Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформирование системы законодательной власти в России в конституционном духе




Реформирование высшего звена исполнительной власти в стране в конституционном духе

Реформирование (модернизация) российской государственности. Перестановки в высших эшелонах власти (апрель 1906 г.).

- Учреждение Совета министров как постоянно действующего органа исполнительной власти в России во главе с С. Ю. Витте (19 октября 1905 г.).

- Отличия Совета министров 1905 г. от Совета министров, учреждённого Александром II в 1857 г.

Во главе Совета министров России, реформированного в 1905 г., стоял не император, как это было в момент его учреждения Александром II в 1857 г., а назначаемый главой государства высший чиновник империи, который получал ряд прав по формированию состава Совета и его руководству. По существу реформированный Совет стал первым правительством Российской империи. Таким образом, был сделан первый шаг в переходе от «прямого» управления императором структурами исполнительной власти к «опосредованному», что соответствовало общим тенденциям развития европейской государственности в конституционном духе.

- Деятельность С. Ю. Витте на посту первого премьера страны (председателя Совета министров) (19 октября 1905 – 14 апреля 1906 гг.).

- Демократизация избирательного закона от 6 августа 1905 г. Издание указа «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу» (11 декабря 1905 г.).

При сохранении сословно-куриального принципа выборов и их непрямого характера был значительно расширен круг избирателей. Депутаты избирались собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими. Особенностью нового избирательного закона было то, что он отдал почти половину голосов в губернских избирательных собраниях крестьянам в надежде на их «здоровый консерватизм» и традиционные монархический чувства. Учитывая, что крестьянство было самым многочисленным сословием в стране, их представители могли получить значительное количество мест в Думе и оказывать значительное влияние на её деятельность.

- Издание Манифеста «Об изменении учреждения Государственного совета и о пересмотре учреждений Государственной Думы» (20 февраля 1906 г.) Его сущность.

«Учреждение Государственной Думы» определяло срок её деятельности, компетенцию как законодательного учреждения, взаимоотношения с Верховной властью и права депутатов. Согласно новому «Положению» о Государственном Совете он наделялся такими же законодательными правами как и Дума, превратившись, тем самым, из законосовещательного органа в верхнюю палату. Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены, половину - члены «по высочайшему назначению», что делало его более консервативным, чем Дума. Взаимоотношения Государственного совета и Думы строились на принципах взаимного контроля. Думский законопроект мог быть отклонён Государственным советом, а законопроект, предложенный Советом, требовал обязательного одобрения Думы. Только после утверждения законопроекта Государственной думой и Государственным советом он шёл на утверждения императора и с его подписью обретал силу закона.

Приведение «Основных Законов Российской империи» (23 апреля 1906г.) в соответствие с изменениями, произошедшими в политической системе страны

- Особые права самодержавной власти в новой редакции «Основных Законов» России.

86 статья Главы 9 «Основных Законов» гласила: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора.

- Законодательное регулирование особых прав главы государства (императора) в законотворческой деятельности. Положения 87 статьи «Основных законов».

Согласно 87 статье «Основных Законов» правительство по согласованию с императором во время прекращения занятий Государственного Совета и Государственной Думы в «чрезвычайных обстоятельствах» могло осуществлять ограниченную законодательную деятельность самостоятельно. Ограничения касались невозможности вносить изменения ни в статьи «Основных Законов», ни в положения об учреждении Государственного Совета и Думы, ни в постановления о выборах в оба органа законодательной власти страны. Срок действия таких законов также был ограничен. Правительство было обязано представить их на рассмотрение Государственной Думы и Государственного Совета не позднее 2 месяцев после возобновления деятельности законодательных учреждений страны. При не соблюдении указанного срока или при неодобрении Думой и Советом законов, принятые в чрезвычайных обстоятельствах, они теряли свою силу.

- Вопрос о сущности изменений, произошедших в политической системе страны.

В настоящее время всё большее количество исследователей склоняется к оценке произошедших изменений в политической системе страны как конституционных, несмотря на их ограниченный характер. Это относится как к изменениям в системе законодательной власти, так и исполнительной. (Смотри: Исаев И. А. Исаев. История государства и права России. М., 1996; Кравец И. А. Конституционализм и Российская государственность в начале XX века. М., 2000; Медушевский А. Н. Конституционная монархия в России.// Вопросы истории. 1994. № 8; Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.) в 2т. т. 2. СПб. 1999; Смирнов А. Ф. Государственная Дума Российской империи 1906-1917гг.: Историко-правовой очерк. М., 1998;. Цечоев В. К., Орлова Н. Е. История государства и права России XIX-XX вв. Ростов н/Д. 2000).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.