Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новозаветные евангелия




Евангелия (от греч. радостная весть, благовествование) – общее название для четырёх книг Нового завета, так как в них излагается «радостная весть» о жизни и учении Христа, который явился, чтобы спасти человечество.

Три первых евангелия – синоптические (от греч. synopsis, восходящего к лат. conspectus – обозрение, обозревающий всё вместе), т.е. такие, которые могут быть сведены к таблицам, отражающим их сходства и отличия. Время происхождения – примерно 2-ая пол. 1 в. Написаны на александрийском языке – наиболее распространённом греческом диалекте. Самым ранним считается евангелие от Матфея, затем – от Марка, Луки и Иоанна.

С 2 в. символами евангелистов стали служить четыре таинственных апокалипсических животных. Первое животное подобно льву (Марк), второе – тельцу (Лука), третье имело человеческое лицо (Матфей), четвёртое подобно летящему орлу (Иоанн). Впервые изображения символических животных появились на мозаике в апсиде церкви св. Пуденциалы в Риме (нач. 5 в.). Потом сложился определённый порядок расположения символических изображений.

Если символы изображались в один ряд, то порядок расположения должен был соответствовать библейскому – ангел (евангелие от Матфея), лев (от Марка), бык (от Луки) и орёл (от Иоанна).

Если символы помещались по углам, то в верхнем левом (от зрителя) – ангел, в верхнем правом – орёл, в нижних – соответственно – лев и бык.

В интерпретации средних веков образы четырёх животных символически представляли Христа: будучи от природы человеком (ангел), Христос умер как жертвенное животное (бык), восстал как лев и вознёсся орлом на небеса (А.П.Лопухин). В этой связи все евангелия часто представлялись образом колесницы, которая состояла из этих символических существ. Также все евангелия символизировались образом реки, которая, выходя из Эдема для орошения рая, разделялась на четыре реки.

Голгофа (др.-евр. Gilgeiles-golal – череп, лобное место) – гора, на которой был распят Христос и на которой у евреев обычно казнили преступников. Тогда гора была ещё вне Иерусалима, на северо-западе от него, теперь – в самом городе и вся окружена священными зданиями. При матери Константина Великого (4 в.) здесь был построен храм, на месте которого сейчас храм Гроба Господня. По преданию, на Голгофе похоронен Адам.

Специфика четырёх евангелий.

Евангелие от Матфея – самое раннее. Его основная цель – доказать обращённым иудеям, что Иисус и есть Мессия, которого они ожидали.

Евангелие от Марка – изложение земной жизни Иисуса в яркой и наглядной форме, с разъяснением различных иудейских обрядов и предназначалось, вероятно, для язычников.

Евангелие от Луки «тщательно исследует всё с начала», рассматривая земную жизнь Иисуса в историческом аспекте.

Евангелие от Иоанна написано в Эфесе «возлюбленным учеником» Иисуса Христа. По мнению Иоанна, повествуя о Христе, нужно говорить не о его земной жизни, а о «Его Божестве», с указанием на то, что воплотившийся Христос есть «Слово изначальное», то самое, которое «в начале было у Бога» и само «было Бог» (А.П.Лопухин).

Поэтика евангелистских текстов: повествовательность; проповеднический характер; литургичность; культовый ритм; игра слов; звукопись; плеоназмы; трёхчленное строение речи; «семитический колорит».

«Заповеди блаженства» (макаризмы), «рассказы о деяниях праведника» (ма’асе) и «изречения» (логии) – источники жанра евангелий. Поэтика «посланий»: поэтика греко-римской диатрибы, противоречивость и «борьба» мыслей».

Внерелигиозное значение Библии.Раннехристианская литература – универсальный образец для позднейшего европейского творчества. Постепенное удаление Библии от христианской идеологии. Универсальная «означенность» библейских образов, выражающих «сверхобычное эмоциональное напряжение и размах» (С.С. Аверинцев).

Библейские образы и сюжеты как компоненты культурной традиции.

Образ Вавилона. Вавилон – столица Вавилонской монархии, синоним всякого большого безнравственного города. Смысл употребления этого названия до сих пор во многом остаётся неразгаданным. Первоначально этот образ восходит к реальному городу Вавилону, с его «грозным величием», «культурным богатством» и «нравственным упадком» (А.П.Лопухин). Позже начинает пониматься как «великий город», т.е. Рим. Вавилонское столпотворение и легенда появления разноязычия.

Взаимопроникновение культур Востока и Запада на рубеже новой эры. Процесс религиозного синкретизма. Апокрифическая литература. Манихейство и манихейская литература: культ книги; каллиграфия и иллюстрирование; жанры послания, откровения, жития, молитвы, деяния, гимны, евангелия, притчи, псалмы, «чудеса», псевдоисторические предания; поэтика повторов и параллелизмов.

Раннехристианское искусство. Боязнь идолопоклонства и язычества. Влияние и традиции античности.

Искусство катакомб. Катакомбы– большие подземные помещения для погребения умерших. Обычай такого типа захоронения заимствован из восточных культур. У входа в подземелье строили небольшое здание-гробницу, которое одновременно было часовней. По внешнему виду и устройству оно не отличалось от обычных языческих построек. С 4 в. появляются христианские храмы в виде базилик. Катакомбы были открыты в 16 в. около Рима. Сохранилось множество катакомб в Италии, Испании, Франции, Палестине, Сирии, Египте, на острове Кипр и др.

Структура катакомб:

· лабиринт галерей,

· locus (ниша),

· cubicula (семейная усыпальница),

· луминарии (отверстия в потолках).

Надгробные надписи. Система украшения катакомб. Изящество и благородство древнейших катакомбных росписей. Сюжеты и персонажи фресок.

Символические, аллегорические и исторические изображения.

Наиболее известные символы древнехристианского искусства:

· якорь (христианская надежда),

· голубь (Св. Дух и невинная христианская душа),

· оливковая ветвь (мир),

· павлин (бессмертие),

· агнец,

· рыба (Христос),

· петух (воскресение),

· орёл (юность),

· лев (сила и могущество),

· змей (зло),

· венок (победа над смертью и властью дьявола),

· монограмма Христа

и др.

Мотивы античной живописи: персонажи античной мифологии (Орфей, Амур и Психея, маленькие гении, амуры), вазы, раковины, трагические и комические маски, грациозные цветы, плоды, птицы, животные.

Религиозное искусство. Утверждение господства идеального мира и жёсткий отбор художественных средств. Реальный мир как знак вечных и всеобщих сущностей (П.Бицилли). Тяготение к сложным темам, огромным синтетическим ансамблям. Воплощение истории человечества. Обращённость религиозного искусства к мыслительной деятельности человека, выстраивающего идеальный мир в своём воображении. Активная и последовательная ориентация на восприятие и освоение религиозных трансцендентных смыслов. Канонический тип стилевой нормативности. Суровость и чёткость стиля. Нормативность и отвлечённая гармоничность образов. Вытеснение миметики и чувственной конкретики. Аллегоризм и символика. Сочетание «символического экспрессионизма» и «изобразительно-натуралистического символизма» (Е.Н.Устюгова). Безличностный тип творчества. Отрицание самодостаточности искусства. Храмкак пример морфологической интеграции.

Основной тип храма – базилика. Традиции греческой и римской архитектуры. Особое внимание к внутреннему пространству храма. Подчёркнутые контрасты внешнего и внутреннего. Техника освещения. Базилика Санта Мария Маджоре в Риме. Тип круглого храма (ротонда) и мавзолей.

Порядок размещения мозаик. Сюжеты и краски храмовых мозаик. Иносказательность и символика стиля. Смешение античных образов с христианскими символами.

Вербализация богослужения. Культ произносимого, устного слова. Формообразующая роль музыкально-ритмического начала. Мастерство и богатство декоративной фантазии. Сложная система взаимодействия традиционного фольклорного фонда и христианства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.