Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура и изобразительные искусства. Самобытность нидерландского Возрождения




Музыка

Литература

Самобытность нидерландского Возрождения. Условность термина. Фольклорная эпическая и фламандская литературные традиции. Движение «нового благочестия». Нидерландский мистицизм. Идея и поэтика вещи. Литература камер риторов: совершенствование стихосложения; обогащение жанровых форм; создание почвы для создания национального тетра.

Нидерландская народная поэзия – песни повстанцев-гёзов: анонимность; политическая и религиозная ненависть; плачи по жертвам; патриотические воззвания; форма «летучих листков»; связь с устойчивыми мелодическими оборотами; чёткий ритм.

Нидерландские гуманисты. «Братства соместной жизни». Антиклерикализм. Отношение к реформации. Деятельность Агриколы.

Творчество Эразма Роттердамского (): особая роль в развитии немецкого гуманизма; теологическая реформа; филологическое прочтение Библии; гуманизация богословия; акцент на действенной стороне христианской веры; понимание христианства как вселенской религии.

«Похвала глупости»: полижанровость произведения; жанр философского трактата и богословской диатрибы; единство серьёзного и комического; ирония как основной приём; традиции шутовской литературы; споры вокруг произведения.

 

Одна из самых блестящих и мощных школ полифонической музыки. Синтез профессиональной и народной музыки. Народные песни как тематическая основа нидерландской мессы. Песни гёзов. Нидерландский строгий стиль, его «резкость и угловатость» (С.И.Танеев). национальная мелодическая неоднородность. «Земной» характер звучаний. Искусство имитации. «Интеллектуальные» начала полифонии.

Жоскен Депре (ок.1450-1531) – один из величайших композиторов Возрождения: принцип индивидуализации хоровых голосов; истоки гомофонного склада; жанр мотета; образование «прояснённого» стиля в полифонии.

Орландо Лассо (1532-1594) – один из «титанов Возрождения» (К.Розенштиль): острая характерность мелодий; новаторские отступления от строгого стиля; грандиозность, космизм, трагическая экспрессия музыкальных образов; покаянные псалмы; короткие, рельефно очерченные мелодические обороты, психологизм как основная черта стиля.

 

Глава 3. Художественная культура Германии

 

Противоречия экономической и политической жизни. Революционные народные движения. Сложность художественных процессов.

 

 

Немецкая архитектура. Доминантное положение культовой архитектуры. устойчивость готических традиций. Упрощение храмовых построек (одновысотные нефы, отсутствие трансепта, зальный тип церквей). Новые тенденции светского зодчества (ратуши, цеховые дома, склады, бойни, башенные ворота). Дворцовые элементы традиционного феодального замка (слияние фортификационных элементов с чертами монументальной представительности; пышность интерьеров; сталактитовые и сетчатые своды; сложные винтовые лестницы).

Ренессансная архитектура 16 в.

Знаменитые тезисы Лютера.

Деятельность Томаса Мюнцера, Ульриха фон Гуттена. Раскол единства сословий. Феодальная реакция. Жестокие расправы с бунтовщиками. Активизация народного самосознания. Возрастающий интерес к античности. Расцвет гуманизма, светской науки. Активное теологическое начало.

Приоритет светского зодчества. Доминирующие типы построек: ратуши, городской особняк, торговый дом. Традиции готики. Общие архитектурные принципы: целесообразность, утилитарность в организации внутренних пространств; живописность и декоративность внешнего оформления).

Немецкое изобразительное искусство. Влияние церкви. Относительное освобождение живописи и скульптуры от подчинённости церковному зданию. Доминирование в живописи алтарных образов. Акцентация повествовательности. Проникновение в религиозные сюжеты жанровых подробностей. Человеческий облик святых. Мотивы фольклорного юмора и лиризма. Новаторство пейзажных мотивов.

Развитие немецкой гравюры.

Немецкая скульптура. Традиции средневековой отвлечённой символики. Условность лиц, жестов, атрибутов. Зарождение новых изобразительных принципов.

Творчество Тильмана Рименшнейдера (1460-1531).Смешение готических и ренессансных черт. Сочетание грубоватой простоты и повышенной экспрессии.

Альбрехт Дюрер (1471-1528) – один из крупнейших гуманистов Возрождения, величайший художник Германии. Аллегоризм художественного языка. Образ человека Северного Возрождения (чувство напряжённости, столкновение духовного и материального, яркая индивидуальность, некрасивость, острая характерность деталей). Жанр портрета. Портреты современников: асимметричные, нервные, сосредоточенные, энергичные, волевые лица; тяжёлый взгляд; жёсткая живописная манера. Серия автопортретов. Жанр портрета-картины.

Повышенное внимание к образу живого мыслящего человека с характерным индивидуальным лицом.

Характерные черты стиля: графически чёткий, дробный рисунок; ясные холодные тона; тенденция к обобщённости образа; композиционная уравновешенность; особая творческая честность и искренность; сочетание сухой тщательности и нервного беспокойства. Рисунки обнажённой натуры. Поиски идеальных пропорций. Алтарные композиции. Ренессансная интерпретация религиозных сюжетов. Гравюры на дереве. Монументализм и философичность образов. Лаконизм и точность линий. «Четыре апостола» как итоговое произведение, воплощение высокого этического начала человеческой природы, силы и независимости человеческого разума.

Творчество Матиаса Грюневальда (?-1528) – характерное, национально самобытное явление немецкого Возрождения. Традиция мистической ереси. синтез духовной культуры прошлого и психологии современного человека Германии 15-16 вв. склонность к воплощению уродливого, страшного. повышенная эмоциональность образов. Натурализм деталей, напряжённость композиции, витражность колорита, новаторство света. Изенгеймский алтарь: философская трактовка человеческого страдания. Портретность персонажей. Пафос религиозной экзальтации.

Творчество Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553). Обилие религиозных и сказочных сюжетов. Интерес к современности. Жанр портрета, внимание к деталям костюма и быта. Один из родоначальников немецкого пейзажа. «Итальянские» образы мадонн. Декоративность, элементы эротики.

Творчество Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543). Интерес к античному. Ироническое отношение к церкви. Круг Эразма Роттердамского в Базеле. Выдающийся мастер книги и декоратор. Концепция уравновешенности, гармонии человека и мира. Естественная ясность портретов. Образ спокойного, разумного, уверенного человека. Эстетика предметного мира. «Мёртвый Христос» - новаторская трактовка традиционного сюжета, «штудия мертвеца» (Н.М.Чегодаева).значение искусства Гольбейна для развития европейской, особенно английской, живописи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.