Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И Центральной Европы зрелого Средневековья




Два основных средневековых стиля: романский и готический.

Романский стиль (11-12 вв.). Смысл и история термина. 12 век – золотой век романского европейского искусства. Религиозный характер искусства. Контраст между духовной мощью, экспрессией и внешней уродливостью. Совмещение церковного искусства и традиций народного творчества. Доминирующая роль архитектуры. Монументальное строительство. Суровая, мощная простота романских построек.

Средневековый замок. Замок как символ власти. Тип феодального замка: основное жилище сеньора, стоящее в центре двора (башня-донжон); крыша, оборудованная для дозора; подземелье-тюрьма; кладовая (нижний этаж); жильё владельца (второй этаж); помещения для слуг и охраны (третий этаж) и др. хозяйственные помещения во внутреннем дворе.

Храмкак самое значительное сооружение романской архитектуры.

Базиликанский тип сооружений: вытянутость по оси восток-запад, вход с западной стороны, алтарное помещение – с восточной, разделённость колоннами на 3-5 коридоров (нефов), двор с водоёмом (атриум). Внутреннее пространство храма; нартекс, алтарь, апсида, трансепт (поперечный неф).

Центрический тип храмов; круглые (ротонды), многоугольные, крестообразные. Скромность наружного оформления и роскошь внутреннего убранства: колонны ионического или коринфского ордена; наборные полы из цветного камня; мозаика из камней и смальты не только на полу, как в античности, но и на стенах; драгоценная утварь; златотканые облачения священников.

Храмовый ансамбль; храм, баптистерий (здание для крещения), колокольня (кампанилла).

Развитие градостроительства. Архитектура средневекового города: рост города вверх; строительство домов в несколько этажей, нависающих один над другим; мощные крепостные стены, рвы, мосты, городские ворота; ночные укрепления улиц цепями и огромными замк а ми. Начало регулярной планировки: рыночная площадь в центре и на пересечении двух главных магистралей под прямым углом; собор и ратуша на площади; заселение города по профессиям (улицы оружейников, аптекарей, ткачей, булочников и др.).

Подчинённость изобразительного искусства архитектуре. Господство фресковой живописи. Повествовательный характер фресок (сцены из христианского писания, жития святых, изображения Христа-учителя в окружении учеников-апостолов). Порядок расположения и сюжеты рельефов и росписей.

Развитие монументальной скульптуры. Расположение скульптуры в соборах (на западном фасаде, на капителях колонн). Изменение декора. Увеличение доли чудовищного, безобразного, фантастического в изобразительных мотивах. Устрашающие сюжеты («Страшный суд», «Страсти Христовы», мученичества святых, черти).

Проникновение в храмы нерелигиозных мотивов: сюжеты древней и средневековой истории, басен, светских романов, мифологические персонажи). Сочетание в стиле символики, аскетизма и народной фантазии, сказочности, яркой декоративности.

Готический стиль (нач. 12-14 вв.). Смысл и история термина. Возрастание роли королевской власти, городов, купечества, ремесленных цехов.

13-14 вв. – наивысший расцвет средневековой культуры. Взволнованность, изысканная одухотворённость, экстатичность и мистика готики.

Готическая архитектура. Новаторство и специфика каркасной системы. Грандиозность, нарядность, величественность готической архитектуры. Образ, архитектура и символика готического собора: строительный материал, внешний вид, планировка интерьера, декоративное оформление, характер орнамента.

Распространение характерных готических архитектурных мотивов: пинакли, флероны, фиалы, розы, стрельчатые арки. Внутреннее пространство готического собора (обилие рельефов, соборная скульптура). Причудливая ажурность убранства.

Замена фресковой живописи витражами. Искусство витражей. Любимые витражные цвета: «винные» (бордо, тёмно-вишневые, тёмно-синие).

Феномен готического собора как символ тотального универсализма.

Разнообразие светской архитектуры (ратуши, различные типы городского жилого дома, дома для купеческих гильдий). Появление профессиональных архитекторов.

Готический синтез искусств (архитектура, скульптура, живопись). Национальные варианты готики.

Основной тип готической пластики – статуя. Восприятие готических фигур как элементов гигантской декоративно-монументальной композиции. Совершенствование языка скульптуры: экспрессия в лепке форм, динамика складок и драпировок, сильная светотеневая моделировка).

Средневековая книжная миниатюра. Изготовление рукописных книг в монастырских скрипториях. Появление сброшюрованного кодекса из телячьей кожи (пергамена).

Средневековая рукопись как драгоценность: оклад из металла, слоновой кости, драгоценных камней, эмали; яркие краски; причудливый орнамент; изоморфические инициалы (стилизованные птицы, рыбы, фантастические животные); разнообразные маргиналии (рисунки на полях). Своеобразие германских миниатюр: графичность, плоскостность, холодность и локальность цвета, сочетание спиритуалистического характера изображения и народности.

Иллюстрирование Библии (Венская Книга Бытия, «Апокалипсис» из Сен-Севера, Амьенское Евангелие).

Развитие художественных ремёсел (резьба по кости, украшения для костюмов, мелкие туалетные принадлежности).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.