Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология ситуационных задач




«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность».

Б. Шоу

 

В докладе международной комиссии по образованию для XXI века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть». По сути дела президент ассоциации «Наша Европа», президент Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке определил глобальные компетентности, необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире:

- учиться знать – ежедневное конструирование своих собственных знаний, комбинируя внутренние и внешние элементы;

- учиться делать – фокусирование на практическом применении изученного;

- учиться жить вместе – умение отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество;

- учиться быть – умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.

Эта идея заложена в стандартах второго поколения, где процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Ситуационная задача – одна из образовательных технологий, позволяющая достичь универсальных учебных действий (личностных, метапредметных), а также предметных результатов, требования к освоению которых обучающимися прописаны в ФГОС при реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД сформулированы как способы действия, овладения детьми учебной деятельностью, то есть умением учиться.

Нельзя сказать, что есть более или менее «главные» УУД. Только работа учителя, направленная сразу на формирование всей группы УУД, дает возможность ученику получить умение учиться как систему.

Типология ситуационных задач подразумевает деление их на мотивационную, обучающую и итоговую.

Мотивационная ситуационная задача должна привлекать внимание, интерес ко всему годовому курсу преподаваемого предмета. Мотивационная задача обосновывает необходимость нового знания, так как конструируются на основе того учебного материала, изучение которого имеет существенное значение для развития ученика и всегда имеет решение (возможно, и отдаленное по времени).

Образовательная мотивация, как определяют её психологи – это система факторов, обуславливающих учебную деятельность и поведение учащихся.

В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации. Для создания внешней мотивации педагог располагает целым рядом средств обучения, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование же внутренней мотивации – проблема значительно более сложная, но именно этот процесс создаёт основу для успешного продвижения от незнания к знанию.

Психологи выделяют четыре вида внутренней мотивации:

1. Мотивация по результату (ориентация ученика на результат деятельности).

2. Мотивация по процессу (заинтересованность ученика в самом процессе деятельности).

3. Мотивация на оценку (заинтересованность ученика в получении хорошей оценки).

4. Мотивация на избежание неприятностей (свидетельствует сама за себя).

Функции мотивационной ситуационной задачи:

· обоснование полезности и необходимости изучения того или иного теоретического материала, а также применение его для решения жизненных проблем;

· подготовка к введению новых понятий;

· ознакомление с новым методом решения задач.

Мотивационная задача создает возможность поиска путей совершенствования процесса обучения, активизации познавательной деятельности учащихся. Использование задач для мотивации знаний, умений, методов создает условия для реализации на этапе введения нового учебного материала межпредметных связей, связи обучения с жизнью.

Обучающая ситуационная задача – это методический ресурс обновления содержания образования для обучения школьников решению жизненных проблем с помощью предметных знаний, это метод активного, продуктивного, рефлексивного взаимодействия: учитель – ученик и ученик-ученик.

Учитель – ученик. Идея, которая заложена в новые стандарты обучения, заключается в том, что задача учителя не вложит знания, а создать условия, чтобы выработались способы действия, т.е. умения учиться, которые помогут ученику выйти на результат, причем самостоятельно. Из этого следует, что функция обучающей ситуационной задачи заключается в условиях «создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности».

Работа над решением обучающей ситуационной задачи основана на наборе текстов для ответа на главный личностно-значимый вопрос. Здесь учитель создает условия для инициативы, организует индивидуальную, парную, групповую работу. А это значит, что выделяется еще одна функция обучающей ситуационной задачи, которая заключается в становлении личностных характеристик выпускника: «уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов».

Ученик – ученик. Обучение решению ситуационных задач позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией (ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка). Найти решение, а точнее ответить на личностно-значимый вопрос, возможно, и отдаленное по времени.

Каждый ученик вносит свой особый индивидуальный вклад в решение ситуационной задачи. В современном обществе к наиболее продуктивным решениям приходят в коллективном обсуждении. А коллективное обсуждение – это открытое образовательное пространство, идеи которого заложены в новых стандартах обучения. В ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, то есть активная учебно-познавательная деятельность обучающихся, как составляющая системно-деятельностого подхода, а это еще одна функция обучающей ситуационной задачи.

Итоговая ситуационная задача является способом формирования и оценивания УУД. Здесь можно сразу выделить её функции, основанные на содержании стандарта основного общего образования:

- «проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования»;

- ориентирование на становление личностных характеристик выпускника: «умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике»;

- формирование «умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач»;

- обеспечение комплексного подхода к «оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования».

Решение ситуационной задачи можно представить в виде следующего алгоритма действий:

1) название задачи – интрига, т.е. заинтересованность вокруг события, объекта за счет неопределенности и личностно-значимый познавательный вопрос, который возникает в результате осознания ребенком «дефицита» знания, следствием чего является формирование образовательной мотивации;

2) работа с текстами ситуационной задачи, а также с заданиями по работе с данными текстами, которые составлены в соответствии с таксономией полного усвоения знаний Б. Блума и позволяющие достигать репродуктивного и продуктивного уровня обучения;

3) итоговый ответ на личностно-значимый познавательный вопрос, который предполагает «выход» ученика за рамки учебного процесса в пространство социальной практики.

 

Савиных Г.П.,

к.п.н.,научный консультант проекта




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.