Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности художественной культуры Восточной Европы




 

Восточноевропейское средневековье – тысячелетний период первоначальной истории славян (6-10 вв.).

Три основных этапа формирования и истории восточнославянского региона:

1. раннее средневековье (6-10 вв.):

· переход от земледельческих посёлков и полукочевий к торгово-ремесленным городищам (наличие торга, посада, капища, укреплений, ремесленного производства);

· «пульсирующее» (М.С.Каган) в этническом отношении население;

· развитие межплеменного и международного культурного обмена («из варяг в греки», «великий шёлковый путь»);

· военная дружина, обеспечивающая силу княжеской власти;

· нарастание социальных различий;

· доминирование народной культуры и народного творчества;

2. зрелое средневековье (11-15 вв.):

· возникновение феодального государства;

· рост и укрепление городов;

· продолжение классовой и сословной дифференциации;

· утверждение теологически-художественной картины мира;

· разделение славян на три культурно-исторические группы: западные(чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы), южные(болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы), восточные (русские, украинцы, белорусы);

· образование древнерусской (восточнославянской) народности (8-9 вв.);

· перерождение дружинно-княжеской культуры в государственно-церковную;

· двойственность художественной культуры: 1)земледельческая, 2)княжеская и церковная;

· феномен двоеверия (язычество и христианство); византийский стиль – «образная формула христианства» (М.С.Каган);

· воздействие византийской культуры как «трансплантация» и результат этого воздействия как «славянская редакция» регионального типа художественной культуры (Д.С.Лихачёв);

· формирование области «культуры-посредника»: общеславянская письменность, деятельность Кирилла и Мефодия, единая литературная судьба, сходство художественного стиля;

· взаимосвязь византийского канона и собственно русских представлений о красоте (летописание, уникальный жанр иконописного подлинника);

3. позднее средневековье (16-18 вв.):

· усиливающаяся тенденция к объединению земель;

· стабилизация сословной структуры; формирование общерусской системы крепостного права;

· художественные результаты централизации (создание рукописных сводов – «Лицевой свод», «Степенная книга» «Великие Четьи-Минеи», форма ереси и др.);

· обнажение противоречий духовной и светской культур.

Факторы, повлиявшие на формирование восточнославянской художественной культуры (М.С.Каган):

- военно-политическое давление кочевников евразийских степей;

- военная угроза со стороны северо-западных соседей (печенеги, половцы, татаро-монголы);

- военные, торговые и культурные связи с югом Европы.

Барокко – основная тенденция в художественной культуре 17- нач.18 вв. Выход художественной культуры за пределы структурных законов средневекового канона («плетение словес» в литературном творчестве, «живоподобная» живопись в иконописи и фресках, «нарышкинское барокко» в архитектуре; «действа» в школьном и придворном театрах). Возрожденческая функция русского барокко – гуманизация и обмирщение художественного сознания и творчества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.