Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переделать




Изменения в сфере материально-технической культуры

Нового типа

Закономерности перехода от традиционной культуры к культуре

ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ПЕРЕХОДНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

Глава 1.

Возрождение – «величайший прогрессивный переворот в истории человечества» (Ф.Энгельс).

«Переходные периоды» определяются как «состояния процессов развития, которые не укладываются в качественно-определённые формы социокультурного бытия» (М.С.Каган).

Античность – тип культуры, отвергнутый Средневековьем и активно возрождаемый, что и определило название периода – Возрождение.

Переходность может быть понята в широком (как универсальное состояние культуры) и узком смысле (как связующая «зона» между «стабильными» типами культуры). Тем не менее, даже в узком смысле «переходность» Возрождения имеет более длительную историю. Возрождение – начало перехода от эпохи Средних веков к культуре Нового времени, его первая ступень. Вторая ступень перехода – культура 17 в., третья – культура Просвещения (М.С.Каган).

Основа культуры Возрождения – творческий труд ремесленника, что явилось общим для культуры Возрождения и античности. Возрождение одновременно возрождало античные традиции и творчески преобразовывало их.

Основные «маршруты» культуры на пути к Новому времени (по М.С.Кагану):

· от Реформации к христианству;

· от монархического типа культуры к республиканскому;

· от ручного труда ремесленника к механизированному промышленному производству.

 

 

Каждый период изобретений и производства обладает в истории цивилизаций особой «исторической миссией» (К.Маркс).

Один из самых судьбоносных процессов позднесредневековой культуры – смена ручного труда механизированным, перерастание ремесла в мануфактуру. В результате – принципиальное изменение сознание человека, его пространственно-временного восприятия.

«Лаборатория культуры Возрождения – город» (А.К.Дживилегов). Именно в городе вызревают основные политические, социокультурные, художественные тенденции времени. «В материальное производство позднесредневекового города уходят корни сознания человека эпохи Возрождения» (Г.Ф.Сунягин).

Высокий статус в возрожденческом сознании имеет ремесло.

Homo faber (человек делающий) в трактовке М.Фичино: «Повсюду человек обращается со всеми материальными вещами мира так, как если бы они находились в его распоряжении: стихии, камни, металлы, растения. Он многообразно изменяет их форму и их вид, чего не может сделать животное… Он копает землю, бороздит воду, он возносится к небу на громадных башнях, не говоря уже о крыльях Дедала и Икара. Он научился зажигать огонь…Человеку нужно небесное могущество, чтобы подняться до неба и измерить его… Человек не только использует стихии для служения ему, но, чего никогда не делает животное, он покоряет их для своих творческих целей».

Оценка ремесла в ренессансных утопических моделях идеального государства (произведения Т.Мора, Кампанеллы). Появление автономных самодеятельных ремёсел, производивших товары для обмена.

Изменение характера торговли: обращение к индивидуальному покупателю; обмен «по труду»; новое отношение к деньгам как к овеществлённому труду; становление «рыночного права».

 

 

Исключительное значение для формирования нового предметно-практического и интеллектуально-психологического опыта изобретение часов, стекла и книгопечатания. Прекрасно описывает эти открытия Г.Ф. Сунягин:

«Часы стали не только техническим, но и нравственным идеалом (точный, как часы), а нарождающееся научное мышление буквально канонизировало этот идеал, сделав его моделью самого мироздания.

Не менее значительны культурные последствия широкого использования стекла. К началу 15 в. подавляющее большинство домов в итальянских городах было снабжено окнами с прозрачным стеклом. Окно осветило сумеречное пространство средневекового дома реальным светом, впервые со всей определённостью поставив проблему объективной пространственной упорядоченности предметных форм. Окно позволило в повседневном опыте увидеть мир со стороны. Благодаря окну в доме появилась заключённая в раму картина десакрализованной реальности, не содержавшей никаких символических намёков и интересной лишь тем, что её можно спокойно рассматривать.

Но ещё важнее, что вид за окном, как произвольную композицию нз обыденных предметов, можно было понять, только соотнося их величину и удалённость, т.е. увидев в пространственной перспективе. Таким образом, окно, выделяя определённый фрагмент мира и делая объектом внимания локальные процессы, позволяло видеть самое пространство, а не только вдвинутые в него предметы.

Стекло воплотилось и в другом важном аппарате, оказавшем значительное влияние на обыденную психологию, – зеркале. Возможность видеть себя со стороны в повседневном быту явилась важным рубежом в становлении объективистского сознания. Зеркало причастно и к освоению внутреннего мира человека, к выработке уже не ритуального, а психологически мотивированного поведения. Опыт общения индивида с самим собой в зеркале делал наглядной связь между внутренним и внешним – между переживанием и его телесным проявлением.

Однако образцовым техническим достижением эпохи было книгопечатание.

Основной принцип книгопечатания – расчленение органической целостности (в данном случае слова) на стандартные элементы, допускавшие свободные функциональные перекомпоновки. Одновременно бюргерская среда порождала массовую потребность в фиксированном знании. Пока знание существовало в виде предания или эзотерического учения для посвящённых, книгопечатание не могло стать действенным фактом культуры.

Типографские тексты сделали возможным формирование крупных социальных общностей этнического и политического характера, основанных на сознательном понятом единстве интересов помимо личных контактов».

Роль книгопечатания в увеличение масштабов демократизации культуры трудно переоценить. «Книгопечатание превратило перевод Библии в масштабную культурно-историческую задачу» (Э.Ю. Соловьёв).

«Культурная революция» Возрождения – целостный научно-технический прогресс, «первая фаза» истории современной науки (Дж.Бернал), когда науки превратились в «производительную силу» (М.С.Каган). Активное взаимодействие науки и техники, механизация трудовой деятельности и функционирование механизмов как «посредников между человеком и природой» (М.С.Каган). Формирование основ позитивного знания. Ренессансная интеллигенция. Гуманистические штудии (Studia humanitas): новая антропология, филологическая критика, натурфилософские проблемы.

Материально-производственные процессы неизбежно влияют на общественное сознание и формируют новый, «немифологический» взгляд на взаимодействия человека и природы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.