Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умейте же беречь… Наш дар бесценный – речь». И.А. Бунин




Задачи гуманитарной направленности

II. СБОРНИК СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

• Построение жизненных планов во временной перспективе.

• Самоэффективность.

• Рефлексия.

Более подробно содержание метапредметных УУД прописано в примерной ООП [5].

• Осознанное использование речевых средств для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

• Организация сотрудничества с учителем и сверстником.

• Умение работать как индивидуально, так и в группе.

• Разрешение конфликтов на основе согласования позиций и учета интересов.

• Умение аргументировать и отстаивать свое мнение.

• Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

• Все логические операции сформированы на научных понятиях на уровне межпредметного переноса.

Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

3. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: рабочая тетрадь / под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой. – Самара, 2012. – 80 с.

4. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Изд. центр «Академия», 1998.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).


Хорошавина С.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ с УИОП №66» г. Киров

Предметное поле Русский язык
Класс  
Типология Обучающая
Личностно-значимый познавательный вопрос Сейчас модно говорить об экологии культуры и об охране языковой среды. Действительно, не пора ли навести порядок в нашей речи? Может быть, вы обращали внимание, что иногда люди одной и той же профессии разговаривают на не очень понятном вам языке? Буквально вчера слышала разговор примерно такого содержания: «Он не просто юзер, он ламер какой-то: взял и мамку мне спалил, ещё и сидюху новую надо искать». Знаете ли Вы, что такое профессионализмы? Их использование обогащает или обедняет речь?
Информация по данному вопросу Текст 1. «… Неоднократно было замечено, что человек, вдоволь испивший соленой влаги из бездонной чаши океана, поражается странной болезнью, в результате которой со временем наполовину теряет бесценный дар человеческой речи. Такой человек вместо слов родного языка, вполне точно обозначающих тот или иной предмет, применяет вокабулы* столь затейливые, что порой с личностью, не зараженной этой болезнью, уже и объясниться не может. Когда же такая личность в непонимании разводит руками, больной глядит на нее с презрением и жалостью. В ранней молодости недуг этот поразил меня. И сколь настойчиво ни пытался я излечиться, меры, принятые мною, не принесли желанного исцеления. По сей день выстрел для меня не громкий звук огнестрельного оружия, а рангоутное дерево, поставленное перпендикулярно в борту; беседка – не уютная садовая постройка, а весьма неудобное, шаткое висячее сиденье; кошка в моем представлении хоть и имеет от трех до четырех лап, отнюдь не домашнее животное, но маленький шлюпочный якорь. С другой стороны, если, выходя из дому, я спускаюсь по лестнице, на бульваре отдыхаю на скамейке, а придя домой, разогреваю чай на плите, то, стоит мне попасть на судно (хотя бы мысленно), эти предметы сразу превращаются в трап, банку и камбуз соответственно». А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля» * Вокабулы – иностранные слова, выписываемые с переводом на родной язык для заучивания наизусть.   Текст 2. Многие профессиональные слова возникли из общеупотребительных. Об этом пишет автор книги «Слово о словах» Л. Успенский: «Чрезвычайный интерес представляют собой словарики так называемой “профессиональной лексики”, тех понятных только специалисту слов и выражений, которые употребляют наши горняки, моряки, летчики, рыболовы, охотники и другие профессионалы. Слово облетать в нашем общем языке значит “летая, обходить стороною”. У летчиков оно имеет еще и другое значение: “свыкнуться с машиной в воздухе”. Говорят необлетанная машина, как кавалеристы говорят о необъезженном коне. Слово дробь для нас с вами означает мелкие охотничьи пульки, шарики свинца, а на военном флоте выражение Дробь! понимается как: “Довольно! Прекращай работу!”. Мало кому известно, что профессионалы-оркестранты пользуются до сих пор в своем обиходе довольно богатым специальным словарем и зачастую, вместо того чтобы говорить по-русски “говорят по-музыкантски”. Задача обследования всех таких специальных лексических фондов, составления их словарей и словариков далеко еще не разрешена». Текст 3. Речевая культура человека зависит и от профессии человека. Использование профессионализмов и специальных терминов может как повышать, так и понижать речевую культуру человека. Еще А.М. Горький писал: «...Не нужно злоупотреблять цеховой терминологией или же следует объяснять термины. Это непременно нужно делать, потому что это дает книге более широкое распространение, позволяет легче усвоить все то, что в ней сказано». Не надо забывать, что при всех изменениях речь должна оставаться живой, осмысленной, ясной для всех, а чрезмерное увлечение профессиональными жаргонными словами, выражениями и специальными терминами делает нашу речь ущербной, а общение невозможным.   Текст 4. С какой целью в обиход (обычную жизнь) были введены профессиональные слова? Данные слова, или их уже можно называть терминами, были введены с целью значительно сократить описание или название чего-либо: определённого процесса, понятия, явления и т.д. Человек, не владеющий профессией или не общающийся с людьми из того или иного круга, не поймёт, о чём идёт речь. Ну вот, к примеру, простое слово «Тролль» или «Троллить». Сегодня многие понимают значение этих уже профессиональных слов. А вот некоторые будут не в курсе. И если им постараться объяснить доходчиво, что оно означает, понадобится, как минимум, около 40-50 слов. В среде геймеров ни для кого не является секретом слово «Квест», а вот наши родители будут негодовать, не понимая его. Такие примеры можно приводить до бесконечности. Приведём список, в который вошли примеры специальных слов и сфера, к которой они относятся: жонглирование – цирковая сфера; лоббирование – сфера политики; кредит – из банковской сферы; склероз – понятие из медицины; резонатор – автослесарское дело; загон – сфера полиграфии (означает оно запасной материал, что не вошел в номер); молодняк – из сферы лесного хозяйства; сотка – из сферы земельного хозяйства. Такие профессиональные слова уже давным-давно прочно вошли в круг общения, стали понятны многим, многие ими пользуются, не являясь представителями той или иной сферы деятельности. Источник: http://smexota.net Текст 5. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессионализмами. Профессионализмы (иначе – специальные слова) разъясняются в особых словарях-справочниках, в энциклопедиях. Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях. Возле слова ставится помета спец. (что значит специальное); другие пометы указывают, с какими специальностями связано слово, например: техн. (техническое), морск. (морское). Многозначные слова могут иметь, помимо общеупотребительных значений, и профессиональные. Профессиональные слова помогают точнее назвать предметы и понятия, точнее описать людей, их занятия. Профессионализмы часто используются в текстах научного стиля. Источник: Русский язык. 6 класс. Баранова М.Т, Ладыженская Т.А.   Текст 6. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Источник: http://www.proshkolu.ru   Составлять cинквейн очень интересно, к тому же, это развивает образное мышление. Биология наука естественная, описательная классифицирует, описывает, систематизирует изучает все аспекты жизни материя Источник:http://www.trepsy.net Текст 7. Уважаемые поклонники фигурного катания! Продолжаем трансляцию выступления спортивных пар в произвольной программе. У нас небольшая пауза – и впереди нас ждут фавориты соревнований: ТатьянаВолосожар и МаксимТраньков, Вера Базарова и Юрий Ларионов, Пан Цин и Тун Цзянь, Кирстен Мур-Тауэрс и Дилана Московича. Первыми на лед выходят олимпийские чемпионы Татьяна Волосожар и Максим Траньков. Мы увидим их знаменитый "Маскарад"… Отличная подкрутка! Никто ничего подобного сегодня не показал! Легко поднял партнершу Максим. И выброс! И параллельный тройной тулуп следом выполнен безукоризенно. Очень красивая поддержка. И главное – сложная. Смотрите, какой тодес! На одном дыхании смотрится выступление. Невероятная программа под невероятную музыку, которая очень идет нашим фигуристам. Финальная поддержка и сложный выход с нее. Да! Это было невероятное катание! Стоячая овация на трибунах «Айсберга». Заслуженные аплодисменты нашим фигуристам. Это победа! Текстовая трансляция выступления российской пары фигуристов на Олимпиаде в Сочи. * Тулуп – зубцовый прыжок с заходом после скольжения назад на наружном ребре, толчком носком другой ноги и приземлением в скольжение назад на наружном ребре той ноги, с которой был выполнен заход. * Тодес – один из наиболее сложных элементов в парном фигурном катании. Партнерша скользит на одной ноге в горизонтальном положении, держась рукой за руку партнера. Партнер выполняет циркуль назад-наружу.
Задания на работу с данной информацией
Ознакомление 1. Выпишите профессионализмы, определите их лексические значения. 2. Определите стилевую принадлежность текстов. 3. Является ли употребление профессионализмов характерным для данного стиля?
Понимание Каким «недугом» болеет современное общество? С чем связано его возникновение? Болен ли этим «недугом» спортивный комментатор?
Применение Напишите синквейн по теме занятия, используя лингвистические термины. При необходимости воспользуйтесь словарём.
Анализ Сравните представленные в текстах разные точки зрения на уместность использования профессионализмов в обыденной речи. Чья позиция вам ближе? Ответьте письменно.
Синтез Придумайте игру, иллюстрирующую правильное и ошибочное использование профессионализмов в разных речевых ситуациях. Проведите её с учениками младших классов.
Оценка Сформулируйте критерии, по которым можно оценить уместное употребление специальных слов в тексте.

Модестова С.А.,

учитель русого языка и литературы

МБОУ «СОШ с УИОП № 66» г. Киров

Счастье – это…

Предметное поле Литература, русский язык, химия, биология
Класс 10, 11
Типология Обучающая
Личностно-значимый познавательный вопрос В поздравительных открытках, в пожеланиях слова «желаю счастья» или «будьте счастливы» звучат чаще всего. Эмиль Шартье Огюст (1868-1951 ), французский философ и критик писал: «Каждый человек хочет быть счастливым, но для достижения счастья нужно знать, что такое счастье?» А в чем состоит человеческое счастье? Можно ли научиться стать счастливым? Попробуем выяснить, что входит в это понятие?
Информация по данному вопросу Текст 1. Корень слова счастье – «часть». С-часть-е. Счастливый человек – это человек, живущий с частью чего-то, имеющий какую-то часть. Часть какого-то Блага. Блага общего для всех. Всеобщего. Всемирного. Безмерного. Неиссякаемого Блага. В русском языке «счастье» имеет общечеловеческие корни, приставка съ – в значении счастье – хорошая доля, совместное участие. "С-час-тье", т.е. "сей-час-тье", пребывание "сейчас", "с часом", т.е. – состояние, возникающее при пребывании в данном моменте времени. Источник: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст 2. Притча. Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что ещё слепить тебе? – спросил Бог. — Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.   Текст 3. Психологи считают, что «Счастье» – категория сугубо личная! Природа нашего счастья весьма прозаическая, вернее, химическая. Есть два основных вещества, влияющих на наше настроение, их ещё называют «гормонами счастья». Серотонин – натуральный химический элемент снимает напряжение, формирует чувство удовольствия и повышает настроение. Большое его количество содержится в шоколаде, бананах, финиках и инжире, мороженом. Второе вещество – эндорфины. Если у человека много эндорфинов, он всегда полон сил, энергии, оптимизма и чувствует себя абсолютно счастливым. Некоторые люди испытывают прилив «Счастья» от занятия спортом (за полчаса занятий спортом содержание "гормонов счастья" в крови увеличивается в 5–7 раз), от посещения театров, от общения с близкими, с друзьями и даже, когда мы смеёмся. Надо помнить, что гормоны «Счастья»вызываются физической активностью и любовью, а не злобой и унынием. Источник: http://ru.wikipedia.org Текст 4. Народная мудрость о счастье. - Счастье без ума, что дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь. - Счастья алтыном не купишь. - Счастье не кляп: в руки не возьмешь. - Выстраданное счастье крепче. - Человек – кузнец своего счастья. - Умей находить радость в жизни – вот лучший способ привлечь счастье. - Счастье дороже богатства. - Счастье не в кошельке, счастье в руках. Источник: http://posloviz.ru Текст 5. Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность. Но где кроется самая сердцевина счастья? Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? И да, и нет. Нет – по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. Кроется ли она в здоровье? Конечно, да, но в то же время и нет. М. Горький мудро и лукаво заметил, что «жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве». А. Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый. Сестры спрашивали: «Розов, что ты такой веселый?» А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». Дух мой был здоров. Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. Но не самую важную. При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. Надо вступать в битву за «честного малого в себе», иначе – беда. Источник: Капинос В.И., Пучкова Л.И. и др. Материалы для проведения зачета: Русский язык. Текст 6. Счастье в представлении писателей. - «Счастье охотнее заходит в тот дом, где всегда царит хорошее настроение». (Л.Н. Толстой) - «Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя». (Л.Н. Толстой) - «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье». (И.С. Тургенев) - «Счастье – это если ты знаешь, что ты кому то нужен, что кто-то без тебя не может, и если ты не одинок. Какое это огромное счастье – любить и быть любимым». (А.П. Чехов) - «Жизнь вообще кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Что ж, нет своего – есть чужое, а все-таки общий закон жизни есть стремление к счастью». (В.Г. Короленко) Текст 7. Философы о счастье. - «По-настоящему счастливы лишь те люди, которые нашли для себя человека или дело в жизни». (Джон Пауэлл) - «Счастья никакими ухищрениями не добьешься. Учись находить в жизни радость – вот лучший способ привлечь счастье». (Хун Цзычен) - «Необходимый аксессуар счастья – это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна». (Макаренко А.С.) - «Один из самых верных способов достигнуть счастья – это сохранить уважение к самому себе, иметь возможность смотреть на свою жизнь без стыда и угрызений совести, не видя в прошлом ни дурного поступка, ни зла, ни обиды, причиненной другому человеку». (Ж. Кондорсе) - «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». (Платон) - «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе». (Пифагор) - «Счастье – не жизнь без забот и печалей, счастье- это состояние души». (Ф.Э. Дзержинский) Текст 8. Для одного, счастье что-то иметь, А для другого – смочь выразить что-то, Третьему счастье – побольше уметь, А для другого – жить ради кого-то… Инесса Гольдберг   Дорожите счастьем, дорожите! Замечайте, радуйтесь, берите Радуги, рассветы, звезды глаз – Это всё для вас, для вас, для вас. Услыхали трепетное слово – Радуйтесь. Не требуйте второго. Не гоните время. Ни к чему. Радуйтесь вот этому, ему!... Красоту увидеть в некрасивом, разглядеть в ручьях разливы рек! кто умеет в буднях быть счастливым, тот и впрямь счастливый человек!… Эдуард Асадов
  Задания для работы с данной информацией
Ознакомление Составьте ассоциативный ряд к слову счастье.
Понимание Прочитайте притчу. Какие из афоризмов близких по смыслу с её идеей?
Применение Согласны ли Вы с точкой зрения, что счастливым может быть каждый человек? Ответ поясните.
Анализ Составьте словарную статью для толкового словаря о счастье.
Синтез Выстройте свой путь к счастью, для этого выберите любую форму творчества, которая вам наиболее удобна: рисунок, стихотворение, эссе, можете нарисовать лестницу, состоящую из нескольких ступеней, и на каждой ступени написать. Что необходимо сделать вам для того, чтобы ощутить себя счастливым человеком?
Оценка 1. Выскажите суждение о счастье, как о естественной потребности человека. 2. Оцените значимость нравственных норм поведения для счастья человека.

 

Караваева И. Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с УИОП № 66» г. Кирова Метель-судьба  
Предметное поле Литература, история, география, ОБЖ, ИЗО, ИКТ
Класс  
Типология Обучающая
Личностно-значимый познавательный вопрос Что такое буран? Природное явление? Случай, способный повлиять на судьбу человека? Займите определённую позицию и объясните своё мнение средствами эссе.
Информация по данному вопросу Текст 1. Определение из толкового словаря Буран, – а,м. Снежная буря, метель в степи. Поднялся буран.   Текст 2. Буран – метафорическое обозначение народного бунта.   Текст 3. Ураганные и штормовые ветры в зимних условиях часто приводят к возникновению снежных бурь, когда огромные массы снега с большой скоростью перемещаются с одного места на другое. Особенно опасны снежные бури, проходящие со снегопадом. В этих условиях возникают снежные заносы, нарушается движение транспорта, связь, возможны человеческие жертвы. Источник: Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т.Смирнов,Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 8-е изд., перераб. –М.: Просвещение, 2012.- 207с.: ил.   Текст 4. Фрагмент из II главы романа А.С.Пушкина “Капитанская дочка». Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами. Всё покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: -Барин, не прикажешь ли воротиться? -Это зачем? -Время ненадёжно: ветер слегка подымается; – вишь, как он сметает порошу. -Что ж за беда! -А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.) -Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба. -А вон – вон: это облачко. Я видел, в самом деле, на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран. Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали им занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался не силён; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее. Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег –и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»… Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали. «Что же ты не едешь?» – спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? – отвечал он, слезая с облучка, – невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом»…Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели…Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик! – закричал я, -смотри: что там такое чернеется?» Ямщик стал всматриваться. «А бог знает, барин, – сказал он, садясь на своё место; – воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек». Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поравнялись с человеком. - Гей, добрый человек! – закричал ему ямщик.- Скажи, не знаешь ли, где дорога? -Дорога – то здесь; я стою на твёрдой полосе, – отвечал дорожный, – да что толку? - Послушай, мужичок, – сказал я ему, – знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшься ли ты довести меня до ночлега? -Сторона мне знакомая, – отвечал мне дорожный, – слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперёк. Да, вишь, какая погода: как раз собьёшься с дороги. Лучше здесь остановиться да и переждать, авось буран утихнет да небо прояснится: тогда найдём дорогу по звёздам. Его хладнокровие ободрило меня. Я уж решился, предав себя божией воле, ночевать посреди степи, как вдруг дорожный сел проворно на облучок и сказал ямщику: «Ну, слава богу, жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай». - А почему ехать мне вправо? – спросил ямщик с неудовольствием. –Где ты вишь дорогу? Небось:: лошади чужие, хомут не свой, погоняй не стой. – Ямщик казался мне прав. «В самом деле, – сказал я, – почему умаешь ты, что жило недалече?» – «А потому, что ветер оттоле потянул, – отвечал дорожный, – и я слышу, дымом пахнуло; знать, деревня близко». Сметливость его и тонкость чутья меня изумили. Я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание судна по бурному морю. Савельич охал, поминутно толкаясь о мои бока. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды. «…» Я вышел из кибитки. Буран ещё продолжался, хотя с меньшей силою. Было так темно, что хоть глаз выколи. «…» -Где же вожатый? – спросил я у Савельича. «Здесь, ваше благородие»,- отвечал мне голос сверху…Я поднёс ему чашку чаю; он отведал и поморщился. «Ваше благородие, сделайте мне такую милость, – прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питьё». Я с охотой исполнил его желание. «…» Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. «Полтину на водку!» – сказал он, – за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать». Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно, однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня если не из беды, то, по крайней мере, из очень неприятного положения. «Хорошо, – сказал я хладнокровно, – если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп». «…» Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».   Текст 5. Значение слова БУРАН по В.И.Далю. М. восточная пурга. Степная вьюга, мятелица при северном сильном ветре. Буран снизу, когда вихорь вздымает и крутит снежинки с земли, буран сверху, когда в то же время идёт снег. Буранный, о поре, времени, когда стоит буран. Буранный день. Ныне буранная зима. Буранные степи. Буранить, безличн. подняться, стоять, быть бурану. Источник: Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. – С-Петербург: Диамант, 1997. т.1, с.142 Текст 6. В 1772 году среди встревоженных яицких казаков появился новый человек: «Волосы на голове тёмно-русые и борода чёрная с сединой, от золотухи на левом виску шрам, а ниже правой и левой груди две ямки, росту 2 аршина и 4 с половиной вершка, от роду 40 лет…». Это был казак Емельян Пугачёв… В сентябре 1773 года отряд Пугачёва захватил ближайшую пограничную крепость – Яицкий городок. Со всех сторон под знамёна «государя Петра Федаравича» стали стекаться казаки и беглые крестьяне, рабочие уральских заводов. Так началось восстание Пугачёва – крестьянская война. Источник: Данилов Д.Д., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. Российская история Нового времени. XVI –XVIIIвека. Учебник для 7-го класса основной школы. – М.: «Баласс», 2002. с.239-240   Текст 7. Карта-схема путешествия А.С.Пушкина по местам Пугачевского бунта.   Текст 8. «История Пугачёвского бунта». Отрывок, глава вторая. В смутное сие время по казацким дворам шатался неизвестный бродяга, нанимаясь в работники то к одному хозяину, то к другому и принимаясь за всякие ремёсла. Он был свидетелем усмирения мятежа и казни зачинщиков, уходил на время в Иргизские скиты; оттуда, в конце 1772 года, послан был для закупки рыбы в Яицкий городок. Где и стоял у казака Дениса Пьянова. Он отличался дерзостию своих речей, поносил начальство и подговаривал казаков бежать в области турецкого султана; он уверял, что и донские казаки не замедлят за ними последовать, что у него на границе заготовлено двести тысяч рублей и товару на семьдесят тысяч и что какой-то паша. Тотчас по приходу казаков, должен им выдать до пяти миллионов; покамест обещал он каждому по двенадцати рублей в месяц жалованья. Сверх того, сказывал он, будто бы противу яицких казаков из Москвы идут два полка и что около Рождества или Крещения непременно будет бунт. Некоторые из послушных хотели его поймать и представить как возмутителя в комендантскую канцелярию; но он скрылся вместе с Денисом Пьяновым и был пойман уже в селе Малыковке (что ныне Волгск) по указанию крестьянина, ехавшего с ним одною дорогою. Сей бродяга был Емельян Пугачёв, донской казак и раскольник, пришедший с ложным письменным видом из-за польской границы, с намерением поселиться на реке Иргизе посреди тамошних раскольников. Он был отослан со стражею в Симбирск, а оттуда в Казань; и как всё, относящееся к делам Яицкого войска, по тогдашним обстоятельствам могло казаться важным, то оренбургский губернатор и почёл за нужное уведомить о том государственную Военную коллегию донесением от 18 января 1773 года.   Текст 9. В русской литературной традиции 19-20 веков любое упоминание о метели отсылается к пушкинским произведениям: «Метель», «Бесы», «Капитанская дочка», «Пир во время чумы». Метель входит в лирику и прозу Пушкина в 1830 году не пейзажной окантовкой, а художественным явлением: как тема, как символ, как событие. Метель- символ рокового стечения обстоятельств, она примиряет и разрешает противоречия; метель-знак беды и враждебной стихии. Образ метели на пушкинских страницах настолько художественно самостоятелен, что овладевает вниманием читателя и запоминается как действующее лицо, и настолько эмоционально и идейно значителен, что понимается как осмысленный автором мистический знак…Метель выступает тем «случаем», с помощью которого Провидение направляет и корректирует действия героев.   Текст 10. Народные приметы. *Если вы наблюдаете закат пурпурного цвета, значит быть большому снегу или бурану с морозом. *Если вокруг луны образовался туманный круг, ждите метель. *Если дует ветер, а инея нет – быть снежному бурану.     Текст 11. Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задёрнула густою пеленою. Вдруг настала ночь… Наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Всё одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой тёмной осенней ночи!.. Источник: Аксаков С.Т. Собрание сочинений в 5-ти тт. – М, 1966. т.2.-с.49 Облучок – сиденье для кучера в повозке. Пороша – только что выпавший снег. Станция – пункт остановки и смены лошадей на больших дорогах, почтовых трактах. Жило – (устар.) – жильё. Циновка – здесь: занавеска из плетёной рогожи.
  Задания для работы с данной информацией  
Ознакомление Прочитайте самостоятельно фрагмент II главы романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Понимание Постройте прогноз развития действия. Что было бы, если бы главный герой Гринёв не встретил во время бурана «вожатого»? Как сложилась бы его дальнейшая судьба?
Применение Вспомните произведения художественной литературы, в которых явления природы стали поворотным моментом в судьбе героев.
Анализ Продолжите работу над данным эпизодом теперь уже как исследователь, ответьте на вопросы: -Почему Гринёва застал буран в степи? Были ли какие-то приметы, предвещавшие буран? Найдите в тексте. -С момента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личности Петра Гринёва. Какие чувства пробуждает в душе героя встреча с «вожатым» -Как реагирует бродяга на «барский подарок»? -Почему такие тёплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп? -Что такое милосердие? -Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, сопоставляя описание снежной бури и душевного состояния героя?
Синтез В форме эссе изложите дальнейшую судьбу героя с позиций личностно-значимого вопроса.
Оценка Оцените значимость бурана в жизни Гринёва. Выскажите критическое суждение о поведении Гринёва. Добавьте этот сюжет в ваше эссе, не теряя смысловой логики с предыдущим, написанным вами текстом. Используя знания с уроков, владея навыками ИЗО, составьте памятку «Как вести себя во время чрезвычайной ситуации (во время бурана)». Привлекайте при этом учебники географии, ОБЖ, другую литературу, сопроводите свою работу рисунками. Обсудите её на классном часе, выступите перед учащимися своей параллели и учениками младших классов.

Модестова С.А., Редких М.В., Макарова М.А.,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «СОШ с УИОП № 66» г. Кирова

Жизнь или сигарета? (Курить или не курить? – вот в чем вопрос)

Предметное поле Воспитательная работа, ОБЖ, биология, химия, литература
Класс 7, 8
Типология Мотивационная
Личностно-значимый познавательный вопрос Классики мировой литературы не раз обращались к теме «первой затяжки» своих героев. Николенька из повести Л.Н. Толстого «Юность» вспоминает: «Едва я успел упасть на диван, как почувствовал, какую-то тошноту и такую слабость, что вообразил себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю». Герои Марка Твена чувствовали себя примерно так же: «…Курильщики стали сплевывать, что-то уже очень часто. За щеками у них образовались как будто фонтаны; под языком было сущее наводнение, только успевай откачивать; заливало даже горло, несмотря на все старания, и все время подкатывала тошнота. Оба мальчика побледнели, и вид у них был самый жалкий, Трубка выпала из ослабевших пальцев Джо Гарпера. То же самое случилось и с Томом». Можете ли Вы объяснить данные симптомы? Знаете ли Вы, какой вред наносит курение организму?
Информация по данному вопросу Текст 1. Притча. В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец… Он сразу невзлюбил одурманивающее растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: «Божественный лист, божественный лист! В нем средство от всех болезней!..» Подошел мудрый старец, сказал: - Этот «божий лист» приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится. Купцы с радостью посмотрели на него. - Ты прав, о, мудрый старец! Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах «божественного листа»? И мудрец пояснил: - Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой. Источник: Классные часы. 8 класс. / Сост. Н.И. Ерёменко   Текст 2. Курение табака опасно для здоровья человека. Ядовитые вещества табачного дыма действуют на все органы нашего тела, например, никотин резко увеличивает частоту сердечных сокращений, суживает кровеносные сосуды. Это приводит к переутомлению и изнашиванию сердечной мышцы, развитию болезней сердца. Опасен и угарный газ, который образуется при загорании табака. Попав в кровь, он препятствует переносу кислорода к органам. У курящих подростков появляется головная боль, слабеет память, они часто отстают в физическом развитии. Табачный дым содержит радиоактивные вещества. Человек, который выкуривает в день пачку сигарет, получает определённую дозу облучения, она значительно больше допустимой нормы. При курении или вдыхании воздуха, содержащего табачный дым, в организме возникают различные нарушения. В первую очередь поражаются органы дыхания, в которые поступает горячая смесь ядовитых газов, частичек пыли и сажи. Дым раздражает слизистые оболочки дыхательных путей, вызывает их воспаление. Курильщики чаще болеют простудными заболеваниями. Твердые частицы табачного дыма, сажа, деготь забивают мелкие бронхи, лёгочные пузырьки. Такие лёгкие не могут полностью обеспечивать организм кислородом, газообмен нарушается. Курение увеличивает опасность заболевания человека раком. Среди больных раком лёгких – 97 % курильщиков. Табачный дым притупляет вкусовые ощущения, снижает аппетит. У курильщиков происходит разрыхление зубной эмали. Со слюной табачный дым заглатывается в желудок. Никотин, частички табака раздражают стенки желудка, вызывают его воспаление – гастрит. Курение создаёт условия для развития язвы желудка, двенадцатипёрстной кишки. Эти болезни встречаются в 2-3 раза чаще, чем у некурящих. Ядовитые вещества табачного дыма способствуют развитию рака различных органов пищеварительной системы. Систематическое курение вызывает в головном мозге возбуждение. Это приводит к быстрому утомлению и истощению. У курящих людей слабеет память, внимание, снижается работоспособность. Курение может вызвать бессонницу, раздражительность, вспыльчивость. Источник: Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя   Текст 3. Страны, где яростнее всего борются с курением. Россия.С 2014 года нельзя курить в поездах, на пассажирских кораблях, а также в зонах аэропортов. С 2015 года курильщики не смогут дымить в гостиницах, кафе и ночных клубах. С лета 2014 года сигареты продаются только в крупных торговых точках, при этом их нельзя будет увидеть на витрине, выбирать придется по каталогу. Правительство каждый год намерено увеличивать цены на сигареты. Финляндия.Первый антитабачный закон был принят в 1977 году. Здесь можно курить лишь в собственном доме (при условии, что дым не мешает соседям) и на природе в удалении от общественных мест. Штраф за нарушение составляет 150 € для людей старше 21 года, а для несовершеннолетних обычно заканчивается заключением под стражу и судебным разбирательством. Великобритания.Курить можно лишь у себя дома, в лесу, в гостинице или находясь в тюрьме, причем не «в гостях», а на постоянном заключении. А вот отдельной строкой в законе прописан запрет на курение на стадионах, причем штраф за это составит 2500 €, тогда как за обычное нарушение в 2-5 раз меньше. США.Как правило, курить можно в отведенных местах и на частной территории, а штраф за нарушение варьируется от 250 $ до 1000 $. Особенно осторожными следует быть в присутствии детей, ведь за курение рядом с малышом могут отправить в тюрьму на год, независимо от гражданства. Австралия.Запрет на рекламу табачных изделий, стандартизировать все пачки, окрасить их в светло-оливковый цвет, а производителя и марку указывать на боку пачки мелким шрифтом. Основную же часть сигаретной пачки займут красочные изображения пораженных болезнями органов. Источник: http://www.arrivo.ru Текст 4. На Руси в XVII-XVIII веках табак применяли от «грудной немощи», при простудах, малярии. Его выращивали как декоративное и лекарственное растение. Вскоре стало известно вредное влияние курения на организм. Существовало древнерусское выражение: «Пити табак» – что означает действие подобное вину и водке. В царских указаниях, первой половины XVII века строго запрещался ввоз табака. Курильщиков наказывали «сечением кнута». Говорили: «Кто курит табак – тот хуже собаки». Притягательная сила табака по рассказам первых курильщиков выражалась в том, что он вводил в призрачный мир радости – «яко же забыти печали житейские», вызывал приятное возбуждение. Число курильщиков увеличивалось. Курение коварно. Оно убивает, но убивает не сразу, а медленно, как бы частями, по отдельным клеткам. По данным Всемирной организации здравоохранении каждые 6,5 секунд от болезни, связанной с курением, на планете умирает один человек. Курение уносит каждый год почти 200 тысяч жизней россиян. Каждая сигарета сокращает жизнь курильщика на 5-6 минут. Человек, выкуривающий в день по 10 или чуть больше сигарет, умышленно сокращает свою жизнь приблизительно на 6 лет. Источник: Е. Берсеньева «Бросить курить раз и навсегда»  
  Задания для работы с данной информацией
Ознакомление Как влияет курение табака на человека. Какие заболевания могут быть вызваны курением?  
Понимание Объясните причины того, что курение остаётся привлекательной привычкой.  
Применение Создайте схему, которая показывает влияние вредных веществ, находящихся в табачном дыме на системы органов человека.  
Анализ Проанализируйте меры по борьбе с курением в разных странах. Составьте список самых эффективных, на ваш взгляд, мер.  
Синтез 1. Как вы думаете, почему люди до сих пор не договорились и не запретили курение навсегда, раз табак такой вредный? Выскажите своё мнение по этому поводу и предложите свои способы запрета на курение. 2. Разработайте план, позволяющий бороться с курением в вашей школе.  
Оценка Определите, почему решение бросить курить является оптимальным для человека, который хочет прожить долгую жизнь.

Мышкина С.А.,

учитель географии

Гущина Ю.А.,

учитель русского языка и литературы

Вятская гуманитарная гимназия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.