Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзамен по истории древнего мира. Билеты. 2 страница




2. Египет в период Среднего царства.

Среднее царство — эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1783 (или 1640) до н. э., на которую приходится правление манефоновских XII—XIII династий фараонов. Время относительно слабой централизации Египетского государства.

Начало Среднего царства относится к 2040 до н. э., когда фиванский монарх Ментухотеп I сверг фараона из Гераклеополя. Фараоны XI, но особенно XII династии, сосредоточив в руках людские и материальные ресурсы страны, восстановили общую египетскую ирригационную систему, существоващую в эпоху Древнего царства. В целом XII династии Аменемхетов — Сенусертов (1991 − 1783 гг. до н. э.), в особенности Сенусерту III, удалось стабилизировать положение страны и превратить Египет в сильное государство, располагавшее мощным военным и экономическим потенциалом. Опираясь на него, XII династия проводила успешную завоевательную политику. Продолжалось освоение Файюма, например, среди этого болота построили дворец, известный грекам как Лабиринт. Большие успехи были сделаны в освоении Нубии, где были открыты богатые золотые прииски. Стремясь захватить свое господство в золотоносных районах Северной Нубии, египтяне прокладывали дороги, строили системы крепостных городов типа Бухена. Нубия превратилась фактически в провинцию Египта. Расширялось египетское влияние в Восточном Средиземноморье, откуда египтяне получали медь, серебро, золото, строительный лес. В целом при XII династии Египет превратился в довольно крупную державу на Ближнем Востоке, а присвоение обширных территорий сопровождалось захватом больших партий рабов, скота, материальных ценностей. Именно в период Среднего царства возник «средний класс» египетского общества, однако эксплуатация «царских людей» приводила к осложнению социальной ситуации.

Около 1783 до н. э. социальные противоречия привели, очевидно, к взрыву народного недовольства. На короткое время власть перешла в руки народа. Возникшим тяжелым внутренним положением в стране воспользовалась смешанная этническая группа, получившая название гиксосы. Гиксосам удалось оккупировать всю Дельту, а затем распространить свою власть и в Верхнем Египте. Эпоха Среднего царства в Египте закончилась, и начался период господства гиксосов, так называемый Второй переходный период (1640—1552 до н. э.).

Слово ‘гиксос’ («хека-шасу») — египетское, и означало сначала только гиксосских фараонов (дословно ‘гиксос’ означает ‘иноземный правитель’ или ‘царь пастухов’), а затем и всего гиксосского племени. Подлинное самоназвание гиксосов неизвестно[источник не указан 748 дней]. Большинство ученых, основываясь на анализе гиксосских имён (Якобхер, Салитис) и цитатах Иосифа Флавия из сочинений Манефона, относят гиксосов к семитским племенам.

Билет № 4.

1. Экономический строй антагонистического общества.

Критика теории Маркса и переход к формационно-цивилизационному подходу привели к фактическому отказу от теории формаций. Из форм государства признаны только республика и монархия. Признан тоталитарный тип политического режима, имеющий признаки цивилизации, а не формации. В учебниках истории государственного управления России теоретическая глава не связана с главами, где излагается конкретная история. В этих главах преобладает фактография без теоретических обобщений.

Необходимо возвратиться к теории Маркса, привести её в соответствие с накопленными наукой фактами и систематически использовать в обобщениях конкретной истории.

Выделив экономические общественные формации, Маркс признавал соответствующие им социальные, политические, культурные (духовные) формации. Эпигоны признали только экономические.

Марк выделил первичную, вторичную, коммунистическую общественные формации, разделив вторичную на патриархальную, античную, феодальную, капиталистическую. Эпигоны объединили первичную и патриархальную в первобытнообщинный строй, выстроив в линию остальные (пятичленка).

Экономической основой феодализма Маркс считал крепостничество, а эпигоны - оброк и барщину.

В ХХ в. удалось обнаружить лишь одну новую, азиатскую формацию, которая следовала за патриархальной и предшествовала античной. С этой поправкой теорию Маркса можно эффективно применять в исторической науке, в том числе в истории государственного управления экономикой.

Основу экономической формации составляет способ производства материальных благ - способ соединения производительных сил. Основной производительной силой являются люди. Отношения между экономическими классами - ядро способа.

В патриархальной формации знать эксплуатировала общинников путём издольщины (присвоение прибавочного продукта). Государством была тирания - знать, объединённая в иерархию личными отношениями вождей. Производство было вне её власти. Объём и номенклатура издольщины позволяла косвенно управлять производством. Современный налог - преобразованная (денежная) издольщина.

В азиатской формации бюрократия эксплуатировала аллодистов (семейные производители) путём кабалы (отработки). Государством была деспотия - бюрократия, объединённая в иерархию должностными отношениями начальников. Государственные предприятия управлялись бюрократией через приказчиков, которые непосредственно организовывали производство. Семейное производство было вне управления бюрократии.

В античной формации частники эксплуатировали индивидуальных работников путём рабства (полное распоряжение). Конкуренция создавала иерархию крупных, средних, мелких частников. Государство отделилось от экономики, это была республика - демос и избранные им органы. Оно управляло экономикой косвенно, путём законов. Частники управляли производством с помощью своих приказчиков.

В феодальной формации феодалы эксплуатировали цеховых мастеров (простая кооперация) путём крепостничества (прикрепление к земле). Государством была монархия - феодалы, объединённые в иерархию вассально-иммунитетными отношениями. Экономическая и политическая власть делились между сюзереном и вассалами по договору. Каждый управлял своим хозяйством в пределах своего иммунитета с помощью своих приказчиков. Применялись отработки. Надельные хозяйства крепостных были вне управления феодалов.

В капиталистической формации акционеры эксплуатируют фабричных рабочих путём найма (купля-продажа труда). Торговля акциями образует взаимозависимость акционеров. Государством является автократия - всенародно избранный президент, всенародно избранный парламент, формируемое президентом и парламентом правительство, пожизненно назначенный президентом суд с иммунитетом следовать только законам. Оно может управлять экономикой путём пакетов голосующих акций. Дивиденды государства от акций устранят нужду в налогах.

Цикличность смены общественных формаций действует в масштабе человечества. Каждая страна имеет свой цикл развития. Взаимодействие общего цикла и отдельного порождает нециклическую смену формаций, пропуски формаций, переходные формации, многоукладность (сосуществование формаций). Влияние природы, конкуренция стран также усложняют смену формаций, порождают омоложение (по Энгельсу) - возрождение низших формаций. Тоталитаризм - многоукладное государство с возродившейся деспотической основой.

2. Египет в период Нового царства.

Новое царство — известный наибольшим числом древнеегипетских памятников период расцвета древнеегипетской государственности и создания крупного египетского «мирового» государства, приходящийся на время правления трёх манефоновских династий египетских фараонов — XVIII, XIX и XX. Хронологические рамки Нового царства определяются 1552—1069 до н. э. по «краткой» хронологической схеме или 1582—1070 до н. э. по «средней». Период Нового царства наследовал Второму переходному периоду — времени упадка Древнего Египта и завоевания страны семитским народом гиксосов — и предшествовал Третьему переходному периоду. Основателем Нового Царства считается Яхмос I.

Бесспорным является тот факт, что Новое царство Египта было вершиной развития египетской цивилизации: было не только собрано воедино наследие предыдущих двух тысячелетий развития Египта, но и появились уникальные явления типа вселенского государства Тутмоса III или феномена атонистской революции, оставившей глубокий след в религии и искусстве. Некоторые исследователи рассматривают Египетское государство в качестве первой империи в мировой истории. Другие специалисты, учитывая тот факт, что в подчинённых Египтом землях не была установлена жёсткая централизованная система управления, как в зависимых территориях классических империй, предпочитают называть первой империей Новоассирийское царство.

В теории цивилизаций Арнольда Джозефа Тойнби Новое царство Древнего Египта соответствует второму (после Среднего царства) универсальному государству египетской цивилизации. Поскольку всё развитие египетской цивилизации не вписывалось в построения Тойнби относительно распада цивилизаций, в «Постижении истории» историк считал египетскую цивилизацию Нового и Позднего царств «окаменевшей». В марксистской историографии, основанной на оригинальных теориях Маркса и Энгельса, Новое царство считается периодом попытки становления античного рабовладельческого строя на базе архаического (называемого азиатским по причине обнаружения его пережитков у племён Индии)

Билет № 5.

1. Культура антагонистического общества.

Культура, как и экономика, обособилась при переходе от первобытного общества (первичная формация) к антагонистическому (вторичная формация). В процессе развития знание обретает различную форму. М. Вебер выделил две стадиальные формы, религию и науку. В действительности имеется пять таких форм: мифология, религия, философия, искусство, наука. В экономике им соответствуют издольщина, кабала, рабство, крепостничество, найм. Общественное сознание и мораль не являются стадиальными формами.

По необходимости деятели культуры обособились в профессиональные группы для оформления знаний специальным методом познания, что является основой способа духовного производства.

Каждый способ порождает свою культурную формацию как систему всех форм культурных связей и отношений. К ним относятся базисные (постулаты) и производные (выводы), а также познавательные, обменные, информационные и образовательные.

Смена форм знания, методов познания и профессиональных групп составляет основу смены пяти культурных формаций. Во взаимодействии с экономическими и политическими формациями они порождают развитие человечества по общественным формациям второго порядка в рамках вторичной: патриархальная, азиатская, античная, феодальная, капиталистическая.

В патриархальном обществе из первобытного язычества выделилась мифология. Сущностью мировосприятия было признание решающей роли выдающихся людей, которые способны управлять природой и обществом. Со временем героический эпос превратился в устное народное творчество (фольклор). Это вторичная форма.

Методом познания был опыт - практически усвоенные знания, навыки и умения. Здравомыслие возникало в процессе фиксации путём проб и ошибок различных проявлений сущности и домысливания в объяснении этой сущности. Непонятое наделялось свойствами очевидного. Опытное осмысливание действительности приводило к мифам. Основой каждого мифа было реальное событие, которое имело крупное общественное значение.

Создателями героических легенд были пророки, которые составляли особую часть знати. Они хранили и обогащали накопленный опыт, оценивали достоинства претендентов в вожди. Мнение пророков имело нормативный характер. Они определяли необходимость действий и возможные их последствия. На основе своих выводов пророки могли добиваться смены вождя. Здравомыслие порождало волюнтаристское отношение к миру и пропаганду.

В азиатском обществе обособилась религия, сущностью которой является вера во всемогущие непознаваемые силы. С этой верой связана вера в священные тексты и авторитет их толкователей. Классической формой религии является многобожие, а вторичной единобожие.

Методом познания был догматизм. Все явления мира объяснялись в пределах толкований священных текстов. Основной вопрос религии - это вопрос о добре, зле справедливости. Он решался в зависимости от истолкования догматов о богах как всемогущих непознаваемых силах. Различная догматика богов порождала множество конфессий.

А стремление проникнуться свойствами богов создавало этическое отношение к действительности. Профессиональной группой были священники, которые объединялись в церковь. Эта религиозная организация была особой частью бюрократии.

В античном обществе обособилась философия, рассудочное отображение действительности. Было убеждение, что всё можно узнать и понять. Основным вопросом философии является вопрос об истине, лжи и заблуждении. Критерием истинности выступала логичность рассуждений. Из всех обнаруженных свойств природы и общества достойными считались только гармоничные. Они принимались как истинные.

Методом познания было абстрагирование - мысленное отвлечение от разнообразных сторон действительности для выявления сущности избранной стороны. Она постулировалась как первичная. Выбор первооснов зависел от воли человека, поэтому существовал плюрализм. Каждый автор создавал собственную концепцию мироустройства. Предпочтение отдавали наиболее логичной.

Профессиональной группой были мыслители. Они входили в экономический класс частников и выступали как его идеологи.

В феодальном обществе обособилось искусство - образное отображение действительности. Это наглядное обобщение того, что было на самом деле. Мир воспринимался как система образов, и действительность наделялась вымышленным. Граница между выдуманным и реальным была неопределённой.

Методом познания было воображение. Основным вопросом искусства является вопрос о красоте, безобразии и обыденности. Ценным в природе и обществе считалось то, что представлялось красивым. Поэтому и господствовала мода. В процессе подражания возникали жанры, стили, направления. Они ограничивали свободу воображения авторов.

Профессиональной группой были художники (писатели, живописцы, музыканты, актёры и т. д.). Художники создавали этикет, принятый порядок поведения и форм обхождения. Господствовала эстетическая оценка действительности. При этом художники находились в такой же зависимости от феодалов, как крестьяне и ремесленники. Они так же отрабатывали заказы и одновременно имели свои мастерские.

В капиталистическом обществе выделяется наука, теоретическое познание мира. Сущность науки - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний.

Методом познания становится экспериментирование. Принятые постулаты проверяются и логически, и путём эксперимента. В отличие от опыта, он представляет собой воздействие на объект в контролируемых и управляемых условиях. Такой метод позволяет в максимальной степени понять сущность. По степени теоретизации и освоения этого метода не все научные дисциплины достигли зрелости.

Профессиональной группой становятся учёные. Они отличаются теоретическим знанием, навыками экспериментирования, формально-логическим мышлением, владением всей фактографией. Отчуждение людей от культуры резко возрастает.

Выводы. Теория культурных формаций позволяет эффективно использовать формализацию.

В истории и культурологи основой оценок культурного развития цивилизации, страны, региона лежит список памятников культуры. Многие специалисты даже не считают нужным классифицировать их по формам знания. А вывод о прогрессе или регрессе культуры в лучшем случае зависит от произвольно избранной системы оценок. В худшем случае плюрализм порождает эклектику. Реакцией на это становится эмпиризм.

Понятие культуры как совокупности материальных и духовных ценностей напоминает нечто среднее между ломбардом и складом. Количество и разнообразие считаются признаками развития. Теория же позволяет определять эпохи по господству классического уклада.

В развитии культуры Руси и России можно выделить три пройденные эпохи: господство мифологических ценностей (конец IX - начало XI в.), господство религиозных (начало XI - середина XVIII в.), художественных (середина XVIII - начало ХХ в.). Современную эпоху можно определить как эпоху утверждения научных ценностей. Соответственно можно выделить эпохи развития общественного сознания и морали. Но они выделяются уже по тому, как народ усваивал и использовал ценности профессионалов. Так, крещение Руси произошло в конце X в., а христианизация россиян завершилась лишь в XVI в.

Формализованная оценка культурного развития России позволяет понять причину сложения так называемой "загадочной русской души". В России философия никогда не играла существенной роли в культуре, а религиозное мышление имеет давние и прочные традиции. Не выработалось рассудочное отношение к действительности. Без ускоренного освоения философии переход к науке затруднён. Возрождение религии и упадок науки в настоящее время - это проявления данной закономерности.

2. Культура Древнего Египта.

Культура древнего Египта чрезвычайно интересна, так как древнеегипетская цивилизация считается одной из древнейших цивилизаций в истории человечества. Культура древнего Египта известна своими пирамидами, которые все еще считаются чудесами в 21-м веке. Ученые и архитекторы в современном мире не в состоянии дать ответ на простой вопрос: “Как они были построены?”

Раскопки в долине пирамид пролили дополнительный свет на историю культуры древнего Египта.

Культура древнего Египта: Язык древнего Египта.

Язык, на котором говорили древние египтяне, исчез ещё несколько тысяч лет назад. В наше время жители Египта говорят на арабском языке. В самом Египте сохранилось много разных памятников, обелисков, руин храмов, густо покрытых древними египетскими письменами — иероглифами. Но уже не было людей, которые умели бы их читать. Поэтому долго никто не знал, что означают египетские иероглифы и как их расшифровать. Расшифровка иероглифов была важным элементом, без которого трудно было узнать, что либо о культуре древнего Египта.

В 1821 г. французский ученый Жан Шампольон расшифровал иероглифы и прочитал древние надписи. Ему помог счастливый случай. В Египте возле села Розетта солдаты рыли окопы в песке. Вдруг лопата одного из них наткнулась на что-то твёрдое. Это была каменная плита величиной с крышку обычного стола, сверху донизу покрытая письменами. Плиту, которую по месту находки назвали «Розеттским камнем», отвезли в музей.

Учёные увидели, что надписи на ней делятся на три части. Сверху был текст на греческом языке, а на двух нижних — на египетском. Прочитав греческий текст, узнали, что речь шла о царе Птолемее и царице Клеопатре.

Как же удалось прочитать египетский текст? Шампольон заметил, что некоторые иероглифы заключены в овальные рамки. Он предположил, что это, должно быть, царские имена Птолемея и Клеопатры. Под египетские иероглифы учёный подставил греческие буквы и понял, как по-египетски пишутся имена Птолемей и Клеопатра. Так постепенно были расшифрованы иероглифы.

Благодаря работе Жана Шампольона историки смогли получить дополнительные сведения о культуре древнего Египта т.к. теперь стало возможным почтения текстов написанных древнеегипетскими иероглифами.

Культура древнего Египта: Письменность древнего Египта.

В дельте Нила растёт много тростника — папируса. Его заросли поднимаются вверх на высоту от трёх до шести метров. Из папируса египтяне издавна делали лёгкие лодки, а потом научились изготовлять материал для письма, который тоже называли папирусом.

Сначала папирус косили, затем разрезали каждый стебель на длинные полоски и накладывали их концами друг на друга. Рубцы (места стыков) сплющивали деревянным молотком. На этот кусок накладывали другой слой папируса, перпендикулярно первому, и снова били молотком. Выделявшийся сок скреплял полоски. Чтобы получился длинный папирус, отдельные куски склеивали. Готовый папирус скатывали в свиток. Длина самого длинного из известных свитков папируса — 40,5 м. Это список подарков, которые фараон Рамзес III передал разным храмам.

Папирус был дорогим материалом, и египтяне его берегли. Часто они использовали старые папирусы для новых записей, предварительно смыв с них краску. Многие папирусы содержат ценнейшую информацию о культуре древнего Египта.

Культура древнего Египта: Школы древнего Египта.

Культура древнего Египта начинала формироваться в школах древнего Египта. В школах учились мальчики, а иногда и девочки. Писать учились сначала на черепках разбитой глиняной посуды, а потом — на старых папирусах. Если ученик успешно осваивал письмо, ему давали чистый папирус. Дети переписывали различные назидательные тексты, стихи, сказки. Учиться в египетской школе было трудно, ведь иероглифов было несколько тысяч (из них использовались 750). Неуспевающих учеников били. Так появилась поговорка: «Ухо мальчика на его спине».

На одном папирусе сохранилось поучение сановника Ахтоя своему сыну. Отец убеждает сына не лениться, хорошо учиться и стать писцом.

Египетские писцы писали заострёнными тростинками. Они всегда носили с собой деревянный пенал с двумя чашечками для чёрной и красной красок и с принадлежностями для письма. Приступая к работе, писец садился на пол, скрестив ноги. Свиток папируса он клал себе на колени. Писали чёрной краской, сделанной из сажи. Начальную букву новой строки или дату выводили красной краской. Такой же обычай существовал и у наших предков.

Культура отдыха древнего Египта включала различные игры, музыку и другие виды культурного досуга, такие как охота и прогулки на лодках. Музыка и танцы были неотъемлемым элементом культурного досуга во время праздников и фестивалей. Арфы, барабаны и флейты было популярны в древнем Египте.

 

Билет № 6.

1. Социальный строй антагонистического общества.

Общественная формация, по Марксу, – это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура этой системы имеет следующий вид. В ее основании лежит способ производства материальных благ, т. е. экономическая подсистема; для ее обозначения Маркс иногда использует также термины “экономическая формация” и “экономическая общественная формация”. Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения.

К производительным силам относятся все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства: вовлеченные в производство естественные и человеческие ресурсы, средства производства, уровень науки и ее технологическое применение и т. д. Особенно важное место среди производительных сил развитых формаций Маркс, вслед за Сен-Симоном, отводил промышленности, утверждая, что страна промышленно более развитая показывает стране промышленно менее развитой картину ее собственного будущего.

Производственные отношения, вторая сторона способа производства, выражается, по Марксу, главным образом в различных формах собственности на средства производства.

Важно иметь в виду, что Маркс часто понимает производство как общий цикл движения производимого блага, куда входят собственно производство, или производство в узком смысле, распределение, обмен и потребление [12, 17–48]. Каждая фаза этого цикла выполняет важную функцию, без которой в развитых социальных системах процесс производства невозможен. Маркс придает особое значение завершающей фазе этого цикла – потреблению. “Без производства нет потребления, но и без потребления нет производства, так как производство было бы в таком случае бесцельно”, – отмечает он. И далее он акцентирует эту мысль: “...Только в потреблении продукт становится действительным продуктом. Например, платье становится действительным платьем лишь тогда, когда его носят; дом, в котором не живут, не является действительным домом” [там же, 27]. Это положение весьма важно именно с социологической точки зрения, так как оно касается не только производства и продвижения материальных благ, но и всех процессов коммуникативного взаимодействия в обществе.

Обе стороны способа производства находятся в состоянии соответствия и взаимодействия; при этом ведущую роль играют производительные силы.

Способ производства составляет, по Марксу, системообразующий компонент социальной системы, определяющий остальные ее компоненты. Именно способ производства создает качественную определенность общественной формации и отличает одну формацию от другой. Но помимо производительных сил и производственных отношений, которые составляют “реальный базис”, структуру общества, формация включает в себя и надстройку, или суперструктуру. В нее Маркс включает прежде всего юридические и политические отношения и институты (находящиеся ближе других институтов и отношений к базису) и далее, точнее, “выше” – остальные сферы социальной жизни, которые, как и право и политика, относятся к области “общественного сознания”, или “идеологии”: мораль, науку, религию, искусство.

То, что надстройка – это надстройка над базисом, а базис – это базис надстройки, делает тезис об определяющем влиянии одного на другую тавтологичным и бессмысленным. Маркс понимал относительную автономию надстройки по отношению к базису (а искусство вообще рассматривал как сферу, независимую по отношению к экономической подсистеме) и ее обратное воздействие на него. Но в целом он был убежден в том, что подлинной реальностью обладает прежде всего экономика, отчасти политика; все же остальные сферы обладают лишь ограниченным собственным бытием, у них нет, по Марксу, собственной подлинной истории, поскольку они являются лишь отражением, осознанием “настоящего”, “подлинного” бытия – производственных отношений.

Такая позиция в трактовке социальной системы резко отличала Маркса от Конта, для которого наука, мораль и религия – это действующие, практические силы, обладающие собственной реальностью и эффективностью и выступающие в роли марксовых производительных сил.

Помимо базиса и надстройки формация, по Марксу, включает в себя и определенную структуру социальных классов, групп и слоев, которая, так же как и надстройка, выражает способ производства, базис. Наконец, в общественную формацию входят и такие компоненты, как определенные формы семьи, образа жизни и повседневная жизнедеятельность людей, в частности потребление, о котором уже шла речь. По-видимому, вся эта сфера, по Марксу, должна быть отнесена скорее к базису, чем к надстройке, так как здесь имеет место “реальный процесс жизни людей”, или, по выражению Энгельса, “производство и воспроизводство непосредственной жизни” [16, 25].

Какие же конкретно общественные формации выделяет и изучает Маркс? Широко известна его классификация формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и будущая коммунистическая. В основу этой классификации были положены различия в способе производства. Первобытная формация основана на коллективной общинной собственности и кровно-родственных отношениях. Следующие три формации базируются на частной собственности на средства производства, отношения в них носят антагонистический характер. “...Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества” [17, 8]. “Подлинная” его история должна наступить с утверждением коммунистической формации, завершающей, на гегелевский манер, триаду и возрождающей в новой форме первобытный коммунизм.

Коммунистическая формация в своей развитой форме (согласно марксовой “Критике Готской программы”, 1875) обладает такими чертами, как: 1) исчезновение подчинения человека порабощающему его разделению труда; 2) одновременное исчезновение противоположности умственного и физического труда; 3) превращение труда из средства в первую потребность жизни; 4) всестороннее развитие индивидов; 5) небывалый рост производительных сил и общественного богатства; 6) реализация принципа “Каждый по способностям, каждому по потребностям” (лозунг, первоначально провозглашенный французским коммунистом Э. Кабе).

Эта стройная периодизация дополнялась, а отчасти нарушалась, марксовым понятием “азиатского способа производства”. На протяжении многих лет это понятие широко дискутировалось в марксистской и марксо-логической литературе. Одни аналитики доказывали, что “азиатский способ производства” составляет особую общественную формацию, занимающую промежуточное историческое положение между первобытной и рабовладельческой формациями и основанную на системе земельных общин, объединенных государством. Другие отрицали, что Маркс считал “азиатский способ производства” специфической общественной формацией. Эти дискуссии носили в значительной мере схоластический характер, но первая точка зрения была для многих социальных ученых, в частности историков, средством выйти за жесткие рамки деления всемирной истории на пять формаций, деления, которого обязаны были придерживаться социальные ученые в странах, где была провозглашена пятая, самая “высокая” из указанных Марксом формаций.

В “Набросках ответа на письмо В. И. Засулич” Маркс пишет о “первичной” или “архаической” и “вторичной” формациях, подразумевая, очевидно, и “третичную” (коммунистическую). Первая, по-видимому, включает в себя те общества, которые основаны на общинной собственности (первобытные и “азиатские”), вторая – те, которые основаны на частной собственности.

Для Маркса общественные формации – не просто социальные системы различного масштаба и сложности. Подобно контовским “трем стадиям” это следующие друг за другом периоды всемирной истории, этапы, “ступени” общественного прогресса, ведущие от “предыстории” к “подлинной” истории человечества, т. е. к земному раю. Такое истолкование социальных систем вытекало из его веры в прогресс и представления о социальной эволюции как процессе, в котором все общества неизбежно проходят одни и те же фазы, и все человечество в общем движется в одном направлении. Сам Маркс иногда критиковал этот теоретико-методологический стереотип своего времени. “Так называемое историческое развитие покоится вообще на том, что новейшая форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе и всегда понимает их односторонне, ибо лишь весьма редко и только при совершенно определенных условиях она бывает способна к “самокритике”...” [18,732]. Золотые слова! Но Маркс, к сожалению, не сумел применить их к своей собственной теории, оставаясь в плену того же критикуемого им предрассудка. Неудивительно, что впоследствии представление о формациях в официальном советском марксизме приобрело гипостазированный вид и из научного понятия превратилось в идеологическую догму.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.