Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западноевропейская средневековая эстетика




Основные принципы эстетической системы средневековья (М.Дворжак):

· ясность (адекватность выражения идей),

· цельность (абсолютная завершённость),

· согласованность (гармоническое единство).

Философское и эстетическое самосознание средневековой культуры 7-9 вв. Утрата интереса к «глубинам духа и тайнам бытия» (М.С.Каган). Монастырь как центр философствования и собирания знаний.

Дидактический характер ранней средневековой эстетики. Утверждение высокой дидактичности изобразительных искусств, так как за материальностью пластического образа просвечивает духовная сущность. Взаимодействие безусловного и конвеционального языков интерпретаций, многоуровневость толкований. Осуждение поклонения образу и относительная свобода художника, автономия и декоративность искусства.

Дидактическое понимание музыкального искусства («вознесение к благочестию» через слух).

Осмысление художественного и теоретического наследия античности.

Реабилитация чувственного наслаждения и формирование гуманистической тенденции обращения к душевному опыту человека (появление описаний эстетического воздействия храмов, архитектурной среды).

Католицизм как сдерживающая аскетическая сила, противостоящая процессу повышения эстетической автономии искусства.

Перемещение центра «учёности» из монастырей в городские школы и университеты (12-13 вв.).Изменение жанров научного знания («Суммы», «Зерцала») и формирование систематического подхода к предмету изучения.

Два аспекта теоретико-эстетической мысли (С.М.С.Каган):

1. изучение имманентных законов искусства;

2. изучение отношения искусства к реальному миру.

Противоречие между умозрительным, универсальным и эмпирически постигаемым. Формирование теорий скульптуры и живописи.

Эстетические взгляды Фомы Аквинского (1225/1226-1274): мир понимается как целостный; всё земное хранит в себе трансцендентный смысл; реальность даёт зримую форму для изображения; зримое выражение предметного мира должно переструктурировать реальные связи предметов по принципу ясности воплощения; противоречия между видимым и изображённым могут сняты только богом; отождествление искусства (ars), знания и практического воплощения.

Господство авторитарно-иконографического художественного метода. Формирование образа мастера-творца (посвятительные надписи, фиксация имён авторов). Соотнесение творчества с божественным деянием: человек может не творить(отсюда – идея образца), а делать (отсюда – наличие правил и появление понятие ars, совпадающего с древнегреческим техне). Превосходство знания над действием (Августин, Боэций).

Первоначальные классификации искусств и появлениеклассической системы семи свободных искусств:

· тривиум: грамматика, риторика, логика (Варрон);

· квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка (Боэций).

Попытки отделить искусство от науки и искусство от ремесла.Утверждение «неистинности» того, что делается руками. Появление деления на свободные искусства и механические.

Выделение группы искусств, формирующих среду: архитектура, живопись, прикладные искусства. Изменение отношения к музыке: ранее – наука о числах, позже – свободное искусство. Понимание поэзии как части риторики и части философии, а философии – как проповеди и молитвы.

Особое место драматических искусств (theatrica).

Невыделенность и несамостоятельность живописи и скульптуры.

Система искусств как иерархическая система(М.С.Каган): от духовного начала (слово) через звуковое (музыка) и пространственное (архитектура) воплощение к синтезу слова и изображения (театр) и к чисто пространственному изображению (пластические искусства):

1. слово;

2. музыка;

3. архитектура;

4. театр;

5. пластические искусства.

Соответствие системы искусств онтологии божественного мироздания (сверху вниз) и понимание её как гносеологии (снизу вверх) (М.С.Каган).

Эстетика как отражение ценностных представлений средневековья.

 

Глава 4. Литература Средних веков




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.