Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство Московского княжества 14-15 вв




Искусство Новгорода и Пскова (13-15 вв.).

Монгольское нашествие и судьба русского искусства. Изменение политического и культурного значения городов. Рост национального самосознания. Интенсивное развитие искусства в Москве, Твери, Новгороде.

Новгородская иконописная школа в 13-15 вв.: расширение круга художественных идей; очеловечивание образов святых; более глубокое понимание человека.

Творчество Феофана Грека: сочетание достижений византийского искусства с исканиями древнерусского искусства.

Оставшиеся произведения Ф.Грека:

1) роспись Спасо-Преображенского собора в Новгороде (1378): в медальоне купола – Христос Пантократор (Вседержитель); между окнами барабана – архангелы, праотцы; «Троица» и столпники – в северо-западной угловой камере на хорах (Троицкий придел);

2) иконостас Благовещенского собора;

3) икона «Донской Богоматери» в Благовещенском соборе (предположительно – композиция «Успения Богоматери» на оборотной стороне иконы).

Характерные черты стиля Феофана Грека: яркая индивидуальность; страстность, темпераментность – «неистовая» манера письма (В.Д.Лихачёва); смятение и напряжённость; суровость; широкие мазки; монохромность и сдержанная цветовая гамма, (общий коричнево-красный фон, тёмные контуры, резкие световые блики); «белый мазок» – характерный приём достижения эмоциональной выразительности.

Влияние народного творчества на иконопись новгородской школы 14-16 вв.: склонность к ярким локальным краскам; языческие черты в облике персонажей; «сказочность» образа св. Георгия Победоносца; появление реальных людей, животных, бытовых подробностей, пейзажа. Формирование собственно новгородского живописного стиля – простого и лаконичного.

Выдвижение Москвы как центра русской культуры. Архитектурный облик Москвы: радиально-кольцевая планировка; Красная площадь как центр Москвы; белокаменные стены московского Кремля; Соборная площадь как кремлёвский центр; Китай-город. Монастырский характер архитектуры. Памятники раннего московского зодчества:

Спасский собор Андроникова монастыря (до 1427).

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422).

Синтез различных архитектурных школ.

Своеобразие московской иконописной школы: слияние византийских традиций (утончённость, изящество) с яркостью и грубоватостью исконно русских образов.

Творчество Андрея Рублёва (ок. 1360-1430): влияние искусства Феофана Грека; синтезация лучших достижений прошлой иконописи; завершённость и ясность композиций; гармония, просветлённость и одухотворённость образов; удлинённые пропорции; спокойствие и умиротворённость лиц, поз, жестов.

Знаменитые иконы А.Рублёва:

· иконы Звенигородского чина: поясные фигуры Христа, апостола Павла и архангела Гавриила; гармоничность и нежность красок, тонкость колорита; текучесть линий; «психологизация» изображения; гармония раздумья и печали;

· «Троица» – одно из величайших произведений мирового искусства: библейская легенда об Аврааме и Сарре, принявших трёх путников-ангелов, как сюжетная основа иконы; отказ от сюжетной повествовательности; акцентирование богословско-символического пафоса легенды; «равноправие» персонажей; одухотворённость и хрупкость ангелов; единство колорита; линейный, «музыкальный», ритм; внутренняя сосредоточенность образов.

А. Рублёв как монументалист. Иконостас Успенского собора во Владимире (1408): монументальность размеров; сочетание в фигурах степенности и лиричности; облик Богоматери; фрески «Страшного суда».

Прикладное искусство 14-15 вв.: художественное шитьё (искусство вышивания серебряными и золотыми нитями; имитация иконы; вышивные портреты), резьба по дереву и кости, чеканка, литьё (оклад евангелия боярина Фёдора Кошки).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.