спасает им.

Природа заменяет пытку страхом:

От молний улизнул, но слышишь гром

С небес в душе, как предвещенье краха,

Нас уличает совесть.

Будь здоров.

======================================

Письмо ХСVIII (Фрагменты двух писем)

Луцилия приветствует Сенека!

Зависимый от счастья - несчастлив.

Проходит счастье, как умрут побеги

Чудесно плодоносящих олив.

"Что ж, невозможно счастьем наслаждаться?"

Возможно - не завися от него.

Что, от судьбы нам счастья дожидаться?

Ищи в своей душе исток его.

Душа дурная всё ведёт к дурному,

И к худшему, транжиря закрома.

В прямой душе есть твёрдая основа,

Что не дает судьбе себя ломать

В удачах - и скромна, и благодарна,

В несчастьях - дарит стойкости пример.

Спокоен разум, Богом данный дар нам,

Не веря обещаниям химер.

Взгляни хоть на других (здесь ярче виды),

Хоть на себя - где случай нам помог?

В утратах - не ищи чужой обиды,

Скажи себе: "Иначе судит Бог."

Когда ты обманулся в ожиданьях,

И людям хочешь высказать упрёк...

Не торопись, тщеславное созданье,

Скажи себе: Правдивей судит Бог!

Кто так настроен, ни о чем не ропщет.

Но, как приобрести такой настрой?!

Пока всё славно, это сделать проще,

Чем, проходя несчастий горький строй.

Кто видит свою будущность зловещей

В несчастьях не сумеет уцелеть.

Бояться потерять жену и вещи

Залог того, чтоб потеряв, жалеть.

Нет, я не проповедую беспечность:

Что страшно - постарайся отклонить,

Но, есть ли что глупей, бесчеловечней

Несчастья видеть в собственной тени.

Всё происходит от незнанья меры:

Одни - всю свою жизнь несчастий ждут,

Другие - верят в счастье, как в химеру,

Не веря, что... когда-то упадут.

"Любое благо смертных - так же смертно!"...

Точней не скажешь (это - Метродор).

Одна лишь добродетель неизменна

В ней суть надежных нравственных опор.

Но, люди так бесстыдны, что потерям

Бывают всякий раз удивлены...

Кто сам непрочен, как он смог поверить,

Что все права на собственность прочны?!

"Но, что тогда призвать себе на помощь?"

Оставить обладания плоды:

Никто не отберет того, что помнишь,

Запомни в прошлом добрые следы.

Нет страшного, и в смерти есть отрада...

Примерами хочу тебя привлечь:

Здесь Муция огонь, и яд Сократа,

Регула крест, Катона смертный меч.

И то, что манит видимостью счастья,

Отвергли все великие мужи:

Фабриций, Туберон... Ты, хоть отчасти,

Примером для потомков окажись!

Очисти душу и, на всё готовый,

Вернись к природе и скажи судьбе:

"Ты хочешь победить?- Ищи другого!

Мужчина не преклонится тебе."

(Конец первого фрагмента)

...........................................

(Второй фрагмент)

Такими (и подобными) речами

Возможно даже язву излечить,

Ему желаю, чтобы полегчало,

А добрые молитвы - как врачи.

Он жизнью сыт, желая ей продленья,

Заботится отнюдь не о себе:

Полезен для младого поколенья,

Он щедрость, а не страх несет судьбе.

Другой бы, положил конец всем мукам...

А он, сочтя постыдным выбрать смерть,

Примером служит сыновьям и внукам

Того, как можно жить и должно сметь.

Он не сдается неотступной боли.

Взгляни ему в глаза и поучись,

Величию души и силе воли,

Что без руки ломает кирпичи.

Не учит боль - сопротивляться смерти,

Не учит смерть, как боли побороть.

Кто смерти ждёт - страдания лишь терпит,

С охотой умирая...

Будь здоров.

======================================

Письмо XCIX (О смерти сына)

Луцилия приветствует Сенека!

Пересылаю старое письмо

Писал его Маруллу...за огрехи,

Что он искоренить в себе не смог.

Он потерял тогда младенца-сына

И, в горе, много плакал по ночам.

И ты, с ним в положении едином...

Упрек, не утешенье, получай!

Поверь, и друга потеряв, не нужно

В рыданьях месяцами горевать

Ты - радуйся (хотя б - прошедшей дружбе),

Чем об утрате слезы проливать.

Что ж, друг ушел - и все пропало даром?!

И дружбу ты хоронишь вместе с ним?

Тогда, прости, но ты - неблагодарен...

Раз память дружбы не сумел хранить.

Кто радуется только настоящим

Сужает обладание вещей.

Кто радуется будущим блестящим

Не знает, что без Бога всё вотще.

Ведь самое надежное в хорошем

Случилось. И не стоит забывать,

Что будущее наше - станет прошлым,

Как осенью - увядшая листва.

Есть люди, что вели себя достойно,

Теряя всех родных в пучине лет:

К утрате близких относись спокойно

Ведь ты всю жизнь идешь за ними вслед.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.342 сек.