Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековья




Художественная культура арабо-мусульманского

Культура Ближнего Востока.

Арабский халифат (7-нач. 10 вв.): Тунис, Алжир, Марокко, южная Испания. Медина и Мекка – аравийские города, местопребывания Мухаммеда и его преемников – халифов.

Арабская литература.

Свободомыслие и гуманизм. Относительное равноправие теософии и философии (концепция «двоякой истины»). Интерес к античной философии. Роль доисламских племенных традиций в становлении арабской литературы.

Арабский язык – «латынь» Ближнего Востока (К.Розеншильд). Основные особенности арабского стихосложения: квантитативность, моноритм. Касыда – главная поэтическая форма древнеарабской поэзии.

Темы и поэтика доисламской арабской поэзии: образы племенной жизни бедуинов; традиционализм; распространённые сравнения; концентрация изображения; лапидарность; разнообразные фонетические приёмы. Формирование средневекового арабского поэтического канона.

Патриархальный генотеизм и возникновение новой мировой монотеистической религии – ислама. Появление священной книги – Корана (собрание проповедей Мухаммада).

Коран как литературный памятник. Тематическое многообразие: иудейская и христианская мифология; мусульманская эсхатология; нормы мусульманского права; арабский фольклор. Отсутствие композиционного единства. Своеобразие стиля: риторика, монотонность, религиозное воодушевление, заклинательность, проповеднический пафос. «Картинность» и «нервность» (И.М.Фильштинский) художественной речи. Коран как основа мусульманской культуры, литературная традиция народов Востока.

Возникновение особого жанра – макамы (беседа, место для племенного собрания). Поэтика макамы: короткий плутовской рассказ; сатирический пафос; герой – образованный бродяга, плут; традиционный образ «нищего литератора».

Особенности арабского народного романа: форма жизнеописания – сира; сходство с рыцарским куртуазным романом и отличия от него; герой – бедуинский богатырь.

Литература Ирана и Средней Азии (3-14 вв.).

Памятники древнеиранской письменности: мифы о богах; идея справедливого царя; образ дэва-борца; проповедь человеколюбия; похвала разуму; высокий статус «изречённого слова»; жанровое разнообразие (гимны-восхваления, поэмы, сказки, притчи, басни, сатиры, афоризмы, поговорки, «развёрнутые» загадки, «лирика скорби» (И.С.Брагинский). Своеобразие поэтики: многозначность, метафоричность, символика, различные виды повторов, риторические фигуры, контрастность).

Манихейская литература. Основные идеи и стиль проповедей Мани: мир – арена вечной борьбы тёмного и светлого начал; энциклопедичность; лиризм; живописность; фольклорные мотивы; музыкальность.

Возникновение фарсиязычной литературы (8-9 вв.). Персидско-таджикская литература (9-10 вв.). Традиции арабской литературы и тенденция освобождения от арабского влияния.

Творчество Рудаки (ок. 858-941 гг.). Основные мотивы поэзии - любовные и пейзажные. Эстетика простого, обычного. Единство эстетического и этического идеалов. Важнейшая антитеза – Любовь и Разум. Своеобразие поэтики: параллелизм, контрастность, симметричность, форма бейта.

Творчество Фирдоуси (родился предположительно между 932-941 гг., умер – предположительно между 1020-1026 гг.). Поэма «Шах-наме» («Книга о царях») – мифологический свод легенд и преданий на фарси. Своеобразие поэтики: последовательность трёх частей – мифологической, богатырской, исторической; универсализм в изображении человека; традиции народного эпоса; слияние в героической личности этического и эстетического идеалов; драматизация изложения; образ читателя как соавтора.

Личность Ибн Сины – Авиценны (ок. 980-1037 гг.) как явление мировой культуры: возрожденческий универсализм личности; «пленительный оттенок» (И.С.Брагинский) «жизнерадостного свободомыслия» (Ф.Энгельс).

Творчество Омара Хайяма (ок.1048-1131 гг.) – вершина гуманистической поэзии этого времени: ощущение собственного «я»; утверждение прав творческой личности; вакхическое восхваление разума; сочетание скепсиса и отчаяния; форма рубаи, их философская окрашенность, иносказательность, символический язык.

Философско-дидактическое направление в поэзии 13-14 вв.

Творчество Саади (после 1203-1291 гг.): концепция двух жизней – в одной искать и ошибаться, в другой – применять накопленный опыт; разнообразие жанров (касыды, лирические газели, притчи, назидания).

Сборники Саади «Бустан» (Плодовый сад) и «Гулистан» (Сад роз). «Гулистан» – одно из самых значительных и известных прозометрических произведений на Востоке: чередование рассказов и стихотворных строк; сентенции; парадоксы; юмор; обрамляющая композиция.

Литературы Центральной Азии. Тюркоязычная литература (6-11 вв.). Древнейшие памятники тюркоязычной культуры – орхонские и енисейские тексты. Типы древнего письма: руническое, манихейское, уйгурское письмо. Погребальные комплексы древних тюрок, надписи на стелах. Традиции дружинного эпоса: легендарно-эпическое изображение правителей; идеализация героев.

«Книга гаданий» – прообраз гадательных четверостиший. Структура и тематика «Книги гаданий»: реалистические истории о людях и животных; сказочные и мифологические мотивы; морализаторские сентенции; живописные описания природы.

Распространение манихейской религии и развитие манихейской литературы: религиозные четверостишия-гимны; аллитерационная анафора. Распространение принятие ислама.

Дидактическая поэма «Кутадгу билиг» (Наука о том, как быть счастливым) Юсуфа Баласагунского – начало истории классической тюркоязычной поэзии. «Кутадгу билиг» – монументальное поэтическое произведение, «тюркская ''Шах-наме''» (И.В.Стеблева). Идеи, темы, особенности поэтики: мусульманская ориентация, жанр месневи; форма диалога четырёх действующих лиц; традиционные жалобы; включение формы касыд и четверостиший типа рубаи; советы правителям; аллегория и метафорические сравнения; богатый поэтический синтаксис; яркие бытовые детали; афористичность и сентенциозность.

Распространение и влияние суфизма. Суфийская литература: описание экстатических состояний; образы-символы; использование народных стиховых форм и мелодий. Утверждение арабо-персидской поэтики.

Арабская музыкальная культура – одна из самых замечательных и блестящих музыкальных культур мира, источник музыки всех стран арабского Востока. Проникновение и влияние арабской музыки в страны Западной Европы (Испания, Греция) и Азии (Азербайджан, Таджикистан, Иран, Индия).

Многонациональность истоков. Сложная ладовая организация. «Арабский лад». Единство поэзии и музыки. Поэты-музыканты. Газель – один из древнейших видов арабской поэзии, связанный с музыкой.

Самостоятельность и значительность инструментальной музыки. Особая роль и разнообразие ударных (барабаны, бубен, палочки). Распространённость лютни (удд).

Особый тип тематического развития – эффект «распускающегося бутона». Наиболее развитый композиционный принцип и жанр – макам (макама).

Исключительное своеобразие арабской музыки: тончайшие и разнообразные сочетания очень узких интервалов; мелодическое скольжение, перетекание, «мерцание» (Р.И.Грубер); пылкость, нюансированность, орнаментальность арабской музыки («арабеска»); особый характер звукоизвлечения – пристрастие к гортанным, экспрессивным тембрам, чувственность, «знойность», эротичность; приёмы контрастного сочетания мелодической изобр6тательности и монотонности.

Влияние ислама на музыкальную культуру. Манера однообразно распевного рецитирования муэдзинами текстов Корана.

Сложность явления и понятия «ритм». Полиритмия. Первостепенное значение ритма в исполнительской практике.

Развитость музыкальной теории (Ибн Сина, Аль-Фараби). «Дом мудрости» в Багдаде.

Архитектура и изобразительное искусство Ближнего и Среднего Востока.

Магрибское (от арабск. – запад; так народы Ближнего и Среднего Востока называли области, расположенные западнее Египта) или мавританское искусство (греч. маврытёмный).

Общность культурного наследия стран Среднего Востока 10-15 вв. (например, ставшая классикой таджикской и иранской культур 10 в. эпическая поэма Фирдоуси «Шахнаме»).

Взаимодействие культур Среднего Востока с традициями иранской, закавказской и средневосточной античности. Вторжения иноземцев (арабов – 7-8 вв., тюрков-сельджуков – 11 в., монголов – 13 в.) и повсеместное распространение ислама.

Формирование особого декоративного стиля: гармоничное сочетание ярких живописных красок; повышенная эмоциональная выразительность; декоративно-орнаментальное начало; плоскостность трактовки форм; локальность цвета; каноническая художественная символика в использовании цвета в архитектуре и жестах фигур.

Единство архитектурных тенденций: традиционный строительный материал – глина, сырцовый и обожжённый кирпич, иногда – камень; сводчатые и купольные покрытия; арочная, воронкообразная (тромп), сталактитовая системы паруса (переход от прямых углов стен к сферической поверхности купола; использование стрельчатой арки как декоративного элемента).

Характерные типы гражданских построек: жилые дома, бани, крытые водоёмы, караван-сараи, торговые помещения, дворцы для правителей и знати.

Мусульманское культовое зодчество: канонизированная форма арабской колонной мечетии её местная модификация: большой глубокий айван или купольное помещение со стороны Мекки, в котором размещался михраб; перед ним – двор, окружённый арками на колоннах. Появление четырёхайванных построек: большое помещение с квадратным (прямоугольным) внутренним двором, в который выходит айван в виде глубокой сводчатой ниши; пилоны айванов образуют пештаки; углы украшают башенки и минареты; символический смысл четырёх айванов (четыре правоверных толка ислама).

Повсеместное развитие башенных сооружений (высокие цилиндрические, слегка сужающиеся кверху минареты стройных пропорций), призматические, перекрытые шатром мавзолеи и др.

Своеобразиеградостроительства: тип застройки городской площади двумя-тремя большими зданиями; торговые улицы; садово-парковое искусство.

Распространённость орнамента: монохромный орнамент из кирпича или резных терракотовых плиток; цветной узор из красочной керамической мозаики и ярко расписанных глазурью плиток (с 12-14 вв.); растительные и геометрические узоры; синтез архитектуры и полихромного узора; упоминание имени и места происхождения (нисбу) автора; создание цеховых уставов, содержащих легендарную историю ремесла и нормы поведения мастера (устада) и учеников.

Появление дворцовых мастерских, изготавливающих ткани, ковры и др. Вариантом мастерской была библиотека (кетабхане), в которой переписывались и украшались рукописные книги.

Искусство восточной книги: виртуозное мастерство каллиграфа-переписчика; изысканная линия; тончайшие узоры заставок и титульных листов; великолепные миниатюры-иллюстрации (композиция намечалась свинцовым или серебряным карандашом, краски тщательно растирались и наносились тончайшей кисточкой; красочный слой полировали, что придавало миниатюре особый эмалевый блеск); роскошный переплёт; «хрупкие завитки орнамента» (В.Веймарн, Т.Каптерева); соответствие искусства книги поэтическому языку восточной литературы (повествовательность художественного языка, множество персонажей, возвышенность сюжетов и тем; постепенное нарастание декоративности, сочетания чистых и интенсивных цветовых пятен и тончайших линий, «ковровость» композиции.

«В интенсивности красочных пятен миниатюры, музыкальности ритма её линий проявляется реальное чувственное, радостное ощущение жизни. Мир в миниатюре предстаёт в своём праздничном аспекте – это роскошный сказочный сад то в нежной бело-розовой пене цветущего миндаля, то в багряно-жёлтом уборе как бы трепещущих от ветра листьев. Это розовые, голубые, сиреневые, золотые, покрытые пёстрым ковром цветов лужайки, громоздящиеся скалы, подобные застывшим кускам драгоценной лавы, серебристые ручейки, ярко-синее или золотое небо с затейливо бегущими облачками. Люди в ярких одеждах, звери и птицы с их любовно переданными повадками, богатые, украшенные узором здания, отмеченные тонким вкусом предметы утвари – всё это, связанное воедино композиционным и цветовым ритмом, создаёт целостный образ, проникнутый светлой радостью жизни…В миниатюре наделённой яркой образностью, глубокая и человечная эмоциональность достигается не столько показом внутренних душевных переживаний тех или иных персонажей, часто бесстрастных, статичных и подчинённых канону, сколько благодаря взволнованному и обострённому чувству красоты, которое отличает все изобразительные средства миниатюры, и в первую очередь её цветовое звучание…Изображение торжественно-праздничных или полных проникновенного лиризма сцен составляет своеобразную стихию живописи Среднего Востока» (В.Веймарн, Т.Каптерева).

Тесная связь с миниатюрой прикладного искусства и народных ремёсел.

Искусство Средней Азии.

Мавзолей Тимура Гур-Эмир в Самарканде (нач. 15 в.) – архитектурный шедевр искусства Средней Азии: восьмигранник в плане; огромный ребристый купол; купол покрыт узором из голубых и синих изразцов, а стены – белыми и бирюзовыми; пышный интерьер с использованием мрамора, тёмно-зелёного нефрита, росписи синей и золотой краской, резная двустворчатая дверь, инкрустации разноцветным деревом, костью и металлом.

Медресе Улугбека в Самарканде (15 в.): стройность пропорций; «изысканная красота мозаик» (Т.П.Каптерева).

Туркменские ковры: «самые тонкие и красивые в мире» (Марко Поло, 13 в.); разнообразие бытового назначения, определившее множество типов ковров и композиции узора (большие прямоугольные расстилали на полу, коврами поменьше завешивали вход в юрту, маленькими длинными ковриками закрывали мешки для хранения утвари, красивыми восьмиугольными коврами украшали вьюк верблюда); характерная расцветка (карминно-красный фон центрального поля, на котором ритмически повторяются орнаментальные розетки).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.