Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология ситуационной задачи с точки зрения оценки метапредметных образовательных результатов




Как известно, новое поколение государственных образовательных стандартов общего образования отличается от предыдущего тем, что предъявляет требования к трем группам результатов: личностным, метапредметным, предметным. К метапредметным результатам стандарт относит так называемые универсальные учебные действия, то есть такие компетенции учащихся, которые «переносимы» (от латинского «мета» – перенос) на все виды познавательной деятельности, на любые формы ее осуществления. Понятием «универсальные» стандарт подчеркивает, что это действия, необходимые ученику в процессе обучения, независимо от специфики осваиваемого предмета.

Оценка метапредметных результатов вызывает сегодня трудность потому, что педагоги-практики пытаются «вывести» эти результаты за рамки предметных, не связанных с традиционной предметно-знаниевой парадигмой образования. Такое отношение к предметным результатам не только создает напряжение в оценочной практике педагога, но и отрицательно сказывается на процессе их формирования.

Если исходить из того, что метапредметные результаты – это не что-то абсолютно новое, не «шестое чувство» современного ученика, а всего лишь усвоенная на понятийном уровне и отработанная на практике способность управлять собственным интеллектом и выстраивать индивидуальную познавательную траекторию, то становится очевидной связь метапредметного результата с предметным. Вне предметного обучения метапредметный результат сформирован быть не может. Следовательно, и оценка метапредметных результатов должна проводиться в рамках предметного обучения.

Интегративный характер связи метапредметных и предметных результатов, собственно, и составляет ключевую предпосылку актуальности технологии ситуационной задачи. Не раскрывая ее деталей (это отражено в самих задачах, представленных в сборнике), подчеркну лишь, что предметная «привязка» ситуационной задачи – условна, но необходима, поскольку позволяет ученику осваивать предметное содержание «не отрываясь» от содержания личностно-значимого, прямо обуславливающего универсальный учебный результат.

Технология ситуационной задачи обеспечивает необходимую в деятельностной педагогике связь интеллекта, эмоций и опыта. Ситуационная задача генерирует «мыслечувствование» ученика, высвобождает свободные радикалы его познавательной активности, стимулирует потребность в самореализации. Ситуационная задача «тренирует» и коммуникативные УУД. Ситуационные задачи поэтому можно и нужно рассматривать как форму организации оценки метапредметных результатов.

На сегодняшний день, имеется возможность проводить оценку только методом встроенного педагогического наблюдения, фиксируя в карте наблюдения те или иные результаты по параметрам, отражающим соответствующие требования ФГОС. Так, наблюдая за учащимися в ходе решения ситуационной задачи, мы можем оценить сформированность стиля познавательной деятельности (индивидуального познавательного стиля) и способность к смысловому чтению (читательская компетенция).

«Карта» встроенного педагогического наблюдения может включать оценку следующих метапредметных результатов:

1) вербальная составляющая коммуникативных УУД: постановка вопросов; построение аргументов; отсутствие вербальных затруднений в общении с участниками группы (да/нет);

2) эмотивно-проективная составляющая коммуникативных УУД: способность работать в группе, учитывать позицию других, реализовывать себя, продвигать собственные идеи или аккумулировать идеи членов группы (да/нет);

3) рефлексивная составляющая коммуникативных УУД: способность регулировать собственную деятельность в ходе выполнения группового проекта, управлять своими эмоциями (да/нет).

В перспективе, коллектив гимназии планирует выстроить дополнительный оценочный модуль, где внешнее наблюдение (эмпирическая оценка) за метапредметными результатами будет дополнено оценкой балльной, полученной переводом условных параметров наблюдения в оценочный бал.

Хочется обратиться к каждому, кто держит в руках настоящий сборник: будьте мобильны и креативны в применении технологии ситуационной задачи. Позволяйте себе вносить коррективы в содержание вопросов, дополнять информационные блоки. Давайте своему профессиональному сознанию развиваться, чтобы и Вы сами смогли пополнить банк ситуационных задач, накоплением которого занимается Вятская гуманитарная гимназия.

Н.В. Лаптева,

к.пс.н., педагог-психолог ВГГ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.