Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы деколонизации афро-азиатских стран в XX в. (Этапы кризиса колониальной системы)




Крушение колониализма - результат длительного поэтапного нарастания кризиса колониальной системы, который может быть представлен следующим образом:

1. «Пробуждение Азии» - I мировая война. Назревание кризисной ситуации в условиях неполноты внутренних и внешних предпосылок для политического освобождения, зарождение традиций НОД. 2. «От I до Второй мировой войны» включительно. Кризис колониализма становится хроническим, происходит консолидация сил НОД. Кризис мирохозяйственных связей в годы I мировой войны привел к товарному вакууму, который был в значительной степени заполнен резким ростом национального предпринимательства. Национальная буржуазия, усилившаяся за годы войны экономически, после ее завершения подверглась натиску вернувшегося европейского капитала, что привело к антагонизму между ними и превращению национальной буржуазии в лидера НОД. За годы войны также резко выросла численность рабочего класса колоний, значительная часть которого потеряла источник существования с восстановлением товарных поставок из метрополий. На сельском хозяйстве Востока крайне неблагоприятно отразились перестройки структуры с/х производства в начале и после окончания I мировой войны. В результате к началу 20 гг. XX в. колониализму противостоял фактически единый народный фронт - вопрос заключался в том, кто этот фронт сумеет возглавить. Первый и главный претендент на лидерство в НОД - национальная буржуазия, имела в качестве лидера ряд изъянов (слабость, связь с феодальным и полуфеодальным землевладением), которые не позволили ей в ряде стран сохранить за собой руководство НОД (Китай, Вьетнам, Индонезия). В указанных странах борьба была возглавлена радикальными мелкобуржуазными партиями и деятелями или коммунистами. На этом этапе начинается распад колониальной системы (выпадение при советской помощи из сферы колониального контроля Турции, Ирана, Афганистана, Монголии). В годы Второй мировой войны милитаристская Япония в тактических целях обещала и ряду оккупированных ею стран предоставила формальную ''независимость", от которой после капитуляции Японии Индонезия и Берма не желали отказываться в пользу бывших метрополий. Декларации стран антигитлеровской коалиции об освободительных целях войны и демократическом переустройстве послевоенного мира также подрывали принцип колониализма. 3. 1945-1962 гг. - этап продолжения распада колониальной системы (от победы национально-освободительных революций в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии до года Африки и завоевания независимости Алжиром). Следует отметить, что подобное развитие событий на Востоке не соответствовало прогнозам и намерениям метрополий: У. Черчилль на Браззавильской конференции 1944 г. заявил, что он стал Премьером Британской Империи «не для того, чтобы председательствовать при ее распаде», а в решениях указанной конференции говорилось, что «возможность установления самоуправления колоний даже в отдаленном будущем должна быть отброшена».

Характерные тенденции послевоенного мира: ослабевшие метрополии стремятся восстановить свою мощь за счет колониальной эксплуатации Востока, усилившееся НОД при советской поддержке противодействует попыткам реставрации колониализма в его прежних формах, США, в принципе заинтересованные в «открытых дверях» к афро-азиатским ресурсам, в условиях «холодной войны» все-таки поддержали курс на деколонизацию и тоже вступили в конфронтацию с НОД. Образование единого империалистического фронта против НОД несколько замедлило распад колониальной системы, но усилило в ряде стран Востока радикальные тенденции перерастания антиколониальной борьбы в борьбу антиимпериалистическую и антикапиталистическую.
После Второй мировой войны колониальные державы применяли различную тактику охранения своих позиций и защиты своих интересов на Востоке. Британский колониализм оказался наиболее подготовленным к смене форм и методов эксплуатации с колониальных на неоколониальные: - англичане традиционно применяли «косвенные» методы колониального управления в опоре на туземную феодальную верхушку и местную англизированную интеллигенцию (400-миллионной Индией управлял 40-тысячный колониальный аппарат). Опасаясь, что в случае лобового противостояния колониям произойдет радикализация НОД и к власти в новых освободившихся государствах придут левые силы, Лондон предпочел согласиться на мирную передачу власти умеренным местным политикам. Только там, где по каким-либо причинам это было невозможно, Англия применяла военную силу (Кения, Малайя). Формально, в смысле утраты прямого политического управления странами Востока, Англия «уходила», избавляясь при этом от тяжелого бремени и непопулярного имиджа «колонизатора». Фактически же, поскольку договоры о предоставлении независимости бывшим британским колониям предусматривали сохранение там экономических и иных позиций Англии, она оставалась. Послевоенная колониальная политика Франции характеризуется отсутствием гибкости и стремлением к восстановлению довоенного статус кво любыми средствами. В отличие от британских, французские колонизаторы не успели еще окупить затраты на завоевание и освоение своих колоний, не внедрились столь глубоко и прочно в их экономику, не привязали ее к экономике метрополии (особенно это было заметно в Индокитае), не имели существенной опоры в современном секторе этих стран и делали ставку на феодальные круги. Система колониального управления отличалась жесткостью (в Индокитае было столько же французских чиновников, сколько в британском аппарате в гораздо более многонаселенной Индии). Авторитет Франции на Востоке был подорван ее разгромом в начале Второй мировой войны. В 1946-54 гг. Франция вела колониальную войну в Индокитае, в 1954-62 гг. в Алжире. Обе авантюры завершились унизительным поражением Франции, несмотря на ее финансовую поддержку со стороны США, и фактической потерей статуса Франции как Великой Державы. Париж потерял не только политические, но и экономические позиции в указанных странах. Негативный опыт противоборства с НОД Вьетнама и Алжира вынудил Париж пойти на мирное предоставление независимости странам Черной Африки в к. 50 - нач. 60 гг. по британскому образцу.

4. 1962-1990 гг. - этап завершения распада колониальной системы. Главное событие этого этапа - распад старейшей португальской колониальной империи. Португалия, самая слабая колониальная держава, длительное время сохраняла свои обширные колониальные владения, поскольку остальные империалистические державы не могли договориться между собой о разделе португальских колоний. Не имея собственных экономических возможностей для освоения природных ресурсов Анголы и Мозамбика и опасаясь появления там местной национальной буржуазии в качестве конкурента, Лиссабон допустил крупный капитал западных держав в свои колонии. Португальская империя в результате превратилась в коллективную колонию Запада, заинтересованного в сохранении там португальского колониального аппарата в качестве гаранта их инвестиций. «Революция гвоздик» и НОД положили конец этому колониальному гибриду в 1975 г. С завоеванием независимости Зимбабве (1980 г.) и Намибией (1990 г.) завершается процесс ликвидации системы колониальной зависимости, основанной на прямом подавлении и эксплуатации народов Востока. Однако, параллельно сужению сферы прямого колониального господства Запада в афро-азиатском регионе усиливается применение им неоколониальных методов эксплуатации, апробированных им ранее в отношении полуколоний. Есть основания считать неоколониализм особой формой колониализма, доминирующей в отношениях Запад-Восток после распада колониальной системы.

 

Британское содружество наций — это старейшее подобное объединение (основано в 1887 г.), ставшее образцом для всех остальных. Сейчас называется просто «Содружество», Commonwealth, без прилагательного «британское». Это добровольное межгосударственное объединение 54 стран, бывших колоний Великобритании. Исключение - присоединившиеся по собственной инициативе Руанда, Камерун и Мозамбик. В странах содружества живет около 2 млрд. человек. Территория стран-членов занимает примерно 25% суши. Британская королева Елизавета II является главой Содружества. Задекларированная цель - поддержка друг друга и работа сообща для достижения общих целей в области демократии и развития.
Уникальное объединение было восстановлено в 1949 году, когда премьер-министры Содружества встретились и приняли "Лондонскую декларацию", в которой зафиксировано решение всех стран-членов быть "свободно и в равной степени связанными".
Помимо связей истории, языка и учреждений, членов объединяют ценности: демократии, свободы, мира, верховенства права и возможности для всех. Они были согласованы и изложены всеми глав правительств стран Содружества (CHOGMs) в Сингапуре в 1971 г.

Франкофония (фр. La Francophonie) моложе на 83 года. Эта международная организация сотрудничества франкоязычных (первоначально) стран мира, в которую входят 56 членов, а также 14 наблюдателей. Франкофония (в нынешнем виде) создана в 1970 г. В отличие от Содружества, для вступления в Франкофонию главным критерием считают не степень владения французским языком населения (хотя это приветствуется), а, скорее, культурные связи с Францией. Список исключений намного шире: Армения, Молдова, Албания, Болгария, Гвинея-Бисау, Греция, Египет, Кипр, Латвия, Ливан, Румыния, Украина и Гвинея-Бисау. Общая численность населения - 870 миллионов человек. Девиз: «Равенство, дополнение, солидарность» (фр. «égalité, complémentarité, solidarité»).
Цели Франкофонии содержатся в ее Уставе, принятом в 1997 г. в Ханое (Вьетнам): создание и развитие демократии; предупреждения, урегулирования и разрешения конфликтов, а также поддержка верховенства закона и прав человека; активизации диалога между культурами и цивилизациями; объединяя людей, их взаимопонимания; укрепление их солидарности на основе многостороннего сотрудничества.
Великобритания изначально стремилась придать официальный характер Содружеству наций, Франция решилась на такой шаг только сейчас, с принятием Устава движения Франкофонии. Хотя само рождение такого движения преследовало, безусловно, политические цели — удержать в своей орбите быстро суверенизировавшиеся страны третьего мира — структурно оно не было оформлено в некую сплоченную организацию с ясно выраженными политическими целями. Наоборот, в качестве таковых декларировались сохранение и поощрение развития, в первую очередь, культурных связей между франкоговорящими странами мира (необязательно бывшими колониями). В рамках движения в этих целях было создано множество агентств, ассоциаций, форумов и проч., которые отнимали немалую часть бюджета. Видимо, на определенном этапе такая, даже немного размытая, структура Франкофонии позволяла Франции играть ту роль в «третьем мире», которую она сама себе отводила. Поворот к более четкому политическому оформлению движения начался с 1986 г., когда впервые прошла встреча на высшем уровне глав государств и правительств стран-участниц. По сути,это означало преобразование Франкофонии, до этого снабженной лишь общими институтами «по интересам», в мощное межгосударственное сообщество, стремящееся с единых позиций решать общие экономические и политические цели. Нынешняя ситуация в мире, характеризующаяся обострением скрытой борьбы между союзами государств за передел мира, диктует новые требования. Под натиском англо-американской экономической машины требующие немалых финансовых вливаний страны третьего мира, в первую очередь африканские, могут поступиться единством культурных связей с Францией во имя экономических благ. Как, например, случилось практически со всеми бывшими португальскими и бельгийскими колониями, которых подмяла под себя Франция, когда ни Бельгия, ни тем более Португалия уже были не в состояния их «содержать». Таким образом, стала острая необходимость структурных реформ движения в целях придать ему более значимый политический вес. На восьмом совещании министров иностранных дел и по делам франкофонии, состоявшемся в г. Маракеше (Марокко) в середине декабря 1996 г. был одобрен Устав движения Франкофонии. Этим уставом упорядочивается структура движения: вводится пост генерального секретаря, главного управляющего Агентством Франкофонии (бывшее Агентство по культурному и техническому сотрудничеству) и определяется вся вертикальная связь. Генсекретарь избирается на четыре года с правом быть переизбранным на второй срок, решение о его назначении принимается на встрече в верхах глав государств и правительств стран-участниц. Кроме этого верховного органа движения оно подчиняется другим коллегиальным органам: Совещанию министров иностранных дел франкофонии, и постоянному совету Франкофонии. В кулуарах встречи в Маракеше со стороны африканских представителей, в целом высказывалось удовлетворение большей политической и экономической ангажированностью движения. Парижу удалось убедить своих африканских партнеров, что только политическая оформленность движения позволит странам-участницам более полно развивать и экономические связи. На совещании в Марокко обозначились некоторые противоречия между ведущими донорами движения — Францией и Канадой. Проходящая в Париже ежегодно неделя франкофонии дает повод местным аналитикам подвести весьма неутешительные для французов итоги ведущейся «лингвистической войны» между французским и английским языками, двумя культурами. Особую тревогу у Парижа вызывает лингвистический откат в странах франкоязычной Северо-Западной Африки, где число изучающих или желающих изучать язык бывшей метрополии стабильно сокращается вот уже на протяжении целого ряда лет. Такая ситуация характерна для Марокко, других государств Магриба, традиционно считавшихся сферой культурно-языкового влияния Франции. В конце 1996 г. Алжир, например, объявил, что в будущем предпочтение среди иностранных языков будет отдаваться английскому, а не французскому языку. Учитывая устойчивую тенденцию расширения сферы распространения английского языка и увеличение числа его изучающих, и, как следствие, укрепление позиций англосаксонских государств, французы в последнее время все чаще выступают с предостережениями от «риска создания монокультурного международного сообщества» с преобладанием одного языка, что является «дестабилизирующим фактором».

Дополнение ….. Окончание процесса деколонизации во второй половине XX века.

В начале XX века большую часть заселенных территорий планеты представляли собой колонии. Их внутренняя и внешняя политика и экономика были в полной мере зависимы от пожеланий и прямых указаний владевших ими стран-метрополий. Однако две мировые войны в первой половине столетия в корне изменили эту ситуацию. Если в годы 1 Мировой войны в боевые действия оказались вовлечены в основном человеческие и экономические ресурсы колоний, то во время 2 Мировой значительные территории Азии, Африки и Океании сами служили плацдармами боевых действий. Солдаты, призванные из колоний и зависимых стран, защищали не только родную землю, но и интересы метрополий. Индийские дивизии, например, сражались не только в Бирме, но и в Северной и Восточной Африке, на Ближнем Востоке. В ходе войн колонии и зависимые понесли тяжелые потери. В Индонезии при японской оккупации погибло около 4 млн. человек, в Китае потери составили около 18 млн. погибших и раненых. Вместе с тем, участие в самых важных мировых процессах своего времени и последовавшее за ним развитие национального производства для обеспечения нужд воюющих метрополий способствовали росту национального самосознания народов колоний. Национальное самосознание, помноженное на военный, технический и организационный опыт непосредственного участия населения зависимых стран в военных действиях, после войны выразилось во всплеске национально-освободительного движения. Освободившись от японской оккупации, независимости добилась Корея. В тяжелой и кровопролитной войне с французами и голландцами свою независимость отстояли народы Индокитая и Индонезии. Зависимый и полуколониальный Китай получил в 1945 г. статус великой державы и стал постоянным членом Совета Безопасности ООН. В 1947 г. из индийской колонии Великобритании были образованы два новых независимых государства - Индия и Пакистан. Следом за ними независимость получили остальные страны Азии и Северной Африки: Алжир, Тунис, Марокко, Аден, Кувейт и другие. Особое значение для процессов коренной ломки отношений между метрополиями и колониями имело принятие ООН в декабре 1960 г. «Декларации о принципах деколонизации», которая осуждала прежнюю модель зависимых отношений между индустриально развитыми странами Запада и их "сырьевыми придатками" в Азии и Африке. 1960 год вообще стал переломным в деле деколонизации африканского континента. Его назвали «годом Африки», так как в течение этого года на политической карте мира появилось 17 новых самостоятельных государств - бывших колоний Англии, Франции, Италии и Бельгии. Процесс деколонизации Африки продолжался вплоть до 1989 г., когда в кровопролитной войне с ЮАР независимости добилась последняя на континенте колония - Намибия. В ходе деколонизационных процессов политическая карта мира, а особенно Азии и Африки, претерпела коренные изменения. В 1997 г. Китай вернул себе Гонконг, а в 1999 г. - Макао. Этим был положен конец 500-летней истории колониализма западной цивилизации и Азии.
Говоря о воздействии колониализма на Восток в целом, нельзя не рассматривать его в комплексе, с учетом всех протекавших и протекающих на современном Востоке процессов. Речь идет о формировании в странах колониального и зависимого Востока нового государства и нового общества, соответствующих трансформирующейся структуре и призванных способствовать дальнейшей ее трансформации. Именно в этом историческая роль колониализма проявилась наиболее отчетливо. Независимые страны Востока, такие как Япония, уверенно взяли старт в этом направлении и, каждая в меру своих сил и содействовавших этому благоприятных обстоятельств, приступили к энергичной трансформации собственной структуры. Там, где зависимость от иностранных держав и колониального капитала была ощутимой, целенаправленной трансформации в этом же направлении содействовали, причем весьма активно, сами европейцы, что можно видеть на примере Турции, Ирана, Китая (до середины XX в.) и в меньшей степени таких более отсталых стран, как Афганистан. В Южной и Юго-Восточной Азии длительное воздействие колониализма постепенно преодолевало инерцию традиции и трансформировало структуру на еврокапиталистический лад. Это заметно и для Африки, где именно целенаправленная и несущая с собой цивилизационное начало политика колониальной администрации была той силой, которая пусть медленно, но неустанно и успешно прокладывала дорогу к еврокапиталистическому стандарту. И исходный уровень развития, и длительность периода колониализма, и религиозно-цивилизационный фундамент при этом играли свою немаловажную роль, что, несомненно, сказывалось на результатах и темпах развития. Многие государства - бывшие колонии в настоящее время выступают в роли равноправных и активных субъектов мировой политики. Однако не стоит забывать о проблемах, связанных с последствиями долгой зависимости этих стран и особенностями поведения деколонизационных процессов. Существенное отставание в экономическом развитии, часто встречающаяся зависимость экономики от одного или нескольких продуктов производства, заставляли бывшие колонии обращаться за помощью к странам- лидерам (чаще всего к США и СССР). В результате, многие страны развивающегося мира стали ареной борьбы за сферы влияния двух идеологических систем, что нередко выливалось в открытые военные столкновения, как, например, в 60-70-х годах - в Юго-Восточной Азии или в 70-80-х - в Анголе. Помимо этого, росла и экономическая, долговая зависимость бывших колоний от стран-доноров. Особой проблемой для развития и мирного существования бывших колоний оказались непростительная небрежность и безразличие к существовавшим традициям, проявленные бывшими метрополиями при определении границ новых суверенных государств. «Расчерченная по линейке» Африка, в которой единые народы оказались разделены границами разных государств, проблема Джаммы и Кашмира - спорных районов Индии и Пакистана, территориальные споры на Ближнем Востоке - все это реально существующие проблемы современного мира. Каждая из них требует больших усилий всего мирового сообщества, чтобы быть разрешенной без сопротивления противоборствующих сторон, к всеобщему удовольствию. Весь этот комплекс проблем, политических и экономических, неизменно привлекает к себе внимание и является одним из приоритетных направлений работы различных международных организаций. В частности, помощь бывшим зависимым странам (особенно странам африканского континента и Юго-Восточной Азии) - одна из первоочередных задач ООН в XXI веке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.