Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упанишады




Варны

Единое

Ригведа повествует о том, что всегда существовало нечто – Единое, что лежит в основе всех предметов и явлений Вселенной. Это предвечно сущее, от которого родится все. Оно вне времени, вне пространства, вне смерти, вне бессмертия. Мы не можем выразить, что это такое, кроме того, что оно есть. Единое дышит само собою, т.е. без внешнего толчка, без воздействия какой-либо внешней силы.

Мир различий оформился благодаря внутреннему импульсу − желанию – «первому семени мысли». Единое делится на противоположности: сущее и не-сущее, низ и верх, день и ночь, смерть и бессмертие и т.д.

Пýруша

Пýруша – Вселенский Человек, олицетворение космического начала. Он не ограничен ни во времени, ни в пространстве, «сам порождает себя», несет в себе источник своих различий. Возникновение мира уподобляется жертвоприношению. В ходе космического жертвоприношения Пуруши, где он выступает и как объект почитания, и как жертва, и как результат жертвоприношения, происходит разделение и оформление трех миров: космического, мира животных и людей.

Большинство ученых полагают, что в Индии во время формирования Вед складывалось классовое общество. Хотя рабы и существовали в Индии, тем не менее, характеризовать индийское общество как рабовладельческое неверно. Усиление общественного неравенства привело к тому, что в обществе начали формироваться четыре группы, или варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, различавшиеся по своему общественному положению, правам и обязанностям. Брахманы – жрецы и кшатрии – воины составляли высший социальный слой. К вайшьям относились ремесленники, земледельцы, торговцы. Низший общественный слой составляли шудры. К этому времени относится и возникновение государства в Индии. Особенности социальной организации нашли свое отражение в Ведах.

Гимны Ригведы служат основанием для последующих философских систем.

Упанишады – собственно философская часть Вед. Upa-ni-shad обозначает дословно «сидение у ног учителя». В текстах Упанишад подчеркивается, что они представляют собой тайное учение, и это знание недопустимо сообщать широкому кругу людей.

Упанишады – это тексты, сочиненные различными авторами в различное время и на разные темы. Каждый текст – это изложение философских размышлений того или иного автора, выступающего под именем (или от имени) легендарного или полулегендарного мудреца.

Тексты эти неоднородны по содержанию, но, тем не менее, в них можно выделить три ряда проблем, относящихся:

· к жертвоприношению

· к микрокосму − человеку

· к обожествленному макрокосму − Вселенной

Эти проблемы не являются новыми. Они уже рассматривались в Ригведе. Но в Упанишадах проблемы жертвоприношений отступают на задний план, а центральными становятся параллели между явлениями микро- и макрокосма. При этом отступает на второй план мифологическое понимание космоса и акцентируется выяснение скрытой, глубинной основы макрокосма и микрокосма.

Брахмáн

Макрокосм обозначается термином Брахман. Данные понятия появляются уже в Ведах. Но центральное место они занимают в Упанишадах. Слово «brahma» многозначно: брахман – это член варны жрецов (брахманов), брахманы – это книги – часть Вед, Брáхма – это имя одного из ведических богов.

Под Брахманом понимается высшая объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится. Вместе с тем, все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Брахмане. Он вне пространства, вне времени, вне причинно-следственных связей, свободен от качеств и действий, явно не проявляется. Брахмана нельзя выразить в положительных терминах и с помощью логики. Поэтому чаще всего Брахман определяется отрицательно, иными словами, утверждается, какими качествами он не обладает.

Иногда понятие Брахмана обозначает идею Бога-Творца. Вне Брахмана ничего нет. Но все, что есть в бытии, заключено в Брахмане как в зародыше. Брахман – это зародыш всего сущего − «Золотой зародыш», это творческое начало: Бог – Создатель Вселенной. Наш мир – Его проявление.

Представление о Брахмане в Упанишадах также связано с понятием скамбхи – опоры, что соответствует западному понятию «субстанция». Авторы текстов Упанишад пытаются найти конечную опору всех вещей и явлений, понять, куда уходят вещи, теряя опору, и откуда возвращаются, снова приобретая ее? Истинным существованием обладает лишь эта опора, основа. Причем, под основой всего сущего понимается не что-то конкретное и чувственно-наглядное, но бытие как таковое.

Авторы Упанишад стремятся решить проблему опоры применительно к человеку, пытаются выяснить, что является опорой человека. Иными словами, что представляет собой то свойство человека, лишаясь которого человек перестает существовать. Если человека последовательно лишать зрения, слуха, обоняния, то он будет жить. А если его лишить дыхания, то он гибнет, умирает. Следовательно, дыхание − прана − и есть опора человека. Тело человека есть лишь оболочка, скрывающая жизненную силу – прану.

Таким образом, Брахман – это абсолютная первооснова, субстанция, первопричина всего существующего, начало и конец всех вещей, всех существ, т.е. то, из чего эти существа рождены, то, в чем они живут после рождения, и то, куда они уходят после своей смерти. В Брахмане не бывает изменений, хотя всякое изменение основано на нем. Нет ничего вне его, нет ничего отличного от него. В Брахмане помещается вся множественность мира.

Áтман

Микрокосм обозначается термином «Атман». Слово «Атман» происходит от корня «as» – дышать, который в санскрите дал одну из форм глагола «быть». Дыхание – это та тонкая нить, которая не позволяет совсем отрешиться от материальных условий бытия, но с другой стороны, из всего существующего – это самое «нематериальное» явление. Дыхание – это то, чего не видно, но оно − наше существование. Прекратись оно – прекратится и жизнь.

Следовательно, Атман в Упанишадах соответствует западному понятию души – субъективного психического начала. Он может пониматься и как личное, и как универсальное начало. В этом последнем значении Атман – основа всего, пронизывает все сущее. Он одновременно меньше ядра просяного зернышка и больше всех миров. Атман – это вечная и неизменная, деятельная сущность мира. Он постоянно активен в мире, особенно в теле человека.

Таким образом, понятие Атмана вырастает в Упанишадах в безличную причину всего сущего – в Брахмана, а Брахман, в свою очередь, есть материализованная во всех существующих вещах сила, которая создает, поддерживает, сохраняет и возвращает к себе обратно «все миры», всю природу. «Все есть Брахман, и Брахман есть Атман».

Перечисленные взгляды на природу Брахмана и Атмана позволяют говорить о двух противоположных тенденциях в объяснении мира: с одной стороны, подчеркивается преимущественно вещественный аспект первичного материально-духовного континуума, с другой стороны, духовный аспект в осмыслении этого континуума. Побеждает вторая, религиозно-мистическая тенденция осмысления мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.