Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Византийская музыка




Византийская литература

Распад эллинистически-римской зоны на два региона: восточный и западный. Ранневизантийский период. Взаимодействие языческой и христианской культур. Проповеди Василия Кесарийского (Великого).

Иоанн Златоуст (347- 407) – один из величайших отцов церкви, признан святым. Его проповеди – «настоящая популярная энциклопедия христианского нравоучения» (С.С.Аверинцев). Излюбленная форма проповеди – гомилия(греч. – речь в собрании, беседа со многими), которая даёт простор для свободных ассоциаций.

«Ареопагитики» Прокла: проблема авторства, специфика жанра, языковая игра.

Творчество Романа Сладкопевца: форма литургической поэмы (кондак), обилие аллитераций и ассонансов, приёмы риторической прозы, использование парных строк (хайретизмы).

«Лествица райская» Иоанна «Лествичника» (ок. 525-ок. 600 гг.). Лестница как символ духовного пути, фольклорность (пословицы, поговорки), аскетизм и назидательность.

Византийская литература 7-9 вв. «Упрощение» литературы. Ослабление античных традиций. Выдвижение на первый план монашеских жанров. Сакрализация византийской литературы. «Акафист Богородице» – самое знаменитое произведение греческой гимнографии: проблема авторства, форма акафиста (чередование малых и больших строф, нагнетание обращений и эпитетов, метрический и синтаксический параллелизм, статичность).

Иконоборчество– движение против почитателей икон в византийской культуре в 8-9 вв.

Иоанн Дамаск и н (8 в.)– крупнейший православный полемист, византийский поэт-музыкант, гимнист, автор свода гимнов, обобщающего гимнические мелодии и приёмы их оформления; реставрация античной просодии, «учёность» и интеллектуализация творчества; формы канона и акростиха.

 

Музыкально-этническаяпестрота культуры (греки, арабы, итальянцы, армяне, грузины, евреи). Многообразие интонационного строя, жанров и форм. Истоки византийской музыки – персидская, копская, еврейская, армянская, греческая музыкальная культура. Влияние сирийской (4 в.), славянской (8 в.) песенности, арабской музыки (9 в.).

Странствующие певцы-музыканты: гистрионы, мимы (об их искусстве упоминается только в литературных источниках, а в нотных записях оно не сохранилось).

Светское бытование музыки: при императорском дворе исполнялись аккламации (приветственные возгласы и славословия, которые распевались певцами на стихотворные тексты), хоровые (антифонные) полихронии (многолетия, которые сочинялись специально для торжественных выходов императора на ипподроме – в цирке, на пиршествах, приёмах), эвфемии(ритуально-праздничные аккламации с орнаментально украшенной мелодикой и инструментальными интермедиями, которые входили в придворные литургические службы), музыка инструментальных ансамблей (трубачей, цимбалистов), концертирование на гидравлосе, пневматическом органе.

Яркая красочность мелоса, значительность инструментального и хорового сопровождения. Роскошь внешних эффектов:отделка инструментов золотом, слоновой костью, яшмой; роскошная одежда музыкантов; богато разукрашенные заводные инструменты-фигурки, изображающие поющих птиц и рычащих диких зверей.

Популярность культовой музыки, распространение её в дворцовых кругах. Непременная связанность музыки с молитвенными текстами в духовных жанрах: содержание, фонетика, композиция текстов определяли интонационный строй песнопений.

Исключительная вокальность и одноголосность культовой музыки (в богослужениях орган был запрещён). Древнейшие виды византийского культового одноголосия:

· речитирование –молитвенное пение нараспев; произносилось в медленном темпе, тягуче, ритмически и интонационно однообразно; символизировало аскетическое бесстрастие;

· псалмодия – мелодически более развитая, с устойчивым интонационным складом; особенно распространена среди монашества; вероятно, заимствована из восточной музыкальной культуры.

Модернизирование старых и формирование новых жанров.

Тропари: песенно-поэтические импровизации на библейские или апокрифические тексты морализирующего характера; распространились с 4 в. под влиянием восточной культуры; вставлялись для контраста между стихами псалмов; обладали гибкой, напевной мелодией, близкой фольклору, светлым колоритом; вариационный принцип композиции (первоначальный напев – ирмос – варьировался в последующих повторах); исполнялись обычно хором мальчиков; в 6-7 вв. вытесняют псалмодию; с 10 в. получают название – стихир.

Византийские гимны (5-6 вв.) – религиозно-этические поучения. Творчество Романа Сладкопевца: родом из Сирии; автор более тысячи гимнов, из которых известно около 85; собрание гимнов (по 18-24 строфы в каждом) на библейские тексты – форма кондака (сложная композиция, которая состоит из вступления, сольных строф и неизменно повторяющегося между ними хорового припева; стихи текста часто написаны в форме акростиха).

Канон – более поздняя форма гимна (7-8 вв.): увеличение и усложнение структуры (9 од по 4 строфы в каждой; строфы состояли из ирмоса и его вариантов). Расцвет канона в творчестве Андрея Критского (650-740 гг.), Иоанна Дамаскина (675-749 гг.), Космы Майюмского (? - 760 г.).

Новый период византийской музыки (9 в.). Центр музыкальной культуры – Студитский монастырь в Константинополе (Феодор Студит, 759-826 гг.).

Эпоха Иоанна Кукузеля (14-15 вв.): возрождение поэтических и песенных приёмов Романа Сладкопевца на славянской интонационной основе («Полиелей болгарки»).

Падение Константинополя и прерывание традиций (1453 г.).

Влияние византийской музыки на развитие средневековой культуры Восточной и Западной Европы («воинствующий византинизм» – К.К.Розеншильд, Ю.В. Келдыш). Включение византийских мотивов в систему католических канонических песнопений. Принятие многими странами, в том числе – Древней Русью, византийского типа богослужений).

Кризисное состояние византийской культуры (13-нач-15 вв.).

Глава 2. Художественная культура Древней Руси




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.