Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морфологический аспект художественной культуры




Своеобразие соотношения видов, родов и жанров в каждом из четырёх слоёв средневекового искусства. Генетическая близость морфологической структуры средневековой фольклорной культуры искусству первобытности. Традиционная синкретичность фольклорного искусства. Формула А.Н.Веселовского: «песня – сказ – действо – пляска». Символический смысл художественных форм.

«Органическая витальность, мажорность и энергичность сцепления разнородных субстанциональных сил» (Е.Н.Устюгова) как общая стилевая черта фольклорного искусства. Амбивалентность фольклорного образа: замещая реальность, он в то же время сам является реальностью для мифологического сознания (А.Я.Гуревич). Простота и строгость фольклорной стилистики, отсутствие чистой декоративности (Е.Н.Устюгова). Статичностьфольклорного стиля: композиция, ритмика, ладовая организация, тональность, набор эпитетов, орнаментальные мотивы. Сочетание исторической стабильности стиля и интенсивной исполнительской импровизационности.

Фольклорное исполнительство как исходная форма «мусических» искусств. Барды, гистрионы, жонглёры, шпильманы как наиболее архаические примеры художественной профессионализации. Художественный вымысел и вариативность исполнения как неизбежное следствие неосознанного авторства (М.И.Стеблин-Каменский). Стихия фольклорного исполнительства так же, как культура собора, не разъединяла искусства, а скорее связывала общим топосом, культом, целью.

Словесная культура Средневековья. Особая роль произносимого слова в религиозной культуре и искусстве средневековья. Господство церкви, доминантное место собора в системе средневековой культуры увеличивает аудиторию слушающих, которая становится всё более разнородной. Средневековая соборная речевая практика стремится синтезировать «разность» языков, апеллируя к естественно-целостному образу мира.

Потребность во внутреннем системном единстве: высокое слово проповеди всё интенсивнее «разбавляется» жанром exempla. Устное слово проповеди уже в силу жанрового задания не могло быть нейтральным. Музыкально-ритмические особенности произнесения, устойчивость слышимых, узнаваемых связей звука, эмоции и смысла вырастали в универсальные коды, несущие информацию о миропорядке. Голос со всем богатством его модуляций оказался аксиологически значимой частью социальной коммуникации. Жанр церковной проповеди и молитвы.

Связь словесного искусства с музыкой и актёрским творчеством. С одной стороны, музыка только обслуживает церковь, с другой стороны – произносимое, устное слово выдвинуло музыкально-ритмическое начало в качестве универсального критерия, который соединил слово и религиозное песнопение в единое целое.

Храмкак синтез различных искусств. Храмовый синтез, в котором пение, слово, богатство интерьера, окрашенное витражами мерцающее пространство были не только поучительны, но и «просто» красивы, формировал эстетическую рефлексию человека и, одновременно, – специфическую эстетику отдельных видов искусства. Используя красоту собора в религиозных целях, средневековая культура провоцирует дискриминацию нравственного содержания культа и, тем самым, вступает в компромиссные отношения со своей собственной доктриной, разжигая душевный, эстетический дискомфорт. Вытеснение аудиальными, словесно-музыкальными формами, адекватными чисто духовному, невидимому миру зрительной доминанты мировосприятия и наиболее «удобных» для её выражения видов искусства (архитектуры, прикладного и декоративного искусств).

Постепенное распадение сферы крестьянского творчества на «мусический» и «пластический» фольклор. Хореографичность изображения человеческого поведения. Текст как орнамент. Подчинённость изобразительного начала началу орнаментально-ритмическому (Ц.Г.Нессельштраус, А. де Моран).

Формообразующая роль изобразительного искусства. Постепенное повышение роли повествовательно-изобразительного начала.

Господство гедонистических установок в светском высоком искусстве. Развлекательностькак доминирующее качество светского искусства. Особая роль танцав сфере развлекательной культуре средневекового замка. Жест как важное коммуникативное средство.

Специфика морфологической структуры городской культуры. Доминанта идеологического, познавательного и повествовательного. Выдвижение на первый план литературы. Переход от устных форм бытования словесного искусства к письменным. Роль книгопечатания. Чтение как преобладающий массовый способ восприятия произведений словесного искусства. Внерелигиозная повседневность как тема книжных иллюстраций.

Светский характер архитектуры. Формирование прозаической эстетикибюргерского жилого дома. Более высокая роль комического и сатирического начала в культуре и искусстве города.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.