Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ю.В. Слобожанинов




IV. ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ: КОНСТРУИРОВАНИЕ
И ПРИМЕНЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ»

Новое мышление начинается с нового знания,

способного изменить умственный вектор.

1. Анализ актуальных проблем образовательной организации, образовательной системы и возможных путей к их решению:

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно, находить нестандартные решения. Сегодня важно быть компетентным, т.е. способным мобилизовать в определенной ситуации полученные знания и опыт. Сформирована такая компетентность может быть только в процессе решения проблем повседневной жизни. Ситуационные задачи (СЗ) близки к проблемам повседневной жизни и позволяют обучать школьников решать жизненные проблемы с помощью предметных знаний, объединяя их, интегрируя.

Наработка опыта в использовании метода решения жизненных ситуаций – это, так называемое, образование с дальним переносом (fartransfer), и оно вектором своим направлено в профессиональное будущее школьника. К этой же цели современного образования ориентирует педагогов и ФГОС путем включения образования в контекст решения жизненных задач, а инструментами поддержки этого включения становятся универсальные учебные действия, которые подготавливают основу для формирования всех планируемых компетенций учащихся.

 

2. Обоснование принципиальной возможности решения актуальных проблем ОО, образовательной системы муниципального/регионального уровня посредством осуществления данного проекта:

Овладение методом решения ситуационных задач позволит педагогам:

во-первых, снизить разрыв между теорией и практикой, между научными знаниями и практическими навыками. Учитель откроет ученикам не только знание, но и путь к знанию, способу деятельности;

во-вторых, последовательность из 6 заданий по Б. Блуму помогает учителям определить уровень сформированности учебных действий. Матричное представление результатов дает возможность использовать СЗ в целях мониторинга развития как предметных, так и метапредметных универсальных учебных действий;

в-третьих, СЗ в настоящее время являются универсальным инструментом для формирования и оценки УУД, т.к. имеют ярко выраженный мотивационный и оценочный характер (личностные и регулятивные УУД); направлены на поиск, обработку и интерпретацию информации (познавательные УУД); решение задачи осуществляется в группе (коммуникативные УУД).

Концепция деятельности в рамках заявленного подхода (цели, задачи, принципы, содержание, организационные формы, методы, средства, технологии деятельности, критерии оценки результатов):

Цели проекта:

объединить участников творческих групп школ г. Кирова, руководимых ранее Ю.В. Слобожаниновым (специалистом ИРО Кировской области), и продолжить деятельность по конструированию ситуационных задач педагогами г. Кирова и Кировской области;

познакомить и заинтересовать педагогическое сообщество с новой практикой, разработанной и апробированной творческими группами педагогов школ г. Кирова, – практикой ситуационных задач;

внедрить технологию ситуационных задач в работу педагогов школ Кировской области для формирования и оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов школьников при реализации ФГОС.

Задачи проекта:

организация научно-практических мероприятий по ознакомлению педагогов с теорией и практикой конструирования и применения СЗ;

обучение педагогов конструированию ситуационных задач для реализации целей ФГОС;

формирование исследовательской компетентности педагогов в процессе конструирования СЗ и обучения конструированию СЗ других;

подготовка тьюторов для распространения и внедрения практики конструирования СЗ;

разработка технологии использования СЗ как контрольно-оценочных и диагностически-формирующих средств;

включение СЗ в мониторинговые схемы отслеживания формирования УУД;

представление и трансляция инновационного опыта педагогов Кировской по конструированию и применению ситуационных задач педагогическому сообществу России.

Содержание и реализация проекта строятся на принципах:

кооперативной педагогики -- объединения участников вокруг общей идеи, дела;

интегративного знания, включающего четыре взаимосвязанных компонента: глубину, простоту, универсальность и конструктивность. Прагматичность интегративного знания проявляется в его широком практическом применении, которое основано на его простоте и конструктивности;

ассесмента – система оценки современного качества образования, проверяемая независимыми экспертами с помощью сконструированных ситуационных задач в различных форматах (PISA);

системно-деятельностного подхода, основа которого – формирование способа действий в результате учебной деятельности на основе управления этой деятельностью;

кейс-стади – метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа и вариантов решения реальных проблем;

тьюторства – как эффективной практики индивидуализации образовательного процесса.

Содержание деятельности настоящей проектной группы определялось рядом обстоятельств, в которых оказались группы, работавшие с Юрием Валентиновичем Слобожаниновым как представителем сначала КИПК и ПРО, а затем ИРО Кировской области, ведущим исследовательскую деятельность с педагогами на базе трех образовательных учреждений города Кирова: МОАУ «СОШ с УИОП № 66» г. Кирова, МОАУ СОШ с УИОП № 10 им. К.Э. Циолковского г. Кирова, КОГОБУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка».

Исследования начались в 2008 году в школе № 66, которая функционировала как базовая школа КИПК и ПРО по теме «Развитие исследовательской деятельности учителя и ученика по проблеме конструирования и апробации учебных заданий/задач в формате РISА в 5-9 классах». В процессе деятельности учителя-исследователи научились конструировать задания в логике РISА, освоив философию компетентностного подхода.

Деятельность ВТГ была продолжена в последующие годы и была направлена на освоение новой практики – ситуационная задача. Идея ситуационных задач появилась в Кировской области после выхода книги «Конструирование СЗ для оценки компетентности учащихся», – Акулова О.В., Писарева С.А. и др. – СПб.: Каро, 2008. Это был итог работы петербургских ученых и практиков – участников проекта «Создание в школе системы оценивания метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся», руководителем которого являлся член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук О.Е.Лебедев и на ряд публикаций авторской группы кафедры педагогики из РГПУ им. А.И.Герцена. Идею этой группы ученых и пытался реализовать Ю.В. Слобожанинов в практике работы школ г. Кирова.

Творческая группа педагогов МОАУ «СОШ с УИОП № 66» (11 чел), курируемая заместителем директора по УВР Т.А. Ушаковой, в течение двух лет плодотворно работала над отработкой умения конструировать и грамотно использовать ситуационные задачи в широком контексте учебной и внеурочной деятельности.

Опыт работы творческой группы школы описан в теоретическом и практическом аспектах и опубликован в журнале «Народное образование» № 8, 2011 г. (статья Ю.В. Слобожанинова «Обучение персонала – ключевая функция директора школы: на примере продвижения востребованного педагогического опыта к целям нового образовательного стандарта»).

В 2010-2011 учебном году была создана творческая группа по конструированию ситуационных задач на базе Вятской гуманитарной гимназии, в состав которой вошли 8 педагогов. Итогом работы группы стало научно-методическое пособие «Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач», Киров, 2012 г.

В 2011 году такая группа появилась и в школе № 10 г. Кирова, которая продолжила конструирование ситуационных задач на основе интегративного знания, разрабатывая матрицу оценивания решения ситуационных задач.

На этапе подготовки межшкольной научно-практической конференции Юрий Валентинович Слобожанинов ушел из жизни…

Объединяющим началом деятельности коллективного педагогического субъекта стала личность Ю.В. Слобожанинова.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.